Карта сайта
Чугунов Сергей Андреевич – 2 место
Самарский национальный исследовательский университет
им. ак. С.П. Королёва (Самарский университет)

 

Введение

Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана…
© И. Бунин
Обоснование выбора темы. В один из погожих осенних дней мой дедушка позвал меня за грибами. На вопрос о том, в какое место мы идём, дедушка ответил, что собирать грибы будем на аэродроме. Насколько я знал, самолёты в окрестностях нашего села не садились и не взлетали. Кроме того, по моим представлениям об аэродроме, это должна быть довольно большая бетонная полоса, диспетчерская будка и другие специальные сооружения. Однако ничего подобного не только в селе, но и во всём районе не было. Дедушка пояснил, что в годы Великой Отечественной войны поблизости от нашего села действовал военный аэродром. Естественно, мне захотелось узнать его историю.
Дедушка рассказал мне всё, что помнил. Однако в годы войны он был совсем ребёнком, поэтому многое уже забыл, стёрлись из памяти даты, некоторые подробности. Мне очень захотелось восстановить эту историю как можно полнее и достовернее.
На мой взгляд, актуальность этой темы очевидна. Забыть великий подвиг, совершённый нашими дедами в годы той войны нельзя. Мы должны бережно хранить память о каждом воине, павшем за Родину, отдавать все возможные почести выжившим ветеранам. Необходимо собирать и беречь сведения о событиях Великой Отечественной войны, чтобы наши потомки тоже гордились своими героическими предками, были готовы защитить нашу Великую Россию.
Участившиеся попытки исказить историю Второй Мировой войны, затушевать роль СССР в разгроме фашизма, присвоить себе славу Победителей делают крайне важной задачу сохранения подлинных исторических фактов о том, как наш народ боролся с немецко-фашистской агрессией. Между тем, делать это становится всё труднее, поскольку от поколения, принявшего на себя всю тяжесть Великой Отечественной войны, в живых почти никого не осталось. Всё меньше остаётся и людей, видевших весь ужас той войны в детском возрасте.
Слова И. Бунина, взятые мной в качестве эпиграфа, очень точно подтверждают вывод, который я сделал, изучая судьбу погрузнинского аэродрома. Действительно, предметы, здания, памятники хранят историю, но если эта история не закреплена в словах, зафиксированных на бумаге или каком-то ином носителе, она умирает вместе с людьми, которые эту историю помнили.
К примеру, с момента создания аэродрома, а тем более со времени прекращения его работы прошло не так много лет, но уже сейчас восстановить события тех лет было достаточно сложно. Более того, многие жители района уже даже не подозревают, что он когда-то был в нашем селе.
Кроме того, актуальность данной работы обусловлена тем, что исследований, посвящённых погрузнинскому аэродрому, не проводилось. Есть несколько статей в районной газете, которые посвящены руководителям курсов командиров звеньев, вскользь аэродром упоминается в работах местных краеведов: Н.А.Арнольдова
[1], Н.Ф. Кирьянова[2], Н.И. Чугунова[3]. В Кошкинском историко-краеведческом музее есть некоторые документы по организации и функционированию погрузнинского аэродрома, в том числе личная переписка Кирьянова Н.Ф. (основателя музея и его директора с момента открытия до 1995 г.) с Ефимовым А.Т., проживавшим в период действия курсов командиров звеньев вблизи штабного помещения.
Вся имеющаяся информация об аэродроме носит разрозненный характер и недоступна для широкого круга пользователей. Персоналии, рассмотренные в рамках данной работы, проявили себя во многих боевых операциях, и их военная карьера хорошо прослеживается, однако время их службы в Кошкинском районе остаётся в тени. Деятельность же самого аэродрома вообще не изучалась. В настоящее время ещё живы немногие очевидцы и участники событий тех лет, однако их становится всё меньше, и ценнейшая информация навсегда пропадает.
 Между тем, очень важно помнить историю своей большой и малой Родины и людей, эту историю создающих.
В рамках данной работы мне хочется внести посильную лепту в сохранение сведений о событиях, связанных с погрузнинским аэродромом в моём родном селе и о людях, в этих событиях участвовавших.
Гипотеза исследования аэродром в окрестности ст. Погрузная сыграл важную роль в разгроме немецко-фашистских войск.
Объект исследования погрузнинский аэродром.
Предмет исследования – создание и дальнейшая жизньпогрузнинского аэродрома, люди, причастные к его созданию и дальнейшей судьбе.
Цель работы рассмотреть историю создания и реконструкции погрузнинского аэродрома, а также судьбы людей, принимавших участие в указанных событиях и выяснить уровень знаний современных школьников ГБОУ СОШ с. Кошки об этих событиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)       рассмотреть предпосылки создания аэродрома;
2)       дать описание аэродрома на окраине ст. Погрузная Кошкинского района;
3)       исследовать архивные документы, документы из личных архивов односельчан за период с 1940 по 2015 год, статьи в газетах и сети интернет с целью восстановления событий, связанных с созданием и дальнейшей судьбой рассматриваемого аэродрома;
4)       проследить судьбы людей, связанных с созданием погрузнинского аэродрома;
5)       восстановить историю создания погрузнинского аэродрома;
6)       провести анкетирование учащихся ГБОУ СОШ с. Кошки;
7)       обработать полученные анкеты и сформулировать выводы.
Для поиска ответов на свои вопросы мной использованы различные источники информации:
ü  документы и экспонаты, хранящиеся в Кошкинском районном краеведческом музее;
ü  материалы музея Черноморского Флота г. Севастополь;
ü  документы из районного архива и личных архивов односельчан;
ü  рассказы очевидцев создания аэродрома;
ü  воспоминания однополчан лётчиков, принимавших участие в работе погрузнинского аэродрома;
ü  энциклопедии, словари;
ü  ресурсы Интернет (сайты "Подвиг народа", "Мемориал", "Красные Соколы. Советские лётчики 1936-1953" и другие).
Методы исследования:
üметод наблюдения;
üметод описания;
üметод сопоставительного анализа;
üанкетирование.
Теоретическая ценность данной работы заключается в том, что она представляет собой самостоятельное исследование, в ней обобщены и скомпонованы различные источники информации по рассматриваемой теме, в том числе не публиковавшиеся ранее. Также добавлены новые воспоминания очевидцев.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что материал, рассмотренный в ней, представляет историческую ценность. Предполагается публикация данной работы в районной газете, а также её размещение в сети Интернет, в экспозиции районного историко-краеведческого музея и в Кошкинской районной библиотеке.
Также моё исследование может использоваться на уроках истории и в ходе факультативных занятий в школах Кошкинского района.
Данная исследовательская работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

