Карта сайта
 
Д.А. Шаронин

Попытки использования сланцев для решения топливной проблемы
в Средне-Волжском крае в 1930-е гг.

      В конце 1920-х гг. в нашей стране наметился отход от прежней новой экономической политики в сторону индустриализации. Директивными решениями власть начала проводить крупные экономические изменения. Начавшаяся индустриализация отразилась и на истории Самарской области (тогда Средне-Волжского края).
   Рубежом, отделяющим НЭП от периода индустриализации, в отечественной историографии общепризнанно считается 1928 г., по-видимому, неслучайно именно в это время на базе Пензенской, Самарской, Ульяновской и Оренбургских губерний было решено создать Средне-Волжскую область, преобразованную затем в Средне-Волжский край. Включая в себя обширную территорию Среднего Поволжья, в промышленном отношении Средне-Волжский край был развит слабо. По оценкам Средне-Волжского филиала института промышленно-экономических исследований, вошедшие в состав Средне-Волжского края губернии объединяло то, что в экономическом отношении они были крайне отсталыми [16, л. 19, 20]. В отчете института по научно-исследовательской работе за 1931 г. отмечается: «Край в целом характеризуется как преимущественно сельскохозяйственный район, промышленность которого занимает ничтожное место в системе союзной промышленности» [16, л. 66].
     Крупной промышленности в крае не сложилось из-за его удаленности от промышленных и торговых центров. В результате этого первые фабрики были в нем преимущественно заведениями помещиков. Со временем, однако, в крае началось совершенствование транспортной инфраструктуры. Первая железная дорога – Моршанск – Пенза – Кузнецк – Сызрань – была открыта в 1874 г.; линия Самара – Златоустовская – в 1892 г.; а в конце 1890-х гг. были построены линии Рузаевка – Сызрань и Ульяновск – Вороново. Строительство этих дорог привело к тому, что около них стали образовываться новые фабрики и предприятия. Постепенно стратегическое значение края менялось.
      В 1920-х – начале 1930-х гг. Средне-Волжский край был признан достаточно перспективным для сооружения на его территории заводов тяжелой и оборонной промышленности [1, л. 4]. В пятилетнем плане индустриализации Средне-Волжского края подчеркивалось, что из аграрного он должен превратиться в развитый индустриальный центр [18, с. 22]. И, действительно, все этому благоприятствовало: железнодорожный транспорт, наличие строительных ископаемых материалов и даже открытие нефтяных месторождений. Однако для развития промышленности было необходимо построить новые электростанции, так как имеющихся электроэнергетических мощностей не хватало. На 1929 г. в крае насчитывалось всего три электростанции, совокупная мощность которых составляла около 32 МВт, что относительно сооружавшихся в то время электростанций (мощностью 100 и более МВт) было мощностью крайне небольшой [7, л. 14]. Для строительства новых теплоэлектростанций требовалось решить топливную проблему. Для работы теплоэлектростанций было необходимо подходящее энергетическое топливо, а Средне-Волжский край им не располагал. Но в то время думали иначе. По данным геологических изысканий было известно, что в крае имеются небольшие месторождения торфа, угля и обширные месторождения горючих сланцев.
     В результате предварительного анализа был сделан вывод о том, что сланцы вполне могут решить топливную проблему края. Этот вывод подкреплялся тем, что еще в плане ГОЭЛРО при анализе экономического развития Приволжского экономического района (куда входили губернии будущего Средне-Волжского края) говорилось о возможности электрификации на базе сланцев [17, с. 490]. Кроме этого, об использовании сланцев в качестве топлива для теплоэлектростанций неоднократно упоминал в своих работах В.И. Ленин [19; т. 37, с. 538, т. 39, с. 306]. Средне-Волжский край обладал наиболее значительными запасами сланцев: примерно 85 % (по данным на 1933 г.) общих запасов страны (Кашпирское, Сызранское, Ундоро-Ульяновское и Общесыртовское месторождения) [3, л. 3б]. Наиболее перспективным признавалось Кашпирское месторождение сланцев, которое располагалось в 12–15 км южнее г. Сызрани [20; с. 612, 613]. Так что же собой представляют сланцы? В одной из научно-исследовательских работ Энергетического института (ЭНИН) им. Г.М. Кржижановского (1933 г.) о сланцах говорилось следующее: «Горючий сланец – глинистая или мергелистая сланцевая порода, разных цветовых оттенков – от светло-коричневого до темно-бурого цвета, способная раскалываться на тонкие слои или пластинки. В сухом виде, и в мелких кусках, нередко загорается от спички и горит коптящим пламенем, распространяя характерный запах битумов. Обычно, различают битумные сланцы, пропитанные готовыми битумами, растворимыми в органических растворителях и пиробитумозные сланцы, способные давать значительное количество битумов под влиянием нагревания при сухой их перегонке. Ископаемые сланцы отличаются от других видов твердого топлива большим содержанием золы и значительным количеством органических веществ. Содержание органического вещества варьирует в широких пределах, достигая 75 % и более процентов, и определяет химико-энергетические свойства сланцев. Зольная часть в сланцах колеблется от 20 до 80 %» [2, л. 2 об.].
