Карта сайта


Бочарова Дарья Дмитриевна - 2 место
ГБОУ СОШ с. Большой Толкай Похвистневского района
9 класс

Введение

Актуальность:
Любовь к Родине возвышает душу человека, придает его жизни более глубокий смысл и одновременно служит возрастанию достоинства и силы его Отечества. Святая Русь всегда была идеалом для всего народа, это наша земля со всеми святыми и святынями. Знания истории своей страны, города, села помогает нам повысить духовно-историческое самосознание, стать духовно развитыми гражданами, патриотами своей Родины. Одним из этапов изучения истории страны является изучение родного края, своей «Малой родины», духовным центром которой всегда является храм.

Гипотеза:
Возможно ли воссоздание истории храма села Большой Толкай и его возрождение в наши дни

Цель:
Реконструировать историю храма села Большой Толкай со дня основания до наших дней.

Задачи:
1.Собрать исторический материал об истории села и храма.
2.Проанализировать и систематизировать его.
3.Показать связь истории Русской Православной Церкви с исторической жизнью села.

Ожидаемый результат:
1)Создание альбома об истории храма.
2)Пополнение фондов школьного музея.
3)Пробуждение у молодежи интереса к духовному наследию наших предков.

Объект исследования:
1) История Русской Православной Церкви.
2) Православные традиции жителей села Большой Толкай.
3) История села Большой Толкай

Предмет исследования:
1) История храма Космы и Дамиана села Большой Толкай.
2) Жизнь и деятельность настоятелей храма.
3) Духовные процессы, происходившие в селе.

Методы исследования:
1) Изучение архивных материалов.
2) Изучение газет и журналов прошлых лет.
3) Поисковая работа по селу.
 

 Глава 1

 1.1 Историография

 Впервые историю заселения Самарского Заволжья осветил Кузьма Яковлевич Наякин, в фундаментальной работе «Очерки истории Куйбышевской области». Отдельные вопросы затрагивались авторами сборника «Самарский краевед». Но в выше названных изданиях больше внимания обращалось на революционное движение в Среднем Поволжье. Исследования по истории края началось в связи с юбилеем - 150-летием Самарской губернии. Но пока недостаточно работ по истории отдельных районов, городов, сел.

 Сбором материалов по истории Похвистневского района и его сел, местные краеведы начали заниматься лишь в 60 - 70-х годах XX века. Наиболее активным краеведом является В.А. Ендураев. Его краеведческая работа началась со сбора документальных и вещественных свидетельств прошлого. В поисках исторической информации он организовывал опросы старожилов, вел розыск архивных материалов. Эти усилия позволили установить отдельные эпизоды истории некоторых сел Похвистневского района, в том числе Большого Толкая. Значительное количество материалов по истории села было собранно учителями Большотолкайской школы: Тумаевым Михаилом Иосифовичем и Бочкаевым Дмитрием Васильевичем.

 Большое количество архивных материалов удалось разыскать священнику Алексию Федорову, настоятелю храма в честь бессребреников чудотворцев Космы и Дамиана с. Большой Толкай. Много материалов было передано жителями села. Работа по сбору исторических материалов продолжается.


  I.2 Краткая справка по истории с. Большой Толкай

 Древнейшие предки эрзи жили в междуречье Волги и Оки, а также между реками Мокша, Сура, Алатырь. Недостаток плодородной земли, голод, и беспросветная нужда гнали крестьян искать новые свободные земли. Так часть эрзянского народа оказалось на Средней Волге.

 Хозяйственное освоение Самарского Заволжья активно началось в XVIII веке, когда на Юг были оттеснены кочевые племена ногайцев. Правительство всячески поощряло освоение плодородных земель. Активное участие в заселении новых земель приняли и нерусские народы: эрзя, чуваши, татары. Эрзя, переселившиеся на территорию нынешнего Похвистневского района, выбрали землю между реками Большой и Малый Кинель. Уплатили за землю — требуемую сумму и получили крупную крепость (грамоту). Подлинник грамоты не сохранился, но сохранились фотографии данного документа.