 

Глава 1. История создания аэродрома

§ 1. Предпосылки создания аэродрома
Несмотря на то, что погрузнинский аэродром просуществовал около тридцати лет и внёс существенный вклад в дело подготовки кадров для морской авиации, какие-либо фундаментальные или научно-исследовательские публикации о нём отсутствуют. Есть лишь разрозненные статьи в газетах, да несколько страничек или даже абзацев в книгах по истории Кошкинского района, где вскользь упоминается о том, что неподалёку от села Кошки в годы войны существовал военный аэродром.
Так, Л. Гордеев в своей книге "Бери да помни II. Мелекесские истории"
[4] посвятил несколько страниц аэродрому и людям, непосредственно принимавшим участие в его создании и работе. Н.И. Чугунов и Н.А. Арнольдов в своих трудах по истории района вскользь упоминают об аэродроме.
Судьбы героев, которые готовили лётчиков на погрузнинском аэродроме, отчасти можно проследить по публикациям на различных сайтах, посвящённых Великой Отечественной войне, некоторые сведения можно почерпнуть из архивов, однако полноценного исследования, которое свело бы воедино все эти и другие источники информации и позволило бы сохранить её, на данный момент не существует.
Таким образом, из существующих на момент написания данной работы публикаций невозможно сложить цельного представления ни о событиях, происходивших в годы войны в нашей местности, ни о людях, в этих событиях участвующих.
История и предпосылки создания погрузнинского аэродрома неотделимы от событий, послуживших причиной организации курсов командиров звеньев для лётчиков морской авиации.
Проводимое в конце тридцатых годов неумелое реформирование советской авиации привело к тому, что к началу Великой Отечественной войны уровень подготовки лётчиков был достаточно низким
[5].
В противоположность советским лётчикам, к лету 1941 г. все пилоты немецких военно-воздушных сил являлись тщательно отобранными добровольцами, имевшими порядка 250 лётных часов, обученными высшему и групповому пилотажу, полетам по приборам, управлению самолётом в нештатных ситуациях, вынужденным посадкам и т. д.
Эти и некоторые другие факторы стали причиной жестоких поражений и огромных потерь советских ВВС начального периода войны и очень остро поставило перед советским командованием проблему лётных кадров. Началось создание специализированных военно-учебных заведений для обучения командных кадров технических войск и повышения квалификации лётного состава: курсы командиров эскадрилий, курсы командиров звеньев и высшие школы авиационных штурманов.
В описанных условиях вполне логичным представляется, что одним из пунктов приказа
[6] № 0200, подписанного маршалом Советского Союза С. Тимошенко, было поручение Начальнику ГУ ВВС Красной Армии представить к 01.10.40 г. проект организации штатных курсов командиров звеньев при авиадивизиях.
Помимо прочего, в рамках данных курсов во время Великой Отечественной войны осуществлялась переподготовка лётчиков для применения новой техники.
Как показала практика, потери самолётов на фронте были гораздо чаще, чем гибель их пилотов. Соответственно, лётчики, потерявшие в бою свою машину, направлялись в тыл для получения новых самолётов на авиазаводах. Поскольку в течение всей войны велась непрерывная и достаточно интенсивная модернизации самолётов всех типов, авиаторам надлежало пройти обучение. Лётчики перегоняли технику на аэродромы вблизи авиазаводов, где осваивали новые самолёты и их вооружение, совершенствовали своё мастерство в тыловом небе, после чего перегоняли самолёты к месту базирования фронтовой авиации.
До 1942 года в Куйбышевской области авиационного производства не было, машины получали на Воронежском авиазаводе. Однако, уже в самом начале войны было принято решение об его эвакуации в город Куйбышев, поскольку фашистские бомбардировщики почти непрерывно атаковали авиазавод, не давая работать в полную силу, а впоследствии и вовсе заняли Воронеж. Таким образом, в кратчайшие сроки завод по выпуску штурмовиков "ИЛ" – и оборудование, и специалисты – перебазировался в Куйбышев. Соответственно, появилась потребность в авиабазе, где пилоты могли бы освоить полученные машины.

