Форма урока: деловая игра на основе технологии дебатов К. Поппера.
Цель: определить направления экономического развития Самары 70—80-х гг. XX в. и роль региона в экономике советского государства.
Задачи:
1. Образовательные: на примере развития железнодорожного строительства в Самарской области доказать или опровергнуть тезис «Самара в 70—80 гг. XX в. — экономически развитый регион».
2. Развивающие: научить оперировать экономическими данными; закрепить умения и навыки работы со статистическими данными; научить отстаивать свою точку зрения; совершенствовать умения работы с источниками знаний, навыки анализа, обобщения и т.п., формировать критический подход в анализе информации; развивать творческие способности, коммуникативные навыки работы в группах, познавательный интерес к истории своего края.
3. Воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру поведения в группе; совершенствовать навыки общения, продолжить формирование активной жизненной позиции.
Опережающее домашнее задание:
Учащиеся получают набор информации для самостоятельного изучения (Приложение № 1). Собирают информацию самостоятельно. Обязательно!
Структура урока:
1. Организационный момент
Учащиеся делятся на две команды: команду Утверждения (отстаивает правильность тезиса темы) и команду Отрицания (опровергает тезис темы). Внутри команд выбираются три спикера с разными функциями и порядком выступления. Из числа учащихся выбираются несколько судей, которые будут не только оценивать выступления команд, но и следить за регламентом.
На основании подготовленной информации учащиеся готовят кейсы своих команд, в которые входят аргументы, утверждения или отрицания, основанные на доказательствах (например, в Самаре в 1970—1980-е гг. развивается железнодорожное строительство) и поддержках — статистике, фактах, цитатах экспертов.
3. Дебаты
Поскольку сама технология подразумевает творческий отбор аргументов и поддержек каждой командой, а также ситуативный характер вопросов, задаваемых спикерами, то разработать точный сценарий игры невозможно. Однако существуют четкие правила ведения дебатов и роли каждого их участника.
Самой трудоемкой является роль первого спикера команды Утверждения (У1) и Отрицания (О1), т. к. они задают темп и характер игры, представляют точку зрения своих команд, формулируя все аргументы и вводя необходимые термины. Они же, после выступления вторых спикеров задают вопросы команде оппонентов, у которых должны быть обнаружены слабые позиции противоположной точки зрения.
Линию первых спикеров продолжают вторые (У2) и (О2), опираясь на ответы, полученные в раунде перекрестных вопросов. Их главная задача при помощи новых поддержек восстановить свои аргументы.
Третьи спикеры проводят сравнительный анализ игры, показывая точки столкновения позиций. Они при помощи яркого и логичного выступления показывают убедительность своей позиции.
Введение в содержание кейсов команд архивных данных помогает учителю одновременно достигать нескольких целей. Во-первых, статистические данные помогают разнообразить и дополнить собранный учащимися материал. Во-вторых, это формирует критический подход в отборе и интерпретации сведений.
Последовательность выступлений |
Роли спикеров |
Время |
У1 Первый спикер утверждающей команды |
-Представляет утверждающую команду. |
4 мин. |
Раунд перекрёстных вопросов (О3 к У1)
|
•Третий спикер отрицающей команды (О3) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1). |
2 мин. |
О1 Первый спикер отрицающей команды |
-Представляет отрицающую команду. |
4 мин. |
Раунд перекрёстных вопросов (УЗ к 01) |
•Третий спикер утверждающей команды (УЗ) задаёт вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1). |
2 мин. |
У2 Второй спикер утверждающей команды |
-Опровергает аргументы, представленные О1. |
3 мин. |
Раунд перекрёстных вопросов (01 к У2) |
•Первый спикер отрицающей команды (О1) задает вопросы второму спикеру утверждающей команды (У2). |
2 мин. |
О2 Второй спикер отрицающей команды
|
-Опровергает аргументы, представленные утверждающей стороной. |
3 мин. |
Раунд перекрёстных вопросов (У1 к 02) |
•Первый спикер утверждающей команды (У1) задаёт вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2). |
2 мин. |
УЗ Третий спикер утверждающей команды |
-Представляет финальный контраст игры с целью усиления утверждающей линии: Выделяет наиболее важные области столкновения позиций команд. |
4 мин. |
О3 Третий спикер отрицающей команды |
-Представляет финальный контраст игры с целью усиления отрицающей линии; |
4 мин. |
4. Подведение итогов:
Судьи подводят итоги, выигрывает та команда, которая была более убедительна. Называются сильные и слабые стороны команд.
Список использованных источников:
1. Филиал РГАНТД. Ф.Р-232. Оп. 8-4. Д. 231,233.
Приложение к уроку
Из пояснительной записки Технико-экономических обоснований строительства новой железнодорожной линии Пронино - Куйбышевский узел
Стоимость проекта 336 — 395 тыс. руб.
Рассчитанный срок — до 1980 г., планировалось также усиление существующей линии.
1965 — 1972 гг. проводился капитальный ремонт на линии1.
Густота движения пассажирских поездов но участку Куйбышевской железной дороги и Приволжской железнодорожной линии2.
Название станции | 1971 г. | 1980 г. | 1990 г. |
Чишмы - Абдулино | 30 | 35 | 41 |
Абдулино — Бугуруслан | 30 | 35 | 41 |
Кротовка - Кинель | 32 | 37 | 43 |
Куйбышев - Звезда | 47 | 56 | 64 |
Кинель — Куйбышев | 46 | 53 | 62 |
Звезда - Безенчук | 47 | 54 | 62 |
Густота движения грузовых поездов но участку Куйбышевской железной дороги и Приволжской железной дороги. Без новой линии и с новой линией Куйбышев — Звезда3.
Год | Уголь и кокс | Нефтегрузы | Лесные грузы |
1971 | 6,6 | 18, 9 | 7,3 |
1980 | 0,5 | 11.4 | 6,2 |
1990 | 0,5 | 10,7 | 10,3 |
1980 (с новой линией) | 0,5 | 15,3 | 6,5 |
1990 (с новой линией) | 0,5 | 14,6 | 10,6 |
Филиал РГАНТД. Ф.Р-232. Оп.8-4. Д.231
- Назад
- В начало страницы
- В начало выставки
- На главную
- Далее