Карта сайта
Тип урока: нетрадиционный.


Форма урока: урок-экскурсия.
На основе данного типа урока возможно проведение различ­ных вариантов уроков: «Путешествие в «Архипелаг ГУЛАГ», «Урок-конференция», «Архивы рассказывают», «Урок-био­графия» и др.

Технология и методические формы организации:
выступления учащихся-экскурсоводов, выступления уча­щихся с рефератами, докладами, сообщениями, ролевые игры, беседа, работа с документальными материалами.

Межпредметные и межкурсовые связи:
1. Межпредметная интеграция:
Обществознание —политический режим.
Основы права —права и свободы граждан.
Физика, химия, основы безопасности жизни, биология и др.— биографии ученых, изобретателей, конструкторов.
2. Внутрикурсовая интеграция:
История —политическая система сталинизма. Культура в СССР в 20—30-е гг.

Цель:
проанализировать влияние тоталитарного режима и репрес­сивной политики советского руководства в 1920—1930-е го­ды по судьбам представителей технической интеллигенции

Задачи:
1. Обувающая: учащиеся должны увидеть связь между сущностью советского тоталитарного режима и проводимой репрессивной политикой руководства страны в 1920— 1930-е гг. Учащиеся должны осмыслить трагизм репрес­сий, которые по-разному отразились на судьбах людей и страны.
2. Развивающая: способствовать проявлению чувств сопе­реживания, сочувствия, отрицания насилия, неприятия зла. Научить видеть прошлое через призму времени. По­казать стороны личности, которые позволяли творче­ским людям, в том числе ученым, выжить и сохранить человеческое достоинство в условиях тоталитаризма.
3. Воспитывающая: показать, что в любой сфере обще­ственной жизни, в том числе и научной, главное место занимает человек, личность. Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, ее культуре, судьбам людей.

Средства обучения:
архивные документы, биографические материалы по дан­ной проблематике, копии архивных документов (портреты, схемы, чертежи, авторские свидетельства и др.), используе­мые как иллюстративный, справочный и раздаточный ма­териал. Книги, брошюры, авторские статьи изобретателей, ученых.

Оборудование:
карты, стенды, плакаты, киноэкран, мультимедийный про­ектор, магнитофон, интерактивная доска.

Основные понятия:
Диктатура, тоталитарный режим, репрессии, геноцид, ВЧК- ОГПУ-НКВД, ГУЛАГ, ИТЛ.

Основные даты:
20 декабря 1818 г. — создание Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК).
6 февраля 1922 г. — ВЧК преобразовано в Государственное политическое управление (ГПУ), с 1923 г. — с образованием СССР — Объединенное ГПУ (ОГПУ).

7 апреля 1930 г. — начало широкого использования исправи­тельно-трудовых лагерей (ИТЛ) в хозяйственной жизни страны.
10 июля 1934 г. — образование Народного комиссариата вну­тренних дел СССР (НКВД), при котором создано Главное управление лагерей (ГУЛАГ).
1956 г. — ликвидация ГУЛАГ.

План урока-экскурсии:
Оргмомент— даётся целевая установка на весь ход проведе­ния урока.
Введение— показать истоки массовых репрессий.
Проведение урока — желательно проводить со специально подготовленными учащимися-экскурсоводами.
Организация первичного закрепления по материалам экскур­сий — может проводиться по разноуровневой технологии.

Первый уровень:
-Что такое диктатура и в чем её сущность?
-Что такое тоталитарный режим?
-Что такое тоталитарное государство?
-Какую роль в советской тоталитарной системе играли ВКП(б) и НКВД?
-Какова цель создания ГУЛАГ?
-Как вы думаете, зачем Сталину нужна была система массо­вых репрессий?
-Какие последствия имели массовые репрессии на развитие страны, науки, культуры?

Второй уровень:
-Какие факторы способствовали установлению в СССР то­талитарного режима?
-Каковы причины усиления политических репрессий в 1930-е гг.?
-Какое место занимала система массового террора в тотали­тарном государстве?
-В чем состоял экономический феномен ГУЛАГ?
-В чем состояли отличия сталинских лагерей от нацист­ских.

Объявляются результаты проведения урока, оценки, если урок проводился в кабинете учебного заведения.

Задание на дом:
подготовить и сделать сообщения о людях, чья судьба была сходной с изученными на этом уроке. Расширить знания о деятелях науки и техники, с жизнью и творчеством которых познакомились на уроке.

Список использованных источников
1.Филиал РГАНТД. Ф. Р-1, Оп.3-5. Д.634, 3402; Оп.31-5. Д.1946; Оп.37-5. Д.1581; Оп.47-5. Д.768, 986, 1013, 1014, 1066, 1248, 1693, 2404; Оп.48-5. Д.2106.
2.Там же. Архивохранилище РГАЭ. Ф.180. Оп.1. Д.1379.
3.Базунов В.И., Детков М.Г. Тюрьма НКВД-МВД СССР в кара­тельной системе советского государства. — М., 2000.
4.Бондарев В.Сталин и Ленин // Родина. — М., 1996. — № 1.
5.Волкогонов Д.Триумф и трагедия. Политический портрет И.В. Сталина. В 2-х кн. — М., 1989 г.
6.Власть и общество в СССР: политика репрессий (20-е 1- 30-е го­ды).- М., 1999.
7.ГУЛАГ (Главное управление лагерей). 1917—1960 г. // Сост. Л.И. Кокурин, Н.В. Петров. —М., 2000.
8.Жирнов Е. Экономика особого назначения // Власть. — 2000. — 4 апреля.
9.Земсков В.Н. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) // Со­циологические исследования. — М., 1991. — № 6.
К).Иванова Г.М.ГУЛАГ в системе тоталитарного государства. — М., 1997.
11.История политических и правовых учений. — М., 2006.
12.Капица П.О науке и власти // Библиотека «Огонек». — 1990. — №32.
13.Книга для учителя. «История политических репрессий и со­противления несвободе в СССР» / О.В. Волобуев, А.Ю. Дани­эль, Г.М. Иванова и др. —2002. — http:// www.sakharov-center.ru.
14.Литвин А.На каждого интеллигента должно быть дело // Ро­дина. — 1995. — № 6.