§ 2. Создание аэродрома
Осенью 1941 года на юго-западной окраине железнодорожной станции Погрузная, в четырёх километрах от районного центра началась подготовка к строительству аэродрома. Была скошена трава, убран бурьян, и весной 1942 года закипело строительство. В считанные дни, как по волшебству, появились достаточно просторные землянки, баня, оборудован колодец, построен крытый брезентом склад боеприпасов. Полоса вдоль железнодорожного полотна была выровнена. Вскоре прибыл состав с оборудованием для обслуживания аэродрома и боеприпасами: один легковой и три грузовых автомобиля, автозаправщик для самолетов, бетонные учебные бомбы, ящики с патронами, снарядами и бомбами. Все это поместили на склад и поставили часовых. Так был построен погрузнинский аэродром[7].
Теперь предстояло создать инфраструктуру для размещения лётного состава. В постановлении особого заседания Исполкома Кошкинского Райсовета депутатов трудящихся от 23 июля 1942 года "Об отводе земли под аэродром" (Прил. 1) сказано: "В соответствии с решением Исполкома Облсовета депутатов трудящихся от 25 марта 1941 года за №213 по дополнительному строительству аэродрома в Кошкинском районе, отвести под вновь строящийся аэродром 358,50 га земли: из землепользования совхоза им. Молотова – 262,50 га и из земли колхоза "Красный Пахарь" — 96 га. Обязать зав. РайСО тов. Мишову в 2-х дневный срок в соответствии с инструкцией Наркомзема СССР от 26 марта 1940 года оформить выделение участка под вновь строящийся аэродром и материал предоставить в Исполком Райсовета"
[8]. На этом же заседании определили перечень помещений, выделяемых для размещения войсковой части ВВС ВМФ на территории Кошкинского района[9].
И уже весной 1943 года в соответствии с приказом командования на аэродроме станции Погрузная Кошкинского района приземлились три эскадрильи, состоящие из самолётов ИЛ-2, ПЕ-2 и Як-1. С этого момента на нашем аэродроме обосновались курсы подготовки командиров звеньев (составная часть Высших офицерских курсов) под командованием полковника Константина Иосифовича Юмашева
[10]. В составе Курсов имелось три учебных авиационных эскадрилий. Первая – эскадрилья истребителей под командованием Героя Советского Союза, капитана Владимира Павловича Покровского, вторую эскадрилью – штурмовой авиации – возглавлял капитан Нельсон Георгиевич Степанян, также Герой Советского Союза. Третьей эскадрильей – бомбардировщиков – командовал Андрей Антонович Николаев, кавалер ордена Боевого Красного Знамени и многих других наград.С 1946 года Курсы стали именоваться Высшими офицерскими курсами Авиации ВМС.


