Карта сайта

Исламова Кристина Сергеевна - 2 место
Самарский государственный аэрокосмический университет
им. С.П. Королева

Введение

Архитектура современного градостроения порой носит хаотичный порядок. Все правители во все времена, безусловно, это понимали. Каждый старался оставить после себя что-то неповторимое. Чем амбициознее был правитель, тем масштабнее были его проекты.
В начале 20-го века американские небоскребы были символом свободы и эпохи зарождающихся рыночных отношений. Москва в 20-е годы с каменными аристократическими особняками, деревянными купеческими домиками и бараками совсем не подходила на роль столицы молодого советского государства.
Власть к началу 30-х годов отчетливо понимала, что новому государству нужен новый прогрессивный город, отражающий как политическое устройство страны, так и отвечающий всем потребностям строителей коммунизма. Все это привело к началу масштабного строительства высотных строений в Москве, которые получили название «Сталинские высотки» [1].
Главными источниками для моих исследований стали следующие документы: «Основные положения по размещению высотных зданий в плане города Москвы в связи с организацией города», 1951 г., отчёт по теме «Организация работ на высотном строительстве /Смоленская площадь/», 1949г., альбом иллюстраций «Строительство многоэтажного административного здания на Смоленской площади в г. Москва».
Благодаря данным источникам, находящимся в Филиале Российского государственного архива научно-технической документации города Самары, окунувшись в атмосферу того времени, я смогла наиболее точно определить основные разделы настоящей работы:
Во-первых, общая часть, в которой излагаются предпосылки возведения высотных зданий в Москве и их основные особенности.
Во-вторых, обобщение опыта строительства первых высотных зданий с точки зрения их архитектуры и расположения в городе.
В-третьих, основные положения по размещению высотных зданий в плане города Москвы в связи с организацией ансамбля города [2, л. 8].
Послевоенный этап реконструкции Москвы предусматривал строительство большого комплекса новых комфортабельных жилых и общественных зданий, развитие городского транспорта и осуществление обширной программы работ по благоустройству и озеленению города.
На новом этапе реконструкции Москвы одной из ведущих проблем являлся вопрос практической реализации общегородского архитектурного ансамбля.
Высотное здание, прежде всего, новый тип архитектурного сооружения наиболее ярко могло выразить в своём образе величие социалистической действительности, устремленной к коммунизму.
Одним из важнейших признаков высотного здания являлись преобладания его вертикальных размеров. Они зависели от среднего уровня застройки района и от принятых соотношений между ним и вертикалью высотного здания. Как известно, тогда наибольшим пределом высотного здания в Москве являлась высота Дворца Советов.

 
Сталинские высотки: уникальность проектирования
1.1.Предпосылки возведения высотных зданий в Москве

Первой предпосылкой возведения высотных зданий явилось создание максимальных удобств для жителей Москвы при строгой экономии людской территории.
Второй, не менее важной предпосылкой строительства высотных зданий в Москве, явилась необходимость пространственной организации города, формирующей архитектурный образ коммунистической столицы, призванной отобразить величие и красоту новой эры с истории человечества.
Третьей предпосылкой высотного строительства в Москве явился значительный рост строительной индустрии.


