Шарапова Екатерина Александровна – 3 место
1 курс факультета экономики и управления
Самарского государственного аэрокосмического университета.
Введение
Данное исследование посвящено проблеме создания в межвоенный период двух параллельных систем обнаружения самолетов: звукоулавливательных и радиолакационных станций (РЛС). В начале первой мировой войны появились первые образцы звукоулавливателей, в межвоенный период в СССР активно велись работы по созданию систем радиообнаружения; с началом Великой Отечественной войны и акустические, и радиоустройства были взяты на вооружение вновь созданных специальных частей в составе противовоздушной обороны.
Цель данной работы – найти объяснение историческому факту длительного использования морально «устаревших» звукоулавливателей. Сложность изучения историко-технической литературы заключалась в том, что необходимо было сначала разобраться в достижениях разноплановых сфер науки и техники, прежде всего, приборостроения, математики и физики. Поэтому одной из главных задач исследовательской работы стало выявление тех открытий и опытных моделей, без которых невозможно бы было создание техники радиообнаружения. Для этого привлечены были работы специалистов в области радиолокации Г.Я. Члиянца, М.М. Лобанова, А.И. Шокина, Ю.Б. Кобзарева. [1; 34]
Актуальность исследования состоит в том, что радиолокация в современной России – одно из немногих конкурентоспособных направлений радиоэлектроники: серийные поставки радиолокационной техники осуществляются для нужд Минобороны РФ, гражданских ведомств, иностранным заказчикам. Современные радиолокационные системы позволяют с большей точностью измерять координаты целей, параметры их движения, определять не только формы объектов, но и структуру их поверхности. Для обеспечения контроля воздушного пространства радиотехнические войска ВВС РФ используют современные радиолокационные комплексы и станции: РЛК средних и больших высот «Небо-М», РЛС средних и больших высот «Противник Г1М», «Сопка-2». РЛК малых высот «Подлет К1» и «Подлет М», РЛС малых высот «Каста 2Е2»: авторизованные системы «Фундамент», «Крым».
Еще одна важная задача: изучение деятельности специального подразделения в войсках ПВО военного времени, так называемых «слухачей». Таким «слухачем» была моя прабабушка, Ясавина Вера Михайловна, воспоминания которой легли в основу данной работы. Кроме того, в работе были использованы труды инженер-капитана Бажанова С.А., где он в популярной форме сообщает самые первоначальные сведения по радиолокационной технике, также в книге «Что такое локация» изложены основные принципы радиолокации и дано оисание важнейших элементов радиолокационных станций. Также была использована монография кандидата исторических наук Д.Д. Чеханала «Военное небо Поволжья», где автор на основе документальных источников рассматривает боевую деятельность противовоздушной обороны в Поволжье и показывает роль летчиков, зенитчиков, прожектористов в ВОВ. Чтобы показать роль женщин в ВОВ, было использовано научное исследование, написанное на общесоюзном материале. Это работа В.С. Мурманцевой, изданная в 1974 г. Автор определила масштабы мобилизации и военной подготовки женщин, рассмотрела порядок прохождения ими службы во всех видах Вооруженных сил и родах войск. [2] Также в данном исследовании были использованы труды Пенроуза и Боулдинга [3] для того, чтобы лучше узнать особенности первых звукоулавливателей, появившихся в Англии и Америке.
1. Создание звукоулавливателей и радиолокационных станций в 1914-1941 гг.
30 августа 1914 года впервые в истории было совершено нападение с воздуха на крупный населенный пункт, находившийся в глубоком тылу. В тот день летчики кайзеровской Германии сбросили бомбы на Париж. [4;87] В результате тыл перестал быть зоной нахождения вне сферы вооруженной борьбы, и, следовательно, воевавшим странам потребовалась принципиально новая техника ведения боя и отражения атак противника. В 1914-1918 гг. возник целый ряд областей военной техники, в первую очередь танки и противотанковая оборона. Противодействием танкам стала авиация. Уже в первые дни войны самолеты заглядывали за труднопреодолимую с земли оборонительную полосу противника, разведывали обстановку его фронтового тыла. Они вели обнаружение сосредоточения и перегруппировки частей врага, занимались подвозом вооружения, поддержания связи между войсковыми штабами, разведкой на море, бомбардировкой морских баз.
