Суда на подводных крыльях
Суда на подводных крыльях (СПК) представляют собой разновидность скоростного судна, для которой характерен динамический принцип поддержания. Под корпусом корабля находятся особые крылья, которые поднимают корабль над поверхностью воды на большой скорости, при этом сопротивление воды слабеет, что позволяет развивать невиданные скорости. С появлением СПК во многом была решена проблема значительного увеличения скорости судов самого разного назначения. Одним из первых СПК для перевозки пассажиров в СССР стал теплоход «Ракета», который был спущен на воду в 1957 г. Он был разработан и создан инженерами Центрального конструкторского бюро, являвшегося частью завода «Красное Сормово». В 1958 г. появился катер «Волга», удостоенный Золотой медали на международной Брюссельской выставке, в 1960 г. был построен теплоход «Метеор», а в 1961 г. – его морской собрат «Комета». Их преемниками стали газотурбоход «Буревестник» и теплоходы «Чайка», «Вихрь», самое крупное в мире пассажирское СПК «Спутник». СССР имел наибольший в мире флот крылатых судов. Советские СПК были важнейшей статьей экспорта, их приобретали многие страны, среди них Франция, Англия, Италия, ФРГ, США. Серийное производство пассажирских СПК типа «Беларусь», «Метеор», «Ракета», «Буревестник», «Комета» было начато в конце 1950 г. В 1970-1980 гг. они были дополнены такими СПК, как «Циклон», «Полесье», «Колхида», «Восход». В 1961 г. были созданы экспериментальные образцы «Стрела-1», ставшая первым в СССР морским пассажирским судном с подводными крыльями «Стрела-2», построенная в 1962 г., «Стрела-3», датируемая 1963 г., и пассажирское СПК «Тайфун», снабженное подводными крыльями с возможностью автоматической регулировки (1969 г.). Катер на подводных крыльях типа «Волга» предназначался для использования на спасательных станциях и в службах судового надзора. В настоящее СПК в России не производятся, но выпущенные ранее до сих пор используются на некоторых речных маршрутах.
Письмо и.о. директора конторы № 9 В/о "Судоимпорт" Н. Толмаева по вопросу строительства теплохода типа "Ракета" для поставок в Восточный Пакистан. 1969 г.
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-563. Оп. 4-6. Д. 182. Л. 103
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-563. Оп. 4-6. Д. 182. Л. 103
Письмо главного конструктора ЦКБ по СПК Р.Е. Алексеева министру речного флота С.А. Кучкину о разработке технического проекта речного пассажирского судна "Скороход". 1968 г.
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-563. Оп. 4-6. Д. 156. Л.181
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-563. Оп. 4-6. Д. 156. Л.181
Алексеев Ростислав Евгеньевич
(1916-1980)
Советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолетов. Лауреат Сталинской (1951) и Ленинской (1962) премий. После защиты диплома об окончании Горьковского индустриального института был направлен на завод «Красное Сормово» г. Горький (ныне Нижний Новгород), где работал в должности контрольного мастера выпуска танков. В 1942 г. начинает работу по созданию боевых катеров на подводных крыльях. В 1955 г. Р.Е. Алексеев и его помощники начали работать над невиданным до тех пор пассажирским судном на подводных крыльях (СПК), получившем символическое имя «Ракета». В 1957 г. судно было представлено на суд мировой общественности во время проведения Международного фестиваля молодежи и студентов. С этого момента в мире началось скоростное судостроение. Катера «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход» — ежегодно новый проект и каждый — лучший. 14 января 1980 г., находясь на испытаниях модели нового пассажирского экранолёта, который должен был быть завершён к Московской Олимпиаде-80, Р.Е. Алексеев получил травмы. Во время операции скончался. Его именем названо ЦКБ по СПК в Нижнем Новгороде.
Зайцев Николай Алексеевич
(1922-1967)
(1922-1967)
Конструктор судов на подводных крыльях, лауреат Сталинской и Ленинской премий. С 1945 г. вместе с Р.Е. Алексеевым работал в качестве инженера-механика в научно-исследовательской гидродинамической лаборатории (НИГЛ) на заводе "Красное Сормово". Н.А. Зайцев прошел все ступени творческого роста: работал в должностях конструктора, заместителя начальника НИГЛ. В 1958 г. заместителем главного конструктора ЦКБ по СПК завода "Красное Сормово". Многолетние исследования в области гидродинамики подводного крыла, знание особенностей конструкции корпуса и силовых установок скоростных судов позволили работникам НИГЛ, создать первый образец торпедного катера на подводных крыльях. Достижения гидролаборатории были отмечены по достоинству - в 1951 г. Н.А. Зайцеву, Р.Е. Алексееву и другим сотрудникам лаборатории была присуждена Сталинская премия, в 1962 г. за создание серийных пассажирских судов - Ленинская премия. Н.А. Зайцев награжден Большой серебряной медалью ВДНХ СССР (1960), орденом Трудового Красного Знамени (1966). За период с 1956 по 1967 гг. коллективом ЦКБ была создана замечательная серия скоростных пассажирских судов - "Ракета", "Метеор", "Комета", "Спутник", "Вихрь", "Беларусь", "Чайка". Первые три типа серийных СПК составили основу скоростного флота России. Вскоре эти суда суда стали популярными не только в Советском Союзе, но и за рубежом. В этом, несомненно, была заслуга и Н.А. Зайцева - одного из руководителей коллектива ЦКБ.
