Филиал Российского государственного архива научно-технической документации в г. Самаре (филиал РГАНТД) является уникальным центром хранения научно-исследовательской, проектно-конструкторской, технологической, патентной, а также управленческой документации и документов личного происхождения. Архив создан по решению Совета Министров СССР в 1964 г. как Центральный государственный архив научно-технической документации СССР. В настоящее время филиал РГАНТД хранит более 2 млн дел по всем основным отраслям промышленности, строительства, транспорта и связи России за 1855—2007 гг.
Изменения, произошедшие в современном образовании, которые требуют от выпускников средних общеобразовательных учебных заведений навыков исследовательской работы, которые они должны получить в школе, наложили и свой отпечаток на взаимоотношения архивов и школ. В последние годы во многих регионах страны учащиеся школ, лицеев, гимназий и других учебных заведений среднего звена работают в тесном контакте с архивными учреждениями. Одной из задач филиала РГАНТД в последние годы также стала активизация работы по использования документов учащимися средних общеобразовательных учреждений, связанной с реализацией подпрограммы Федерального архивного агентства по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы». Участие в духовно-нравственном воспитании молодых граждан Самарской области, воспитания у них чувства уважительного отношения к истории своей страны, достижениям отечественной науки и техники, любви и гордости за родной край, людей, живущих рядом, стало одним из неотъемлемых компонентов работы архива.
В архиве традиционно проводится работа с учащимися средних учебных заведений, поток которых в архив за последние годы значительно увеличился. Для учащихся сотрудники читального зала периодически читают тематические лекции по отечественной истории науки и техники, помогают готовиться к конкурсам и различным научным мероприятиям, соответствующих профилю архива, являются их научными руководителями. Такая работа с учащимися позволяет научиться им рассматривать прошлое через призму времени, воспитывает интерес к истории нашей страны, прививает навыки исследовательской работы и дает свои положительные результаты. В последние годы группы учащихся во главе со своими педагогами стали частыми гостями архива. И это не случайно.
Именно в юном возрасте формируется мировоззрение и нравственные качества личности.
Умение учащихся работать с архивными документами помогло некоторым из них завоевать призовые места на различных олимпиадах, чтениях и конференциях. Так, учащаяся 9 класса Мухановской общеобразовательной школы Самарской области О. Гнусарева подготовила исследовательскую работу по истории освоения Мухановского месторождения нефти по документам филиала РГАНТД. На Всероссийской научно-исследовательской конференции школьников она стала победительницей и получила сертификат Отрадненского управления министерства образования и науки Самарской области, дающий право на условиях вне конкурса принимать участие во Всероссийских и межрегиональных слетах юных журналистов, гимназистов, а также в конференциях молодых исследователей.
В рамках реализации программы патриотического воспитания молодежи в филиале РГАНТД второй год проводятся областные юношеские научно-технические чтения «Память о прошлом», целью которых является поиск и поддержка талантливой молодежи, формирование у учащихся интереса к научным исследованиям, привитие им навыков научно-исследовательской деятельности, умения работать с архивными материалами, расширение деятельности школьных исследовательских обществ, оказания учащимся помощи в профессиональном самоопределении, предоставления возможности юным исследователям и их руководителям обменяться опытом исследовательской работы.
Конечно, в работе есть определенные трудности. Они достаточно ярко проявились при организации работы учащихся в читальном зале архива, в работах, представленных на областные юношеские научно-технические чтения. В первую очередь — это отсутствие умения работать с архивными документами, как у учащихся, так и у педагогов, слабое знание правил оформления ссылок на архивные документы при их использовании в исследовательских работах или публикациях, а также другие вопросы.
Обсуждение этих и других проблем с учителями-профессионалами, методистами высших учебных заведений на заседаниях круглых столов, посвященных вопросам взаимодействия учебных заведений с архивом, которые регулярно проводятся в филиале РГАНТД, побудило архив приступить в 2007 г. к реализации проекта «Архив — школе», который получил активное развитие в 2008—2009 учебном году. Целью проекта стала работа по разработке методического пособия и подбору архивных материалов к урокам истории для учащихся 9, 11 классов. Специалисты архива совместно с ведущими педагогами самарских школ и научными сотрудниками кафедры педагогики, психологии и методики преподавания истории Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (в настоящее время Самарского государственного социально-педагогического университета) провели апробацию новых методов и форм дополнительного образования, обмен идеями и опытом в области новых форм обучения и воспитания молодежи в целях повышения качества интеллектуального, культурного и нравственного развития учащихся. В результате проделанной работы были проведены пятнадцать уроков в школах города, подготовленных с использованием документов архива. Презентации уроков прошедшие в рамках историко-документальных выставок в филиале РГАНТД, мастер-класс на VII Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций (г. Отрадный, Самарская область), где собралось около 500 представителей педагогической общественности из 30 регионов России, Беларуси, Казахстана и Киргизии и других регионов, вызвали оживленный интерес у педагогов.
Интерес, проявленный со стороны педагогической общественности к данной работе, определил планы архива и творческого коллектива учителей и методистов Поволжской государственной социально-гуманитарной академии на 2009—2012 года. Ими было принято решение продолжить сотрудничество по созданию методического пособия, подбору архивных документов и материалов для новых уроков.