15.Лубянка.ВИК-ОТПЦ-НКВД-НКГБ-КГБ. 1917-1960гг. Спра­вочник // Сост. А.И. Кокурин, Н.В. Петров. — М., 1997.
16.Люди пытливой мысли. Историко-технический альманах. - Самара, 2006.
17.Перечеркнутая Россия // XX век и Мир. — М., 1990. — № 2.
18.Росси Ж. Справочник по ГУЛАГ. — М., 1991.
19.Система исправительно-трудовых лагерей в СССР. 1923—1960. Справочник. — М., 1998.
20.Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Изд. 2-ое. — Брянск, 1996.
21.Солдатова О.Н. Изобретатели в ГУЛАГе. Исторический очерк. — Самара, 2004.
22.Султанбеков Б. Наука под конвоем // Российская газета. - 2002. — № 76. — 26 апреля.
23.Тимошина Т.Т. Экономическая история России. — М., 1998.
24.Ципко А. Истоки сталинизма // Наука и жизнь. — М., 1988. — № 11, 12; 1989.-№ 1,2.
25.Эпплбаум Э. ГУЛАГ. Паутина Большого террора. — М., 2006.
26.Эбеджанс С.Г., Важное М.Я.Производственный феномен ГУЛАГа // Вопросы истории. — 1994. — № 6.

ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ.

Приложение №1. Материалы для учителя.

Приложение №2. Материалы для сообщений учащихся.

 

Петр Леонидович Капица. Нобелевский лауреат

КАПИЦА ПЕТР ЛЕОНИДОВИЧ (1894-1984)

    Петр Леонидович родился 9 июля 1894 г. в г. Кронштад­те. После окончания Петроградского политехническо­го института в 1918 г., начал научную деятельность в том же ин­ституте. В 1921 г. П.Л. Капица командируется для проведения на­учной работы в Англию. Его учителем и кумиром был выдающий­ся английский физик Эрнест Резерфорд. П.Л. Капица стал зачи­нателем работ по физике сверхнизких температур и сверхсильных магнитных полей. Э. Резерфорд высоко ценил талант П.Л. Капи­цы, для которого в Кембридже даже была построена специальная лаборатория. За цикл работ в области атомной физики и исследо­вания свойств веществ в сверхсильных магнитных полях в 1929 г. П.Л. Капица был избран член-корреспондентом АН СССР. В сен­тябре 1934 г. Петр Леонидович приехал в Советский Союз повидать родных и близких, принять участие в научных совещаниях. Однако власти без объявления причин больше не выпустили его из страны. Петр Леонидович вынужден был согласиться работать в СССР, но потребовал соответствующих условий для научных исследований. Так П.Л. Капица более чем на 30 лет стал «невыездным».

     Правительство возлагало на него большие надежды, особен­но в области обороны страны. Для П.Л. Капицы в Москве был по­строен Институт физических проблем, директором которого он стал. Власти не просчитались, создав П.Л. Капице уникальные условия для научной работы. Уже вскоре им был разработан новый метод снижения воздуха для получения кислорода, а затем откры­то такое явление, как сверхтекучесть гелия.

       В 1939 г. П.Л. Капица был избран академиком АН СССР. Во время Великой Отечественной войны он стоял во главе все­го «кислородного дела» страны. За обеспечение промышленности кислородом ему было присвоено звание Героя Социалистическо­го Труда.

      После Второй мировой войны в США прошли испытания первой атомной бомбы. Началась подготовка к созданию атомной бомбы и в нашей стране. П.Л. Капица вместе с другими физиками вошел в Специальный комитет по атомной бомбе, во главе которо­го стоял Л.П. Берия.

        Диктаторский стиль Л.П. Берии раздражал П.Л. Капицу. Он написал И.В. Сталину письмо с жалобой на Л.П. Берию. И.В. Ста­лин расправы над П.Л. Капицей не допустил, но и защищать не стал. В результате Петр Леонидович лишился всех постов, в том числе и должности директора института.

     Ученый поселился на своей подмосковной даче, на Николиной Горе, организовав там лабораторию, которую в шутку на­зывал «Избой физических проблем». Даже находясь в опале, под опекой бериевских агентов, Капица оставался верен своим прин­ципам, считая, что истина должна быть превыше всего. Когда Ста­лин прислал ему для отзыва свою работу.
 
     «Экономические пробле­мы социализма в СССР», ученый дал ей суровую рецензию. Он указал, в частности, что нельзя смешивать законы развития обще­ства с законами природы. Редкий человек в то время отважился бы на подобное. Лишь после смерти И.В. Сталина, да и то не сразу, П.Л. Капица смог вернуться к нормальной научной работе. В 1978 г. П.Л.Капица стал лауреатом Нобелевской премии.

Литература
1.Академик Петр Леонидович Капица (некролог) // Правда. — 11 апреля 1984 г.
2.Башин М. Капица — против Берии // Россия. — 11-12 января 1995 г.
3.Евгеньев П. Наука — дело творческое, как искусство // Совет­ская Россия. — 20 апреля 1984 г.
4.Скрябин Г. Петр Капица — лауреат Нобелевской премии // Огонек. — 1978. — № 44.
5.Трякина А.В. Капица Петр Леонидович // Люди пытливой мысли. Историко-технический альманах. — Самара, 2006. — С. 247-250.
6. Френкель В.Я. Читая «Письма о науке П.Л. Капицы» // Звезда. — 1990. № 7.