       Из истории известно, что поволжские сланцы стали использоваться человеком, начиная с XVII в. «По преданию, еще казаки Степана Разина использовали кашпирский сланец для своих костров» [21, с. 22]. Научное же описание сланцев («горючий камень») впервые дал П.С. Паллас, побывавший на Волге в 1769 г. В XIX в. о возможности использования сланцев неоднократно писали геологи, однако, только в начале XX в. были проведены мероприятия по их освоению. Большие заслуги в этом принадлежали горному инженеру И.М. Губкину [21, с. 23].
       Несмотря на эти успехи, дальнейшее освоение сланцев было непростым. В его использовании намечалось два основных направления: с одной стороны, из него планировалось извлекать ценные для химической промышленности органические вещества, а с другой – использовать его как топливо. Из сланцев вырабатывали лечебный препарат ихтиол, деэмульгаторы для обезвоживания и обессеривания нефти, флотореагенты для рудной промышленности и другие продукты [20, с. 623]. В энергетике использование сланцев имело ряд трудностей, связанных с их зольностью (до 60 %) и сложностью сжигания. Специально для решения этой проблемы 19 декабря 1930 г. было создано Поволжское отделение Теплотехнического института [12, л. 26]. Главная задача отделения состояла в том, чтобы разработать методику и необходимое оборудование для сжигания сланцев в котельных и теплоэлектростанциях края. Однако, как показывает его непродолжительная деятельность, серьезных сдвигов в решении проблемы достигнуто так и не было. В отделении велись работы по переводу ряда объектов на сланцевое топливо: делались экспертизы экономической целесообразности и практической возможности этих мероприятий. Во многих случаях в экспертизах содержались заключения о технической сложности и экономической нецелесообразности такого переоборудования. Отрицательные заключения о переводе на сланцевое топливо были даны, в частности, на Ульяновский крахмально-терочный и Самарский спиртоводочный заводы, а также на ряд зданий общественных городских учреждений [10, л. 7, 46]. В тех же случаях, когда перевод на сланцевое топливо признавался возможным, сами предприятия проявляли в этом свое равнодушие (организации и предприятия г. Ульяновска, Сызрани; мельница Союзхлеба № 6 и др.). В постановлении Коллегии краевой рабоче-крестьянской инспекции (1930–1931 гг.) по вопросам внедрения местных видов топлива отмечалось, что контроль за исполнением постановлений центральных и местных руководящих органов по переводу предприятий на сланцевое топливо велся слабо [10, л. 99]. Местные партийные органы это, естественным образом, не устраивало. В протоколе № 5 совещания при Горсовете по вопросу о готовности ведомств, предприятий и организаций к переходу на сланцевое отопление от 13 августа 1931 г. было решено производить переход на сланцевое топливо почти в принудительном порядке [10, л. 94]. Однако в Москву местные власти рапортовали об «определенных успехах» в деле освобождения края от зависимости в дальнепривозных видах топлива [10, л. 183]. Конечно, определенные сдвиги в решении проблемы происходили, но их масштаб, как видно из документов, был невелик. Небольшим результатом отделения было изобретение специальной топки В. Ломшакова, которую удалось приспособить на ряд краевых предприятий (мельница № 5 Союзмуки и др.) [11, л. 180]. В конечном итоге приказом Главэнерго от 15 января 1933 г. Поволжское отделение Теплотехнического института было закрыто, так и не решив в полной мере поставленных перед собой задач [12, л. 3, 4]. Согласно рабочей гипотезе электрификации Средне-Волжского края выдвинутого Средне-Волжским филиалом Института промышленно-экономических исследований использование сланцев в качестве топлива для теплоэлектростанций будет рентабельным только тогда, когда конечная их мощность будет составлять 100 МВт [16, л. 12]. Как показала дальнейшая история, сооружение таких теплоэлектростанций натолкнулось на ряд технических сложностей. В продолжавшихся исследованиях Всесоюзного теплотехнического института (головное отделение) на определенном этапе работы даже пришли к выводу, что использование сланцев в качестве топлива для крупных теплоэлектростанций нецелесообразно [4]. В дальнейшем, в конце 1930-х гг., в результате партийного нажима в Теплотехническом институте всё же нашли способ эффективного сжигания сланцев на Сызранской ТЭЦ, но расценивать это как победу в разрешении топливной проблемы Средне-Волжского края (тогда уже Куйбышевской области) было нельзя. Всего на сланцах работало только две теплоэлектростанции: находящаяся недалеко от кашпиррудника Кашпирская ЦЭС и Сызранская ТЭЦ. Остальные теплоэлектростанции работали на привозном донецком топливе.
       Таким образом, оценивая попытки решения топливной проблемы Средне-Волжского края в 1930-е гг. необходимо признать, что технический уровень развития энергетики отставал от правительственных и партийных решений.