 
На Погрузнинском аэродроме. Июнь 1943 г

 
Таким образом, с мая 1943 года на новеньких самолётах пилоты морской авиации прилетали в нашу местность, где на погрузнинском аэродроме и учебной базе Курсов в течение полтора месяцев осваивали полученную на авиазаводе технику, отрабатывали боевое взаимодействие, лётную тактику под руководством воздушных асов, отдыхали, отъедались...
Очевидно, что выбор местности для размещения аэродрома и курсов командиров звеньев не был случайным. Во-первых, значимую роль сыграл тот факт, что площадка под будущий аэродром располагалась в непосредственной близости от железнодорожной станции. Кроме того, близость районного центра позволяла оперативно решать возникающие организационные вопросы.
Во-вторых, одним из требований, предъявляемых к обустройству закладываемого аэродрома было наличие определённой инфраструктуры, необходимой для комфортного размещения личного состава и курсантов. При этом для обеспечения эффективной работы весьма существенным было обеспечить, чтобы все объекты, используемые для обеспечения работы аэродрома, располагались компактно и в непосредственной близости от взлётно-посадочной полосы.
Вероятно, были и другие причины, однако на сегодняшний день установить их не представляется возможным.
Заместителем командира эскадрильи штурмовой авиации Н.Г. Степаняна был его друг и однополчанин, также Герой Советского Союза С. Львов. Эти два аса разработали свою, "фирменную" тактику атаки советских штурмовиков на вражеские корабли, которая до этого нигде не применялась. Наши "Илюши" (так ласково называли бойцы самолёт штурмовой авиации Ил-2) подходили к цели на высоте около 900 метров. После этого пилот бросал самолёт в пике под углом около 45 градусов, ведя прицельный огонь из всего бортового оружия. Почти у самой воды, на высоте всего в пятьдесят метров выводили свой Ил из пике, сбрасывали бомбы на цель и взмывали в небо
[12]
. Этот тактический приём позволял советским лётчикам, неся минимальные потери, уничтожать десятки и сотни единиц вражеской техники и вооружений, тысячи ненавистных фашистов.

С.И. Львов (слева) и М.А. Ефимов.
Сентябрь 1942 г.
День за днём в окрестностях Погрузной слышался звук авиамоторов и глухие удары от падающих бетонных болванок. По рассказам В.А. Кнутова и А.Т. Ефимова, которые были тогда подростками и частенько пропадали на аэродроме, командиры эскадрилий и К.И. Юмашев не позволяли отлынивать от учебных занятий своим курсантам (в роли которых, к слову сказать, выступали порой и именитые лётчики), да и сами постоянно тренировали своё боевое мастерство. Местные ребятишки с замиранием сердца и неописуемым восторгом могли ежедневно наблюдать замысловатые фигуры высшего пилотажа, которые демонстрировали воздушные асы.Безусловно, присутствие морских лётчиков, которые даже в военной среде считались элитой, получали особое вещевое и продовольственное снабжение, не могло оставить равнодушными местных жителей, особенно молодёжь. В то время любая профессия, связанная с техникой, считалась престижной, а уж боевые офицеры военно-морского флота получали особый почет и уважение. В то время, когда мальчишки летом ходили босиком, чтобы не снашивать зачастую единственную пару обуви, а взрослое население носило дешевые полотняные брюки и парусиновые туфли, лётчики в пошитых на заказ хромовых сапогах, бриджах и гимнастерках с орденами и медалями на груди привлекали всеобще внимание.
Немало мальчишек из Кошкинского района именно под воздействием обаяния героев-лётчиков решили связать свою дальнейшую судьбу с авиацией
[13].
Приезжали к лётчикам (как к курсантам, так и к инструкторам Курсов) и их семьи, которые размещались на постой у местных жителей. К примеру, до самого его отбытия на фронт в 1944 году на ст. Погрузная проживали жена и дочь заместителя командира эскадрильи штурмовой авиации Семёна Ивановича Львова.
Примечательный факт из жизни героев воздушного боя связан именно с С.И. Львовым и Н.Г. Степаняном. Как описывает это В. Гордеев, в годы войны проживавший на Погрузной, оба этих аса служили под началом легендарного командира дивизии Николая Васильевича Челнокова в составе гвардейского штурмового авиаполка на Черноморском флоте. Степанян, Львов и ещё пятеро их однополчан за проявленное мужество в боях носили звание Героев Советского Союза, и у них была даже своя песня-гимн.
Нa музыку композитора В. Ватмина слова этой песни написал известный в те годы поэт Николай Браун. Но примечательно не то, что в наше скромное село попали сразу два Героя и не то, что в честь них была написана песня. Весьма интересно то, что гимн их подвигам впервые прозвучал не в строю, не по радио и даже не со сцены какого-то города.
Премьера этой песни состоялась в 1944-м году на маленькой импровизированной концертной площадке погрузнинского аэродрома, в исполнении детского хора первой Мелекесской образцовой школы, который приехал порадовать фронтовиков своим выступлением
[14]
.
 
