Карта сайта


Писатель и инженер. Окончил Институт путей сообщения в Петербурге. Работая на строительстве крупных железных дорог, проявил себя как талантливый инженер. Принимал участие в постройке Сибирской железной дороги, Батумского порта, Бендеро-Галацкой, Батумской, Уфимско-Златоустовской, Казанско-Малмыжской, Кротовско-Сергиевской и некоторых других железных дорог. В начале 1880-х гг. увлёкся народничеством, поселился в своём имении в Самарской губернии. Пытаясь доказать жизненность «общинного быта», занялся социальным реформаторством, которое, однако, закончилось неудачей. Разочаровавшись в народнических идеях, сотрудничал с марксистскими изданиями, помогал партии большевиков материально.
В литературе выступил как реалист и демократ. В своей прозе отразил процесс расслоения деревни, рисовал образы технической интеллигенции и рабочих.
В филиале РГАНТД на хранении находятся документы, содержащие описание последнего изыскательского проекта инженера Н.Г. Михайловского.

Гарин-Михайловский Николай
Георгиевич
(1852-1906)
Общая записка Н.Г. Гарина-Михайловского к проекту Крымской железной дороги. 1903 г.
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-787. Оп. 2-4. Д. 2035. Л. тит., 1, 9, 11

Н.Г. Гарин-Михайловский. Проекты Крымских железных дорог. 1910 г.
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-787. Оп. 2-4. Д. 2038. Л. тит., 6-7
Фото барельефа
Про Крымскую дорогу
 
Весной 1903 г. в Кастрополь прибыла изыскательная партия, возглавляемая Н.Г. Гариным-Михайловским, по строительству южнобережной электрической железной дороги, которая связала бы Ялту с Севастополем. За восемь месяцев работ экспедиция Гарина-Михайловского провела технико-экономические расчеты по двадцати двум вариантам трассы, их стоимость колебалось с 11,3 до 24 (млн.) рублей золотом. Наиболее целесообразным и экономически обоснованным был признан вариант Севастополь - Ялта - Алушта, при этом дорога должна была пройти через Ласпинскую долину. Намечалось уже в 1904 г. начать строительство Южнобережной железной дороги. Предполагалось строить вокзалы в генуэзском и греческом стилях, фрески на их стенах должны были изображать прекрасные виды Крыма. Сам Гарин-Михайловский мечтал «украсить путь своей железной дороги гротами, замками, башнями, постройками в мавританском стиле, арками и водопадами». Но прокладка дороги была сорвана начавшейся Русско-японской войной. В 1913 г. правительственная комиссия рассмотрела очередной проект Южнобережной железной дороги, использовавший также и разработки Гарина-Михайловского, и одобрила его. Акционерному обществу Крымских железных дорог предоставлялась правительственная субсидия. Но события 1917 г. прервали работы, а в 1927 г. от проекта электрической железной дороги заставило отказаться землетрясение. Только в 1960-х гг. по маршруту, большей частью проложенному Гариным-Михайловским для железной дороги, было построено автомобильное шоссе Севастополь — Ялта, открытое для движения в августе 1972 г. На скальном выступе горы Ласпи установлена мемориальная плита с барельефом Гарина-Михайловского.
  

Надпись на плите гласит: «При строительстве автомобильной дороги через Ласпинский перевал использовались изыскания, которые в 1903–1904 гг. осуществил Н.Г. Гарин-Михайловский, инженер-строитель, известный русский писатель».

Наиболее значительные произведения:
"Детство Темы" (1892)
"Гимназисты" (1893)
"Студенты" (1895)
"Инженеры" (опубл. 1907)
Результатом путешествий явились путевые очерки "По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову" (1899) и др. Публиковался под псевдонимом Гарин.