Карта сайта

Новиков Кирилл Алексеевич - 1 место
Самарский государственный аэрокосмический университет
им. С.П. Королева

 

Введение

К по-настоящему значимым проектам страны советов по праву относится проект звезд московского кремля.
С XVII века государственной символикой России являлись двуглавые орлы, которые находились на верхушках шатров Кремлевских башен. Примерно раз в столетие медных позолоченных орлов меняли, как и менялось изображение государственного герба. На момент снятия орлов все они были разного года изготовления: самый старый орёл Троицкой башни — 1870 года, самый новый —
Спасской башни — 1912 года [1, с. 8].
По мнению советской власти, “двуглавые орлы” представлялись символами царизма. После прихода к власти большевиков о необходимости демонтажа двуглавых орлов с кремлёвских башен неоднократно говорил В. И. Ленин, однако по разным причинам, в то время внести изменения не удалось.

 

Значение символа красной звезды для Советской России и СССР.

В Советской России под ней подразумевалось единство мирового пролетариата всех пяти континентов Земли: пять концов звезды — пять материков планеты. Красный цвет — цвет пролетарской революции, он должен был объединить все пять континентов единой целью и единым началом. Большая советская энциклопедия давала такую трактовку этому символу: «...красная пятиконечная звезда... — символ конечного торжества идей коммунизма на пяти континентах Земного шара...». Таким образом, красная звезда — знак Коминтерна. В основе символа лежали идеи мировой революции, всемирной советской республики и всемирной диктатуры пролетариата.
В советской традиции Марс символизировал защиту мирного труда. Красная звезда расположена над планетой Земля в гербе СССР. Красная звезда символизировала освобождение трудящихся от голода, войны, нищеты и рабства. Имеются многочисленные сведения, что первоначально красная звезда была обращена двумя лучами вверх, а одним вниз, как в свое время размещалась древнегреческая пентаграмма. В частности, направленный вниз единственный луч имеет звезда на первой советской награде — Ордене Красного знамени. Однако такое расположение вызывало у необразованных людей ассоциацию с рогами дьявола, у символа появилось прозвище «знак антихриста». Подобное восприятие подкреплялось жёсткими гонениями на православную церковь в первые годы советской власти. Впрочем, не исключено, что сатанинская интерпретация красной звезды была предложена антисоветскими силами в рамках идеологической борьбы. Военный отдел ВЦИК вынужденно издал массовым тиражом листовку «Смотри, товарищ, вот Красная Звезда», где использовалось изображение звезды с одним лучом вверх и в форме притчи толковалось его значение. С этого момента ориентация символа не изменялась.
 

Первые этапы проектирования. Начало работы.