 

ЛАНДАУ ЛЕВ ДАВИДОВИЧ (1908-1968)

  Выдающийся физик-теоретик Лев Давидович Ландау ро­дился в 1908 г. в г. Баку (ныне Азербайджанская Республи­ка) в семье инженера-нефтяника. Родители его были широко обра­зованными людьми и уделяли воспитанию детей много внимания.

  Маленький Лев учился музыке, ритмике, рисованию, но единственной страстью Льва с раннего детства была математи­ка. Математические способности у него проявились очень рано: в 12 лет он научился дифференцировать, в 13 — интегрировать и окончил школу. В 1922 г. поступил в университет, где учился од­новременно на двух факультетах — физико-математическом и хи­мическом. Потом Ландау перевелся в Ленинградский универси­тет. Закончив его в 1927 г., поступил в аспирантуру Ленинградско­го физико-технического института и был аспирантом у академика А.Ф. Иоффе. В октябре 1929 г. по решению Народного комиссариата просвещения Л.Д. Ландау направили на стажировку за грани­цу. Он посетил Германию, Данию, Англию. В 27 лет стал профес­сором. С 1935 г. заведовал кафедрой общей физики Харьковского университета (ныне Украина), а с 1937 г. — теоретическим отделом Института физических проблем АН СССР.

  В 1938 г. был арестован за антисоветскую агитацию. П.Л. Ка­пица не мог смириться с тем, что Л.Д. Ландау погибает в тюрьме. Он неоднократно писал письма в его защиту. П.Л. Капицу вызыва­ли па Лубянку и доказывали ему, что Л.Д. Ландау «немецкий шпи­он», но П.Л. Капица не верил показаниям Л.Д. Ландау, выбитым из него следователями, и в апреле 1939 г. Л.Д. Ландау был освобожден под личное поручительство П.Л. Капицы.

  Работы Л.Д. Ландау посвящены квантовой механике, физи­ке твердого тела, теории сверхтекучести гелия, физике элементар­ных частиц, Существенных результатов Л.Д. Ландау достиг так­же в области гидродинамики и физической плазмы. Значительное место в наследии Л.Д. Ландау занимает созданный им вместе с Е.М. Лившицем широко известный многотомный «Курс теорети­ческой физики», который переиздавался на многих языках мира и сыграл большую роль, как для развития самой теоретической фи­зики, так и для воспитания молодых теоретиков.

  В 1946, 1949, 1953 гг. Л.Д. Ландау был удостоен Сталинской премии.

  В 1954 г. ему было присвоено звание Героя Социалистиче­ского Труда.

  В 1962 г. Л.Д. Ландау был удостоен Ленинской премии, и в этом же году ему была присуждена Нобелевская премия за пионер­ские исследования по теории жидкого гелия.

Литература
1.Абрикосов А.А.Академик Л.Д. Ландау: краткая биография и об­зор научных работ. — М., 1965.
2.Абрикосов А. А., Халатников И. М.Академик Л.Д. Ландау// Физи­ка в школе. — М., 1962. — № 1. — С. 21-27.
Академик Лев Ландау — Нобелевский лауреат (краткий хро­нологический обзор) // Наука и жизнь. — М., 1962. — № 2. — С. 18-10

Одно из писем П.Капицы И.В. Сталину в защиту Л.Ландау.

28 апреля 1938
Москва

Товарищ Сталин!

 Сегодня утром арестовали научного сотрудника Института Л.Д.Ландау. Несмотря на свои 29 лет, он вместе с Фоком — самые крупные физики-теоретики у нас в Союзе. Его работы но магнетизму и но квантовой теории часто цитируются как в нашей, так и в заграничной научной литературе. Только в прошлом году он опубликовал одну замечательную работу, где первый указал на новый источник энергии звездного лучеиспускания. Этой работой дается возможное решение: "почему энергия солнца и звезд не уменьшается заметно со временем и до сих пор не истощилась". Большое будущее этих идеи Ландау признают Бор и другие ведущие ученые.

 Нет сомнения, что утрата Ландау как ученого для нашего института, как и для советской, так и для мировой науки, не пройдет незаметно и будет сильно чувствоваться. Конечно, ученость и талантливость, как бы велики они ни были, не дают право человеку нарушать законы своей страны, и, если Ландау виноват, он должен ответить. Но я очень прошу Вас, ввиду его исключительной талантливости, дать соответствующие указания, чтобы к его делу отнеслись очень внимательно. Также, мне кажется, следует учесть характер Ландау, который, попросту говоря, скверный. Он задира и забияка, любит искать у других ошибки и когда находит их, в особенности у важных старцев, вроде наших академиков, то начинает непочтительно дразнить. Этим он нажил много врагов.

 У нас в институте с ним было нелегко, хотя он поддавался уговорам и становился лучше. Я прощал ему его выходки ввиду его исключительной даровитости. Но при всех своих недостатках в характере мне очень трудно поверить, что Ландау был способен на что-либо нечестное.

 Ландау молод, ему представляется еще многое сделать в науке. Никто, как другой ученый, обо всем этом написать не может, поэтому я и пишу Вам.

П.Капица.
 

Фейнберг Е.Л. Ландау, Капица и Сталин. К 90-летию Л.Д. Ландау// Природа. - 1998. - №1.

ТУПОЛЕВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1888-1972)

Андрей Николаевич Туполев родился в 1888 г. в д. Пустомазово Тверской области. В 1908 г., после окончания Твер­ской гимназии поступил в Императорское Высшее Техническое Училище (ныне МВТУ им. Баумана). В училище он примкнул к группе молодых студентов, объединенных профессором Н.Е. Жу­ковским в воздухоплавательный кружок, где глубоко стал изучать аэродинамику и строить планеры. Получив диплом инженера- механика, А.Н. Туполев стал помощником Н.Е. Жуковского. В 1918 г. был организован Центральный Аэрогидродинамический Институт (ЦАГИ) во главе с Н.Е. Жуковским. А.Н. Туполев стал заведующим авиационным отделом, а в 1921 г. — заместителем директора института. В 1923 г. А.Н. Туполев заменил деревянные конструкции само­лета на металлические (кольчугалюминий), создав таким образом первый в нашей стране цельнометаллический самолет АНТ-2. При проектировании самолетов А.Н. Туполев разрабатывал новые кон­струкции отдельных узлов и деталей для них.

Андрей Николаевич — творец тяжелых многомоторных са­молетов и самолетов дальней авиации.
В 1934 г. экипаж под командованием М. Громова на самолете А.Н. Туполева АНТ-25 совершил рекорд дальности полета без по­садки — 12411 км за 75 часов. В 1937 г. экипаж В. Чкалова на само­лете конструкции А.Н. Туполева совершил полет в США (в г. Ван­кувер) через Северный полюс.

К середине 1930-х годов СССР стал одной из ведущих авиа­ционных держав, а А.Н. Туполев — любимцем И.В. Сталина. Одна­ко 21 октября 1937 г. он был арестован и помещен в тюрьму на Лу­бянке, затем переведен в Бутырку. Органами НКВД он был обвинен в том, что новый немецкий истребитель конструктора В. Мессершмитта сделан по чертежам А.Н. Туполева. Однако, после подписа­ния советско-германского пакта о ненападении, Германия в 1940 г. передала СССР образцы своих боевых самолетов. Для ознакомле­ния с ними из опытно-конструкторского бюро спецтюрьмы был привезен А.Н. Туполев.

А.П. Туполеву, еще до ареста, было поручено в сжатые сро­ки построить четырехмоторный пикирующий бомбардировщик. Именно этот самолет ТУ-2 и строился в Центральном кон­структорском бюро № 29 (ЦКБ-29), созданном при 4 спецотделе НКВД. Вместе с А.Т. Туполевым работали заключенные специали­сты: С.П. Королев, ученые Ю. Крутиков, Ю. Румер, В.П. Глушко, Л.С. Термен и др. В июле 1941 г. А.Н. Туполев, освобожденный за успешную работу по созданию бомбардировщика ТУ-2, вместе со своим ОКБ был эвакуирован в г. Омск. Там, на базе недостроенно­го завода тракторных прицепов, был создан завод № 266, на кото­ром создавался самолет ТУ-2 и дальний бомбардировщик В. Мясищева. За создание ТУ-2 в январе 1943 г. А.Н. Туполеву была при­суждена Сталинская премия. В годы Великой Отечественной вой­ны в боях участвовало около 5000 военных и гражданских самоле­тов АНТ и ТУ.

В 1954 г. коллектив ОКБ, возглавляемый А.Н. Туполевым, приступил к созданию реактивного пассажирского самолета ТУ- 104, ставшего первым в мире реактивным пассажирским самоле­том, выполняющим регулярные перевозки. Экономические и ре­сурсные характеристики ТУ-104 выдержали испытание временем вплоть до появления самолетов ТУ-134 и ИЛ-62, оборудованных более экономичными двухконтурными двигателями.

Андрей Николаевич был первым авиационным конструкто­ром нашей страны, решившим задачи создания тяжелых сверхзву­ковых самолетов.

При его непосредственном участии авиационная наука успешно прокладывала пути для создания новых конструкций и новых материалов, что способствовало неуклонному техническо­му прогрессу авиационной и ракетной промышленности.

Литература
1.Кербер Л. Штрихи к портрету (к 100-летию А.Н. Туполева) // На­ука и жизнь. — 1988. — № 11.
2.Марков К. Выдающийся авиаконструктор // Волжская комму­на. — 1950. - 4 марта.
3.Ямской Н. НИИ «Шарашка» // Совершенно секретно. — 2006. — №9.
4.Яшанова В.Н. Туполев Андрей Николаевич//Люди пытливой мысли. Историко-технический альманах. — Самара, 2006. — С.499-504.



МЯСИЩЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (1902-1978)

 Владимир Михайлович Мясищев родился в семье служа­щих. В Ефремове (Тульская губерния) прошли его дет­ство и юность, здесь он окончил в 1918 г. реальное училище. В 1920 г. поступил и в 1926 г. окончил Московское высшее техниче­ское училище (МВТУ). С 1923 г. на научно-опытном аэродроме на­чалась его конструкторская деятельность. В 1925 г. студент В.М. Мясищев разрабатывает в дипломном проекте цельнометалличе­ский истребитель и довольно успешно.

 В 1926 г. выпускник МВТУ попадает в ЦАГИ, в отдел, воз­главляемый А.Н. Туполевым. Работает в бригаде крыла под руко­водством В.М. Петлякова. Теоретическому союзу этих конструк­торов суждено было существовать многие годы.

 Стыковочные узлы крыла тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ГБ-3 стали первым серьезным испытанием для молодого кон­структора. В.М. Мясищев прошел это испытание с блеском. Его узлы применялись во многих самолетах.