В отличие от противотанковой обороны, которая развивалась сравнительно равномерно с прогрессом в танкостроении, при создании средств противовоздушной обороны (ПВО) сложилась угрожающая диспропорция в пользу бомбардировочной авиации противника. [5; 8-9] Военные техники обратились к акустике как методу определения местонахождения артиллерии и пути движения самолетов. Разработки в области военной акустики и звукометрии стали также применятся для измерения глубин, обнаружения препятствий, связи между подводными судами. [6]
Построение системы ПВО в России началось при организации воздушной обороны Петрограда и Царского Села. 30 (17) ноября 1914 г. Командующий 6 армии объявил специальную инструкцию, на основании которой была организована воздушная оборона Петрограда и его окрестностей. Воздушная оборона столицы России начала осуществляться 8 декабря (25 ноября) 1914 г с введением в действие «Инструкции по воздухоплаванию в районе 6 армии» появления «постов наблюдения за небосводом», впоследствии объединенных в службу воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). Самые первые подразделения были оборудованы пулеметами и легкими пушками. В 1915 г. Для прикрытия войск и противовоздушной обороны некоторых крупных центров страны начали применять авиацию, аэростаты воздушного заграждения и зенитные прожекторы. В первую мировую войну воздушная оборона создалась также для защиты других городов, в частности Одессы и Николаева, крупных штабов, группировок войск на всех фронтах действующей русской армии. [7]
В основном использовались оптические приборы [8; 171]: бинокли и стереотрубы для наблюдателей постов воздушного наблюдения, оповещения и связи, оптические визиры и дальномеры для зенитной артиллерии. [5; 14] Широко применялся также способ радиопеленгации – обнаружение радиопередающих станций. [4; 13]
Во многих странах в годы Первой мировой войны были созданы приборы, которые обнаруживали самолет по звуку двигателей – звукоулавливатели. Первые попытки в направлении устройства звукоулавливателей сводились к применению больших рупоров. Вращая рупор, узкий конец которого соединен резиновой трубкой со специальными раковинами, одетыми на уши слухача, этот слухач может обнаружить направление рупора на звучащий предмет. Военные инженеры искали способы увеличения точности определения направления для низких частот гула мотора самолета. Так были созданы различные модификации звукоулавливателя с двумя или четырьмя широко расставленными и сильно вытянутыми «ушами».
Воздушная оборона Советского государства делала свои первые шаги в годы Гражданской войны и военной интервенции, но после окончания Гражданской войны были проведены значительные сокращения в частях воздушной обороны, как и во всей Красной Армии. Это привело к тому, что в 1921-1924 гг. советской противовоздушной обороны как системы просто не было. В период военной реформы 1924-1925 гг. возникла идея создания систем для обнаружения и освещения самолетов, состоявших из звукоулавливателей и зенитных прожекторов. Освещенный самолет мог быть атакован истребителем-перехватчиком или обстрелян огнем зенитных батарей и зенитных пулеметов. Комплексное применение оптических и акустических средств стало считаться оптимальным решением проблемы обнаружения самолетов противника в любое время суток и при любых погодных условиях. Теперь главное внимание в исследованиях было сосредоточено на устранении воздействия ветра, мешавшего воспринимать шум самолета операторами-слухачами звукоуловителя. Для этой цели использовались методы и средства шумоподавления, селекции и электрического усиления самолетного шума. Над созданием звукоулавливателей, которые вошли в состав приборов управления артиллерийским зенитным огнем (ПУАЗО) в СССР работали: Центральная радиолаборатория (ЦРЛ), Всесоюзный электротехнический институт (ВЭИ), Военная артиллерийская академия (ВАУ) имени Ф.Э. Дзержинского и Научно-исследовательская лаборатория артиллерийского приборостроения Главного артиллерийского управления (НИЛАП ГАУ). Образцы первых звукоулавливателей испытывались на подмосковном полигоне в 1929-1930 годах. В 1931 г. Были созданы опытные образцы системы «Прожзвук» (крупногабаритный звукоулавливатель и полутораметровый электрический прожектор) [1;34], разработанные по заданию Военно-технического управления (ВТУ) РККА на прожекторном заводе «Фрезер» (Москва). Испытание звукоулавливателя были проведены в марте 1932 года с целью определения надежности обнаружения самолета в воздухе. После обработки результатов испытаний оказалось, что максимальный успех поиска самолета лучом прожектора не превышает 50-60% случаев в благоприятных метеоусловиях (безветренная погода, акустическая прозрачность), в отношении одиночных целей, при отсутствии шумовых помех от других (посторонних) самолетов. Тем не менее, система «Прожзвук» была первым техническим средством обнаружения самолетов, применявшейся войсками ПВО совместно с зенитной артиллерией и истребительной авиацией. Дальнейшие разработки были направлены на повышение дальности обнаружения самолета за счет увеличения размеров звукоприемников и электроакустических схем усиления.