  В полученной грамоте говорилось: «Лето тысяча семьсот пятьдесят пятого года, марта двадцать девятого дня, ново крещенный Иван Дмитриев дал сию купчую крестьянам Симбирского уезда из разных деревень, а именно Андрею Трофимову, Петру Родионову, Науму Иванову, Лариону Андрееву с товарищами».[1.4] Далее грамота гласила, что Иван Дмитриев продал крестьянам распашные и ковыльные земли, принадлежавшие некогда его отцу и деду. В купчей грамоте даже были отмечены точные границы, в которых переселенцы могли пользоваться землей, лесными угодьями и сенокосами, ловить рыбу, охотиться на зверей. За все это крестьяне оплатили пятьдесят рублей серебром.

 Хотя официальной датой основания с. Большой Толкай является 1775 год. В реальности село появилось раньше. Купчая грамота оформила сложившуюся реальность. Переселенцев эти земли привлекли обилием лесов, воды и плодородного чернозема. Первые переселенцы появились в данной местности в 20-30 годах 18 века, по устным преданиям, они первоначально появились в местности, расположенной между нынешними селами Большой Толкай и Красные Ключи. Название их первого поселения никто не помнит, однако известно, что оно напоминало выражение «старое место». Впоследствии эрзя основали новые села, часть из них не сохранилась до наших дней. Скорее всего, ново крещённый Иван Дмитриев, обнаруживший на землях, принадлежавших его роду, сложившиеся поселения, решил не конфликтовать, а извлечь прибыль. Так, что с. Большой Толкай старше официальной даты основания.

 Село Большой Толкай стало называться по имени речки, на берегах которой оно возникло. Название Толкай по-видимому связанно с калмыцким нарицательным «толка» (толкай) -бугор, бугристый.

 По ревизии 1756 года в селе проживало 138 душ. В 1777 году в селе значился 41 двор и 11630 гектаров земли и леса. В 1794 году в селе проживало 394 души, к 1801 году 338 мужчин и 397 женщин. По сведениям за 1858 «Большой Толкай – село казенное, расположено при речке Большой Толкай, насчитывает 258 дворов, в которых проживает 941 мужчина и 1092 женщина, имеется церковь».[1.6]

 1.3 Возникновение храма.

 Храмы на Руси строились всем миром. Долго и тщательно выбиралось место. Для возведения церквей сельчане не жалели ничего. Кроме сбора денежных средств, они урезали свои поля для образования земельного участка, доход с которого шел бы на постройку церквей; бесплатно перевозили материалы, часто из отдаленных местностей.

Не стал исключением и храм в селе Большой Толкай. В 1855 году началось строительство храма, а в 1858 году строительство было закончено. Строительство было произведено только иждивением самих сельчан, вместимостью до 700 душ.

«Клирные ведомости 1871:
1.Церковь построена тщанием прихожан, начато постройка в 1855 году, окончена и освещена в 1858 году.
2.Здание деревянная, на каменном фундаменте, с таковою же колокольнею. Покрыта железом, прочная.
3.Престол в ней один во имя св. безсеребрянников и чудотворцев Космы и Дамиана.
4.Утварью достаточно.
5.Причта состоит на лицо: священник, дьякон, дьячок и пономарь.
6.Дома у священника, дьякона и пономаря деревянные, построенные от прихожан, у дьячка собственный деревянный дом.
Прихожане заботились не только о состоянии храма и жилья причта, но и старались поддерживать материальное положение причта на должном уровне.»[6.1]

«Клирные ведомости 1871.
Земли при сей церкви пахотной, усадебной и сенокосной особо отведенной нет, но прихожане по соглашению с причтом ежегодно уделяют в каждом поле десятин по 10, всего с лугами в пользовании причта находится не менее 40 десятин».[6.1]
На приходе хранились метрические книги, начиная с 1856 года. Была основана библиотека, которая постоянно пополнялась.