     В результате этого широкого распространения в качестве топлива для котельных и крупных теплоэлектростанций горючие сланцы так и не получили. В 1970-х гг. в связи с открытием крупных нефтяных и газовых месторождений энергетическое освоение сланцев прекратилось.
        Сегодня в качестве основного топлива на теплоэлектростанциях используется природный газ; энергетическое использование сланцев себя не оправдало. Но в целом использование сланцев не исчерпало себя и сегодня. Свидетельствует об этом тот факт, что в Энергетическом институте им. Г.М. Кржижановского вновь начались исследования по вопросам их химической переработки. В июне 2013 г. в филиал РГАНТД от Энергетического института поступил запрос на принадлежащие ему научно-исследовательские работы за период с 1933 по 1980-е гг. По мнению специалистов института, химическое направление использования сланцев имеет определенные перспективы.

 
Список литературы
1. Филиал федерального казенного учреждения «Российский государственный архив научно-технической документации» (филиал РГАНТД). Ф. Р-249. Энергетический институт им. Г.М. Кржижановского Министерства энергетики  и электрификации СССР, г. Москва. Оп. 1-1. Д. 24.
2. Там же. Ф. Р-277. Всесоюзный дважды ордена Трудового Красного знамени теплотехнический научно-исследовательский институт (ВТИ) им. Ф.Э. Дзержинского и его Специальное конструкторское бюро. Оп. 1-1. Д. 1.
3. Там же. Д. 24.
4. Там же. Д. 413.
5. Там же. Д. 301.
6. Там же. Д. 592.

7. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 7851. Коллекция проектов и смет капитального строительства объектов энергетического хозяйства и торфяной промышленности, составленная в архиве Министерства электростанций СССР. Оп. 1. Д. 17.   
8. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф. Р-938. Поволжское отделение Всесоюзного теплотехнического института имени Дзержинского, г. Самара. Оп. 1.
9. Там же. Д. 9.
10. Там же. Д. 14.
11. Там же. Д. 36.
12. Там же. Д. 74.
13. Там же. Д. 301.
14. Там же. Д. 413.
15. Там же. Д. 592.

16. ЦГАСО. Ф. Р-929. Институт промышленно-экономических исследований Средневолжского края, г. Самара. Оп. 1. Д. 9.
17. План ГОЭЛРО. Доклад VIII съезду Советов Государственной комиссии по электрификации России. 2-е изд. М.: Государственное техническое издательство, 1955.
18. Ге С., Игаев М. Пятилетний план индустриализации Средневолжского края. М. – Самара: Государственное издательство «Средневолжское краевое отделение», 1931.
19. Ленин В.И. Полн. собр. соч. В 55 т. Изд. 5. Т. 37. М.: Издательство политической литературы, 1969. С. 538; Указ. соч. Т. 39. М.: Издательство политической литературы, 1970. С. 306.
20. Топливно-энергетические ресурсы СССР / под ред. В.С. Немчинова. М.: Издательство «Наука», 1968.
21. Рассохина О.В. Топливная промышленность Поволжья в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (на материалах Куйбышевской и Саратовской областей): диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Самара, 2002.