Параллельно с усовершенствованием звукоулавливателей в СССР, Германии, Великобритании и США развернулись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по «радиообнаружению» объектов. В Англии в 1934 г. Робертом Ватсон-Ваттом была разработана первая модель радиолокационной системы для точного места обнаружения самолетов, а в 1935 году на основе опытов инженеров Хайланда и Тейлора был создан первый радар. В Германии в 1938 году создали станцию дальнего обнаружения «Фрея», затем «Вюрцбург», а к 1940 году германская ПВО располагала сетью таких станций. Тогда же южное побережье Англии прикрыло сеть РЛС (линия Чейн Хоум), обнаруживавших вражеские самолеты на большом расстоянии.
В СССР в 1930 г. советскими учеными Н. Мандельштамом и Л. Папалекси была разработана теория радиоинтерференционного измерения расстояний. С октября 1933 г. начались планомерные научные исследования и опытно-конструкторские работы по радиолокации. В итоге опытов ЦРЛ, проведенных в январе 1934г. инженерами Ю.К. Коровиным, С.Н. Савиным, В.А. Тропилло, В.В. Елизаровой и А. Треумновым, впервые в нашей стране была экспериментально доказана практическая возможность радиообнаружения самолета по отраженной от его поверхности электромагнитной энергии. Не менее важный вклад в развитие советской радиолокации внес П.К. Ощепков, подготовивший в 1934 г. проект «Электровизор» - одну из первых программ создания радиолокационных комплексов. [4;87]
За первую половину 1934 г. под руководством Б.К. Шембеля инженеры ЛЭФИ (Ленинградский электрофизический институт) В.В. Цимбалин и А.Я. Гейман спроектировали пять вариантов искровых генераторов (в диапазонах 60-100 и 20-50 см). К лету 1935 г. в ЛЭФИ под руководством Б.К. Шембеля инженерами М.Д. Гуревичем (старшим), Э.И. Голованевским и М.Г. Курилко была изготовлена экспериментальная установка радиообнаружения самолетов «Буря» для зенитной артиллерии с двумя параболическими антеннами диаметром 2 м, которые были укреплены рядом на общей опоре и могли вращаться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Осенью 1935 г. были успешно испытаны первые установки радиообнаружения самолетов для зенитной артиллерии, определявшие две угловые координаты: азимут и угол места. [5]
Полевые и военные испытания подтвердили преимущества радиолокационных станций перед звукоулавливателями: большую дальность действия радио (радиолокационной станции 150-200 км, звукоулавливателя – 15-25 км); отсутствие у РЛС чувствительности к посторонним звукам, возможность определить расстояние до приближающегося самолета; возможность обнаружить «молчаливые» объекты, например, аэростаты, планеры; быстрота и надежность определения координат самолета. [9;22]
В 1937 году научно-испытательный и исследовательский институт Красной Армии (НИИИС КА) создал систему радиообнаружения "Ревень" (РУС-1), которая была создана на основе идей Ощепкова. В комплект системы входили: передающая и две приемные станции, смонтированные на автомашинах. Располагались автомашины на местности так, что передающая находилась в центре линии между приемными станциями на расстоянии 30-40 км от каждой приемной станции (на одной прямой). Передающая станция создавала в стороны приемных направленное излучение в виде завесы ("забора"), при пересечении которой самолеты обнаруживались приемными станциями по биениям прямого и отраженного сигналов, регистрировавшихся на бумажной ленте записывающего прибора - ондулятора. В октябре-декабре 1937 г. система "Ревень" проходила первые испытания под Москвой, а после некоторой доработки летом 1938 г. подверглась детальным испытаниям, установившим надежное обнаружение самолетов при пересечении ими днем и ночью линии расположения передающих и приемных станций. Полученные результаты позволили представить будущую систему воздушного наблюдения ПВО при использовании системы "Ревень". О результатах испытаний было доложено Народному комиссару обороны, который поручил Управлению связи КА дать срочный заказ промышленности