1.2.0сновные особенности высотных зданий Москвы

Изложенные выше предпосылки высотных зданий предопределяли их особенности:
• Первой особенностью строительства советских высотных зданий, вытекающей из коренных основ нового социалистического общества, являлось то, что они рассчитывались на всестороннее удовлетворение требований советского человека.
Структура планов американских городов, величина их улиц и кварталов находились в резком противоречии с масштабом высотных зданий.
Небоскрёбы, огромные по высоте и массе, строились вдоль узких улиц, среди существующей плотной застройки.
Они отнимали и воздух у окружающих построек, затемняли друг друга. Улицы тем самым превращались в сырые, вечно тёмные коридоры. По сути дела, условия жизни в подобном городе становились невыносимыми.
Строительство небоскрёбов в тесно застроенных кварталах, вдоль узких улиц, полностью исключали возможность целостного восприятия зданий.
Американские небоскрёбы беспорядочно теснились один около другого, из-за этого впечатление высоты и массы каждого здания терялось, пропадало ощущение масштаба. Можно сказать, что во время строительства небоскребов происходила некая конкуренция среди компаний. Каждое здание как бы стремилось «перекричать» все другие.
• Второй особенностью советских высотных зданий и их размещение в городе являлось плановое начало строительства.
Вопрос размещения этих зданий в плане города был решён в тесной увязкес общим планом реконструкции Москвы. Высотные сооружения были размещены в строго обдуманной системе. Размещение каждого из высотных зданий определяло общую градостроительную целесообразность, как в функционально-утилитарном, так и в художественно-идеологическом отношениях.
Исходя из градостроительных требований, было решено, что каждое высотное здание будет расположено в своём районе.
В противоположность единству планового и объёмного решения в Москве, небоскрёбы в городах Америки по отношению к плану города, размещали случайно.
По большей части они концентрировались в районах деловых центров, которые слоились стихийно в местах наиболее удобных для торговли, главным образом, по транспортным условиям.
В результате строительства небоскрёбов американские города имели лишь районы и отдельные кварталы, резко доминировавшие по высоте в местах, совершенно не оправданных какими-либо архитектурными соображениями, композицией плана города и его природными условиями.
• Третьей особенностью советских высотных архитектурных сооружений являлись единство содержания и формы.
Назначение высотных зданий, как основа художественного образа, находила своё органическое выражение в новаторском техническом решении и в выразительной архитектурной форме, чего нельзя сказать о небоскрёбах Америки, поскольку их высотная форма совершенно не соответствовала значению в городе и назначению самого здания. Она представляла собой лишь коммерческое решение зданий частичных фирм.
Итак, в советских высотных сооружениях в целом было достигнуто единство материально-технической и идейно-художественной сторон их архитектурного образа [2, л. 10-12].
Но, безусловно, на тот момент это не означало, что было достигнуто правильное решение абсолютно во всех вопросах композиции строящихся высотных зданий и в их размещении на плане города.
И был абсолютно естественен тот факт, что на данном этапе принципиально нового советского высотного строительства, при общем правильном прогрессивном решении проблемы, имелись отдельные, недоработанные элементы, выявлявшиеся при конкретном рассмотрении каждого отдельного объекта.
В Москве первые проекты высотных зданий впервые появились еще до революции, в начале XX века. Но они так и не были реализованы, в то время как в Америке небоскребы росли как грибы после дождя. Руководство Советского Союза, в котором всё должно быть лучше, а главное, больше, чем в странах «загнивающего капитализма», воспринимало такое положение дел весьма болезненно.
