Карта сайта

Шеверев Дмитрий Александрович – 2 место
  1 курс радиотехнического факультета
Самарского государственного аэрокосмического университета
 
Введение
 
Данное исследование посвящено сравнительному анализу проходимости советских и немецких танков времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Настоящим испытанием для обеих воевавших сторон была распутица весны 1944 г., когда вся техника, даже танки вязли в грязи, и это изматывало силы солдат, ограничивали возможности передвижения и замедляли стягивание войск. В военной литературе описаны различные случаи применения подручных средств, в частности, на некоторые танки специально закреплялось так называемое бревно самовытаскивания.

Исследование опирается на материалы, хранящиеся в Самарском филиале Российского государственного архива научно-технической документации. Это материалы фонда Р-14 – Государственного всесоюзного дорожного научно-исследовательского института (Союздорнии) Министерства транспортного строительства СССР (г. Москва, 1936-1972 гг.). Там собраны со времен войны и сохранились описания приспособлений приемов и способов преодоления техникой болотистых и других сложно проходимых мест, а также разработанные в то время критерии оценки проходимости местности, исходившие из растительности болот, влажности и несущих компонентов почвы.

В работе использованы воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, шеститомный труд по истории Великой Отечественной войны и современные издания по истории танков времен Великой Отечественной войны. Целью исследования было выбрать критерии, с помощью которых можно было бы достоверно установить степени проходимости советских и немецких танков военного времени. В ходе исследования было подтверждено, что лидером по проходимости и подвижности был наш советский «Т-34». Все компоненты его ходовой части были созданы с учетом всех возможных у нас погодных условий.
 
I. Распутица и война
 
Мой прадед Шеверев Григорий Степанович в 1944 году был участником Березнеговато-Снигеревской наступательной операции в районе города Николаева. Наступление было осложнено распутицей, о которой часто упоминается, когда речь заходит о весне 1944 года. Прадед родился в с. Полоцкое Калачеевского района Воронежской области. Он погиб 8 марта 1944 года. Был найден в 1947 году, захоронен у мемориала в селе Миролюбовка.

На момент Березнеговато-Снигеревской операции он был в звании младшего лейтенанта и являлся командиром минометного расчета, поэтому не понаслышке знал, как тяжело приходилось пехотным подразделениям с тяжелым вооружением. Во время активных боевых действий, в особенности при наступлении приходилось часто менять позицию и маневрировать, при этом транспортируя вручную миномет и боеприпасы. «…Натужно выли моторы автомобилей, груженных боеприпасами, горючим продовольствием, выли, в каком-то злом стремлении вырваться из этой ужасающей хляби. Прокручивались колеса, выбрасывая липкую черную жижу, буксуя в широких и глубоких колеях. Подходили пехотинцы из частей вторых эшелонов, дружно подпирали плечами кузова, помогая моторам превозмочь тяжкий путь. Надрывались и падали оземь, вконец обессилев, кони, не дотянув обозные повозки до назначенного пункта. И тогда пехотинцы, в дополнение к своей обычной походной выкладке, взваливали на свои плечи поклажу повозок – снаряды и мины – и, стиснув зубы, обливаясь потом, часами шли под непрекращающимся дождем, шли, вымокшие до нитки, шли с пудовыми подушками грязи, налипшими на обувь…» [1, с. 15-16]

Боевой товарищ и друг моего прадеда, лейтенант, командир мотострелкового взвода Савельев Константин Тимофеевич был комиссован в 1944 году после тяжелого ранения. По окончанию войны навещал нашу семью и довольно часто рассказывал о многом, увиденном и пережитом на полях сражений. Я взял интервью у моего отца Шеверева Александра Григорьевича, он пересказал все рассказы Константина Тимофеевича, которые ему удалось вспомнить. Вот его воспоминания о 1944 г.: «В этом году снег растаял слишком быстро, вода не успела уйти, так что все речушки разлились. Приходилось снаряды и ящики с боеприпасами прямо в руках нести по 3-4 км… Даже танки застревали, куда уж там машинам… Шли по дорогам в основном, на поле еще хуже было, там и пешком не пройдешь» [2]