В августе 1935 года Совет народных комиссаров СССР принял решение к 7 ноября 1935 года снять 4 орла, находящиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой башнях кремлевской стены и установить пятиконечные звезды с серпом и I злотом. Поступало много разных предложений по поводу замены двуглавых слов. Остановились на двух вариантах. Установить простые флажки, как на других башнях, гербами СССР, золочёными эмблемами с серпом и молотом. Но в итоге решили установить звёзды. Бытует мнение о том, что огромное влияние на проект кремлевских звезд оказал Лев Троцкий [2]. Серьёзно увлекавшийся эзотерикой, он знал, что звезда - пентаграмма, обладает очень мощным энергетическим потенциалом и является одним из самых сильных символов. Почти единогласным решением с подачи Троцкого большевики остановились на пятиконечной звезде. Эскизы были поручены художнику Е. Е. Лансере.
Евгений Евгеньевич Лансере - выпускник Первой Санкт-Петербургской гимназии.
С 1892 года учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, Петербург, где посещал классы Я. Ф. Ционглинского, Н. С. Самокиша, Э. К. Липгарта. С 1895 по 1898 годы Лансере много путешествовал по Европе и совершенствовал мастерство во французских академиях Ф. Каларосси и Р. Жюльена.
Своим творчеством художник быстро заработал себе имя и всеобщее признание.
На первом эскизе с пятиконечной звездой Сталин делает замечание: «Хорошо, но
надо бы без круга в центре». Слово «без» подчеркнуто дважды. Лансере
стремительно всё исправил и снова отдал эскиз на утверждение. Сталин делает совсем уж странное замечание: «Хорошо, но надо бы без скрепляющей палки». «Без» опять подчёркнуто дважды. В итоге Лансере отстранили от проекта и разработку звёзд отдали художнику Ф. Ф. Федоровскому [3].
Федор Федорович Федоровский - родился 14 декабря 1883 года в Чернигове. С
1902 по 1907 год учился в Московском Строгановском центральном художественно-
промышленном училище. Учителями Федоровского были великие русские художники В. А. Серов, К. А. Коровин, М. Врубель и архитекторы И. В. Жолтовский и Ф. О. Шехтель. Участник антрепризы С. П. Дягилева в Париже и Лондоне (1913—1914). Главный художник Большого театра СССР в 1929 – 1953 годах.
Он предложил рубиновый цвет стекла, определил форму и рисунок звезд, а также размеры в зависимости от архитектуры и высоты каждой башни. Пропорции и меры были выбраны настолько удачно, что новые звезды, несмотря на то, что их, в последующем, установили на башнях различной высоты, казались с земли одинаковыми. Достичь этого удалось благодаря различной величине самих звезд.
Пока изготавливались звезды, строители ломали голову — как собственно снять двуглавых орлов с башен и закрепить новый символ. Установить тысячекилограммовые звёзды на башни Кремля было делом непростым. Загвоздка была в том, что подходящей техники в 1935 году просто не было. Высота самой низкой башни, Боровицкой - 52 метра, самой высокой, Троицкой — 72. Башенных кранов такой высоты в стране не было, но для русских людей не существовало ничего невозможного.
Специалисты Стальпроммеханизации спроектировали и построили для каждой башни специальный кран, который мог устанавливаться на ее верхнем ярусе. У основания шатра через башенное окно монтировалось металлическое основание — консоль. На ней собирали подъемный кран. Так, в несколько этапов, проводился
сначала демонтаж двуглавых орлов, а затем водружение звёзд. 18 октября 1935 года все 4 двуглавых орла с башен Кремля были сняты и заменены звездами опытными верхолазами под руководством и контролем оперативного отдела НКВД и коменданта Кремля Ткалуна П. П.

Самоцветные звёзды.

  Новые самоцветные звёзды весили около тонны. Шатры кремлёвских башен не были рассчитаны на такую нагрузку. Шатры Спасской, Троицкой и Боровицкой башен пришлось изнутри укрепить металлическими опорами и штырями, на которые и планировалось насадить звёзды. Внутри шатра Боровицкой башни установили металлическую пирамиду с опорным штырем для звезды. На вершине Троицкой башни установили прочный металлический стакан.
24 октября 1935 произошла демонстрация. Большое количество москвичей собралось на Красной площади, чтобы посмотреть на водружение пятиконечной звезды на Спасскую башню. 25 октября пятиконечная звезда была установлена на шпиле Троицкой башни, 26 и 27 октября на Никольской и Боровицкой башнях.
Первые кремлевские звезды были сделаны из красной меди и нержавеющей стали. Для их золочения были построены специальные гальванические цеха. В центре каждой звезды уральскими самоцветами (аметистами, топазами, александритами, горным хрусталем, аквамаринами) был выложен символ СССР — серп и молот, покрытый золотом. Всего потребовалось около 7 тысяч камней величиной от 20 до 200 каратов. К сожалению, очень скоро первые звезды потеряли свой блеск. Копоть, пыль и грязь, смешиваясь с осадками, заставили самоцветы и золото потускнеть.
В 1937 году правительство принимает новое решение вместо потерявших блеск самоцветных звезд установить новые звезды - рубиновые.

Приказ по НАРОДНОМУ КОМИССАРИАТУ ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ [4, л. 2]

г. Москва                                                                                                 
2 июня 1937 года.