на изготовление пробной партии систем "Ревень". В сентябре 1939 г. приказом Народного комиссара обороны система "Ревень" была принята на вооружение войск ПВО под названием РУС-1 (радиоулавливатель самолетов). В это же время она была использована в ходе советско-финской войны. До начала Великой Отечественной войны радиозавод выпустил 45 комплектов системы РУС-1, которые в период войны работали в системе ПВО Дальнего Востока и Закавказья. [8;173] Дальнейшее производство систем было прекращено, так как на вооружение после ВНОС начали поступать радиолокационные станции дальнего обнаружение РУС-2, обладавшие более высокими тактико-техническими данными и возможностями. К началу Великой Отечественной войны в системах ПВО Москвы и Ленинграда имелось 41 РЛС РУС-1. Зимой 1939 г. система РУС-1 получила первый опыт боевого применения. Для исключения внезапности налетов финской авиации на Ленинград вокруг города с помощью РУС-1 была создана полоса радиоснабжения, которая позволяла уточнять участки и направления пролетавших самолетов. Сведения об этих самолетах передавались на ГП ВНОС Ленинградского корпуса ПВО.
Система РУС-1 по существу и по принципиальным признакам не являлась радиолокатором. По аналогии с существовавшими в то время звукоулавливателями систему радиообнаружения назвали "РадиоУловитель самолетов". Эта система радиообнаружения самолетов, пролетавших условную линию, образованную длинной цепью станций типа радиогенератор-обнаружитель (РГО) - радиоприемник-обнаружитель (РПО). Совокупность станций РГО-РПО, устанавливаемых в линию, образовывала в охраняемом воздушном пространстве "радиозабор". Все станции систем РУС-1, которые в Ленинградском военном округе начали устанавливать вдоль линии границы с Финляндией с апреля 1941 года должны были передавать свои донесения по телефонным линиям связи или по радио непосредственно на ГП ВНОС, расположенный в Ленинграде.
Параллельно с августа 1938 г. разрабатывалась система, основанная на импульсном методе излучения. К лету 1939 г. ЛФТИ и НИИИС КА (руководитель работы А.И. Шестаков) создали передвижную станцию, получившую название "Редут". Испытания стационарной установки ЛФТИ подтвердили блестящие возможности импульсной техники, в августе 1939 г в НИИИС КА были проведены полигонные испытания "Редута". К апрелю 1940 г. было изготовлено два опытных образца станции "Редут". В состав каждой станции входили: передатчик мощностью 50 кВт, с длиной волны 4 м, смонтированный внутри фургона, вращающегося на шасси автомашины; приемная аппаратура в таком же вращающемся фургоне на автомашине с отметчиком и светящейся разверткойна экране ЭЛТ, рассчитанной на дальность обнаружения до 100 км; две антенны типа "волновой канал", жестко укрепленные на каждом фургоне с синхронным вращением. В антенне имелось пять директоров, один активный вибратор и один рефлектор; агрегат питания мощностью 30-40 кВт, смонтированный на автомашине ГАЗ-3А (третья автомашина станции). В июне-июле 1940 г. один образец был испытан в НИИИС КА, а другой - в войсковой части ВНОС под руководством офицера службы ВНОС П.В. Васюкова. Оба образца успешно прошли испытания и показали одинаковые результаты, полностью соответствовавшие прошлогодним испытаниям станции "Редут" (ЛФТИ-НИИИС КА). Так постановлением от 26 июля 1940 г. станция "Редут" была принята на вооружение войск ПВО под названием РУС-2. За научно-технический вклад в создание первых станций дальнего вооружения самолетов группе сотрудников ЛФТИ Ю.Б. Кобзареву, П.А. Погорелко и Н.Я. Чернецову в 1941 г. была присуждена Государственная премия СССР. Они стали первыми лауреатами Государственной премии в области радиолокации.
Таким образом, радиолокационная станция (РЛС) "Редут" стал первым отечественным импульсным радиолокатором. Он вошел в историю под названием РУС - 2, неправомерно унаследовав аббревиатуру от РУС-1. К началу Великой Отечественной войны было изготовлено 10 комплектов РУС-2, установленных в системе ПВО Московской области.