 В 1938 г. он вместе с В.М. Петляковым предложил проект двухмоторного дальнего высотного бомбардировщика ДВБ-102. Это был первый в мире высотный бомбардировщик с геометриче­скими кабинами. На государственных испытаниях ДВБ-102 пока­зал скорость 620 км/ч и потолок 11км.

 При активном участии В.М. Мясищева на самолете-развед­чике Р-6 была улучшена аэродинамическая форма. Самолет нахо­дился на вооружении 15 лет.

 В.М. Мясников также попал под каток сталинских репрес­сий. Он, наряду с такими известными авиаконструкторами как А.Н. Туполев, В.М. Петляков, А.М. Черемухин, Л.Л. Кербер, А.В. Надашкевич, В.А. Чижевский, Р.Л. Бартини и др., был направлен в Спе­циальное конструкторское бюро, находившееся в ведении НКВД и расположенное в здании Конструкторского отдела опытного само­летостроения ЦАГИ в г. Москве. Оно стало называться «Туполевская шарага» и по всем документам проходило как ЦКБ-29. Имен­но здесь и должны были создаваться новейшие образцы современ­ной авиационной техники.

 Освобожденный из-под стражи в 1941 г. В.М. Мясищев был направлен в эвакуацию в Сибирь. В начале 1942 г., после трагической гибели В.М. Петлякова, ему было поручено осваивать произ­водство самолета Пе-2 в КБ при эвакуированном авиационном за­воде в г. Казани.

 Одними из первых модификаций этого самолета ста­ли Пе-2Р, Пе-2М, Пе-2Д. Судьба этих машин складывалась по-разному: одни сразу шли в серию, другие оставались опытными и служили своеобразными летающими полигонами для испытаний различных новинок, придуманных специалистами КБ под руко­водством В.М. Мясищева. Наиболее значительной и удачной мо­дификацией стал Пе-2И, обладавший скоростью около 600 км/ч и большой дальностью полета. Машина имела дистанционное пу­шечное вооружение и могла вести бой с истребителями против­ника.

 Создать подобный самолет мог человек, обладающий стрем­лением к новизне, отсутствием боязни риска. Самолет Пе-2И, соз­данный В.М. Мясищевым, превосходил по скорости лучшие зару­бежные бомбардировщики и немного уступал нашим истребите­лям, был практически новой машиной.

 К работе над тяжелыми высотными бомбардировщиками Владимир Михайлович вернулся лишь к началу 1950-х годов. В на­чале 1953 г. появился новый самолет 201М. Это был турбореактив­ный высотный бомбардировщик со скошенными назад крыльями, размах которых составлял 50 метров.

 Генеральный конструктор, Герой Социалистического Труда, профессор, доктор технических наук, лауреат Ленинской премии, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, В.М. Мясищев навсегда вошел в историю мировой авиации.

Литература
1.Антонова Л.Е. Конструктор, умеющий глядеть в будущее (по документам филиала РГАНТД). Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Архивы и общество: исто­рический и социальный аспекты». — Самара, 2008. — С. 176-186.
2.Гай Д. Невское притяжение. — М., 1984.
3.Пономарев А. Обгоняя время // Красная звезда. — 1977. — 28 сен­тября.



БАРТИНИ РОБЕРТ ЛЮДВИГОВИЧ (1897-1974)

 Роберт Людвигович Бартини родился в 1897 г. в семье вице-губернатора Австро-Венгрии. Уже в раннем воз­расте проявлял неординарные способности, отличался большой смелостью и решительностью, писал и рисовал как правой, так и левой рукой, быстро и легко овладевал иностранными языками, в итоге свободно говорил на 7 европейских языках.

 После окончания гимназии в Первую мировую войну, сра­зу был мобилизован в австрийскую армию. Р. Бартини был на­правлен в летную школу, но летчиком не стал, а был переведен в пехоту, но и тут служба длилась недолго — попал в русский плен. После октября 1917 г. Р.Л. Бартини возвратился в Италию, всту­пил в итальянскую компартию и ее боевую группу. Л.Р. Барти­ни не только занимался политикой, но и старательно учился в Миланском политехническом институте, мечтая стать авиакон­структором.

 После прихода к власти Муссолини Р.Л. Бартини тайно уехал в Советскую Россию. Л.Р. Бартини удалось попасть в авиа­строение, где он начал создавать боевые самолеты. Его истреби­тель «Сталь-6» — один из первых самолетов в СССР, достигший скорости 420 км/ч; аналогичный самолет А.Н. Туполева имел скорость лишь 303 км/ч. Самолет «Сталь-7» имел дальность по­лета в 5000 км. Однако многие его разработки остались либо как образцы, либо на бумаге.

 Известный авиаконструктор О.К. Антонов, характеризуя оригинальные проекты Л.Р. Бартини, безмерно богатого идея­ми, называл его гением. Период сталинских репрессий затронул и Роберта Людвиговича. ОКБ Бартини несколько раз закрывали по самым надуманным причинам и потом открывали вновь.

 В 1938 г. его арестовали, объявив «врагом народа» и «шпи­оном Муссолини». Р.Л. Бартини повезло в том, что А.Н. Туполев взял его в свою «шарашку» (ЦКБ-29). Десять лет (с 1938 по 1948 гг.) проработал Л.Р. Бартини в «шарашке», а потом еще 5 лет жил на поселении (в ссылке). После смерти И.В. Сталина он про­должил конструкторскую деятельность.

 Роберт Людвигович находил время и для разработок про­блем теоретической физики, опубликовал статью в «Докладах Ака­демии наук СССР». Инженер и ученый, конструктор и изобрета­тель, он был еще и писателем, и художником: сам проиллюстри­ровал свою фантастическую повесть «Цепь», посвященную неве­домым силам природы. Умер Р.Л. Бартини в 1974 г., прожив 77 лет.

