Созданием ракетно-космической техники в стране занимались не только специализированные институты и предприятия, но и отдельные ученые различных высших учебных заведений, изобретатели научно-исследовательских институтов, сотрудники закрытых предприятий, так называемых «почтовых ящиков» из различных уголков бывшего СССР.
На примере их изобретений можно увидеть, как развивалась отечественная инженерно-конструкторская мысль в сфере космонавтики.
А.Х. Черкасский и А.А. Гухман решали проблему терморегулирования в космическом корабле, скафандре, контейнере с аппаратурой.
Ю.В. Аксенов, А.Г. Кузнецов предлагали различные космические системы: многоразовая воздушная система; космический аппарат, осуществляющий длительный дрейф в атмосфере тех планет, для которых характерны большая плотность газового покрова и высокая температура, например Венера.
В целях автоматизации процессов деятельности на космических аппаратах и в открытом космосе разрабатывались различные устройства, предлагались способы решения сложных задач: устройство для ориентации космического аппарата В.И. Попова, способ автоматической стыковки космических аппаратов и устройство для ее осуществления А.К. Алатырева, каркас космического сооружения В.П. Литвинова, устройство для отбора проб с движущихся космических аппаратов К.В. Гречнева и другие.
Остро стояла проблема создания эргономически оптимальных и безопасных условий для космонавтов внутри кабины космического аппарата и за ее пределами.
Актуальной была научная работав этом направлении и отдельных конструкторов. Разработаны Г.И. Севериным – система амортизации кресла пилота космического летательного аппарата, М.А. Мельхикером – устройство для защиты космического корабля от разгерметизации.
Среди решений, рассматривавшихся учеными, были и экзотические разработки. Например, идея кабины самолёта с лежачим положением лётчика, принадлежавшая С.М. Алексееву. Такое положение способствовало лучшей переносимости пилотажных перегрузок, даже без применения каких-либо противоперегрузочных костюмов. Направление работ по исследованию переносимости перегрузок и поиск оптимальных поз лётчика и космонавта было одним из ведущих и успешных в физиологической лаборатории ускорений, созданной им. Результаты этих исследований, легли в основу обеспечения безопасности на кораблях «Восток», «Восход» и «Союз». Также к его изобретениям относится скафандр СКВ с жестким корпусом для выхода космонавта из корабля в космическое пространство и на Луну.
Вопросов, которые необходимо было разрешить для обеспечения полетов человека в космос, существовало огромное множество. В их разрешение, наряду с крупнейшими отечественными и иностранными институтами, большой вклад внесли и российские изобретатели.
В разделе публикуются документы фонда Р-1 «Заявочные материалы на изобретения (из фондов Комитета Российской Федерации по патентам и товарным знакам и его предшественников)», описывающие труды отдельных советских изобретателей в космической области за 1966 -1987 гг.
На примере их изобретений можно увидеть, как развивалась отечественная инженерно-конструкторская мысль в сфере космонавтики.
А.Х. Черкасский и А.А. Гухман решали проблему терморегулирования в космическом корабле, скафандре, контейнере с аппаратурой.
Ю.В. Аксенов, А.Г. Кузнецов предлагали различные космические системы: многоразовая воздушная система; космический аппарат, осуществляющий длительный дрейф в атмосфере тех планет, для которых характерны большая плотность газового покрова и высокая температура, например Венера.
В целях автоматизации процессов деятельности на космических аппаратах и в открытом космосе разрабатывались различные устройства, предлагались способы решения сложных задач: устройство для ориентации космического аппарата В.И. Попова, способ автоматической стыковки космических аппаратов и устройство для ее осуществления А.К. Алатырева, каркас космического сооружения В.П. Литвинова, устройство для отбора проб с движущихся космических аппаратов К.В. Гречнева и другие.
Остро стояла проблема создания эргономически оптимальных и безопасных условий для космонавтов внутри кабины космического аппарата и за ее пределами.
