Карта сайта
  Академик АН СССР (1958), специалист в области ракетно-космической техники, основоположник жидкостного ракетного двигателестроения. Дважды Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Государственной премий. 
  Родился в Одессе (Украина).
 В 1919 г. зачислен в реальное училище им. св. Павла, которое к концу обучения (1924) было переименовано в IV Профтехшколу «Металл» им. Л.Д. Троцкого. Одновременно с учёбой в училище руководил Кружком общества любителей мироведения при Одесском отделении Русского общества любителей мироведения (РОЛМ). В эти же годы (1920-1922) занимался в консерватории по классу скрипки, и был переведен в Одесскую музыкальную академию. С 1921 г. увлекался вопросами космонавтики, с 1923 г. переписывался с К.Э. Циолковским. В 1924 г. начал публиковать научно-популярные и научные труды по космонавтике.
  После окончания Ленинградского государственного университета (ЛГУ) (1929) возглавил созданное по его предложению отделение по разработке электротермических и жидкостных ракетных двигателей в газодинамической лаборатории (ГДЛ).
  Впоследствии на основе этого отделения было создано опытно-конструкторское бюро, бессменным руководителем которого и являлся.
  Основные работы посвящены теоретическим и экспериментальным исследованиям по вопросам создания и развития жидкостных ракетных двигателей. В 30-е гг. создал многочисленные опытные образцы жидкостных ракетных двигателей (от ОРМ-1 до ОРМ-102) и ракет с ЖРД. Предложил и исследовал различные компоненты ракет, топлива, в т. ч. самовоспламеняющегося. Разработал агрегаты для подачи топлива в ЖРД (поршневой, турбонасосный), профилированное сопло и керамическую теплоизоляцию камеры сгорания, карданную подвеску ЖРД для управления полётом ракеты. Разработанные под его руководством ракетные двигатели были установлены на всех советских ракетах-носителях, запускавшихся в 1949-1976 гг.
  Арестован 23 марта 1938 г. по обвинению в принадлежности к контрреволюционной троцкистской вредительской организации в НИИ № 3. Под следствием находился на Лубянке и в Бутырской тюрьме.
17 марта 1939 г. в отношении В.П. Глушко было составлено обвинительное заключение. Он обвинялся в преступлениях, предусмотренных ст. 58-7 и ст. 58-11 УК РСФСР.
  Особым совещанием при НКВД СССР 15 августа 1939 г. осужден к заключению в ИТЛ сроком на 8 лет, впоследствии был оставлен для работы в СТБ. До 1940 г. работал в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД при Тушинском авиамоторном заводе. За это время был разработан проект вспомогательной установки ЖРД на самолётах С-100 и Сталь-7. В 1940 г. переведён в Казань на завод № 27 (позднее завод № 16), где работал в качестве главного конструктора КБ 4-го Спецотдела НКВД по разработке вспомогательных самолётных ЖРД РД-1, РД-1Х3, РД-2 и РД-3.
Освобождён 27 июля 1944 г. постановлением Президиума Верховного Совета СССР досрочно. В декабре 1944 г. был назначен главным конструктором ОКБ самолётов и двигателей (ОКБ СД). В 1944-1945 гг. под его руководством были проведены наземные и лётные испытания ЖРД РД-1 на самолётах Пе-2Р, Ла-7, Як-3 и Су-6, разработан трёхкамерный азотнокислотно-керосиновый ЖРД РД-3, проведены официальные стендовые испытания ЖРД РД-1Х3 с химическим повторным зажиганием.
  Определением Военной Коллегии Верховного суда СССР от 29 сентября 1956 г. постановление Особого Совещания при НКВД СССР от 15 августа 1939 г. в отношении Глушко В.П. было отменено и дело прекращено за отсутствием состава преступления.
  Умер в 1989 г. в Москве.

  

ГЛУШКО
Валентин Петрович
(1908-1989)

Глушко В.П. Звукоуловитель. Заявочные материалы на изобретение. Описание изобретения. Схема. 1930 г.
© РГА в г. Самаре. Ф.Р-1. Оп. 2-5. Д. 3405. Л. 5-7

 

Глушко В.П. Регистрирующий поршневой манометр. Заявочные материалы на изобретение. Описание изобретения. Схема. 1931 г.
© РГА в г. Самаре. Ф.Р-1. Оп. 47-5. Д. 943. Л. 6-8
Глушко В.П. Топливный бак к реактивному двигателю для летательных аппаратов . Заявочные материалы на изобретение. Описание изобретения. Схема.  1931 г.
© РГА в г. Самаре. Ф.Р-1. Оп. 47-5. Д. 1066. Л. 6-8