Карта сайта

Кудрявцева София – 2 место
ГБОУ лицей

Введение

На фронте и в тылу народ ковал Победу,
Взвалив на плечи тяготы войны,
Рекорды дети ставили за смену,
Свершения отцов продолжили они...


Победный май 1945 года побуждает нас оглянуться в прошлое, чтобы воздать должное беспримерному мужеству, напряженному труду и подвигам в тылу и на полях сражений, сплоченности и самоотверженности всех слоев населения нашей страны, поднявшихся на защиту Отечества в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
В грандиозной борьбе с иноземным нашествием в годы войны участвовали все регионы, все нации и народности СССР. Тысячи людей со всех уголков страны с оружием в руках встали на защиту Родины. В военкомат ежедневно поступали заявления патриотов с просьбой добровольно зачислить их в ряды Красной Армии.
Нельзя забывать и тех, кто в это холодное и голодное время, когда наша Родина была в опасности, трудились в тылу. Эти люди не меньше боялись и переживали за свою свободу и независимость.
«Всё для фронта, всё для победы!» - этот лозунг был на устах тех, кто ковал победу в тылу. Под этим лозунгом трудились женщины, старики и дети.
Важная роль в достижении Победы принадлежала Поволжью, Куйбышевской области, в составе которой был город Сызрань.
В летопись Сызрани Великая Отечественная война вошла самой героической и трагической страницей. Война никого не обошла стороной, оставив рану в сердце каждого жителя города.
Многие промышленные предприятия, эвакуированные в Сызрань с прифронтовой полосы, западных, центральных и южных регионов страны сыграли важную роль на пути к Победе.
Поэтому исследование роли рационализаторских предложений Сызранского локомобильного завода в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. - актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения родного города.
Цель исследовательской работы - исследовать деятельность рационализаторов и изобретателей Сызранского локомобильного завода в годы Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Задачи исследовательской работы:
·     изучить архивные документы фонда Р-694 «Завод тяжелого машиностроения, г. Сызрань Куйбышевской области» Сызранского филиала государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центральный Государственный архив Самарской области» за 1941-1945 гг.
·        проанализировать и систематизировать архивные документы, касающиеся деятельности рационализаторов и изобретателей Сызранского локомобильного завода в годы Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
·     показать вклад рационализаторов и изобретателей Сызранского локомобильного завода в Победу в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.

Объект исследования - Сызранский локомобильный завод.
Предмет исследования - деятельность рационализаторов и изобретателей Сызранского локомобильного завода в годы Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
 
