Карта сайта

Тип урока: практическое применение знаний.

Форма урока: деловая игра на основе технологии дебатов  К. Поппера.

Цель: определить направления экономического развития Сама­ры 70—80-х гг. XX в. и роль региона в экономике советско­го государства.

Задачи:
1. Образовательные: на примере развития железнодорожно­го строительства в Самарской области доказать или опро­вергнуть тезис «Самара в 70—80 гг. XX в. — экономически развитый регион».
2. Развивающие: научить оперировать экономическими дан­ными; закрепить умения и навыки работы со статистиче­скими данными; научить отстаивать свою точку зрения; совершенствовать умения работы с источниками знаний, навыки анализа, обобщения и т.п., формировать критический под­ход в анализе информации; развивать творческие спо­собности, коммуникативные навыки работы в группах, познавательный интерес к истории своего края.
3. Воспитательные: вовлечь в активную деятельность; фор­мировать культуру поведения в группе; совершенствовать навыки общения, продолжить формирование активной жизненной позиции.

Опережающее домашнее задание:
Учащиеся получают набор информации для самостоятель­ного изучения (Приложение № 1). Собирают информацию самостоятельно. Обязательно!

Структура урока:
1. Организационный момент
Учащиеся делятся на две команды: команду Утверждения (отстаивает правильность тезиса темы) и команду Отрицания (опровергает тезис темы). Внутри команд выбираются три спике­ра с разными функциями и порядком выступления. Из числа уча­щихся выбираются несколько судей, которые будут не только оце­нивать выступления команд, но и следить за регламентом.

Тема игры: «Самара в 70—80-е гг. — экономически развитый регион»

 
2. Подготовка кейсов команд Утверждения и Отрицания
На основании подготовленной информации учащиеся гото­вят кейсы своих команд, в которые входят аргументы, утвержде­ния или отрицания, основанные на доказательствах (например, в Самаре в 1970—1980-е гг. развивается железнодорожное строитель­ство) и поддержках — статистике, фактах, цитатах экспертов.

3. Дебаты
Поскольку сама технология подразумевает творческий от­бор аргументов и поддержек каждой командой, а также ситуатив­ный характер вопросов, задаваемых спикерами, то разработать точный сценарий игры невозможно. Однако существуют четкие правила ведения дебатов и роли каждого их участника.
Самой трудоемкой является роль первого спикера команды Утверждения (У1) и Отрицания (О1), т. к. они задают темп и харак­тер игры, представляют точку зрения своих команд, формулируя все аргументы и вводя необходимые термины. Они же, после вы­ступления вторых спикеров задают вопросы команде оппонентов, у которых должны быть обнаружены слабые позиции противопо­ложной точки зрения.
Линию первых спикеров продолжают вторые (У2) и (О2), опи­раясь на ответы, полученные в раунде перекрестных вопросов. Их главная задача при помощи новых поддержек восстановить свои аргументы.
Третьи спикеры проводят сравнительный анализ игры, по­казывая точки столкновения позиций. Они при помощи яркого и логичного выступления показывают убедительность своей пози­ции.
Введение в содержание кейсов команд архивных данных по­могает учителю одновременно достигать нескольких целей. Во-первых, статистические данные помогают разнообразить и допол­нить собранный учащимися материал. Во-вторых, это формирует критический подход в отборе и интерпретации сведений.

 

Последовательность выступлений

Роли спикеров

Время

У1

Первый спикер утверждающей команды

-Представляет утверждающую команду.
-Формулирует тему дебатов, показывает её актуальность.
-Дает определение терминам (понятиям), входящим в тему.
-Представляет точку зрения утверждающей команды.
-Выдвигает в организованной форме все аргументы утверждающей команды, затрагивающие наиболее важные аспекты рассматриваемой проблемы.

4 мин.

Раунд перекрёстных вопросов (О3 к У1)

 
 
 

•Третий спикер отрицающей команды (О3) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1).
•У1 отвечает на вопросы (переход «на личности», дискуссия во время раунда вопросов не допускаются).