О выполнении специального поручения Правительства по изготовлению и монтажу звезд
Для выполнения заданий по изготовлению и монтажу звезд на башнях Московского Кремля. ПРИКАЗЫВАЮ:
Центральному Научно - Исследовательскому Институту Машиностроения и Металлообработки (ЦНИИМАШ) т. т. Тамбовцеву и Ланда изготовить пять звезд размером и формой по согласованию с Комендатурой Кремля, со всеми необходимыми устройствами для промывки, очистки и освещении этих звезд.
Стальпроммеханизация т. Амосову произвести, по согласованию с Комендатурой Кремля все работы по переоборудованию пяти шатров Кремлевских башен, демонтажу ныне существующих устройств звезд и монтажу новых звезд, по устройству лестниц и переходов в башнях, а также площадок для размещения и обслуживания вспомогательных устройств. 1937г.
Главэнергопрому т. Филимонову обеспечить стороны ВЕИ/ т. т. Рабинович и Майзель/ передачу ЦНИИМАШу [5, с. 125] подбора стекол для звезд и со стороны ЭЛЕКТРОПРОМА/ т. Баринов/ выполнение всех работ по электрооборудованию осветительной и силовой сети для обслуживания звезд к I. УШ. 37 г.
Электрохимету 10 товарищу Ларину произвести золочение наружных металлических частей звезд и шпилей. Срок 15 июля 1937 г.
Институту им. Карпова 11 оказать содействие лаборатории Электрохимета путем предоставления части складского помещения и переоборудования помещения под золочение.
Главхиммашу 12 товарищу Болдвину 13 изготовить по техническим условиями ЦНИИМаша передвижную установку для промывки и продувки звезд. Срок 15 июля 1937 г.
2-му ГП3 14 товарищу Есаулову спроектировать и изготовить 10 радиальных шариковых подшипников и 5 упорных шариковых подшипников по заданию ЦНИИМаша. Срок 15 июля 1937 г.
Главспецстали 15 т[оварищу] Макарову 16 отпустить ЦНИИМашу до 8 нюня 1937 г. все необходимые сортаменты 17 нержавеющей стали в количествах и размерах по проекту.
Главцветмету 18 т[оварищам] Перкину 19 и Аквису отпустить из наличия для Стальпроммеханизации провод для электросварки сечением 40x50 мм2 - 750 метров. ЦНИИМашу провод для электросварки 75 мм2 - 100 метров и необходимое количество по проекту латуни, меди и медных трубок.
ВАТ20 тов[арищу] Клебанову 21 отпустить, из наличия, Стальпроммеханизации автогенных аппаратов емкостью 250-500 литров 5 комплектов и ЦНИИМашу 1 комплект. Кислородных баллонов Стальпроммеханизации -16 шт., ЦНИИМашу-16 шт.
Главметизу 22 т[оварищу] Золотову отпустить Стальпроммеханизации стальной трос диаметром 16  мм, проволоку 0,6-0,8мм длиной 2500 метров.
ГУМП т[оварищу] Бабаеву отпустить Стальпроммеханизации и ЦНИИМашу с Московского склада разных сортов железа в пределах до 120 тонн.
Главлестяжпрому 23 тов[арищу] Неманову отпустить Стальпроммеханизации необходимого беленого леса в пределах 150 м3.
Главхимпрому 24 т[оварищу] Тодорскому 25 обеспечить в двухнедельный срок нужное количество рифлёного и плоско-шлифованного стекла по рецептуре Комендатуры Кремля и техническим условиям ЦНИИМаш.
Главстанкоинструменту2 6 тов[арищу] Альперовичу 27 выделить ЦНИИМашу 1 продольно-строгальный станок.
Срок выполнения - 2 месяца. Отражённый свет уральских самоцветов и золота был заменён на свет мощных электроламп. Ф. Ф. Федоровский продолжил работу над звездами и выполнил эскизы новых рубиновых звезд. Это ответственное задание поручили Центральному научно-исследовательскому институту машиностроения и металлообработки - ЦНИИМАШ. Главным инженером по разработке и установке новых светящихся звёзд был назначен профессор А. Ф. Ланда.
Помимо ЦНИИМАШа значительную роль сыграли еще несколько организаций - Стальпроммеханизация, отвечавшая за переоборудование пяти шатров Кремлевских