 
Глава 1. Приехали на время, а остались навсегда
 
За годы войны Сызрань приняла немало эвакуированных предприятий, госпиталей, людей. Среди эвакуированных предприятий был Людиновский локомобильный завод, который впоследствии стал основой современного завода ОАО «Тяжмаш».
15 августа 1941 года прибыл первый эшелон с людьми, оборудованием и материалами Людиновского завода, что послужило началом машиностроения в Сызрани [1, л. 74].
Завод был перевезен из осаждаемого фашистами города Людиново и стал носить название Сызранский Локомобильный завод.
Перевозка основной массы оборудования, незавершенного производства, материалов и людей была закончена в середине сентября, последний эшелон с людьми прибыл в Сызрань 10 ноября 1941 года [2, л. 54]. Всего в городе из общего числа эвакуированных специалистов Людиновского завода на сызранском производстве осталось 979 работников.
Во главе с директором завода Павлом Ивановичем Аброскиным и начальником капитального строительства А.И. Востровым в начале октября людиновцы начали строительство нового завода в завокзальном районе города Сызрань [1, л. 135].
Заводчане трудились без отдыха, одновременно со строительством налаживая производство. Первые оборонные изделия механосборочным цехом были выпущены для фронта уже 7 ноября 1941 года.
Изыскание и доставка строительных материалов в условиях войны представляли тяжелую задачу, выделенных лимитов катастрофически не хватало, но благодаря напряженной работе отдела снабжения удалось найти местные ресурсы и справится с задачей снабжения строительными материалами. Так, добыча бутового камня, песка, гравия была организована на местных заводских карьерах, по Волжскому водному пути доставлялся цемент из г. Вольска, кирпичи поставлялись Батракским и Балашеевским кирпичными заводами [2, л. 75].
Активно продолжалось строительство завода и в 1942 году: строились механосборочный и литейный цеха, локомобильная электростанция, был завершен монтаж 700 тонного пресса, начат монтаж оборудования кузнечного цеха.
Однако преобладающее внимание уделялось нуждам армии. От Наркомтяжмаша Союза СССР постоянно поступали Приказы и Распоряжения об изготовлении продукции для фронта.
На победы Красной Армии под Сталинградом завод отвечал трудовыми победами - и в конце 1942 года решением Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС) и Народным комиссариатом тяжелого машиностроения (НКТМ) Локомобильному заводу было вручено переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, которое коллектив еще долго удерживал.
Всего в 1942 году на Локомобильном заводе трудилось 1000 человек, было изготовлено изделий на 17 730 000 рублей, в том числе 27 локомобилей [2, л. 1].
Также в 1942 году при заводе было организовано подсобное хозяйство, находящееся на базе одного из совхозов в 25 км от Сызрани.
Весной 1943 года на заводе запустили в работу новый литейный цех, но не прекращалось и дальнейшее строительство: устанавливались мостовые краны, прокладывались автодороги, строилась тепло - электрическая станция.
Ощутимым вкладом в жизнь работников завода стало завершение строительства заводской столовой, а также выделение всем работникам участков для ведения огородного хозяйства.
За 1943 год заводчане смогли увеличить количество выпущенных локомобилей до 62, кроме локомобилей, начался выпуск паровых машин, их было изготовлено 29 штук. Оборонных деталей, отправленных на фронт, Локомобильный завод изготовил на 24 890 000 рублей. Работа в цехах не прекращалась ни на один день. В 1944 завод выпускал уже 123 усовершенствованных локомобилей. В планах на 1945 год было изготовление 400 локомобилей.
В первом квартале 1945 года завод перевыполнил план по строительству локомобилей вдвое. В марте ВЦСПС и Наркомат тяжелого машиностроения высоко оценили работу завода, признав его победителем социалистического соревнования.
Значительных промышленных строек в течение 1945 года на заводе не велось, однако началось интенсивное строительство жилых домов, в которых, в последующем, была расселена значительная часть работников завода.
21 апреля 1945 года большая часть коллектива Сызранского локомобильного завода была награждена аттестатом «Отличник социалистического соревнования НКТМ» и премирована по Приказу Народного комиссара тяжелого машиностроения Союза ССР № 264 [2, л. 11].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1945 года Сызранский Локомобильный завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамена «За успешное выполнение заданий Правительства, за строительство завода, за организацию производства локомобилей и за изготовление боеприпасов».
4 ноября 1945 года заводом был выпущен 400-ый локомобиль, а до конца года их было изготовлено еще 86. Таким образом, завод перевыполнил план на 21, 5 %.
С момента эвакуации завода в город Сызрань в 1941 году, непрерывно продолжая строительство, коллектив завода к концу 1945 года изготовил оборонных изделий для Красной Армии на 87 720 000 рублей и 727 локомобилей для хозяйства страны.
Листая архивные дела Сызранского локомобильного завода, читая годовые отчеты и приказы, понимаешь, что коллектив завода совершил настоящий подвиг. Сызранцы, сумевшие в кратчайшие сроки восстановить завод, овладеть новыми производственными специальностями достойны того, чтобы их имена вечно оставались в памяти потомков.
На сегодняшний день Сызранский завод тяжелого машиностроения - градообразующее предприятие, один из крупнейших заводов России.

Глава 2. Рационализаторское предложение - огромный шаг к Победе

Во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. каждый житель страны вносил свой вклад в приближение Победы. На промышленных предприятиях города росло стремление работать за двоих, а то и троих. На всех, без исключения, заводах города Сызрани развернулось движение многостаночников, совместителей профессий, движение женщин за переход на мужские профессии.
Весной 1942 года развернулось всесоюзное социалистическое соревнование, охватившее все отрасли народного хозяйства, на основе которого значительно усилилось соревнование внутри каждого предприятия, между отдельными работниками. Соревнование по профессиям отличалось особой конкретностью и целенаправленностью. В результате чего рабочие, перевыполняя нормы выработки, давали продукцию высокого качества, изыскивали новые методы повышения эффективности производства и достигали большой экономии.
Сызранский локомобильный завод не был исключением. Как только на завод стал выпускать изделия для фронта, работники старались всеми силами улучшить качество и увеличить количество выпускаемой продукции. Из-за неготовности основных цехов завода заводчанам приходилось работать в очень тяжелых условиях, но, несмотря на все те трудности, уже с 1942 года началась регистрация рационализаторских предложений. В этом же году на заводе было создано бюро рационализации и изобретательства (БРИЗ).
В журнале регистрации рационализаторских и изобретательских предложений по литейному цеху Сызранского локомобильного завода за 1942 год сделано 9 записей. 67% предложений было внедрено, а два были отмечены особо. За них рационализаторы Васиков Иван Яковлевич и Вишневский Виктор Елизарович были награждены денежной премией в размере 50 рублей [2, л. 2].
Всего за 1942 год в БРИЗ поступило 122 предложения, из них 80% предложений было внедрено.
Предложение Михеева А.Г. и Колесникова А.П. изменить конструкцию приспособления для обработки деталей принесло колоссальную выгоду - 44553 рубля.
Общезаводская экономия от рационализаторской деятельности в 1942 году составляла 290000 рублей и это при вложениях не больше 15000 рублей [2, л. 2 об.].
В 1943 году рабочие Сызранского локомобильного завода все свои силы отдавали на производство оборонных изделий для фронта и капитальное строительство новых цехов. По сравнению с прошлым годом количество поступивших предложений сократилось и составило 81 предложение, но полученный экономический эффект от их внедрения не уменьшился. Средняя экономия от одного рационализаторского предложения в 1943 году составляла 2500 рублей. 10,5% от общегодовой экономии было выдано рационализатором в качестве премий.
Рационализаторские предложения в основном затрагивали капитальное строительство, основное и вспомогательное производство. Самое удачное предложение внес Лебедев В.В. - старший инженер технического отдела управления капитального строительства. По его плану была изменена общезаводская канализационная трасса, что принесло экономии заводу в размере 16510 рублей [2, л. 35].
С 1943 года блок рационализации отдельным блоком освещался в годовых отчетах завода.
Народный комиссариат тяжелого машиностроения и руководство Сызранского локомобильного завода, несмотря на тяжелое военное время, поощряли и поддерживали рационализаторов. Ежегодно, начиная с 1943 года, инженерно-технических работников награждали за успешную работу по рационализации производства и изобретательству денежными премиями, значками и аттестатами «Отличник соцсоревнования Народного комиссариата тяжелого машиностроения».
На заводе были свои герои - Морозов Михаил Петрович, Мельников Василий Иванович, Глухов Валентин Ильич. Все их рационализаторские предложения внедрялись, принося большой положительный экономический эффект, а они их вносили не по одному, а по три-четыре за год. В 1944 году Мельников В.И. и Глухов В.И. получили значки и аттестаты «Отличника соцсоревнования Народного комиссариата тяжелого машиностроения».
В 1945 году достижениями Сызранского локомобильного завода заинтересовались в техническом отделе Главлокомотивдизель. На заведующего БРИЗа Галактионова А.С. было возложено составление описаний рационализаторских мероприятий по изготовлению штампов, с дальнейшей отправкой чертежей Красноярскому машиностроительному заводу. Также чертежи были отправлены заводу «Красный Котельщик» в г. Таганроге 13 июля 1945 года [2, л. 29].
Всего за период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. в бюро рационализации и изобретательства было внесено порядка 350 предложений. Общий экономический эффект от внедрения которых составил более 500000 рублей. Колоссальный успех рационализаторов Сызранского локомобильного завода в 1942 году на долгое время воодушевил заводчан на свершение трудовых подвигов в всенародной борьбе против немецко-фашистских захватчиков.
 