Распутица мешала ведению войны, для немецкого командования погодные условия России были неприятной неожиданностью, они изматывали солдат и часто играли на руку советским войскам. В преддверии Березнеговато-Снигиревской операции, в сознании немецких офицеров и солдат теплилась надежда на то, что активные боевые действия начнутся не раньше, чем подсохнет земля, и дороги придут в проезжее состояние. «Мы благословляем эту грязь и это бездорожье, так как и то и другое надежнее, чем Карпаты и Альпы Трансильвании, прикрывает нас от русских, которые дьявольски активны, и дает нам возможность немножко отдохнуть и оправиться, подготовить им несколько неприятных сюрпризов», - так писал своему приятелю на итальянский фронт один из немецких офицеров. Ему не удалось отправить письмо, как не удалось и заняться подготовкой «неприятных сюрпризов» - он был зарублен казачьей шашкой при попытке оказать сопротивление нашим конникам на Южном Буге… Вряд ли какая-либо армия рискнула бы предпринять в ту пору столь мощное наступление вне дорог, по раскисшему чернозему. Осуществить то, что казалось невозможным, могла только Советская Армия…» [1, с. 13-15].

Но в то же время такие погодные условия ограничивали возможности передвижения и замедляли стягивание войск. По мере продвижения, жители освобожденных городов и сел всячески старались помочь нашей армии. Для перевозки боеприпасов и орудий в таких условиях часто использовались лошади, позаимствованные у них, а для вызволения автомобилей, грузовиков применялись сельскохозяйственные тягачи и тракторы.

Но как же проявляли себя танки – машины, специально созданные для преодоления местности по бездорожью? Они, так же как и автомобили? увя­зали в грязи, настолько сильной была распутица. Часто танкистам приходи­лось еще тяжелее, чем обычным солдатам, вытащить из грязи многотонную машину подчас было трудно, а иногда и вовсе невозможно. «Иногда попада­лись увязшая в грязи немецкая техника и танки. Фрицы даже не пытались вытаскивать их, они погружались в грязь до верхних краев гусениц, особенно в низинах» [2].

Застревали не только немецкие, но и наши танки, многие даже не смог­ли поучаствовать в бою, были брошены по пути следования армии. Находчи­вость и смекалка часто выручала в борьбе с распутицей и природными пре­пятствиями. Из подручных средств танкисты создавали простые приспособ­ления для преодоления бездорожья. Пример из опыта Великой Отечествен­ной войны: «Один из танков взвода младшего лейтенанта Афонина застрял обеими гусеницами в глубоком рыхлом снегу недалеко от дороги. Афонин приказал привязать к обеим гусеницам пониже ленивца бревно длиной око­ло 4 м.3 Затем были включены обе гусеницы, и бревно протащилось под ма­шиной. Танк, загребая под себя снег, сдвинулся с места и продвинулся впе­ред. Когда гусеницы протащили бревно назад до ведущих колес, его отвязали и вновь привязали к гусеницам впереди и опять их включили. Указанный прием повторили несколько раз, пока танк не вышел на дорогу» [3, с. 192].

Это был не единственный случай применения подручных средств, на некоторые танки специально закреплялось бревно, так называемое бревно самовытаскивания. Оно до сих пор используется и входит в стандартное сна­ряжение многих танков мира. У экипажа не всегда хватало времени на такого рода подготовку, а иногда это подвергало их смертельной опасности. На по­ле боя счет шел на секунды, и любая задержка была чревата не только поте­рей танка, но и гибелью пехотных подразделений, которые танк прикрывал.

Для разведки был предложен свой способ определения степени прохо­димости болот и участков местности, подверженных распутице. Критерием для оценки проходимости болот взято погружение в торф штыка сброшенно­го с высоты одного метра. Позднее были разработаны другие критерия оцен­ки проходимости местности, исходившие из растительности болот, влажно­сти и несущих компонентов почвы [4, л. 3]. Была составлена таблица проходимости и приспособления необходимые для такого типа болот, а так же их отличи­тельные черты.