башен и демонтаж звезд, Главэнергопром должен был обеспечить передачу ЦНИИМашу подбора стекол для звезд , Электрохиммет заботился об золочении наружных металлических частей звезд и шпилей. Перед проектировщиками стояла задача создать такую модель звезды, которая бы не подвергалась коррозии, а с наружных стекол легко смывались грязь, копоть, пыль. Также, одной из главных целей было создание пульта управления, который управлял бы всеми звездными механизмами.
В филиале РГАНТД в г. Самаре, помимо выше упомянутых документов хранится проект кремлевских звезд, разработанных группой А.Ф. Ланда. В Самаре до сих пор хранится его проект – пять массивных альбомов чертежей в красных переплетах.
Из приказа по Народному Комиссариату Тяжелой Промышленности [4, Л. 3].
В соответствии с постановлением СТО июля 1936 года промышленности ПРИКАЗЫВАЮ:
Организацию промышленного производства изделий возложить на Главное управление Автотракторной промышленности (ГУТАП), в системе которого запроектировать постройку для этой цели заводом мощностью в 3000 тонн в год с возможностью дальнейшего расширения.
Начальнику ГУТАПа немедленно заключить договор с ГИПРОМАШем на изготовление технического проекта «звезда» проз. изделий.
ГИПРОМАШу т. Эрману предоставить в 3-х дневный срок график проектных работ «звезда» произ. изделий на 3000 тонн для ГУТАПа. Для разработки технологии привлечь ЦНИИМАШ.
Техническому совету ГУТАП и ЦНИИМАШ разработать план внедрения вод. Изделий на предприятиях НКТП и программу работ ЦНИИМАШа по дальнейшему исследованию и испытанию проекта.
III. Всем перечисленным организациям предоставить в пятидневный срок графики выполнения перечисленных работ мне на утверждение.
IV. Все работы перечисленными организациями должны производиться по техническим заданиям и условиям Управления Комендатуры Московского Кремля. Счета за проведенную работу представлять в Финансовое Управление ЦИК Союза.
Народный комиссар тяжелой промышленности В.И. Межлаук
Сложной задачей было создание специального рубинового стекла, которое должно было иметь разную плотность, пропускать красные лучи определенной длины волн, быть устойчивым к резким перепадам температуры, механически прочным, не обесцвечиваться и не разрушаться от воздействия солнечной радиации. Оно было изготовлено под руководством известного специалиста-стекольщика Никанора Курочкина [7].
Московский стекловар Н.И. Курочкин начал обдумывать план по усовершенствованию новых звезд. Нужно было сварить 500 кв. метров рубинового стекла, для чего была придумана новая технология – «селеновый рубин». До этого для достижения нужного цвета в стекло добавляли золото; селен – это и дешевле, и цвет глубже. В основании каждой звезды установили специальные подшипники, чтобы они, несмотря на тяжесть, могли вращаться, как флюгер. Им не страшны ржавчина и ураган, поскольку "оправа" звезд выполнена из специальной нержавеющей стали. Принципиальная разница: флюгера указывают, куда дует ветер, а кремлевские звезды - откуда. Благодаря ромбообразному поперечному сечению звезды она всегда упорно становится в лоб против ветра. Причем любого - вплоть до урагана. Даже если вокруг и снесет все подчистую, звезды и шатры останутся целехоньки. Так спроектировано и построено.
Но вдруг обнаружилось следующее: на солнечном свете рубиновые звёзды кажутся... чёрными. Ответ был найден - пятиконечные звезды нужно было сделать двухслойными, а нижний, внутренний слой стекла должен быть молочно-белым, хорошо рассеивающим свет. Кстати, это обеспечивало и более ровное свечение, и сокрытие от людских глаз нитей накаливания ламп. Кстати, тут тоже возникла дилемма - как сделать свечение ровным? Ведь если лампа установлена в центре звезды, лучи, очевидно, будут менее яркими. Помогла комбинация различной толщины и насыщенности окраски стекла. Кроме того, лампы заключены в состоящие из призматических стеклянных плиток рефракторы.