Литература
1.  Берлин Н. Сталь: человек и самолеты// Красная звезда. — 1987. — 16 мая.
2. Максакова О.С. Бартини Роберт Людвигович// Люди пытли­вой мысли. Историко-технический альманах. — Самара, 2006. — С. 68-73.
3. Черненко Г. Самолеты красного барона // Тайны XX века. — 2007. - № 8.
4.  Чутко И. Красные самолеты. — 2-е изд. — М., 1979.

ВАЛЕНТИН ПЕТРОВИЧ ГЛУШКО (1908-1989)

 Валентин Петрович Глушко родился в 1908 г. в г. Одес­се (ныне Украина)) В 13 лет его заинтересовали вопро­сы полетов к другим планетам, в 1921 г. он вступил в переписку с К.Э. Циолковским. В 16 лет опубликовал свои первые научные и научно-популярные работы по космонавтике.

  С 1925 по 1929 гг. учился в Ленинградском политехническом университете. Его дипломная работа, содержащая проект элек­трического ракетного двигателя (ЭРД) для космического кора­бля, привлекла внимание Н.И. Тихомирова, руководителя перво­го в СССР КБ по разработке ракетной техники — Газодинамиче­ской лаборатории (ГДЛ). В.П. Глушко предложили возглавить под­разделение по разработке электрических и жидкостных ракетных двигателей и ракет. С мая 1929 г. под руководством В.П. Глушко в ГДЛ начались экспериментальные исследования с целью разра­ботки ракетных двигателей. Уже в 1929 г. В.П. Глушко предпринял чрезвычайно смелый шаг — разработал первый в мире импульс­ный электротермический ракетный двигатель. Поражает неверо­ятная работоспособность талантливого двадцатилетнего инжене­ра, который своим изобретением на треть века опередил ход раз­вития науки и техники.

  С начала 1930 г. отдел Валентина Петровича стал разраба­тывать жидкостный ракетный двигатель и его основные агрегаты. Самоотверженная работа коллектива ГДЛ позволило в 1931 г. соз­дать первые в СССР жидкостные ракетные двигатели серии ОРМ (опытный ракетный мотор).

  В 1933 г. В.П. Глушко усовершенствовал двигатель в первом в мире Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ), где работал также С.П. Королев. Одновременно он разрабатывал аппаратуру для управления работой ракетного двигателя.

  Период массовых репрессий затронул и специалистов РНИИ. Не избежал этой участи и Валентин Петрович. В февра­ле 1938 г. он был арестован по ложному обвинению и в 1939 г. был определен в систему спецслужбы НКВД СССР в г. Казань. Нахо­дясь в заключении, возглавил работу специального КБ, был назначен Главным Конструктором. С 1942 г. в его КБ стал работать С.П. Королев, тоже заключенный, переведенный из г. Омска. В июле 1944 г. В.П. Глушко и С.П. Королев были «досрочно освобож­дены со снятием судимости», а ОКБ переведено в Подмосковье.

 Впоследствии ОКБ выросло в дважды орденоносное опытно­конструкторское бюро — ведущую организацию по разработке мощных жидкостных ракетных двигателей в СССР, бессменным ру­ководителем которого долгие годы был Валентин Петрович Глушко. Под его руководством созданы космические корабли, орбитальные станции и многоразовая космическая система «Энергия-Буран», а имя С.П. Королева известно всему миру как первого Главного кон­структора пилотируемых космических кораблей.

Литература
1.  Ямской Н. НИИ «Шарашка» // Совершенно секретно. - 2006. — №9.
2. Ярыльченко Ю.В. Глушко Валентин Петрович //Люди пытливой мысли. Историко-технический альманах. — Самара, 2006. — С. 164-167.



ТЕРМЕН ЛЕВ СЕРГЕЕВИЧ (1895-1993)

 Родился Лев Сергеевич в 1895 г. в Петербурге, любил читать о машинах и особенно — об электричестве. В университете стал студентом сразу двух факультетов: физико-математического и астрономического, одновременно слушая ра­диотехнику в Политехническом институте, да еще ходил в Консерваторию заниматься на виолончели.

 В 1921 г. молодой инженер Л.С. Термен получил патент на «Музыкальный прибор с катодными лампами» названный «терменвоксом» — «голос Термена».

 В марте 1922 г. изобретателя пригласили в Кремль проде­монстрировать аппарат В.И. Ленину. Лев Сергеевич сыграл на «терменвоксе» ряд музыкальных произведений, но Ильича боль­ше интересовали охранные свойства терменвокса. Л.С. Термен с успехом продемонстрировал и эти возможности. Охрана по «Термену» действительно нашла применение. Но, главное, после крем­левской встречи Лев Сергеевич получил годовой железнодорож­ный билет для гастрольной поездки по стране. Он побывал во мно­гих городах, дал десятки концертов, выступал с лекциями.

 Л.С. Термен продолжал работать у А.Ф. Иоффе во вновь соз­данном Петроградском физико-техническом институте. В 1926 г. Л.С. Термену удалось создать оригинальную схему телепередатчи­ка. Его телевизионная аппаратура сразу же была засекречена. Один из первых телезрителей — И.В. Сталин, не скрывал своего восхи­щения и, поблагодарив изобретателя, наградил его талонами на продукты в «закрытый магазин».