 «Клирные ведомости 1889.
Библиотека церковная состоит из 64 названий и 100 томов книг духовного содержания. Из духовных журналов имеются «Духовная беседа», «Странник», «Руководство для сельских пастырей», «Православное обозрение», «Душеполезное чтение» и «Церковный вестник».[6.2]

 «Клирная ведомость 1901.
В церковной библиотеке книг для чтения имеется 124 названия, 234 тома».[6.3]
С открытием храма в селе стало функционировать церковно-приходское училище, которое с 1861 года стало земской школой. В 1891 году при храме открылась школа грамотности, преобразованная в 1895 году в церковно-приходскую школу. Стараниями Священнослужителей в селе была открыта школа для девочек, которую посещали до 30 учениц.

Заботясь о просвещении и духовном здоровье прихожан, священнослужители не оставляли своим вниманием и физическое здоровье верующих. Это было особенно важно при крайне низком уровне медицины в стране и практически полном невежестве народа в медицинских вопросах. Документы беспристрастно свидетельствуют об этом.

По прошению священника с. Большой Толкай Петра Алфеева о разрешение ему прививать оспу детям прихожан.
«Его преосвященству Гурию, Епископу Самарскому и Ставропольскому, от священника с Большой Толкай Петра Алфеева.
Простой народ с предубеждением и недоверием относится к представителям медицинского персонала, и у последнего нет возможности удовлетворить все нужды народного здравия. Оспопрививание, безусловно, необходимо, а большинство детей остается без прививки. Я желал бы помочь делу оспопрививания. Ко мне, как к священнику, владеющему языком своих духовных детей, прихожане отнесутся с доверием. Я бы, приходя из дома в дом, мог бы привить оспу и растолковать пользу ее и других медицинских мер.
12.03.1898»[11.2]

Решением Самарской духовной консистории от 17.04.1898 Алфееву было дозволено производить оспопрививание под надзором уездного врача.

В то время храм с. Большой Толкай уже был духовным центром. В него приходили молиться верующие из близлежащих деревень, большинства из которых сейчас уже нет: Екатериновка, Никулина. Стрелковка и д. р
Село росло и через полвека встал вопрос о расширении храма, на что в 1900 году был составлен проект. Смета расходов составила 20000 рублей. Прихожане не смогли найти таких средств, и проект остался на бумаге.

Население исповедовало православную веру, и особенно почитали святых бессребреников и чудотворцев Косму и Дамиана, память которых Православная церковь празднует 14 ноября – по новому стилю (1 ноября по старому стилю).

1.4 Краткое житие святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана.

Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан (III век) были родом из Малой Азии. Их отец, язычник, умер, когда они были еще совсем малыми детьми. Воспитанием братьев в христианском благочестии занималась их мать Феодотия, причисленная Святой церковью к лику святых. Пример матери, ревностно исполнявшей закон христианский, и чтение святых книг сохранили их в непорочной жизни. Косма и Дамиан возросли в мужей праведных и добродетельных. Братья, движимые любовью к страждущему человечеству, вместе с Божественным Писанием изучали и врачебную науку, узнавали целительные свойства трав и растений.

Господь благословил благое их намерение и даровал им особенную благодать - дар исцелений и чудотворений, силою молитвы они могли врачевать душевные и телесные недуги людей, лечить животных. С горячей любовью к Богу и ближним братья вышли на общественное служение. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали никакой платы, строго соблюдая заповедь Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте».

Следуя за Господом, который во время своего пребывания на земле исцелил много страдавших от различных болезней, святые братья возвращали людям здоровье. Слава о Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди называли их бессребреникамии, чудотворцами за бескорыстное служение страждущему человечеству, за чудесные исцеления. Но не ради своей славы врачевали они недуги, а ради славы Бога, даровавшего им благодать исцелений. Об одном только просили они исцеленных ими: чтобы твердо верили во Христа, свято жили, если же врачуемые были еще не просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные.