Очень важной являлась информация о дорогах на данной территории, ведь дороги с твердым покрытием значительно повышали скорость войск на марше. Тот, кто владел точной картой дорожной инфраструктуры, имел пре­имущество в мобильности и подвижности армии. Во время Великой Отече­ственной войны была важна маскировка дорог и мостов, особенно это каса­лось периода распутицы. Автоколоннам и пешим отрядам было значительно легче двигаться по дороге, нежели по пересеченной местности. Одними из способов маскировки являлись перенос растительности на дорогу и построй­ка тентов, которые делали невозможными разведку с воздуха [5, л. 1-3].

Это все касается переброски армии и продвижения ей к линии фронта. В бою времени на разведку дорог, оценку проходимости болот и самодельные приспособления попросту нет, поэтому танки должны иметь хорошие параметры проходимости и маневренности.

Если даже наши танкисты, привыкшие к этой специфической россий­ской погоде, жаловались на бездорожье, то немецким пришлось крайне тя­жело. Неприспособленные к таким условиям танки увязали в грязи, двигате­ли и фрикционы просто не выдерживали, множество танков так и не дошло до фронта, застряв в непролазных топях Украины, Белоруссии и Западной России.

Так же не совсем гладко обстояли дела с ленд-лизовскими танками, жаловались в основном на как раз таки гладкие и узкие гусеницы, на которых во многих случаях отсутствовали грунтозацепы. Но опять же выручала сме­калка и находчивость танкистов, они обматывали гусеницы проволокой и це­пями, вбивали в нее болты и шипы. Американцы, получившие претензии по этому поводу, разработали и стали поставлять в СССР штатные грунтозаце­пы и шипы, но полностью проблемы это так и не сняло.

Таким образом, многие танки не соответствовали требованиям прохо­димости, часто работая на пределе, все равно не могли выполнить постав­ленной перед ними задачи. Решением этой проблемы все же занялись, но уже довольно поздно. Лишь после войны были разработаны гусеницы с ре­зинометаллическим шарниром, которые снижали давление танка на грунт. Это изобретение было запатентовано лишь в 1978 году [6, с. 1-2].
 
II. Анализ подвижности техники на примере немецких и советских танков
 
Для оценки подвижности танков можно выделить несколько основных характеристик:
•Удельное давление на грунт. Это - величина, равная отношению пол­ной массы танка к площади гусениц соприкасающихся с землей. Чем давле­ние меньше, тем по более мягким грунтам может двигаться танк, т. е. тем выше его опорная проходимость. Но достижение минимального давления - палка о двух концах. Его можно уменьшить, снизив массу, но при этом по­страдает толщина брони или главный калибр танка. Другим решением будет увеличение площади опорной поверхности, но опять же чем больше площадь гусениц, тем они тяжелее и тем более мощный двигатель потребуется уста­новить.

•Удельная мощность двигателя. Это - отношение мощности двигателя к полной массе танка. Для обеспечения приемлемых ходовых качеств танка его удельная мощность должна быть не менее 18—20 л. с./т.

• LВ. Это - отношение длины опорной поверхности к ширине колеи. От этой характеристики зависит маневренность танка. При малых значениях этого показателя, техника может делать разворот вокруг своей оси, а так же оптимальным становится распределение массы по опорной поверхности.

В качестве примера возьмем Березнеговато-Снигеревскую наступа­тельную операцию 6-18 марта 1944 года. Операция была проведена силами 3-го Украинского фронта на Одесском направлении в районе города Николаев. Как раз про эту операцию и рассказывал Савельев К.Т.[7, с. 84-86]

В первую очередь нас интересует, какие виды техники участвовали в данной операции. Владимир Бешанов в своей книге «Год 1944 - победный» упоминает о таких танках, как Т-34, «Валентайн», а так же о немецких «Тиграх» [8]: «Наиболее слабыми оказались английские «валентайны» и «центури­оны» Самыми выносливыми оказались «тридцатьчетверки» и созданные на их базе СУ-85....С утра 20 марта 479-й пехотный полк врага, находивший­ся в резерве, атаковал подразделения 808-го стрелкового полка. Две первые контратаки советские воины отбили. При третьей контратаке в боевых по­рядках пехоты врага шли шесть тяжелых самоходок и два «Тигра»». Это под­тверждают и рассказы Савельева К.Т.