Последней «каплей» для Иосифа Сталина стало строительство в 1931- ом году нью-йоркского Эмпайр Стэйт Билдинг, являвшегося на тот момент самым высоким зданием в мире — его шпиль возвышался над городом на 382 метра. Советским ответом должен был стать самый грандиозный проект вистории строительства и архитектуры — Дворец Советов.
Для управления этим проектом при Совете министров СССР была сформирована специальная структура, которую, исходя из нынешней терминологии, можно назвать «техническим заказчиком» — Управление строительства Дворца Советов. Строительство Дворца было начато, однако во время войны его приостановили. После Победы за возобновление работ уже не взялись, несмотря на то, что от идеи строительства дворца Сталин формально не отказался. И в 1947-м году перед Управлением была поставлена новая задача — строительство восьми многоэтажных зданий в Москве. Курировал проект лично Лаврентий Берия. Сталинские высотки должны были продемонстрировать ведущим западным державам, что страна Советов не уступает в прогрессе своим капиталистическим конкурентам.
Символично, что все высотки были заложены в один день, на праздновании 800-летия Москвы 7 сентября 1947 года.
В действительности на тот момент закладка была чисто символической — даже проектов новых зданий еще не было. Фактическое строительство первой из них, на Котельнической набережной, началось в 1949 году, а закончено было в 1953-м. Но дата закладки имела большое символическое значение — ведь изначально предполагалось построить 8 небоскребов, по числу прожитых Москвой столетий. Но одно здание, по замыслу самое высокое, — вблизи Кремля, в Зарядье, — так и не было сооружено.
На проектирование совершенно новых для Советского Союза типов зданий были брошены лучшие архитекторы того времени: Б. Иофан, Д. Чечулин, В. Гельфрейх, А. Минкус. Сталинские небоскребы, вслед за так и нереализованным проектом Дворца Советов, стали первыми представителями так называемого стиля советского классицизма в архитектуре. Советский классицизм является смесью древнеримского имперского стиля, средневековой готики и древнерусского зодчества. Есть, впрочем, у этого стиля и другое название — советский (сталинский) ампир.
Стоит заметить, что в 1930-40 гг. в советской печати немало внимания
 уделялось обсуждению опыта строительства высотных зданий за рубежом, в частности в США. На эту тему ученые писали обзоры, целью которых было, в общем, одно: как можно более подробно описать ошибки, допущенные западными проектировщиками и архитекторами. Как этого следовало ожидать — корень всех их просчетов обнаруживался именно в природе капиталистических отношений. В условиях, когда цены на землю высоки, западные инженеры стремились максимально вытягивать вверх свои строения, не заботясь, как утверждали наши специалисты, об их надежности и безопасности. Истории в советских газетах изобиловали примерами, когда во время ветра такие небоскребы раскачивались, на верхних этажах, падала с полок посуда и люди страдали от морской болезни. Ничего подобного в Советской стране повториться не могло. Подход советских ученых был, как утверждалось, концептуально нов. Строить высотные здания следует так, чтобы они имели Т-образное горизонтальное сечение. Только такая форма, в сочетании с каркасным методом строительства, могла сделать здания легкими и одновременно прочными.
Помимо повышения надежности такая инженерная находка помогла решить еще одну не менее важную для советского государства задачу — издалека наблюдателю кажется, что дом имеет большие размеры, чем это есть на самом деле. Оптический обман достигался за счет того, что основные объемы были сосредоточены не в центральном стволе, а распределены по осям. За счет большого количества перпендикулярных плоскостей здание выглядит более широким и монументальным.