Устройство Кремлевской Звезды [8].

Все детали изготавливались из 2-х мм. листовой меди путем штамповки и сварки.
Материал несущей конструкции - нержавеющая сталь.
Из-за большого количества тепла выделяемого мощной лампой, звезда нуждается в постоянном охлаждении. Эту нелегкую задачу выполняет специальная вентиляционная система.
В основании установлены подшипники, благодаря которым звезда, несмотря на свой вес, легко вращается и становится лобовой стороной против ветра.
Толщина золотого покрытия 40 микрон. На золочение всех обрамляющих деталей израсходовано 11 кг золота.
Двухслойное остекление 1) внутренний слой - молочное стекло (2мм);
2) наружный слой - рубиновое стекло с добавлением селена. Молочное стекло использовано для улучшения рассеивания света по поверхности и для того, чтобы днем звезда не выглядела слишком темной.
Материал обрамления внешнего контура и соединительных реек - красная листовая медь, позолоченная гальваническим способом.
Площадь остекления - около 9 м в кв.
Если обратиться к отчетам о проделанной работе по золочению звезд и часов для башен Московского Кремля, то можно заметить интересные цифры: 11 кг на звезды и 18 кг на часы - это приблизительно 1 500 000 млн. руб.
Никаких драгоценных камней в них нет: сходство с рубином стеклу придает добавленный в него при варке селен.
Отчет Центральной научной лаборатории Электрохимета о работе по золочению звезд и часов для башен Московского Кремля
В соответствии с приказом Наркомата тяжелой промышленности:
№ 483 от 2 апреля 1937г Москва.
Начало работы по золочению 20/131937г Конец 26 октября 1937г
Цель работы.
Предать поверхности металлических деталей звезд и часов красивый внешний вид и устойчивость против коррозии на продолжительное время.
Характеристика объектов покрытия [4, л. 5].
Покрытию подлежали: для звезд - медные детали и для часов - медные и бронзовые детали. Все детали были отполированы, но, тем не менее, их поверхность была точно ровной и гладкой. Отдельные участки поверхности медных деталей имели глубокие поры и трещины или твердую корку, так называемую «металлическую кожу» (нагортованная медь), под которой иногда обнаруживались включения посторонних загрязнений. Большой пористостью отличались места сварки отдельных частей медали. Поры и широкие раковины в большом количестве наблюдались на поверхности бронзовых деталей часов - на цифрах. Для устранения указанных дефектов обработки поверхности перед золочением приходилось применять специальную протраву (декапировку в азотной кислоте) полированной поверхности и иногда механическую очистку металлическими щетками.
ВЫБОР ВИДОВ И ТОЛЩИНЫ ПОКРЫТИЯ[4, л. 4-5].
При осмотре в Кремле первых золоченых звезд выяснилось, что отдельные места их поверхности за 2 года службы покрылись довольно толстым слоем грязи, копоти, сажи и т.д. Под этим слоем загрязнений скрыта сохранившаяся позолота по меди. Последняя, однако, местами усеяна точечными язвинами, появившимися, по-видимому, в местах пор в результате точечной коррозии. Отслаиваний золота от меди, а также обнаженных от золота участков меди или глубокого разрушения позолоты за исключением местной точечной коррозии не обнаружено.
Сильному разрушению подверглись детали из хромистого чугуна золоченые с медным подслоем (Боровицкая башня), а также некоторые детали из нержавеющей стали, как золоченые, так и не золоченые. В общем, состояние поверхности золоченых деталей и характер их коррозии оказались, приблизительно, одинаковыми для всех звезд. Некоторое исключение представляет звезда, снятая с Никольской башни.
Золоченые детали ее в меньшей степени покрылись посторонними загрязнениями и почти свободны от точечных язвин. Это объясняется, по-видимому, меньшей активностью окружающей (эту звезду) среды и более выгодной (в этом отношении) конфигурацией деталей.
Так как детали вторых звезд и часов имели поверхность более пористую, чем детали на первых звездах, то решено было золотить с толстым подслоем серебра. Однако, для того, чтобы не задерживать работу по золочению имеющихся уже в цехе золочения деталей Боровицкой и Никольской башен, решено было до получения серебра покрывать их толстым слоем золота с промежуточной полировкой кровавиком для уплотнения осадка и уменьшения пористости.
Таким образом, были произведены покрытия деталей звезд и часов при следующих толщинах:
1) для Боровицкой и Никольской башен первый слой золота на толщину 18-25 м, и второй слой золота после полировки первого на толщину 15 м (с последующей полировкой кровавиком); общая толщина осадка золота для этих деталей соответствует 33-40 м.
2) для Троицкой и Спасской башен, а также для часов - нижний слой серебра толщиной 30-35 м и верхний слой золота толщиной 15-20 м с последующей полировкой кровавиком.
4. технологический процесс золочения с подслоем серебра и без него - основные операции.
1. Очистка поверхности деталей от механических и химических загрязнений. На поверхности деталей находились жировые загрязнения полировочной пасты и буры (на обратной не лицевой стороне деталей). Бура и другие механические загрязнения удалялись путем обдирки и крацовки обратной стороны деталей металлическими щетками и шабром.
Для удаления жировых загрязнений со всей поверхности деталей применялась промывка бензином с протиркой волосяными щетками, смоченными также бензином.
Часть деталей (большинство) подвергалась также дополнительной обработке волосяными щетками, смоченными жидкой кашицей венской извести.
2. Нанесение термопрена. Термопрен наносился на обратную сторону поверхности деталей, не подлежащую покрытию металлом для изоляции ее от действия тока и раствора. Покрытие термопреном производилось мягкой кистью в 3-4 слоя. После нанесения каждого слоя термопрена детали просушивались сначала на воздухе затем в сушильной печи. Температура в печи 110-150С. Продолжительность сушки:
а) после нанесения первого слоя:
на воздухе - 15-30 мин.
