Карта сайта
  Московский метрополитен (также употребляется неофициальное название Московское метро) – рельсовый внеуличный (преимущественно подземный) городской общественный транспорт на электрической тяге, находящийся в Москве и частично в Московской области. Он является исторически первым и крупнейшим метро в СССР и в России.
  Московское метро – шестое в мире по интенсивности использования после метрополитенов Пекина, Токио, Шанхая, Сеула и Гуанчжоу. Эксплуатацию метрополитена осуществляет ГУП «Московский метрополитен» (Государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В. И. Ленина»).
  Первая линия открылась 15 мая 1935 г. и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую».
Система состоит из 14 линий (четыре из которых впоследствии соединятся попарно) общей протяжённостью 364,9 км в двухпутном исчислении, без учёта монорельса и МЦК (Московское центральное кольцо). В Московском метрополитене 215 станций, 44 из которых признаны объектами культурного наследия, а более 40 являются памятниками архитектуры.
 Радиально-кольцевая структура Московского метрополитена воспроизводит исторически сложившуюся планировку Москвы. Линии метрополитена протянулись от центра города к его окраинам, обеспечивая пассажиров надежным и быстрым транспортом. Средняя дальность одной поездки в метро составляет около 14,5 километров. В среднем ежедневно услугами метрополитена пользуются более 7 млн пассажиров, а в будние дни этот показатель превышает 9 млн. Это наивысший показатель в мире.
   К 2021 г. по планам правительства Москвы должны быть построены ещё 36 станций, а протяжённость линий должна возрасти более чем на 70 км.

 
Схема линий Московского метрополитена. Метрогипротранс. 1933 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-584. Оп. 1-4. Д. 1. Л. 1–2
Схема Московского метрополитена, утвержденная СНК 21 марта 1933 г. Метрогипротранс. 1933 г. Схема.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-584. Оп. 1-4.
Д. 2. Л. 1
Технические условия проектирования и сооружения Московского метрополитена. Метрогипротранс. 1933 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-584. Оп. 1-4. Д. 127. Л. 1, 2, 20
Краткая техническая записка о сооружении линии 1-й очереди Московского метрополитена. Метрогипротранс. 1935 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-584. Оп. 1-4. Д. 145. Л. 3–8, 56.
Схема линий метрополитена, утвержденная СНК с внесением изменений при утверждении 2й очереди.
1935 г. Фото.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-584.
Оп. 1-4. Д. 148. Л. 46
Схема линий метрополитена, утвержденная СНК 21 марта 1933 г. Метрогипротранс.
1935 г. Фото.
 © РГА в г. Самаре. Ф. Р-584.
Оп. 1-4. Д. 148. Л. 47
Заключительный акт Правительственной комиссии по приемке первоочередных линий Московского метрополитена. Метрогипротранс. 1935 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-584. Оп. 1-4. Д. 158. Л. 1а, 2
Основные сооружения. Архитектурное оформление станций. Пояснительная записка. Метрогипротранс. 1935 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-584. Оп. 1-4. Д. 209. Л. 1, 1б, 4, 5
Ст. пл. Свердлова. Перспектива центрального узла и фрагмент пилона. Метрогипротранс. 1935 г. Фото.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-584. Оп. 1-4.
Д. 210. Л. 2
Ст. Садовая Триумфальная. Перспектива платформенного узла и разрезы. Метрогипротранс. 1935 г. Фото.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-584. Оп. 1-4.
Д. 210. Л. 8
Ст. Белорусский вокзал. Перспектива платформенного узла и поперечный разрез. Метрогипротранс. 1935 г. Фото.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-584. Оп. 1-4.
Д. 210. Л. 12
Ст. Стадион Динамо. Платформенный зал. Метрогипротранс. 1935 г. Фото.
©  РГА в г. Самаре. Ф. Р-584. Оп. 1-4.
Д. 210. Л. 16
Ст. Стадион Динамо. Перспектива вестибюля и внутренняя перспектива вестибюля. Метрогипротранс. 1935 г. Фото.
©  РГА в г. Самаре. Ф. Р-584. Оп. 1-4.
Д. 210. Л. 17
Ст. Аэропорт. Перспектива надземного вестибюля. Метрогипротранс.
1935 г. Фото.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-584. Оп. 1-4.
Д. 210. Л. 20