Надеемся, что сотрудничество архивистов и педагогов будет взаимовыгодным и динамично развивающимся.
Изменения, произошедшие в современном образовании, которые требуют от выпускников средних общеобразовательных учебных заведений навыков исследовательской работы, которые они должны получить в школе, наложили и свой отпечаток на взаимоотношения архивов и школ. В последние годы во многих регионах страны учащиеся школ, лицеев, гимназий и других учебных заведений среднего звена работают в тесном контакте с архивными учреждениями. Одной из задач филиала РГАНТД в последние годы также стала активизация работы по использования документов учащимися средних общеобразовательных учреждений, связанной с реализацией подпрограммы Федерального архивного агентства по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы». Участие в духовно-нравственном воспитании молодых граждан Самарской области, воспитания у них чувства уважительного отношения к истории своей страны, достижениям отечественной науки и техники, любви и гордости за родной край, людей, живущих рядом, стало одним из неотъемлемых компонентов работы архива.
В архиве традиционно проводится работа с учащимися средних учебных заведений, поток которых в архив за последние годы значительно увеличился. Для учащихся сотрудники читального зала периодически читают тематические лекции по отечественной истории науки и техники, помогают готовиться к конкурсам и различным научным мероприятиям, соответствующих профилю архива, являются их научными руководителями. Такая работа с учащимися позволяет научиться им рассматривать прошлое через призму времени, воспитывает интерес к истории нашей страны, прививает навыки исследовательской работы и дает свои положительные результаты. В последние годы группы учащихся во главе со своими педагогами стали частыми гостями архива. И это не случайно.
Именно в юном возрасте формируется мировоззрение и нравственные качества личности.
Умение учащихся работать с архивными документами помогло некоторым из них завоевать призовые места на различных олимпиадах, чтениях и конференциях. Так, учащаяся 9 класса Мухановской общеобразовательной школы Самарской области О. Гнусарева подготовила исследовательскую работу по истории освоения Мухановского месторождения нефти по документам филиала РГАНТД. На Всероссийской научно-исследовательской конференции школьников она стала победительницей и получила сертификат Отрадненского управления министерства образования и науки Самарской области, дающий право на условиях вне конкурса принимать участие во Всероссийских и межрегиональных слетах юных журналистов, гимназистов, а также в конференциях молодых исследователей.
В рамках реализации программы патриотического воспитания молодежи в филиале РГАНТД второй год проводятся областные юношеские научно-технические чтения «Память о прошлом», целью которых является поиск и поддержка талантливой молодежи, формирование у учащихся интереса к научным исследованиям, привитие им навыков научно-исследовательской деятельности, умения работать с архивными материалами, расширение деятельности школьных исследовательских обществ, оказания учащимся помощи в профессиональном самоопределении, предоставления возможности юным исследователям и их руководителям обменяться опытом исследовательской работы.
Конечно, в работе есть определенные трудности. Они достаточно ярко проявились при организации работы учащихся в читальном зале архива, в работах, представленных на областные юношеские научно-технические чтения. В первую очередь — это отсутствие умения работать с архивными документами, как у учащихся, так и у педагогов, слабое знание правил оформления ссылок на архивные документы при их использовании в исследовательских работах или публикациях, а также другие вопросы.
Обсуждение этих и других проблем с учителями-профессионалами, методистами высших учебных заведений на заседаниях круглых столов, посвященных вопросам взаимодействия учебных заведений с архивом, которые регулярно проводятся в филиале РГАНТД, побудило архив приступить в 2007 г. к реализации проекта «Архив — школе», который получил активное развитие в 2008—2009 учебном году. Целью проекта стала работа по разработке методического пособия и подбору архивных материалов к урокам истории для учащихся 9, 11 классов. Специалисты архива совместно с ведущими педагогами самарских школ и научными сотрудниками кафедры педагогики, психологии и методики преподавания истории Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (в настоящее время Самарского государственного социально-педагогического университета) провели апробацию новых методов и форм дополнительного образования, обмен идеями и опытом в области новых форм обучения и воспитания молодежи в целях повышения качества интеллектуального, культурного и нравственного развития учащихся. В результате проделанной работы были проведены пятнадцать уроков в школах города, подготовленных с использованием документов архива. Презентации уроков прошедшие в рамках историко-документальных выставок в филиале РГАНТД, мастер-класс на VII Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций (г. Отрадный, Самарская область), где собралось около 500 представителей педагогической общественности из 30 регионов России, Беларуси, Казахстана и Киргизии и других регионов, вызвали оживленный интерес у педагогов.
Интерес, проявленный со стороны педагогической общественности к данной работе, определил планы архива и творческого коллектива учителей и методистов Поволжской государственной социально-гуманитарной академии на 2009—2012 года. Ими было принято решение продолжить сотрудничество по созданию методического пособия, подбору архивных документов и материалов для новых уроков.
Надеемся, что сотрудничество архивистов и педагогов будет взаимовыгодным и динамично развивающимся.
- Назад
- В начало страницы
- В начало выставки
- На главную
- Далее