2 мин.

О1

Первый спикер отрицающей команды

-Представляет отрицающую команду.
-Формулирует тезис отрицания.
-Вобщем, принимает определения, предложенные утверждающей командой (дебаты по определениям запрещены).
-Опровергает аргументы, представленные У1, выдвигает в организованной форме все аргументы отрицающей команды.

4 мин.

Раунд перекрёстных вопросов (УЗ к 01)

•Третий спикер утверждающей команды (УЗ) задаёт вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1).
•О1 отвечает на вопросы.

2 мин.

У2

Второй спикер утверждающей команды

-Опровергает аргументы, представленные О1.
-Восстанавливает аргументы утверждающей команды, усиливает утверждающую линию, представляя доказательства (новые аргументы не приводятся!).

3 мин.

Раунд перекрёстных вопросов (01 к У2)

•Первый спикер отрицающей команды (О1) задает вопросы второму спикеру утверждающей команды (У2).
•У2 отвечаетна вопросы.

2 мин.

О2

Второй спикер отрицающей команды

 

-Опровергает аргументы, представленные утверждающей стороной.
-Восстанавливает аргументы отрицающей команды, усиливает отрицающую линию, представляя доказательства (новые аргументы не приводятся!).

3 мин.

Раунд перекрёстных вопросов (У1 к 02)

•Первый спикер утверждающей команды (У1) задаёт вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2).
•О2 отвечает на вопросы.

2 мин.

УЗ

Третий спикер утверждающей команды

-Представляет    финальный    контраст    игры    с    целью    усиления утверждающей линии: Выделяет наиболее важные области столкновения позиций команд.
-Проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объясняет, почему приводимые утверждающей командой аргументы более убедительны.
-Делает эффектное заключение.

4 мин.

О3

Третий спикер отрицающей команды

-Представляет    финальный    контраст    игры    с    целью    усиления отрицающей линии;
-
Выделяет наиболее важные области столкновения позиций команд.
-Проводит сравнительный  анализ  позиций  сторон  по  ключевым вопросам и объясняет, почему приводимые отрицающей командой аргументы более убедительны.
-Делает эффектное заключение.

4 мин.


4. Подведение итогов:
Судьи подводят итоги, выигрывает та команда, которая бы­ла более убедительна. Называются сильные и слабые стороны ко­манд.

Список использованных источников:
1. Филиал РГАНТД. Ф.Р-232. Оп. 8-4. Д. 231,233.

Приложение к уроку

Из пояснительной записки Технико-экономических обоснований строительства новой железнодорожной линии Пронино - Куйбышевский узел

В 1973 г. начинается подготовка строительства новой желез­нодорожной линии Пронино — Куйбышев. В данных узлах имеют­ся небольшие предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, а также завод связного азота в Тольятти. Не все стан­ции были электрифицированы.
Стоимость проекта 336 — 395 тыс. руб.
Рассчитанный срок — до 1980 г., планировалось также усиле­ние существующей линии.
1965 — 1972 гг. проводился капитальный ремонт на линии1.
Густота движения пассажирских поездов но участку Куйбышевской железной дороги и Приволжской железнодорожной линии2.

Название станции 1971 г. 1980 г. 1990 г.
Чишмы - Абдулино 30 35 41
Абдулино — Бугуруслан 30 35 41
Кротовка - Кинель 32 37 43
Куйбышев - Звезда 47 56 64
Кинель — Куйбышев 46 53 62
Звезда - Безенчук 47 54 62
 
Густота движения грузовых поездов но участку Куйбышевской железной дороги и Приволжской железной дороги. Без новой линии и с новой линией Куйбышев — Звезда3.

Год Уголь и кокс Нефтегрузы Лесные грузы
1971 6,6 18, 9 7,3
1980 0,5 11.4 6,2
1990 0,5 10,7 10,3
1980 (с новой линией) 0,5 15,3 6,5
1990 (с новой линией) 0,5 14,6 10,6

Филиал РГАНТД. Ф.Р-232. Оп.8-4. Д.231