 В 1927 г. на Международной музыкальной выставке Л.С. Тер­мен стал мировой знаменитостью. Он давал концерты в лучших за­лах Европы и США, везде имел огромный успех. Из США Л.С.Тер­мен решил не возвращаться в СССР, оставаясь при этом советским гражданином, что вызвало бурю негодования у советских властей. В США крупные фирмы стали производить терменвоксы, купив на это право у изобретателя. Л.С. Термен разбогател, стал популяр­ным. В его доме в Нью-Йорке побывали многие известные люди. Сам Альберт Эйнштейн играл с ним дуэтом. Великий физик играл на скрипке, Лев Сергеевич — на терменвоксе. По ряду причин он
вынужден был согласиться работать на советскую разведку, нахо­дясь практически руководителем фирмы «Телеточ».

 В 1937 г. Л.С. Термен возвратился на Родину, а в августе 1938 г. — арестован и приговорен к 8 годам лагерей. Вначале он по­бывал на Колыме, но затем был вызволен А.Н. Туполевым для ра­боты в закрытом (тюремном) КБ. Там были собраны крупнейшие конструкторы для работы над новым боевым самолетом. С нача­лом войны часть специалистов КБ была отправлена в Омск, в том числе и Л.С. Термен, в секретную лабораторию, где он работал вместе с С.П. Королевым.

 Будучи «зэком» в 1947 г. Л.С. Термен получил закрытую Ста­линскую премию за разработку прибора «Буран» для прослушива­ния иностранных посольств.

 Лишь через 27 лет после ареста Л.С. Термен вышел на свобо­ду. Умер Лев Сергеевич в нищете, всеми забытый, 4 ноября 1993 г., не дожив 2-х лет до столетия.

 Возможно, как это часто, к сожалению бывает, изобретатель опередил время и к его идеям вернутся в XXI веке, ведь два его изо­бретения — телевизор и электронная музыка давно вошли в наш быт, правда, потеряв имя своего создателя.

 Сейчас в Московской консерватории существует музей Л.С. Термена, о нем снят фильм, о его жизни и творчестве написа­на не одна статья.

Литература
1.  Данилов Р. Не оставляй надежды // Известия. — 1990. — 10 ян­варя.
2.  Лонгинов А. Под звуки терменвокса // Ветеран. — 1990. — № 2.
3. Солдатова О. Н. Термен Лев Сергеевич // Люди пытливой мысли. Историко-технический альманах. — Самара, 2006. — С. 486-491.
4. Черненко Г. Удивительная судьба изобретателя терменвокса // Совершенно секретно. — 2002. — № 6.
5. Черненко Г. Удивительная судьба изобретателя терменвокса // Секретные материалы. — 2002. — № 6.




ЧИЖЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ (1897-1964)

 Александр Леонидович Чижевский родился в 1897 г. в семье военного, будущего генерала. В детстве учился живописи, сочинял стихи, увлекался химией. В 1913 г. его отец получил назначение в Калугу. В училище, в котором учился Александр, однажды выступал К.Э. Циолковский. Ученый говорил о межпланетных полетах и космических ракетах. А.Л. Чижевский познакомился с К.Э. Циолковским и побывал у него дома. С тех пор началась их многолетняя дружба.

  В 1915 г. студентом московского археологического института А. Л. Чижевский выступил со своей теорией солнечного влияния на биосферу, на все живое на Земле. Позже та же мысль получила подтверждение в его докторской диссертации «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса» (М., 1918).

  В 1924 г. вышла книга А.Л. Чижевского «Физические факто­ры исторического процесса». Положительный отклик на его книгу сделал К.Э. Циолковский.

  В 1927 г. А.Л. Чижевский в Зоологической лаборатории известного дрессировщика В.Л. Дурова организовал первый в мире «Аэроионоаспираторий», где на крупных животных выяснял роль отрицательных ионов воздуха.

  В 1930 г. А.Л. Чижевский был послан в совхоз «Арженка» Тамбовского округа для постановки и проведений исследований по ионификации сельскохозяйственных помещений. В 1931 г. им была создана специальная научно-исследовательская лаборатория. Однако местное руководство, не понимая его исследований, всячески мешало ему. Своими доносами они повлияли на закры­тие лаборатории, а его опыты были объявлены лженаучными.

  В 1938 г. над головой ученого сгустились тучи, и все могло бы закончиться плохо, если бы не международный авторитет учено­го и письмо Героя Советского Союза, депутата Верховного Совета М.В. Водопьянова. Письмо возымело действие, и А.Л. Чижевский в годы массовых репрессий не был арестован.

  В 1938 г. в Париже вышла монография А.Л. Чижевского «Эпи­демии и электромагнитные пертурбации внешней среды». В Нашей стране эта книга была издана только в начале 1970-х годов, уже по­сле смерти автора, под названием «Земное эхо солнечных бурь».

 На основе его исследований и открытий во Франции был организован Международный институт по изучению солнечных, земных и космических радиаций и их биологического патологиче­ского действия.

 За обоснование космической биологии А.Л. Чижевский в 1939 г. был избран почетным президентом Международного кон­гресса биофизиков. Участники конгресса выдвинули его кандида­туру на соискание Нобелевской премии. Исследования профес­сора слишком опережали время. Они не вписывались в рамки ка­зенной науки и противоречили официальной идеологии. Поэтому судьба его была предрешена.

  Его арестовали в феврале 1942 г. и осудили на 8 лет. Но да­же в тяжелейших условиях жизни в Карлаге он продолжал науч­ную деятельность. В 1943 г. в тюремной камере Карлага он напи­сал такие строки:

«Ты устоял перед бредом бездны черной
Глядел в нее, не отвратив лица:
Познанья Гений — истинный ученый
Был на посту до смертного конца».


  Александр Леонидович был не только разносторонне обра­зованным ученым, но и человеком высокой культуры. Он обладал поэтическим даром и владел кистью художника. Чижевский рабо­тал в литературе также профессионально, как и в науке. Он считал, что задачи литературы аналогичны задачам науки и заключаются в познании жизни Вселенной.

