Карта сайта
   Что такое орнамент? И что он собой представляет? В общем и целом орнамент является разновидностью декоративного оформления предметов или объектов посредством чередования и сочетания различных узоров. В его  основе лежит ритм, то есть повторяющаяся часть. В словаре В.И. Даля орнамент определяется как «украшение, прикраса, особенно в зодчестве». Орнамент широко используется в архитектуре, вышивке, монументальной скульптуре, кузнечном и ювелирном деле. Кроме того, он является важным элементом в оформлении книг как до, так и после изобретения книгопечатания. Именно последняя сфера его применения и затрагивается в настоящем разделе.
 По преобладающим элементам орнаменты зачастую подразделяют на геометрические, растительные, зооморфные и антропоморфные типы. Учитывая стилевое своеобразие того или иного орнамента, используемого в заставках и инициалах старых рукописных и печатных книг, историки нередко принимали решение о датировке тех или иных памятников письменности, когда не хватало других данных.
  Самым древним в русских рукописях был так называемый старовизантийский (или древнерусский) орнамент, отличительной чертой которого являлась геометричность. В нём использовались круги, прямоуго­ль­­ни­ки и т.д., которые заполнялись сложными растительными мотивами. Изображения растений было в нём стилизованным, а животных и птиц, напротив – реалистичным. С течением времени этот стиль ввиду трансформации входящих в него элементов стал родоначальником других орнаментальных стилей.
   В Советском Союзе вопросами украшения книг, равно как и другими сторонами книгоиздательского дела, занимались Всесоюзный научно-исследовательский институт комплексных проблем полиграфии (ВНИИполиграфии) Госкомитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли (Ф. Р-397) и Всесоюзный научно-исследовательский институт полиграфического машиностроения (ВНИИполиграфмаш) Министерства машиностроения для лёгкой и пищевой промышленности и бытовых приборов СССР (Ф. Р-398), г. Москвы.
    Как следует из экспонируемых в разделе выдержек из отчётов указанных НИИ за 1950–1960-е гг., перед ними стояли вопросы выбора различных типов орнаментального украшения книжной продукции СССР, выработки подходящих типов национальных книжных орнаментов, а также решения технически связанных с этим задач. Важно отметить, что наряду с развитием традиционной орнаменталистики в современные орнаменты органично инкорпорировалась и советская символика в виде серпа и молота, пятиконечной звезды и колосьев пшеницы. Такое сочетание должно было подчеркнуть гармоничное взаимодействие национальных культурных традиций отдельных республик с объединяющей всю страну советской интернациональной культурой.
Русский книжный рисованный шрифт советских художников. ВНИИполиграфии. 1949 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-397. Оп. 1-1. Д. 452. Л. 13, 15, 15 а, 15 б, 18, 18 а, 24 г, 24 д.
Образцы советских наборных орнаментов (объяснительная записка). Выдержка из описания.
ВНИИПолиграфии. 1950 г.
РГА в г. Самаре. Р-397. Оп. 1-1. Д. 498. Л. 16, 20, 45
Из отчета по теме: «Особенности оформления дореволюционных русских и зарубежных собраний сочинений». ВНИИполиграфии. 1956 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-397. Оп. 1-1. Д. 796. Л. 81, 85, 87, 93, 102
Из отчёта «Проверка рисунков серийно выпускаемых матриц орнаментов “Из русских мотивов”». НИИПОЛИГРАФМАШ. 1958 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-398. Оп. 1-1. Д. 573. Л. 2-5
Из отчета по теме «Корректировка рисунков словолитных орнаментов серии «Таджикская ССР».
Образцы обложек печатных изданий. НИИПОЛИГРАФМАШ. 1959 г.
РГА в г. Самаре. Ф. Р-398. Оп. 1-1. Д. 581. Л. 49, 50
Из отчета по теме по теме «Корректировка рисунков словолитных орнаментов серии «Таджикская ССР». Проверка качества рисунков и изготовления экспериментальных шрифтолитейных отливок орнамента. НИИПОЛИГРАФМАШ . 1959 г.
РГА в г. Самаре. Ф. Р-398. Оп. 1-1. Д. 581. Л. 13, 23, 30, 31, 3 5, 41
Из отчета по теме «Организация разработки рисунков наборных орнаментов для союзных республик». Выдержки из отчета. НИИПОЛИГРАФМАШ. 1961 г.
РГА в г. Самаре. Ф. Р-398. Оп. 3-1. Д. 157. Л. 1а, 18
Буквицы для ручного набора. Из приложения к итогам выполнения перспективных планов развития шрифтов и орнаментов на 1956-1965гг. НИИПОЛИГРАФМАШ. 1966 г.
РГА в г. Самаре. Ф. Р-398. Оп. 3-1. Д. 263. Л. 68
Анализ существующего ассортимента шрифтов. Примеры дореволюционных шрифтов. ВНИИполиграфии. 1963 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-397. Оп. 1-1. Д. 1143. Л. 154, 156, 157