  в печи -  15-20 мин.
б) после нанесения второго слоя:
на воздухе -15-30 мин.
в печи  - 15-20 мин.
в) после нанесения третьего слоя:
на воздухе - 15-30 мин.
в печи - 15-20 мин.
г) после нанесения четвертого слоя:
на воздухе - 15-30 мин.
  в печи -  от 1 часа до 3 часов.
Окончательно высушенные детали взвешивались.
3. Обезжиривание деталей волосяными щетками и тряпками, смоченными жидкой кашицей венской извести с последующей промывкой холодной водой из шланга.
ДЕКАПИРОВАНИЕ [4, л. 6].
Декапирование производилось 2-мя способами:
а) обработкой поверхности деталей разбавленным раствором азотной кислоты (1:1) с последующими операциями: промывкой водой, легкой протиркой волосяными щетками, смоченными жидкой кашицей венской извести и вторичной промывкой.
б) погружением деталей в 3-4% раствор цианистого калия с последующей промывкой в холодной проточной воде в промывной ванне.
СЕРЕБРЕНИЕ [4, л. 7].
Серебрение производилось электролитическим способом с предварительным амальгамированием поверхности в растворе цианистой ртути, раствора для амальгамирования:
цианистая ртуть Hg (CN)2 - 5-10 г/л
цианистый калий KCN - 10-20 г/л
Температура комнатная.
Продолжительность амальгамирования 0,5-1 мин.
После амальгамирования поверхность деталей протиралась ватой для удаления избытка ртути и загрязнений.
После амальгамирования детали промывались холодной водой и загружались ванну для серебрения.
Состав ванны для серебрения:
Серебра считая на металл, - 15-30 г/л (0.15-03N) (в виде комплексной соли).
Цианистого калия (KCN) свободного 19,5-39 г/л (035-0,6 N).
Температура комнатная
Плотность тока на катоде - 0,2 А/дм2.
Продолжительность 5 часов.
Анодами служили серебряные пластинки.
Время от времени (через каждые 1,5-2 часа) детали выгружались из ванны и подвергались промежуточной крацовке просеянным мелким песком (с Ленинских гор) иногда металлическими щетками с последующей прочисткой влажной известью и промывкой холодной водой.
Карцовка по серебру производилась, обычно, 2 раза. Завешивание деталей в ванну производоводилось на медных крючках. После серебрения детали промывались в 2-х водах (первая промывка для улавливания электролита), сушились в печи и взвешивались.
ЗОЛОЧЕНИЕ.
Как указано было выше, золочение деталей звезд для Боровицкой и Никольской башен производилось без подслоя серебра, непосредственно по медной поверхности, и золочение деталей звезд для Троицкой и Спасской башен, а также деталей часов – с подслоем серебра.
Золочение медной поверхности производилось без предварительного амальгамирования.
Состав ванны для золочения:
Золота (Au) считая на металл (в виде комплексной соли) - 2-4 г/л
Цианистого калия - общее содержание - 18-25 г/л
Температура - 60° С.
Плотность тока Дк-0,05-0,1 А/дм2.
Анодами служили золотые пластины.
Некоторые детали время от времени выгружались из ванны (при продолжительном электролизе и появлении загара) и подвергались промежуточной крацовке просеянным мелким песком с последующей промывкой водой.
Завешивание деталей в ванну производилось на медных крючках.
Перед золочением медной поверхности подготовка деталей осуществлялась также, как и перед серебрением. После нанесения первого слоя золота толщин (ой) 18-20 м на эти детали производилась полировка их поверхности кровавиком. После полировки перед нанесением 2-го слоя золота детали сначала обезжиривались жидкой кашицей венской извести и крацевались песком, затем декапировались в разбавленном (3-4%) растворе KCN и снова промывались водой.
Перед золочением по серебряному подслою поверхность последнего подвергалась: крацовке песком (иногда металлической щеткой), протирке жидкой кашицей венской извести, снова промывке водой, декапировке в растворе цианистого калия и снова промывке водой.
ОТДЕЛКА ПОВЕРХНОСТИ ПОСЛЕ ЗОЛОЧЕНИЯ [4, л. 8].
После золочения детали сначала ополаскивались водой над ванной для улавливания электролита, затем промывались в ванне с горячей водой (непроточной), сытые в горячей воде детали просушивались сначала на воздухе, затем в сушильной печи и взвешивались.
После взвешивания детали подвергались полировке кровавиком.
Разница в весе золоченых деталей до полировки кровавиком и после полировки не обнаружена.
Качество покрытий серебром и золотом вполне удовлетворительное.
Отдельного внимания заслуживают лампы кремлевских звезд. Они по специальному заказу были разработаны на Московском электроламповом заводе. В них находится по две нити накаливания, включенные параллельно. Поэтому даже при перегорании одной из них, лампа не перестанет светить.
Во время войны, с целью светомаскировки столицы, кремлевские звезды были зачехлены брезентом. Когда же маскировку сняли, оказалось, что стекла звезд сильно повреждены. Вероятно, по ним не раз попадали снаряды зенитной артиллерии, защищавшей Москву от налетов немецкой авиации.
Полная реставрация кремлевских звезд была проведена в конце 1945 - начале 1946 Мастера возобновили позолоту каркаса, а стекла сделали трехслойными: рубиновым и молочным стеклом появилась хрустальная прослойка.
Кремлевские звезды стали еще ярче, прочнее и красивее. Моют звезды, как правило, каждые пять лет. Ежемесячно для поддержания надежной работы вспомогательного оборудования проводятся плановые профилактические работы, более серьезные выполняют раз в восемь лет.
Система кремлевских звезд имеет единый центр управления, который находится в Троицкой башне. Дважды в сутки работу ламп визуально проверяют, а также переключают вентиляторы их обдува. Отключение электричества пятиконечным кремлевским светилам не грозит - энергоснабжение у них автономное.
Пять башен московского Кремля, Боровицкая, Троицкая, Спасская, Никольская и Водовзводная, до сих пор сияют красными звездами, а вот башни Государственного исторического музея ныне гордо венчают двуглавые орлы. Так на Красной площади мирно соседствуют наследники славного прошлого нашей великой страны.

