Карта сайта
  Советский авиаконструктор, академик АН СССР (1953), генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы, депутат Верховного Совета СССР. Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972), Лауреат Ленинской премии (1957).
  Под руководством Туполева спроектировано свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов. Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В.М. Петляков, П.О. Сухой, В.М. Мясищев, А.И. Путилов, В.А. Чижевский, А.А. Архангельский, М.Л. Миль, А.П. Голубков, И.Ф. Незваль, A.A. Туполев.
  Родился в с. Пустомазово Тверской губернии, в семье провинциального нотариуса. Ещё во время обучения в гимназии он проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 г. поступил в Императорское техническое училище (позднее МВТУ им. Н.Э. Баумана). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 г. член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910). В 1911 г. году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в волнениях и распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции.
  Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в училище, которое он с отличием окончил в 1918 г. В 1916 − 1918 гг. Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н.Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ. В ЦАГИ окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918 − 1936 гг. он являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению.
  В 1936 г. Туполев назначается первым заместителем начальника и главным инженером Главного управления авиационной промышленности Наркомтяжпрома, одновременно он возглавляет выделенное из системы ЦАГИ КБ с заводом опытных конструкций (авиационный завод № 156).
21 октября 1937 г. А.Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве и шпионаже. Вместе с ним была арестована вся верхушка ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. Многие из них были расстреляны. В заключении сначала работал в Московских Лубянской и Бутырской тюрьмах, где работал над созданием фронтового пикирующего бомбардировщика. Затем работал в закрытом КБ НКВД − ЦКБ-29 («Туполевская шарага»), в Болшеве, в бывшей трудовой коммуне ОГПУ, а после в здании КОСОС, построенном по идее Туполева. Здесь им был создан фронтовой бомбардировщик «103» (Ту-2). Этапными самолётами Туполева, в которых воплотились новейшие достижения науки и техники и авиационного конструирования в предвоенный период, стали: бомбардировщики АНТ-4, АНТ-6, АНТ-40, АНТ-42, Ту-2; пассажирские самолёты АНТ-9, АНТ-14, АНТ-20 «Максим Горький» и рекордный АНТ-25. В Великой Отечественной войне участвовали ТВ-1, ТВ-3, СБ, Р-6, ТВ-7, МТБ-2, Ту-2 и торпедные катера Г-4, Г-5.
  В послевоенный период под руководством Туполева (с 1956 г. он генеральный конструктор) создан ряд военных и гражданских самолётов. Среди них стратегический бомбардировщик Ту-4, первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, бомбардировщик Ту-16, сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22, первый отечественный пассажирский реактивный самолёт Ту-104, первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114, ближние и средние магистральные самолёты Ту-124, Ту-134 и Ту-154, а также сверхзвуковой пассажирский самолёт (совместно с А.А. Туполевым).
  Реабилитирован в 1955 г.
  Умер в Москве 22 декабря 1972 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

 
ТУПОЛЕВ
Андрей Николаевич
(1888-1972)
Туполев А.Н. Сверхзвуковой самолет. Заявочные материалы на изобретение. Авторское свидетельство № 301040. 1969 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 363-5. Д. 837. Л. 8, 9, 11, 23, 27