 

Заключение

Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. стала подвигом каждого. Сызранская промышленность внесла огромный вклад в Победу советского народа над фашисткой Германией.
Коллектив Сызранского локомобильного завода, забыв об усталости и холоде, жили под девизом: "Все для фронта, все для Победы!" и достигали невероятных в обычное мирное время результатов. Самоотверженный труд женщин и подростков, не щадивших своих сил, поставлял на фронт мины и снаряды, локомобили для хозяйства страны.
Читая строки архивных документов фонда Р-694 «Завод тяжелого машиностроения, г. Сызрань Куйбышевской области», можно сделать вывод, что эффективная работа в тылу также важна, как и действия армии на фронтах войны. Каждое новое изобретение работников Сызранского локомобильного завода повышало выпуск количества мирной и оборонной продукции для фронта, улучшало финансовое состояние предприятия. На рационализаторов равнялся весь завод, и неспроста, ведь каждое их предложение приближало на один шаг Победу.
Рационализаторы - герои своего предприятия, нашего города, страны. Они достойны особого памятника, их имена должны знать и помнить!
2016 год для Сызранского завода ОАО «Тяжмаш» юбилейный, ему исполняется 75 лет. Поэтому практическая значимость исследовательской работы особенно высока. Ее можно использовать при проведении школьных краеведческих уроков, выставок, экскурсий. Материалы, на которых основана работа, ранее не использовались в исследовательской практике, поэтому работа может стать ценным подарком ко Дню рождения предприятия, заняв свое место среди экспонатов заводского музея.

 

Список использованной литературы

1. Документы Сызранского филиала ГБУСО «ЦГАСО» Ф.Р-187. On. 1. Д. 234,235.
2. Документы Сызранского филиала ГБУСО «ЦГАСО» Ф.Р-694. On. 1. Д. 1 – 10.
3. Подшивка газеты «Красный Октябрь» 1941-1945 гг.
4. Годы, опаленные войной: Куйбышевская область. 1941 - 1945 гг.: Хроника событий/ отв. сост. А. Г. Удинцев. - Самара: ООО «Офорт», 2010 г.
5. Город Сызрань. Историко-экономический очерк. А.М. Варешин, Б.П. Дедков, А.С. Пономарев. Куйбышевское книжное издательство, 1964 г.
6. Город Сызрань: Очерки географии, истории, культуры, экономики: в 2т./ Ред-сост. Е.Г. Мочалова. Науч. ред. доктор ист. наук П.С. Кабытов. Сызрань: Ваш Взгляд, 2008 г.
7. Здесь тыл был фронтом (1941-1945). Сборник документов и материалов. - Самара: Парус, 2000.
8. По законам военного времени (Сызрань - фронту). Книга I, II Составитель В.С. Морозенко. Сызрань, 1999 г.
9. Сызрань:  годы и люди / Составители В.С. Морозенко, О.А. Портнягин. Куйбышев: Кн. изд-во, 1983 г.
10. Журнал «Квартира 63» № 1 (53) май 2015 г.