Актуальной была научная работав этом направлении и отдельных конструкторов. Разработаны Г.И. Севериным – система амортизации кресла пилота космического летательного аппарата, М.А. Мельхикером – устройство для защиты космического корабля от разгерметизации.
Среди решений, рассматривавшихся учеными, были и экзотические разработки. Например, идея кабины самолёта с лежачим положением лётчика, принадлежавшая С.М. Алексееву. Такое положение способствовало лучшей переносимости пилотажных перегрузок, даже без применения каких-либо противоперегрузочных костюмов. Направление работ по исследованию переносимости перегрузок и поиск оптимальных поз лётчика и космонавта было одним из ведущих и успешных в физиологической лаборатории ускорений, созданной им. Результаты этих исследований, легли в основу обеспечения безопасности на кораблях «Восток», «Восход» и «Союз». Также к его изобретениям относится скафандр СКВ с жестким корпусом для выхода космонавта из корабля в космическое пространство и на Луну.
Вопросов, которые необходимо было разрешить для обеспечения полетов человека в космос, существовало огромное множество. В их разрешение, наряду с крупнейшими отечественными и иностранными институтами, большой вклад внесли и российские изобретатели.
В разделе публикуются документы фонда Р-1 «Заявочные материалы на изобретения (из фондов Комитета Российской Федерации по патентам и товарным знакам и его предшественников)», описывающие труды отдельных советских изобретателей в космической области за 1966 -1987 гг.
Алатырев А.А., Волков В.Г. и др. Способ причаливания космических объектов на орбите и устройство для его осуществления. Формула изобретения. Чертежи. 1976 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 348-5. Д. 684. Л. 12-15
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 348-5. Д. 684. Л. 12-15
Алексеев С.М., Стоклицкий А.Ю. и др. Скафандр СКВ с жестким корпусом для выхода космонавта из корабля в космическое пространство и на Луну. Формула изобретения. Фото. 1966 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 240-5. Д. 543. Л. 13, 15, 17
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 240-5. Д. 543. Л. 13, 15, 17
Гречнев К.В., Истомин В.Г. и др. Способ и устройство для отбора газовых проб с движущихся космических объектов. Формула изобретения. Аннотация. Чертежи. 1977 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 404-5. Д. 828. Л. 9-12, 20
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 404-5. Д. 828. Л. 9-12, 20
Гухман А.А., Деркачев В.И. и др. Способ охлаждения твердого, жидкого или газообразного теплоносителя сублимацией. Предмет изобретения. Чертежи. 1967 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 313-5. Д. 828. Л. 5, 7, 22
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 313-5. Д. 828. Л. 5, 7, 22
Северин Г.И., Данилин Р.С., Афанасенко Н.И. и др. Система амортизации кресла пилота космического летательного аппарата. Формула изобретения. Чертеж. 1966 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 240-5. Д. 587. Л. 10, 11
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 240-5. Д. 587. Л. 10, 11
Дорфман Д.Т., Обыдов В.П. и др. Транспортабельная земная станция космической связи. Формула изобретения. Чертежи. 1976 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 307-5. Д. 1571. Л. 8-10
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 307-5. Д. 1571. Л. 8-10
Кузнецов А.Г., Соломенцев А.В. Устройство для спускаемого космического аппарата. Формула изобретения. Аннотация изобретения. Чертежи. 1975 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 334-5. Д. 828. Л. 9-11, 15
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 334-5. Д. 828. Л. 9-11, 15
Литвинов В.П. Несущие космические конструкции. Формула изобретения. Чертежи. 1971 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 400-5. Д. 991. Л. 8-12
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 400-5. Д. 991. Л. 8-12
Мильхикер М.А. Устройство для защиты космического корабля от разгерметизации. Предмет изобретения. Описание устройства. Чертеж. 1965 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп.239-5. Д. 1302. Л. 5, 6, 8
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп.239-5. Д. 1302. Л. 5, 6, 8
- Назад
- В начало страницы
- В начало выставки
- На главную
- Далее