Горит ли полдень над землею,
Взойдут ли звезды в небосвод,
Идут крылатые герои,
Выходят соколы в полет.
 
Во славу знамени родного
Лети ты, песнь, как небо широка,
И днем, и ночью в полет готовы
Гвардейцы первого полка.
Нет в мире нашей доли краше,
У нас в моторах - стук сердец,
Преображенский - гордость наша,
И Оганезов - наш отец.
Для внуков сказкой станут были,
Споют о славе тех годин,
Как мы на Хельсинки ходили
И как бомбили мы Берлин.
.

Нас именами дорогими
К победам Родина зовет,
Зовет Гречишникова имя,
И доблесть Львова нас ведет.
Как Игнашов в бою суровом -
Тараном бей из облаков!
Сияй нам мужество Хохлова,
Веди вперед нас Челноков!
Смелей в полет, крылатых стая,
Твори геройские дела,
Чтоб снова Родина до края
В цветах победы зацвела!
 
§ 3. Послевоенная жизнь аэродрома
После войны погрузнинский аэродром около двадцати лет применялся как транспортный пункт местных авиалиний. В то время дороги в Куйбышевской области большей частью были грунтовые. Следовательно, автомобильное сообщение района с областным центром было несколько затруднительно. Поэтому вполне оправданным было осуществление регулярного авиационного сообщения. Долгие годы самолеты АН-2 доставляли пассажиров и грузы в г. Куйбышев (ныне г. Самара), пока в середине шестидесятых годов не была построена асфальтированная автодорога Куйбышев – Кошки[15].
Быстрое развитие автомобильного и автобусного сообщения (в семидесятые – восьмидесятые годы прошлого века с первый автобус в областной центр уходил в 7-00, а затем практически каждый час отправлялись пассажирские автобусы по маршруту Кошки – Куйбышев, кроме того было довольно большое количество ежедневных рейсов, соединявших г. Куйбышев с сёлами района (например, сёла Старое Максимкино, Степное Мамыково, Вязовка, Тёплый Стан, Большое Ермаково и ряд других)) сделало функционирование погрузнинского аэродрома нецелесообразным, поэтому в дальнейшем здесь приземлялись лишь самолеты санавиации, да и то недолго. В настоящее время наш аэродром представляет собой пастбище для крупного рогатого скота местных жителей. Кроме того, там обустроено небольшое футбольное поле, а по праздникам на аэродроме проходят народные гуляния и заезды на лошадях (бега)
[16]
.
Выводы по главе I: в годы Великой Отечественной войны как в Красной Армии, так и в войсках фашистов, очень большое значение придавалось материально-техническому обеспечению авиации, военно-тактической подготовке лётного состава, а также изучению стратегических приёмов воздушного боя. Это было связано с тем, что ВВС с минимальными потерями позволяли наносить удары по объектам, находящимся в глубоком тылу противника, авиаудары были способны сорвать планы противника  или, наоборот, поддержать наступление сухопутных войск, снабжение воинских частей Красной Армии.

 

  Глава 2. Аэродром в лицах или его Герои

§ 1. Юмашев Константин Иосипович
Командовал Курсами командиров звеньев на Погрузной гвардии полковник Юмашев Константин Иосифович, опытнейший лётчик, орденоносец, начавший свою военную биографию ещё в сражениях с белогвардейцами в годы Гражданской войны.
Выходец из простой петроградской рабочей семьи (его отец был столяром), в 20-е годы он закончил Качинскую военную школу пилотов. К началу Великой Отечественной войны он уже дослужился до должности командира 8-го истребительного авиаполка (ИАП), входившего в состав 62-й авиабригады Черноморского флота, и относившегося к системе ПВО Севастополя.