И сталинские высотки действительно поражают своей монументальностью. Их несколько тяжеловесная архитектура идеально отобразила новый облик столицы, который с тех пор стал восприниматься как что-то само собой разумеющееся — тихая, уютная Москва начала века ушла в прошлое. При этом формально большая часть высотных домов тех лет вообще не может считаться небоскребами. По мировым меркам истинным небоскребом считается здание не менее 30-ти этажей. Из семи Московских высоток этому требованию удовлетворяют лишь две: 36-этажный корпус МГУ на Воробьевых горах и 36-этажная гостиница «Украина». Ни остальные «сталинки», ни другие архитектурные шедевры 60-70 годов — высотные комплексы на Новом Арбате, (Дом Туриста и гостиница «Националы) — до 30-этажной отметки не дотягивали. В то же время по абсолютной высоте это были настоящие гиганты — даже самая маленькая 24-этажная высотка у Красных ворот (ныне - там  размещается Министерство путей сообщений) возвышается на 133 метра. Еслибы не 3,5-метровые потолки, огромный цоколь и шпиль над каждой высоткой, то этажность такого дома должна была составить около 40 этажей - более чем значительная цифра для тех лет.
Однако возведение сверхвысотных домов в Москве сопряжено с рядом трудностей, с которыми не сталкиваются строители в других городах мира. В отличие от Нью-Йорка, который стоит на скалах, в столице грунт рыхлый, местами болотистый, и испещрен карстовыми полостями и подземными реками. Для того чтобы высотное здание на таком грунте стояло надежно, требуются колоссальные затраты на фундамент - фактически несколько этажей строятся под землей. К примеру, для возведения фундамента под современные московские высотки-небоскребы необходимо столько бетона и металла, что из них можно было бы построить семь десятиэтажных домов. К тому же в СССР в то время вообще не строили дома - выше 9-12 этажей и никаких наработок в этом направлении просто не существовало. Строить и проектировать приходилось одновременно, на свой страх и риск. При этом возведение высотки значительно отличается от строительства обычных зданий. В небоскребах больше лифтов, усиленная противопожарная защита, тяжелые несущие конструкции. Для строительства таких зданий необходимы специальные подъемные краны, способные работать на высоте свыше 200 метров, и мощнейшие насосы, которые могут закачивать бетон на такую высоту. Окна в высотках обязательно должны быть с особыми рамами и закаленными стеклами. Повышенные требования предъявляются и к облицовке зданий, и к крышам - они не должны быть подвержены обледенению.
Правда, с точки зрения западных специалистов, для которых строительство небоскребов стало прямым следствием дороговизны земли, подобное использование площадей было настоящим расточительством - здание МГУ, к примеру, имеет общую длину периметра более трех километров. Но Москва тогда недостатка в землях не испытывала и занимаемые площади никто не жалел.
Детали строительства сталинских небоскребов уже давно забылись, но специалисты знают, что история создания каждой из высоток поистине уникальна.
Так, к примеру, мало кому известно, что высотка на Лермонтовской площади, на Красных Воротах, строилась с наклоном, как Пизанская башня.
Такое уникальное решение строители были вынуждены применить из-за  расположенного под правым крылом здания станции метрополитена. Согласно проведенным расчетам, после строительства под левым крылом высотки грунты должны были дать осадку, тогда как правое крыло, напротив, должно было даже чуть приподняться.
В результате если бы железобетонный каркас возводился строго вертикально, то после оттаивания грунтов он отклонился бы от вертикали примерно на 0,16 м, что могло привести к опасным нагрузкам на левую часть здания. Правда, следуя за осадкой фундамента, каркас не только избавился от первоначального крена, но и получил наклон в противоположную сторону.  Однако этот наклон не вышел за пределы допустимого.