  Было издано два сборника стихотворений Чижевского и трактат «Академия поэзии». Рукописный том стихотворений, под­готовленный самим автором в Караганде, содержит 500 произве­дений, преимущественно лирических стихотворений. Всю жизнь Александр Леонидович рисовал. Рисовал в самых трудных жизнен­ных условиях, порой самыми примитивными красками. Как отме­чают биографы, процесс рисования для него был процессом раз­мышления. Где кончался художник и начинался ученый, устано­вить невозможно.

  Работая в клинической лаборатории, А.Л. Чижевский начал исследования в гематологии — науке о крови. Более 16 лет Алек­сандр Леонидович провел в заключении, и лишь в 1958 г., после ам­нистии, возвратился в Москву. В 1964 г. А.Л.Чижевский скончался.

  Широкое признание идей «Леонардо да Винчи XX века», как его стали называть, пришло значительно позднее.

Литература
1. Илешин Б. Счастье и трагедия профессора Чижевского // Неде­ля. - 1990. - № 3.
2. Крылова С. «Врагом народа не считаю, но...» (о Чижевском)// Поиск. - 1989. -№ 32.
3. Клева А., Рубенович В. Солнцепоклонник// Секретные материа­лы. -2004. -№ 16.
4. Фисюк Т.Н. Чижевский Александр Леонидович // Люди пытли­вой мысли. Историко-технический альманах. — Самара, 2006. — С. 545-551.
5.  Черненко Г. Солнечные ритмы Александра Чижевского // Тайны XX века. - 2006. - № 17.

ТАУБИН ЯКОВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1900-1941)

 Яков Григорьевич Таубин — творческий, высококвали­фицированный специалист — создатель уникального оружия, которое «понадобилось» нашей армии только через со­рок лет.

Будучи студентом Одесского института технологии зерна и муки, Я.Г. Таубин был членом Общества рабочих изобретателей и подавал заявки в Комитет по делам изобретений ВСНХ.

В начале 1930-х годов Я.Г. Таубин на полигоне Одесского во­енного училища увидел неэффективную стрельбу из винтовочной мортирки — гранаты времен Первой мировой войны, и загорелся идеей усовершенствования стрельбы. Яков Григорьевич оставил институт, где проучился четыре года и полностью занялся реализа­цией своей идеи. Уже в 1931 г. Л.Г. Таубин совместно со своим од­нокурсником Е.С. Бергольцевым изобрел автоматический грана­томет. Опытный образец был изготовлен на Кировском заводе. Авторы изобретения подали заявки в Комитете по делам изобретений, но получили отказ. И лишь в 1935 г. Бюро новизны Комите­та по изобретательству при СТО СССР выдало им авторское сви­детельство на «Механизм автоматического переключения магази­нов». Затем в течение пяти лет Л.Г. Таубин сделал новые изобрете­ния: модификация автоматического гранатомета, автоматический затвор, огнестрельное автоматическое оружие, патронная обойма для объемного магазина.

Как правило, изобретения Я.Г. Таубин создавал в соавтор­стве с Е.С. Бергольцевым, М.Н. Бабуриным, С. Рашковым. Гра­натомет испытывали при активной поддержке маршала М.Н. Ту­хачевского. Но после его расстрела в 1937 г. работы стали сворачи­ваться. Маршал Г.И. Кулик был противником нового оружия, даже несмотря на то, что гранатомет в 1940 г. прошел испытания во вре­мя Советско-Финской войны.

Но Я.Г. Таубин не сдавался и продолжал работать над всё но­выми образцами. За разработку 23-миллиметровой пушки МП-6 для самолетов начальник ОКБ-16 Я.Г. Таубин и ведущий конструк­тор М.Н. Бабурин в ноябре 1940 года были удостоены орденов Ле­нина. Через полгода (!) после признания его заслуг в успешном освоении нового вооружения, Я.Г. Таубин оказался «врагом наро­да» и был арестован 16 мая 1941 г., как «участник антисоветского военного заговора». Его обвинили в том, что он тормозил внедре­ние лучших образцов новейшей артиллерийской техники в произ­водство.

28 октября 1941 г. Я.Г. Таубин был расстрелян. В тот день в районе г. Куйбышева и г. Саратова было расстреляно 25 виднейших командиров Красной Армии и специалистов военной промыш­ленности.

Но расстрел конструктора не смог затормозить техническую мысль. На базе его авиационной пушки МП-6 была разработана более совершенная НС-37, которой вооружили истребители Як-9. Позже ее установили на штурмовиках Ил-2, которые внесли боль­шой вклад в дело победы над фашистской Германией.

 А вот гранатомет Я.Г. Таубина был забыт на 30 лет. Только в 70-х годах XX века этот тип оружия появился на вооружении в Со­ветской Армии. Это оружие было разработано в Конструкторском бюро точного машиностроения, созданного на базе ОКБ-16, кото­рым руководил Я.Г. Таубин.

 В 1955 г. Я.Г. Таубин был посмертно реабилитирован, но еще 40 лет его имя было забыто учеными, историками отечественной науки и техники. Мы должны исправить эту ошибку биографов и историков науки и техники. Тем более, что сейчас имеется воз­можность писать об этом выдающемся конструкторе, публико­вать его документы.

Литература
1.Давыдова И.Н. Таубин Яков Григорьевич // Люди пытливой мысли. Историко-технический альманах. — Самара, 2006. — С.   482-485.
2.Широкорад А. Получи, фашист, гранату (о Я.Г. Таубине) // По­пулярная механика. — М., 2007. — № 11.