Но не на людей только простиралась чудесная сила святых врачей. Они не забывали и бессловесных животных. «Праведник милует души скотов». Верные этой заповеди, они сами отыскивали больных животных и подавали им исцеление.

В таких делах милосердия прошла вся жизнь святых братьев. Они никогда не расставались друг с другом, вместе молились, вместе врачевали. И это они делали не без цели. Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто-нибудь из них тайно друг от друга не взял от исцеленных каких-либо даров. Всю свою жизнь хранили  они обет свой, и только под конец одному из них Господь попустил нарушить его.

Однажды святых позвали к тяжело больной женщине по имени Палладия, которую отказались лечить все врачи из-за ее безнадежного состояния. По вере Палладии и по усердной молитве святых братьев она получила исцеление. Исполненная благодарности к целителям и желая их отблагодарить, женщина тайно пришла к святому Дамиану и просила принять три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан долго отказывался, но ради имени Божьего уступил просьбе. Косма, узнав о случившемся, очень опечалился. Он подумал, что брат его нарушил их строгий обет не брать мзду за исцеление. Умирая, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и святой Дамиан. Все были в большом недоумении, где его хоронить. Но тут совершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого когда-то святые вылечили, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана с Космой, потому что не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради имени Божьего. Честные мощи святых братьев были положены в г. Феремане (Месопотамия). Вскоре на месте их погребения устроена была церковь, в которую со всех концов земли стекались болящие. И по смерти святые бессребреники совершили много чудес.

Жизнеописание святых на славянский язык переведено с греческого языка. Нет сомнений, что благодать чудотворений святых Космы и Дамиана проявлялась и в нашем Отечестве. Недаром наши предки воздвигли так много храмов в их честь.

На Руси святые Косма и Дамиан (Асийские) считаются также покровителями детей. К ним прибегают с молитвой при начале учения грамоте. Святые не только мудрые врачи, но и мудрые наставники, помогающие всем, с верою к ним приходящим. [2]

Глава 2.

2.1 Настоятели храма

История храма неразрывно связана с историей жизни его настоятелей. Постройка церкви началась в 1855 году. Закончилась в 1858 году. Первым настоятелем храма был священник Иоанн Воронов (1832 г. рождения). Он служил с 1856 по 1874 гг.
С 1874 по 1877 гг. настоятелем был священник Митрофан Орлов
С 1877 по 1897 гг. – священник Иоанн Архангельский
С 1897 по 1900  гг. – священник Петр Алфеев
С 1900 г. настоятелем стал священник Георгий Ливанов

В начале XX века в храме служили священники Константин Малиновский, Михаил Игнатьевич Ворожейкин (1883 г. рождения).

История сохранила для нас некоторые сведения об одном из настоятелей храма священнике Николае Мясникове. Он родился в 1886 г. в чувашском селе Кив - Монтор. Окончил Казанскую учительскую гимназию. С 1914 по 1918 гг. служил в армии. Участвовал в Первой Мировой войне в звании рядового. По воспоминаниям его сына «отец Николай был роста среднего, ладно скроен, крепко сбит. Лицо смуглое, кругловатое, высокий лоб, внимательные вдумчивые глаза, аккуратно подстриженная полукруглая смоляная борода, такого же цвета пышные усы. У него была твердая походка, звонкий голос, пел, играл на скрипке. Мог выполнять слесарные, столярные работы. ,.» [8.221]

С 1917 по 1922 гг. был учителем, нес послушание в церкви псаломщиком. В 1919 г. всю страну потрясает стон людей, неугодных большевистской власти. Особенно жестокая расправа идет над священнослужителями. Тем не менее, именно тогда, в 1919 г.,отец Николай принял решение всю оставшуюся жизнь посвятить служению Православной Церкви.