С декабря 1940 г. по май 1941 г. разрабатывалась еще более совершенная РЛС «Пегматит», но до войны успели выпустить лишь опытную партию. Станция «Пегматит» была принята на вооружение с классификацией «РУС-2с» в автомобильном варианте. Всего в предвоенный и военный период было выпущено 651 комплект станций дальнего обслуживания (РУС-1, РУС-2, РУС-2с). [8;174-175].
2. «Слухачи» в составе войск противовоздушной обороны в 1941-1945 гг.
Глубокоэшелонированная система (250 км) ПВО Москвы включала в себя авиацию, зенитную артиллерию разных калибров, сеть передовых постов наблюдения и наведения, прожекторных постов и полей аэростатов заграждения. В июле 1941 г. РУС-1 развернули в составе 1-го корпуса ПВО (Московская зона) на рубеже Ржев-Вязьма, к концу сентября в Московской зоне работали уже 8 РУС, за полгода они обнаружили и провели более 8700 целей. Но «радиолокационное поле» на подступах к Москве создавали не только радиоулавливатели и станции орудийной наводки зенитной артиллерии (СОН). [11]
21 июня, за день до первого налета на Москву, НИИ радиопромышленности смонтировал под Можайском опытную станцию «Порфир» метрового диапазона с дальностью обнаружения 200-250 км с антенной высотой 25 м и длиной 7 м. За работу станции отвечал В.В. Тихомиров. В первый же день работы ему пришлось доказывать начальнику станции, что засветка на экране индикатора – не неисправность аппаратуры, а большая группа самолетов. Сведения ушли на КП ПВО вовремя и помогли снизить ущерб от налета. 24 августа 1941 г. в южном секторе ПВО столицы в боевых порядках 329-го зенитного артиллерийского полка заняла позиции необычная батарея, только что прибывшая из Оренбургской области. Батарея не имела ни прожекторов, ни звукоулавливателей, зато располагала радиоискателями Б-3. Воздушную обстановку батарея определяла раньше соседей, пользовавшихся «оптикой» и данными от постов ВНОС. В Московской и Горьковской зонах ПВО использовали несколько подвижных станций «Гнейс-3» с длиной волны 1,5 м, созданных НИИ радиопромышленности. [10]
Прикрывали РЛС и Ленинград (2-й корпусов ПВО). Ленинградский физико-технический институт с началом войны развернул под Тосковым свою экспериментальную станцию дальнего обнаружения. НИИ-9 в это время наладили на полигоне в Островках работу радиоискателя «Стрелец» и включил его в систему ПВО. Потом «Стрельца» перенесли в город на крышу НИИ-9, где её обслуживали сотрудники под руководством Н.Ф. Алексеева и М.Д. Гуревича-старшего. Знаменитую ладожскую дорогу жизни прикрывали РУС-2. Специалистам, обслуживавшим первые станции, приходилось в сложных условиях являть чудеса изобретательности. Так, инженеры Б.П. Лебедев и В.А. Сивцов под Севастополем переделали двухантенную РУС-2 в две одноантенные – так появились нештатные станции «ЛиС», работавшие потом под Новороссийском, Поти, Геленджиком. В то же время на Севере инженер А.Н. Волжин, обслуживавший станцию РУС-2 в Мурманске, используя детали английской СОН-2 и провода от сбитого JU-88, создал станцию «Роза», которая за счет удачного положения брала цели на 160 км над сушей и морем. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по радиолокации в СССР не отставали от зарубежных. А вот возможности промышленности тут оказались скромнее, чем у противника и союзников – к концу войны для ПВО изготовили 651 станцию дальнего обнаружения и 124 серийные станции орудийной наводки. Для сравнения - в Германии только комплектов станций серии «Вюрцбург» изготовили около 4000. [10]
В 1942 году в войска ПВО поступили станции орудийной наводки СОН-2а (поставлявшаяся по ленд-лизу английская GL-MkII) и СОН-2от (отечественная копия английской станции). Известно, что радиоискатель Б-3 на вооружение принят не был. Фактически это усовершенствованный образец макета первой отечественной РЛС непрерывного излучения «Буря». Советская станция орудийной наводки СОН-2от (аналог GL-MkII) постановлением ГКО в декабре 1942 г. была принята на вооружение и поставлена на серийное производство. За годы войны было выпущено 124 станции СОН-2от на заводе №465 (ныне НИЭМИ). [5] Хотя количество отечественных станций было невелико, в ходе войны по ленд-лизу СССР получил больше РЛС (1788 для зенитной артиллерии, а также 373 морских и 580 авиационных), чем выпустил у себя (651). На радиообнаружение смотрели как на вспомогательный способ, слишком сложный и пока еще ненадежный. [12]