Мощность и температура накаливания.

От мощных ламп (до 5000 ватт) [9] температура раскочегаривалась внутри звезд, как в паровозной топке. Жар грозил разрушить и сами колбы ламп, и драгоценные пятиконечные рубины. Профессор записал: "Вполне понятно, что нельзя допустить лопания и растрескивания стекла в случае дождя или перемены погоды и падения стекла вниз. Вентиляторы работают безотказно. Через звезды пропускается около 600 кубометров воздуха в час, что полностью гарантирует от перегрева".
Пятиконечным кремлевским светилам не грозит отключение электричества, поскольку их энергоснабжение производится автономно. Лампы для кремлевских звезд разработали на Московском электроламповом заводе. Мощность трех - на Спасской, Никольской и Троицкой башнях - 5000 ватт, и 3700 ватт - на Боровицкой и Водовзводной [10]. При перегорании одной лампа продолжает гореть, а на пульт управления поступает сигнал о неисправности. Интересен механизм смены ламп: к звезде даже не надо подниматься, лампа спускается вниз на специальной штанге прямо через подшипник. На всю процедуру требуется 30-35 минут.
 

Звезды во время Великой Отечественной Войны.

В годы Великой Отечественной войны звезды [11, с. 55-56], как и весь Кремль, были
замаскированы. В 1945 году, когда сняли защитную маскировку, стали видны осколочные повреждения от зенитной батареи ПВО Москвы среднего и малого калибров, располагавшейся в районе Большого сквера Кремля. Звёзды сняли и опустили на землю для ремонта. Полную реставрацию завершили к Новому 1946  г.  В марте звёзды снова подняли на башни. Совершенно по-новому на этот раз остеклили звезды. По специальному рецепту, разработанному Н. С. Шпиговым, было изготовлено трёхслойное рубиновое стекло. Сначала из расплавленного рубинового стекла выдувалась колба, которую покрывали расплавленным хрусталем, а затем молочным стеклом. Сваренный таким образом «слоеный» цилиндр разрезался и выправлялся в листы. Трёхслойное стекло изготовили на стекольном заводе «Красный Май» в Вышнем Волочке. Заново был позолочен стальной каркас. Когда звёзды снова зажгли, они стали ещё ярче и нарядней.
Второй раз звезды ненадолго погасли по просьбе Никиты Михалкова в 1997 году, когда он снимал своего «Сибирского цирюльника». С тех пор кремлевские звезды горят непрестанно, став главным символом российской столицы. Казалось бы, ничто им не угрожает. После распада Советского Союза кремлевские звезды не были демонтированы, в отличие от другой советской символики (серпы и молоты, гербы на дворцах и т. п.). И все же их судьба сегодня не столь безоблачна. Уже четверть века в обществе не утихают дискуссии об уместности советской символики над Кремлем. Будут ли они светить и дальше, покажет время.
Красные звёзды за рубежом СССР.
Многие социалистические страны сооружали красные звёзды над своими общественными учреждениями как символ государственной политики и идеологии. С 1954 по 1990 года над Центральным домом БКП в болгарской столице Софии возвышалась красная звезда — точная копия советских, которые были воздвигнуты над московским Кремлем. Сегодня эту звезду можно увидеть в Музее социалистического искусства. Красная звезда была установлена на построенном в 1885 – 1904 г. здании парламента в Будапеште, и демонтирована в 1990 г.