1.3. Основные положения по размещению высотных зданий в плане города Москвы в связи с организацией ансамбля города

Ознакомившись с документацией поближе, я хотела бы выделить следующие положения, указанные в документах относительно размещения высотных зданий:
1. Наряду с повседневным улучшением условий жизни населения, удовлетворения требований городского транспорта и экономики строительства расположение высотных зданий в Москве должно было исходить из соображений осуществления единого архитектурного ансамбля всей советской столицы.
2. Генеральный план Москвы и его дальнейшие перспективы развития являлись решающей основой размещения высотных зданий и организации архитектурного ансамбля города.
a. При размещении высотных зданий и планировке их ближайшего окружения, основным руководством являлось Постановление Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 года. «О генеральном плане реконструкции г. Москвы»
b. Равномерное обслуживание города зданиями общественного назначения, окончательная ликвидация противоположности между центром и окраинами и вытекавшая отсюда проблема создания архитектурной целостности Москвы, обуславливали размещение высотных зданий на всей территории города, как в центре, так и на периферии.
c. В виду того, что ансамбль города требовал архитектурного объединения всего разнообразия его отдельных частей, размещение высотных зданий должно было, в первую очередь, способствовать выявлению этих частей.
Основными характерными частями генерального плана Москвы являлись: сохраняемая при коренной реконструкции радиально-кольцевая система, дополненная новыми улицами, разгружающими центр и устанавливающими прямую связь районов города между собой, развивающийся центр, развивающиеся направления подъездов и новые территории на периферии города.
К числу решающих пунктов генерального плана, выявлявших радиально-кольцевую систему, относились следующие места, возможные для расстановки высотных зданий: центральное полукольцо, бульварное кольцо, Садовое кольцо, Ленинградское шоссе, Ярославское шоссе, Можайское шоссе и территории юго-западного района Москвы [2, л. 43-44].
d. Для лучшего обслуживания населения города и в интересах правильного распределения территории города под жильё, промышленность, сети общественных и культурно-бытовых учреждений, размещение высотных зданий и определение их практического назначения должно было полностью отвечать функциональному районированию Москвы.
3. С целью объединения всего разнообразия отдельных частей города, выявления его архитектурно-пространственного решения располагать высотные здания следовало на возвышенных точках рельефа Москвы. Решающим моментом при размещении высотных зданий являлись не абсолютные соотношения высоты рельефа к высоте здания, а те богатые возможности наилучшей видимости здания, которое предоставляло правильное использование условий холмистого рельефа Москвы.
4. В интересах обеспечения здоровых условий для жизни и труда населения и создания наиболее благоприятных условий видимости высотных зданий при архитектурной организации ансамбля города размещать высотные здания следовало вблизи зелёных массивов города.
Возможность расположения высотных зданий обуславливала богатейшие парки города - Ленинские горы, парк имени Сталина, Сокольнический парк, Останкинский, парк Пролетарского района и т.д.
5. Для достижения правильного зрительного представления о советской столице, её новых масштабах, характере застройки и архитектурном облике высотные задания следовало размещать у важнейших въездов в Москву.
Высотное здание, размещённое на периферии, являлось важнейшим ориентиром при подходе к городу со стороны автострад и железнодорожных
въездов.
В то же время, высотное здание у въезда в город должно было являться самым первым представлением о Москве - новой мировой столице. Причём, первое впечатление, как известно, является наиболее глубоким и надолго остающимся в памяти. Для того, чтобы еще издалека дать правильное представление о новой Москве, к архитектурно- художественному уровню высотных зданий на периферии следовало предъявлять не менее повышенные требования, чем к любому зданию в центре [2, л. 66-70].


Заключение

В заключении, я хочу отметить, что в ходе анализа мной наиболее точно удалось выявить предпосылки возведения высотных зданий в Москве, а также их основные особенности. На протяжении всей работы был обобщён опыт строительства первых зданий с точки зрения их архитектуры и расположения в городе. Также были выделены основные положения по размещению высотных зданий в плане города Москвы.
На основе предоставленных сведений, без сомнений, можно сделать вывод о том, что был осуществлён титанический труд для того, чтобы сейчас с вами могли наблюдать эти величавые, решительно стремящиеся ввысь здания того времени, пропитанного духом сталинского тоталитаризма.
 

Список использованных источников

1)  Сталинские высотки в Москве – Мифы и Легенды.
2)  Ф.Р. - 147. Оп. 1-1. Д. 267.
3) Васькин А.А. Архитектура и история сталинских высоток. М.: Спутник+, 2006.
4) Васькин А.А. Сталинские небоскребы: от Дворца Советов к высотным зданиям. М.: Спутник+, 2009.
5) Кружков Н.Н. ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ СТАЛИНСКОЙ МОСКВЫ. Издательство «Водолей», 2011
6)  Кружков Н.Н. ВЫСОТКИ СТАЛИНСКОЙ МОСКВЫ. Наследие эпохи. Издательство «Центрполиграф», 2014
7)  Кружков Н.Н. ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ В МОСКВЕ. Факты из истории проектирования и строительства. 1947—1956. Издательский дом « Агни», 2007
8)  Кулешов Н., Позднев А. Высотные здания Москвы. М.: Московский рабочий, 1954.
9) Корнфельд Я.А. Москва: Гос. изд-во лит-ры по строительству и архитектуре. 1953 г.
10) Сталин И.В. Постановление СМ СССР «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий» от 13 января 1947 года // Сочинения. — Тверь: Информационно-издательский центр «Союз», 2006. — Т. 18.. — С. 430-432
11) Фонд - Р-147- Центральный научно-исследовательский и проектный институт по градостроительству (ЦНИИПГрадостроительства) с комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР и его предшественники, г. Москва