В 1924 г. он рукоположен в сан иерея и получил назначение в село Большой Толкай. Семья переезжает из села Мало - Ибряйкино на место нового служения. Большетолкайский приход был дружным, крепким, занять его считалось несомненной удачей. Ревностным богослужением отец Николай снискал признание многочисленной паствы. А еще тем, что безвозмездно помогал сельчанам в свободное время: кому огород вспашет на своей лошади, кому часы исправит, кому косу отобьет.

Священники Михаил Игнатьевич Ворожейкин, Николай Егорович Мясников разделили судьбу десятков тысяч священнослужителей, до конца оставшихся верных делу служения Церкви. Иерея Николая Мясникова арестовали 14 февраля 1931 г. До вынесения приговора он прибывал в Сергиевской районной тюрьме. 9 апреля 1931 г. Тройка ОГПУ осудила его на 10 лет концлагерей. Определяя такой срок, осужденному одновременно выносился - таков был тогда закон - смертный приговор.

Священника Николая Мясникова расстреляли в декабре 1931 г.
Прошло время, и справедливость была восстановлена.
 
 

Прокуратура                              Гр-ну Мясникову Валентину Николаевичу,
Самарской области                 проживающему

Самара, Чапаевская, 151       гор. Самара, пр. Ленина, д 7, кв. 16.

 

Справка

в отношении Вашего отца - Мясникова Н. Е.
Фамилия, имя, отечество: Мясников Николай Егорович
Дата и год рождения: 1886 г.
Место жительства: с. Ново-Обомино, Сергиевского района.
Постановлением тройки при ПП ОГПУ Средне-Волжского края от 9 апреля 1931 года. Осужден по ст. ст. 58-8-10-11. Уголовного кодекса РСФСР к 10 годам лишения свободы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х годов и начала 50-х годов» постановления тройки от 9 го апреля 1931 г. в отношении Мясникова Николая Егоровича Отменено и по данному делу он реабилитирован.

Иерей Михаил Ворожейкин был осужден в 1932 г. [6.236] на 3 года концлагерей, а 17 февраля 1938 года его расстреляли в г. Куйбышеве.
Такая же участь постигла и псаломщика Николая Андреевича Мартынова (1875 г. Рождения). Его расстреляли в 1938 г. [1,69].

Печальна судьба и большетолкайского храма. В 1928 г. ночью в грозу церковь загорелась. Как не боролись сельчане с огнем, но потушить его не смогли. Под утро храм рухнул. Уцелел только дом священника, находившийся в церковной ограде. На сельском сходе церковный староста заявил, что храм подожгли. (За клевету на Советскую власть, ему присудили пять лет тюрьмы).  После пожара был открыт молельный дом. Впоследствии в 1946 г. его закрыли и разобрали.

2.2 Возрождение храма

Распалось Советское государство. Народ пережил «лихие 90-е». Люди все чаще стали обращаться квере как основе духовных ценностей. По всей России стали восстанавливать старые истроить новые храмы. Не остались в стороне и жители села Большой Толкай.

В 2003г. было получено благословение Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия на строительство нового храма в селе. На Приходском Собрании старостой выбрали Карпунина Николая Степановича, который занялся поиском средств и материалов для начала строительства. В этом же году был заложен фундамент. Первоначально предполагалось строить деревянныйхрам, но впоследствии было принято решение о возведении каменного.

Храм строили на пожертвования сельчан, при строительстве не нашлось генерального спонсора. Жертвовали все независимо от пола, возраста и социального положения.Строительство шло медленно, но каждый год выполнялись определенные строительные работы: в 2003 году воздвигались стены храма, в 2005 году крылась крыша, в мае 2006 появилисьна храме первые 5 куполов.

Пока шлостроительство православная служба шла в простом вагончике. В сентябре 2006 года настоятелем стал священник Алексий Федоров.

Восстановиласьь нарушенная когда-то преемственная связь настоятелей храма. К тому времени было завершено строительство церковной сторожки.