Письмо директора конторы В/о "Судоимпорт" по экспорту судов на подводных крыльях и технического флота В. Фролова начальнику ЦКБ по СПК В.В. Иконникову о рекламном рейсе "Кометы-М". 1971 г.
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-563. Оп. 4-6. Д. 220. Л. 154, 155
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-563. Оп. 4-6. Д. 220. Л. 154, 155
Письмо начальника ЦКБ В.В. Иконникова начальнику второго главного управления МСП СССР Б.Н. Зубову о поощрении специалистов ЦКБ за разработку судов типа "Комета". 1971 г.
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-563. Оп. 4-6. Д. 220. Л. 207, 208
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-563. Оп. 4-6. Д. 220. Л. 207, 208
Письмо "Международного бюро по судам на воздушной подушке и на подводных крыльях". гл. конструктору Р.Е. Алексееву с предложением принять участие в Международной морской торговой выставке в Гамбурге. 1970 г.
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-563. Оп. 4-6. Д. 202. Л. 2
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-563. Оп. 4-6. Д. 202. Л. 2
Схема судна на подводных крыльях типа "Ракета". 1972 г.
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-563. Оп. 4-6. Д. 296. Л. 13
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-563. Оп. 4-6. Д. 296. Л. 13
Письмо главного конструктора ЦКБ В.В. Овчинникова начальнику второго главного управления Министерства судостроительной промышленности Б.Н. Зубову о возбуждении ходатайства об увековечении памяти Н.А. Зайцева. Приказ министерства речного флота № 159-пр от 22 декабря 1972 г. "О присвоении имени инженера Н.А. Зайцева пассажирскому теплоходу "Метеор-68" Волжского объединенного речного пароходства". 1972 г.
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-563. Оп. 4-6. Д. 157. Л. 19, 24
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-563. Оп. 4-6. Д. 157. Л. 19, 24
Письмо и.о. главного инженера в/о "Судоимпорт" Б.Е. Спящева директору Всесоюзного исследовательского института технической эстетики об участии в зарубежной выставке "Советский дизайнер" 1976 г.
© Филиал РГАНТД. Ф.Р- 563. Оп. 4-6. Д. 360. Л. 51
© Филиал РГАНТД. Ф.Р- 563. Оп. 4-6. Д. 360. Л. 51
Решение Президиума научно-технического Совета Министерства судостроительной промышленности СССР по судам на подводных крыльях. 1977 г.
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-563. Оп. 4-6. Д. 389. Л. 22
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-563. Оп. 4-6. Д. 389. Л. 22
Письмо начальника ЦКБ гл. конструктора В.В. Иконникова директору завода "Красное Сормово" Н.Е. Леонову об увековечении памяти Р.Е. Алексеева. 1980 г.
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-563. Оп. 4-6. Д. 511. Л. 9
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-563. Оп. 4-6. Д. 511. Л. 9
Научно-техническая конференция по проектированию скоростных судов, посвященная памяти главного конструктора, лауреата Ленинской и Государственной премий , доктора технических наук Р.Е. Алексеева. 1980 г. Фото.
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-563. Оп. 4-6. Д. 519. Л. 85
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-563. Оп. 4-6. Д. 519. Л. 85
Судно "Зарница"
Скеговое судно на воздушной подушке с неполным отрывом корпуса от воды и жесткими бортовыми погруженными в воду ограждениями (скегами). Разработаны в ЦКБ "Вымпел". В качестве движителей на скеговых пассажирских судах применяются водометы, скорость достигает 90 км/ч. Пассажирские суда типа "Зарница" водоизмещением 14 т, пассажировместимостью 48 человек и скоростью движения 36 км/ч производились в СССР начиная с 1960 г. Было выпущено около 100 судов. Кроме "Зарницы" были созданы речное судно "Орион", "Горьковчанин", морское скеговое судно "Чайка" и другие.
Иконников Валерий Васильевич
(1923-2010)
В 1951-1968 гг. работал в ЦКБ "Волгобалтсудопроект" (ныне ОАО ЦКБ "Вымпел"). Прошел путь от конструктора до руководителя - главного конструктора ЦКБ. При его участии и под его руководством спроектирован и построен целый ряд судов специального назначения и уникальной конструкции, таких как "Волго-Дон", морские железнодоржные паромы типа "Советский Азербайджан", танкеры смешанного "река-море" плавания, крановые суда типа "Кер-Оглы" для разработки нефтяных месторождений. С именем В.В. Иконникова связано проектирование и строительство судов на подводных крыльях типа: "Восход", "Ласточка", "Олимпия", "Колхида", "Алтера", "Циклон"; экранопланов типа: "Стриж", "Орленок", "Лунь", "Волга-2"; судов с каверной типа "Линда", "Серна" ,"Меркурий" и др. В 1984 г. присуждена Ленинская премия за создание экранопланов. В.В. Иконников автор семи изобретений. Награжден орденом Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, медалями, в том числе тремя серебрянными медалями ВДНХ СССР.
- Назад
- В начало страницы
- В начало выставки
- На главную
- Далее