Тапк infantryМк III УаlеntineМк V. Легкий танк (Пехотный в Британ­ской классификации) Valentineпоставлялся в СССР по ленд-лизу. Поставки велись из Великобритании и Канады, причем, по мнению советских танки­стов, канадские танки выгодно отличались от британских надежностью и доработанностью. [9, с. 24] Первые модели оснащались узкими гусеницами, которые плохо показали себя в боевых условиях. В последующих модификациях их ширину увеличили, однако это не принесло существенных изменений. Удельное давление на грунт, так и осталось на уровне 0,76 кг/кв.см, что по нынешнем меркам не допустимо для такого типа танков. Так же танк был оснащен маломощным дизельным двигателем GМС 6-71, 135 л. с. А это зна­чит, машина не обладала высокими показателями скорости. Но этого и не надо было! «Валентайн» танк поддержки пехоты и такая скорость ему не к чему. Тем более, что средние скорости в атаке, как правило, не превышают 16—17 км/ч (это порог выносливости членов экипажа любого танка при дви­жении по местности), а при поддержке пехоты и того меньше — трудно представить себе пехотинца, бегущего в атаку со скоростью больше 20 км/ч!

Что же касается маневренных качеств танка, то они обеспечиваются не толь­ко и не столько высокой удельной мощностью, а главным образом соотно­шением длины опорной поверхности к ширине колеи L/В. У «Валентайна» оно равнялось 1,4, и это был довольно неплохим показателем. Но во время весенней распутицы танки проявили свою худшую сторону, они не были предназначены для таких условий. Скорость продвижения не превышала 3-4 километров в час. Механика танков не выдерживала, во время движения рва­лись гусеницы, горели фрикционы, выходили из строя коробки передач и двигатели. За первые сутки Березнеговато-Снигеревской операции из-за таких поломок было выведено из строя около 42 машин. Они увязали в грязи буквально на первых 20 километрах. [8]

В свою очередь средний танк Т-34 (в Британской классификации - крейсерский) являлся в тот период чудом инженерной мысли. "Лучший танк Второй мировой войны, шедевр мирового танкостроения, на многие десяти­летия вперед определивший генеральный путь его развития", - вот лишь не­многие из восторженных отзывов, которыми традиционно награждается Т-34 [10]. Он развивал огромные скорости, по сравнению с танками его класса и отличался высокой проходимостью за счет сбалансированных параметров массы и опорной поверхности.

С 1941 года на советские танки устанавливались цельноштампованные траки шириной 500 мм, отличавшиеся усиленной конструкцией, более разви­тым профилем внешней стороны, улучшавшим сцепление с грунтом, и сгла­женной внутренней стороной, обусловленной применением необрезиненных катков. Число траков в гусенице такого типа сократилось до 72. Параллельно шло производство литых траков той же ширины и с сокращённым их числом в гусенице. Удельное давление на грунт составляло рекордное 0,62 кг/см2, данный показатель, до сих пор остается недосягаемым для танков. Однако это касается лишь танков образца 1940-1941 года выпусков, начиная с 1942, масса танка стремительно увеличивалась вплоть до 30 тонн в основном за счет установки более тяжелого вооружения и утолщения брони.

Так же следует упомянуть о удельной мощности двигателя. На Т-34, в не зависимости от модификации, устанавливался 12-цилиндровый дизель­ный танковый двигатель В-2 и имеющий мощность в 500 л.с. При этом удельная мощность двигателя составила 19.5 л.с./т. По этому показателю, танк так же опережает своих конкурентов (8,5 л.с./т у Валентайна и 12,3 л.с./т у «Тигра»). Соотношение L/В Т-34 равнялось 1,5 и было близко к опти­мальному.

Немецкий тяжелый танк PanzerkampfwagenVI «Тigег I» AusfЕ, разработанный и поставленный на производство в 1942 году, в классификации бронетехники нацистской Германии изначально получил наименование Рz.Крfw.V1 (Sd.Кfz.181) TigerAust.H1. По мнению западных историков, ос­новной задачей «тигра» была борьба с танками противника. Благодаря высо­коточной 88-мм пушке KwK36 L/56 и толщине брони, доходящей в некото­рых местах до 100 мм, с этой задачей он справлялся. Несмотря на это у танка был ряд недостатков. Большая масса существенно ограничивала область применения «Тигра I», так как вне дорог трансмиссия машины оказывалась перегруженной и достаточно быстро выходила из строя. Хотя надёжность форсированного двигателя «Майбах» НL230 Р45 считалась удовлетвори­тельной, в тяжёлых условиях эксплуатации она (как и мощность в 700 л. с.) уже не была достаточной. Несмотря на широкие гусеницы, удельное давле­ние на грунт у «Тигра I» было высоким приблизительно 1.05 кг/см2, что ещё более затрудняло эксплуатацию машины на грунтах со слабой несущей способностью.