Приходским советом было принято решение освятить помещение в сторожке для совершения богослужения. 14 ноября 2006 года в день памяти святых Космы и Дамиана после долгого перерыва совершена первая Литургия. С этих пор службы проходят регулярно: в субботние и воскресные дни, в великие церковные праздники, в дни особо чтимых святых. В 2007 г. руками большетолкайского мастера Петра Николаевича Медведева был изготовлен центральный купол и 10 июля 2007 года торжественно установлен на церковь. Храм приобрел главу, увенчался крестом.

21 сентября 2007 года в селе Большой Толкай после почти 80-летнего перерыва возобновился колокольный звон. Храм приобрел голос, когда на его колокольне установили изготовленные на Самарском Колокололитейном заводе колокола, приобрести которые помогли благотворители из г.Самары. Это так называемая малая звонница со следующим набором колоколов: 2. 4. 6, 14, 35, 70, 112 кг. Колокола и их звоны всегда вызывали в народе любовь и почитание.  Село осенилось праздничным благовестом. Слыша колокольный звон, сельчане будут укрепляться в вере и благочестии, вновь почувствует что мы - единый народ.

23 октября 2008 года стараниями настоятеля Алексия Федорова на самом высоком холме был установлен Поклонный крест, который был хорошо виден в селе. Крест символизирует защиту села небесными силами.

14 ноября 2009 года в день памяти святых Космы и Дамиана был освящен новый храм. Начались работы по созданию иконостаса.

Настоятель храма не замыкается только на делах храма. Священник Алексий Федоров ведет активную просветительскую работу, много делает для восстановления православных традиций села.

Зимой 2011 года им был освящен местночтимый источник, ставший местом паломничества верующих. Энергичность и целеустремленность настоятеля позволили в 2012 году завершить внешнюю отделку храма и полностью закончить иконостас.

Заключение:

Данная работа это очередной шаг к формированию православной культуры не только молодежи, но и всех жителей села Большой Толкай. В ходе работы удалось обнаружить много интересного об истории села и храма. Но необходимо узнать о биографиях настоятелей храма, попытаться воссоздать метрическую книгу, узнать как можно больше о церковно-приходской школе. Строительство храма продолжается, продолжается сбор исторических материалов.

Список используемых источников:

1. Архив школы села Большой Толкай. Ф.4 Д.1
2. Ендураев В.А. Из истории Похвистневского района. Краеведческие записки II Архив Похвистневского краеведческого музея. Ф.2. Д.1
3. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. ХVI - первая половина Х1Х века.-М: Наука, 2000.
История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Вторая половина XIХ-начало ХХ века - М: Наука,2000.
5. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. ХХ (1918-1998).-М.: Наука,2000.
6. Космодамианская церковь села Большой Толкай. I Благочиннический округ Бугурусланского уезда Самарской епархии.
7. Клирные ведомости. II Документы храма в честь бессеребренников и чудотворцев Космы и Дамиана села Большой Толкай.
8. Космодамианская церковь села Большой Толкай.
1Благочиннический округ Бугурусланского уезда Самарской епархии. Настоятели./ Документы храма в честь бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана села Большой Толкай.
9. Мясников В.Н. Собрание сочинений в четырех томах Том 3. Литературно - художественное издание. - Самара. Самарский дом            печати,           2000.
10. Новые мученики и исповедники Самарского края. Составитель А. Жоголев. - Самара: ТОО «Кредо», 1996
11. Православные святыни Самарского края: Историко- церковная энциклопедия. О. В. Зубова, Н.В. Мельникова, О.И. Родченко и др. – Самара, 2001.
12. Рапорты благочинных о благосостоянии церквей и причтов. Документов храма в честь бессребренников Космы и Дамиана села Большой Толкай.
13. Щеголева Е.В. В православном храме. - М. : ОЛМА- ПРЕСС, 2005.