Карта сайта
 Филиал Российского государственного архива научно-технической документации в г. Самаре (филиал РГАНТД) является уникальным центром хранения научно-исследовательской, проектно-конструкторской, технологической, патентной, а также управленческой документации и документов личного происхожде­ния. Архив создан по решению Совета Министров СССР в 1964 г. как Центральный государственный архив научно-технической до­кументации СССР. В настоящее время филиал РГАНТД хранит бо­лее 2 млн дел по всем основным отраслям промышленности, строи­тельства, транспорта и связи России за 1855—2007 гг.

 Изменения, произошедшие в современном образовании, ко­торые требуют от выпускников средних общеобразовательных учеб­ных заведений навыков исследовательской работы, которые они должны получить в школе, наложили и свой отпечаток на взаимо­отношения архивов и школ. В последние годы во многих регионах страны учащиеся школ, лицеев, гимназий и других учебных заведе­ний среднего звена работают в тесном контакте с архивными учреж­дениями. Одной из задач филиала РГАНТД в последние годы так­же стала активизация работы по использования документов учащи­мися средних общеобразовательных учреждений, связанной с реа­лизацией подпрограммы Федерального архивного агентства по ре­ализации государственной программы «Патриотическое воспи­тание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы». Уча­стие в духовно-нравственном воспитании молодых граждан Самар­ской области, воспитания у них чувства уважительного отношения к истории своей страны, достижениям отечественной науки и техни­ки, любви и гордости за родной край, людей, живущих рядом, стало одним из неотъемлемых компонентов работы архива.

 В архиве традиционно проводится работа с учащимися сред­них учебных заведений, поток которых в архив за последние годы значительно увеличился. Для учащихся сотрудники читального за­ла периодически читают тематические лекции по отечественной истории науки и техники, помогают готовиться к конкурсам и раз­личным научным мероприятиям, соответствующих профилю архи­ва, являются их научными руководителями. Такая работа с учащи­мися позволяет научиться им рассматривать прошлое через призму времени, воспитывает интерес к истории нашей страны, привива­ет навыки исследовательской работы и дает свои положительные результаты. В последние годы группы учащихся во главе со свои­ми педагогами стали частыми гостями архива. И это не случайно.
Именно в юном возрасте формируется мировоззрение и нравствен­ные качества личности.

Умение учащихся работать с архивными документами по­могло некоторым из них завоевать призовые места на различных олимпиадах, чтениях и конференциях. Так, учащаяся 9 класса Мухановской общеобразовательной школы Самарской области О. Гнусарева подготовила исследовательскую работу по истории освоения Мухановского месторождения нефти по документам фи­лиала РГАНТД. На Всероссийской научно-исследовательской кон­ференции школьников она стала победительницей и получила сер­тификат Отрадненского управления министерства образования и науки Самарской области, дающий право на условиях вне конкур­са принимать участие во Всероссийских и межрегиональных слетах юных журналистов, гимназистов, а также в конференциях молодых исследователей.

 В рамках реализации программы патриотического воспита­ния молодежи в филиале РГАНТД второй год проводятся област­ные юношеские научно-технические чтения «Память о прошлом», целью которых является поиск и поддержка талантливой молоде­жи, формирование у учащихся интереса к научным исследовани­ям, привитие им навыков научно-исследовательской деятельно­сти, умения работать с архивными материалами, расширение де­ятельности школьных исследовательских обществ, оказания уча­щимся помощи в профессиональном самоопределении, предо­ставления возможности юным исследователям и их руководите­лям обменяться опытом исследовательской работы.

 Конечно, в работе есть определенные трудности. Они до­статочно ярко проявились при организации работы учащихся в читальном зале архива, в работах, представленных на областные юношеские научно-технические чтения. В первую очередь — это отсутствие умения работать с архивными документами, как у уча­щихся, так и у педагогов, слабое знание правил оформления ссы­лок на архивные документы при их использовании в исследова­тельских работах или публикациях, а также другие вопросы.

 Обсуждение этих и других проблем с учителями-профессионалами, методистами высших учебных заведений на заседани­ях круглых столов, посвященных вопросам взаимодействия учеб­ных заведений с архивом, которые регулярно проводятся в филиале РГАНТД, побудило архив приступить в 2007 г. к реализации проекта «Архив — школе», который получил активное развитие в 2008—2009 учебном году. Целью проекта стала работа по разработке методиче­ского пособия и подбору архивных материалов к урокам истории для учащихся 9, 11 классов. Специалисты архива совместно с веду­щими педагогами самарских школ и научными сотрудниками ка­федры педагогики, психологии и методики преподавания истории Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (в настоящее время Самарского государственного социально-педагогического университета) провели апробацию новых методов и форм дополнительного обра­зования, обмен идеями и опытом в области новых форм обучения и воспитания молодежи в целях повышения качества интеллектуаль­ного, культурного и нравственного развития учащихся. В результа­те проделанной работы были проведены пятнадцать уроков в школах го­рода, подготовленных с использованием документов архива. Пре­зентации уроков прошедшие в рамках историко-документальных выставок в филиале РГАНТД, мастер-класс на VII Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций (г. Отрадный, Са­марская область), где собралось около 500 представителей педаго­гической общественности из 30 регионов России, Беларуси, Казах­стана и Киргизии и других регионов, вызвали оживленный инте­рес у педагогов.

  Интерес, проявленный со стороны педагогической обще­ственности к данной работе, определил планы архива и твор­ческого коллектива учителей и методистов Поволжской государ­ственной социально-гуманитарной академии на 2009—2012 года. Ими было принято решение продолжить сотрудничество по созданию методического пособия, подбору архивных докумен­тов и материалов для новых уроков.
 
  Надеемся, что сотрудничество архивистов и педагогов будет взаимовыгодным и динамично развивающимся.