Возможно, поэтому делалась ставка на комплексное использование всего имеющегося арсенала обнаружения самолетов, в том числе и на морально устаревшие звукоулавливатели. Так, в самом начале войны вышел особый приказ о формировании специальных частей противовоздушной обороны, к обучению в которых привлекали в первую очередь выпускников музыкальных училищ. Известен также подвиг незрячих ленинградцев, когда около 300 инвалидов по зрению, учеников спецшкол и работников предприятий, трудились наравне со всеми осажденными – плели сети для маскировки города от налетов, шили туфли для раненых. Некоторые из них были призваны на военную службу, когда в самом конце 1941 г. в город на Неве поступили звукоулавливатели. Каждый «слухач» служил в паре со зрячим красноармейцем. Тот разворачивал трубы звукоулавливателя в разные стороны, а слухач лишь подносил ухо к маленькому отверстию. Уже в первые месяцы службы незрячим красноармейцам удалось добиться невероятных успехов. Они узнавали о приближении фашистских самолетов задолго до того, как они входили в ленинградское небо. Долгое время об этом не говорили, не придавали большого значения, вспомнили в конце 1960-х, когда мало кто из них остался в живых. В январе 2008 г. в Музее истории Санкт-Петербургской организации Всероссийского общества слепых была устроена особенная выставка, на которой были представлены уникальные материалы о слепых бойцах Красной Армии, защищавших Ленинград. [13]
Плечом к плечу с мужчинами находились в боевом строю и женщины. В первую очередь это относится к противовоздушной обороне страны. В начале 1942 г. ЦК КПСС призывает советских женщин овладеть военными делом; издается Постановление ГКО от 13 марта 1942 г. о призыве на основании добровольного желания в войска ПВО территории страны. ЦК ВЛКСМ 23 марта издает постановление о добровольном призыве к 10 апреля в войска ПВО девушек. Так, в Куйбышевской области весной 1942 г. в войск ПВО вступило 2960 девушек. Они успешно прошли курс боевой подготовки и освоили военные специальности номеров дальномерного расчета и приборного отделения, телефонистов, радистов, разведчиков. Поступление девушек в войска ПВО страны позволили освободить и направить на фронт около 300 тысяч мужчин, годных к военной службе. В октябре части войск ПВО пополнились еще 50 тыс. добровольцев. [2; 138]
В связи с ухудшением положения под Москвой 15 октября 1942 г. было принято решение сформировать и подготовить женские авиационные полки. Так были сформированы 3 женских авиационных полка, в том числе и единственный в стране 586-ой женский истребительный полк ПВО. Вооружение происходило на Саратовском авиационном заводе. Если в период войны в команды МПВО женщины привлекались в качестве медицинского и обслуживающего персонала, то с весны 1942 г. и до окончания войны они составляли основную часть боевых формирований МПВО. [14; 134]
Эта война коснулась многих семей. Моя семья не стала исключением. В той страшной войне воевали мои прадеды. Но я хочу рассказать о своей пробабушке, Ясавиной Вере Михайловне, которой на начало войны было всего 20 лет. Она состояла в рядах противовоздушной обороны, работая непосредственно со звукоулавливателями. Каждый прожектор обслуживал расчет из 7 человек, из них 5 девушек. Для этой работы требовалось 2 девушки. Одна из девушек определяла звук самолета по акустическим данным и условным знаком передавала сигнал «Тревогоа!», на случай если летит немецкий самолет. Другая же девушка, приняв знак тревоги, в свою очередь передавала данные в прожекторную часть. Где включали прожекторы и направляли лучи на самолет, ослепляя летчика, что приводило либо к падению самолета, либо сброшенные бомбы не долетали до цели. Вот как моя бабушка об этом рассказывает: «Наша задача заключалась в том, чтобы ослеплять вражеские самолеты прожекторными лучами. Это было настоящее искусство – поймать крылатую машину в сплетение из трех лучей. Нужно было вовремя услышать летящий самолет, рассчитать его траекторию и направить на него лучи из трех установок. При попадании в световую ловушку вражеские летчики теряли ориентацию, в этот момент их проще всего было сбить. Самым сложным в работе слухача было то, что оператор должен быть очень осторожным при определении принадлежности самолета, иначе пилот истребителя-перехватчика нажмет на гашетки пулеметов и может сбить свой самолет. Даже если этого не произойдет, авторитет станции упадет. Поэтому мы и имели условные знаки. Ими стали всего два слова «Свой» или «Чужой» самолет».