 

Споры вокруг кремлевских звезд

Сторонники возвращения двуглавых орлов:
Отношение к рубиновым звёздам в обществе неоднозначно.
Ряд общественных движений («Возвращение», «Народный собор», «За Веру и Отечество»), а также Русская православная церковь занимают определённую позицию, заявляя, «что было бы справедливо вернуть на кремлёвские башни двуглавых орлов, которые их украшали в течение столетий». В 2010 году в связи с открытием надвратных икон Спасской и Никольской башен споры об уместности рубиновых звёзд разгорелись с новой силой.
Над Кремлём всегда были и будут символы государственной власти страны. Символом государственной власти в России является двуглавый орёл. Поэтому радостное возвращение орла на святую Спасскую башню произойдет обязательно. Это исторически неизбежно. Если мы живем в демократической России, то президент такой России не должен работать под коммунистическими звёздами и по соседству с идолами Ленина и Сталина. - Владимир Лавров, заместитель директора по науке Института Российской Истории РАН [12].
10 сентября 2010 года, за месяц до 75-летия установки звёзд над Кремлем члены фонда «Возвращение» обратились к президенту с предложением вернуть двуглавого орла на Спасскую башню. Обращение вызвало общественную дискуссию, но ответа президента не последовало.
Сторонники сохранения звёзд:
В музейном сообществе относятся скептически к идее замены звёзд на орлов: эта тема возникает спорадически. Но возвратим ли утраченную Русь, вернув орлов на башни? Тем более что они были бы новоделом... Звёзды уже тоже памятники —они символизируют сложившийся образ Кремля - Андрей Баталов, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля.
Последовательно на протяжении всего времени обсуждения против замены звёзд выступают и коммунисты:
Предложение авторов обращения к президенту о замене звёзд на кремлёвских башнях на двуглавого орла антиисторично, антигосударственно и антиправославно», по его мнению, звёзды на кремлёвских башнях — это «не только подтверждение заявления Российской Федерации о своей правопреемственности с Советским Союзом, но эти звёзды также воспринимаются всеми как символ нашей Победы в Великой Отечественной войне, а также как символ современной российской государственности [13].

 

Заключение

Роль кремлевских звезд в нашей стране неоднозначна. Для одних они являются яркими символами государственности, воспоминаниями прошлого, частичками настоящего и будущего. Звезда на башнях Московского Кремля не просто красивая, геометрическая фигура, она символ гордости, который связывают с победой великой войне, это знак охраны и безопасности.
Сегодня есть и те, кто мечтает погасить кремлевские звёзды. Характерно, что разговоры о снятии звёзд с Кремля обычно ведутся через запятую с кощунственными идеями перезахоронения Ленина и уничтожения некрополя на Красной площади. Яркое сияние красных звёзд над Кремлем не дает покоя тем, кто хотел бы вычеркнуть из отечественной истории все советское.
 

Список использованной литературы:

1. Алдонина Р.П. Московский Кремль. – М.: «Белый город», 2007. – 48 с.
2.
http://masterok.livejournal.com/1440227.html
3. Костина Е.М., «Ф.Ф. Федоровский»// «Советский художник». – 1960.
4. Филиал РГАНТД в г. Самаре. Ф.Р-91. Оп. 2-1. Д.31.
5. Зорев Н., Долбенко Е., ЦНИИТМАШ – «Народы и Судьбы» - Москва, 1980 г.
6. Гарбуз О. Рубиновые звезды // «Советская Россия», 23.20.2007.
7. Тополин М.А. Рубиновые звезды Кремля // «Библиотекарь», 2008.
8.  Арсеньев В. Звезда на ощупь // «Российская газета», 05.05.2006.
9.  Кремлевские звезды: «царские» предшественники и советские наследники// РИА Новости, 24.10.2010
10. Доможиров Г. Первые звезды Кремля// Куранты. Историко-краеведческий альманах. Вып. 2. – М.: Моск. рабочий, 1987. – 384с.
11. Лавров В.М. «О Звездах» 2010
12. Полемика вокруг Кремлевской символики // Советская Россия // 2009.
13. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2006
14. Тополин М.А. Кремлевские звезды. – 2 изд. – М.: Московский рабочий, 1980. – 64 с.