Карта сайта
  Архитектура советского периода, с одной стороны, была представлена собственными архитектурными стилями (сталинский ампир, типовое проектирование), с другой – продолжала развиваться в русле дореволюционных архитектурных стилей и отразившихся в них мотивов традиционного народного творчества. Раздел выставки посвящён традиционным образам и современным тенденциям в советской архитектуре.
  В нем представлены документы советского периода, в которых фиксируются и анализируются элементы внешней отделки и декора старых дореволюционных дворцов и зданий; отражается применение традиционных народных мотивов в возведении новых зданий; представляются новые художественные решения в оформлении и отделке строящихся зданий и общественных сооружений.
  Внешняя отделка дореволюционных зданий и её анализ представлен в документах на примере Инженерного замка (бывшего Михайловского замка Павла I), Музея художественного училища (Ленинград), Казанского вокзала (Москва) других архитектурных сооружений, в которых нашли отражение элементы античного и русского архитектурных стилей.
  Развитие традиционного народного творчества в архитектуре союзных республик прослеживается в документах на примере строительства и отделки Государственного узбекского театра оперы и балета (ныне Государственный академический Большой театр оперы и балета имени Алишера Навои), богато украшенного резьбой по ганчу (природной смеси гипса и глины) и двухслойной резьбой ислими, в которых нашли отражение характерные среднеазиатские мотивы.
  Тенденции советской архитектуры в отделке зданий на основе осмысления традиций прошлого и применения новых технологий иллюстрируются в разделе документами, в которых представлены такие элементы убранства, как плиты с лепниной, композиции стеклянных витражей, а также новые рецептуры издревле применявшейся в архитектуре фресковой живописи.    
 Экспонируемые документы представлены в разделе выдержками из отчётов и фотоальбомов, а также другими видами документов из фонда Научно-исследовательского института строительной техники (НИИСТ. Ф. Р-157) Академии строительства и архитектуры СССР и Государственного научно-исследовательского института стекла (ГИС. Ф. Р-223) Министерства промышленности строительных материалов СССР (г. Москва), которые охватывают период с 1930-х по 1950-е гг.
Выдержки из отчета «Применение методов фресковых покрытий в технике архитектурной отделки». НИИСТ. 1937 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-157. Оп. 1-1. Д. 964. Л. 9, 9 об., 11 об., 12
Театр в Сталинском районе г. Ташкента. Фотоальбом.  НИИСТ. 1943 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-157. Оп. 1-1. Д. 30. Л. 4, 5 об., 15 об., 19
Виды облицовочного камня и их месторождения. Из отчета «Архитектура и конструкции каменных облицовок фасадов». НИИСТ. 1949 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-157. Оп. 1-1. Д. 273. Л. 50, 51
Из фотоальбома к отчету «Архитектура и конструкции каменных облицовок фасадов». НИИСТ. 1949 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-157. Оп. 1-1. Д. 273. Л. 15, 28
Из фотоальбома к отчету «Архитектура и конструкции каменных облицовок фасадов». НИИСТ. 1949 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-157. Оп. 1-1. Д. 273. Л. 15, 28, 34, 47, 80
Технические условия и фото мозаики из керамических плиток (ковровая) из отчета «Проект государственного общесоюзного стандарта». НИИСТ. 1950 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-157. Оп. 1-1. Д. 358. Л. 3, 32, 34, 37
Стеклянные витражи из отчета «Разработка технологии массового производства декоративно-художественных и строительных стёкол». ВНИИС. 1950 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-223. Оп. 1-1. Д. 877. Л. 13-17
Из фотоальбома к отчету «Вариантные узорные детали облицовки фасадов». НИИСТ. 1952 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-157. Оп. 1-1. Д. 453. Л. 1а., 1б., 3, 8, 18, 29