Машина часто застревала в грязи, становясь уязвимой для танков про­тивника, а для того, что бы вызволить его, требовалось около трех тягачей или другой «Тигр». В воспоминаниях Константина Тимофеевича и других очевидцев тех событий, встречаются моменты, когда немецкие танкисты са­ми покидали танк, крепко увязший в грязи, понимая безвыходность своего положения. «Тигр» был не таким уже неудачным танком, каким кажется. Хо­рошей поворотливости танка способствовало маленькое отношение длины опорной поверхности к ширине колеи L/В — 1,23. Если посмотреть на очер­тания танка сверху, он был почти квадратной формы, это позволяло ему со­вершать резкие развороты и маневры.
 
Заключение
 
Характеристики и назначения всех этих танков очень отличаются друг от друга. Легкий танк «Валентайн» не приспособлен для ведения боя в настолько непроходимой местности, так же он не обладает высокой скоро­стью движения. Самым удачным применение для него является активная оборона и бои в условиях города. Небольшие вылазки и прикрытие пехоты - так было задумано конструкторами. Во время Березнеговато-Снигеревской операции танк использовался не по прямому назначению, для длительных маршей в условиях распутицы он не предназначен, и как следствие показал наихудшие результаты проходимости и подвижности.

Танк «Тигр» громоздкий и тяжелый, подвижностью пришлось пожерт­вовать ради увеличения защищенности и огневой мощи, попытки добиться снижения удельного давления на грунт за счет увеличения ширины гусениц, привело к еще большей потере мобильности. Он так же был не рассчитан на ведения боя во время распутицы, а более подходил для движения по плотной и не такой влажной почвы Европы.
Лидером по проходимости и подвижности был наш советский «Т-34». Все компоненты ходовой части были созданы с учетом возможных погодных условий. Двигатели не боялись ни пыли, ни грязи; широкое полотно позволя­ло проходить там, где намертво увязает остальная техника, а высокая ско­рость помогала на полном ходу прорывать оборону противника.
 
 
Список использованных источников и литературы
 
1. Малиновский Р.Я. Ясско-Кишиневские канны [Текст]/Р.Я. Малиновский. М.: Наука. -1964.
2. Из воспоминаний Савельева К.Т.
3. Петроченко Ф. Ф. Танк в бою /Петроченко Ф. Ф., Аббакумов Н. В, Логановский К. М., Соколовский А. Н., Воронцов Н. В. М.: Военное издатель­ство.- 1946.
4. РГА в г. Самаре. Ф. Р-14. Оп. 1-1. Д. 52.
5. РГА в г. Самаре. Ф. Р-14. Оп. 1-1. Д. 56.
6. Описание изобретения к авторскому свидетельству. «Резинометалличе­ский шарнир (Патент 811 703405)/ Н.А. Толчинский и В.Ф. Стародубцев»// Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий.-1979.
7. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.: В 6 тт. Том 4: Изгнание врага из пределов Советского Союза и начало осво­бождения народов Европы от фашистского ига (1944 год). М.: Военное изда­тельство, 1962.
8. Бешанов В. Год 1944 - «победный» [Текст]/ Владимир Бешанов// М.: Яуза, Эксмо. - 2009
9. Иванов С.В. Танки Ленд-лиза в Красной армии. Часть 1 [Текст]/ С.В. Ива­нов. М.: АРС .- 2005.
10. Барятинский М.Б. Т-34 в бою [Текст]/ М.Б. Барятинский. М.: Яуза, Эксмо. -2008
11. Мифы и рифы «кентавров» // Национальная оборона 2012. № 9.
12. Подвижность танка [Электронный ресурс] Бронесайт/ - Режим доступа:
http://armor.kiev.ua/Tank/mobil/- Дата обращения: 19.12.13.