Заключение
С развитием общества, человеческие потребности растут все больше. Следовательно, перед радиолокацией появляются новые задачи и направления. Нескоро для ученых и изобретателей будет потерян интерес к данной области, который подогревается научным прогрессом и коммерческой заинтересованностью.
Новые требования, предъявляемые к РЛС, привели к разработке совершенно новой техники, новых принципов радиолокации. В настоящее время на современных РЛС импульс, посылаемые станцией, представляет собой сигнал, закодированный по весьма сложному алгоритму, позволяющий получить данные повышенной точности и ряд дополнительных сведений о наблюдаемой цели. С появлением транзисторов и вычислительной техники мощные мегаваттные передатчики ушли в прошлое.
На их смену пришли сложные системы РЛС средней мощности, объединенные посредством ЭВМ. Благодаря внедрению информационных технологий стала возможна синхронная автоматическая работа нескольких РЛС.
Радиолокационные комплексы постоянно совершенствуются, находят новые сферы применения. Однако есть еще масса не изученного, поэтому эта область науки будет еще долго интересна физикам, математикам, радиоинженерам; будет объектом серьезных научных работ и изысканий.
Список литературы и источников.
1. Члиянц Г. Из истории радиолокации//РАДИОМИР – радиолокация. 2002. - №2.
2. Муромцева В.С. Советские женщины в годы Великой Отечественной войны. – М. 1974.
3. Пенроз, Боулдинг. Принципы и техника радиолокации. М.: Военное Издательство Министерства Обороны Союза ССР, 1956.
4. Бажанов С.А. Что такое радиолокация. М., 1949.
5. Лобанов М.М. Начало советской радиолокации. М.: Советское радио, 1975 – [Электронный ресурс]. – http://hist.rlor.ru/startup-radars. (Дата обращения: 11.11.2012)
6. Р.А.К. Звукоулавливатели//Радиофронт. 1931. №15. – [Электронный ресурс]. – http/www.publ.lib.ru/ARCHIVES/R/“Radio”/_ Radiofront”_him. (Дата обращения: 11.11.2012)
7. ПВО России. История, состав, состояние и перспективы. Военное обозрение: Новости армии и ВМФ России. 11.04.2010. – http://www.siliyan.ru/archives/4203. - (Дата обращения: 24.12.2012).
8. Матвеев Р.В. Исторические аспекты создания радиолокационной техники дальнего обнаружения в СССР для обеспечения мероприятий противовоздушной обороны страны в межвоенный период (1933 – июнь 1941 г.). – Вестник Томского госуниверситета. 2007. Вып.2 (46).
9. Кобзарев Ю.Б. Первые шаги советской радиолокации//Природа . 1985. №12.
10.Семенов Л. Радиолокационное поле боя. – http://pvo.guns.ru/rtv/history.htm(Вестник ПВО). (Дата обращения: 20.02.2013)
11.Архив Победы. – http://rusarchives.ru/victory65/razdel3.htm.
12.Федосеев С., Щербаков В. Сюрпризы и разочарования большой войны//Вокруг света. 2009. №9. – [Электронный ресурс]. – http://www.vokrugsveta.ru/article/6768/.
13. Андреев С. Блокадный Ленинград спасли слепые слухачи// http://smena.ru/news/2008/01/21/13182.
14.Чеканал Д.Д. Военное небо Поволжья: противовоздушная оборона Поволжья в годы Великой Отечественной войны. – Саратов: Издательство Саратовского университета. 1986.
- Назад
- В начало страницы
- В начало выставки
- На главную
- Далее