Гвардии полковник
Юмашев Константин Иосипович
Незадолго до начала обороны Севастополя авиаполки были изъяты из системы ПВО в связи с передачей их в состав вновь создаваемой Севастопольской авиагруппы. На 1 ноября 1941 г. на её вооружении имелись 82 самолета, как колесные, так и лодочные, в том числе 41 истребитель, 31 разведчик, 10 штурмовиков[17]. Командиром данного авиационного подразделения был назначен командир 8-го ИАП полковник К.И.Юмашев. Константин Иосифович нередко сам вылетал на боевые задания, вступая в бои с самолетами противника. По воспоминаниям подчиненных К.И. Юмашева, он был умный, грамотный, талантливый командир, принципиальный, требовательный к себе и другим, но справедливый человек и первоклассный летчик. Вот как писал о своём командире Герой Советского Союза генерал-майор К.Д. Денисов: "Под началом Константина Иосифовича я служил около года и знал его хорошо. Он относился к летчикам-истребителям старшего поколения, зарекомендовал себя прекрасным организатором и грамотным, вдумчивым командиром, что было особенно важно в тяжеленных условиях начавшейся обороны Севастополя, когда требовалось руководить действиями эскадрилий из разных полков, эксплуатирующих различные типы самолетов"[18].
К.С. Алексеев, заместитель Юмашева, писал о нём: "…Это был командир, который лично показывал, как надо драться с врагом. В одном из вылетов он встретил 4 вражеских самолёта. Четыре на одного! Подбив 2 самолёта, Юмашев вышел победителем из такой неравной схватки... Перед войной Юмашев учился в Высшей лётно - тактической школе. Он уже тогда был первоклассным лётчиком. Таким, оставался и в боях."
[19]
За личное мужество и умелое командование вверенным ему авиаполком в феврале 1942 года Константин Иосифович представлен к награждению орденом Ленина.[20]
В апреле 1942 г. "за проявленную отвагу в боях за Отечество... за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава 8-й авиационный полк преобразован в 6-й Гвардейский авиационный полк – первым на Черноморском флоте!
За десять месяцев войны экипажи этих полков уничтожили свыше 10 тыс. гитлеровцев, около 250 самолетов, более 100 танков, 140 орудий и много боевой техники, потопили 11 транспортов и 2 монитора, взорвали 9 складов и подожгли 2 нефтезавода. К этому моменту 83 воина 6-го гвардейского истребительного авиаполка были награждены орденами Советского Союза.
Всего за годы Великой Отечественной войны 9 воспитанников полка стали Героями Советского Союза, а сам полк дважды был награжден орденом Красного Знамени и удостоен почетного наименования "Севастопольский"
[21]
Приказом № 38с от 22 июня 1942 года и сам гвардии полковник Юмашев К.И. был награждён орденом Боевого Красного Знамени[22].
11 мая 1943 годагвардии полковник К.И. Юмашев был отозван с фронта и направлен в Кошкинский район руководить Курсами командиров звеньевВВС ВМФ, располагавшихся на аэродроме ст. Погрузная. По воспоминаниям, в вечерние часы, когда летный состав военного аэродрома отдыхал от полетов, в воздух поднималась крылатая машина, ведомая Юмашевым. Мастер воздушного боя проделывал фигуры высшего пилотажа. Молодые летчики наблюдая, как мастерски летает на истребителе их учитель, с гордостью говорили: "Наш Батя даёт класс". Военный опыт, знания летного дела он передавал молодым пилотам
[23]
.

К. Юмашев (на фото слева) проводит занятие с лётчиками
29 июня 1943 года при заходе на посадку на аэродром Погрузной гвардии полковник погиб в авиационной катастрофе. В Кошках состоялись многолюдные похороны с почестями. Приезжали жена и сын, которые некоторое время жили в нашем селе. Из Куйбышева прилетало командование.Похоронили Константина Иосифовича в центре села Кошки, на том месте, где сейчас находится парк Победы. Над могилой летчика выпускники курсов клялись в боях с фашистами продолжить боевое дело своего командира. Впоследствии могила героя была перенесена на Кошкинское сельское кладбище.
Как рассказывали свидетели тех событий, всерьёз решался вопрос о переименовании Кошкинского района в Юмашевский, однако по каким-то соображениям название района осталось прежним.

§ 2. Степанян Нельсон Георгиевич
Прославленный лётчик со звучным именем Нельсон родился 28 марта 1913 года в городе Шуша в семье служащего. В 1935 году Нельсон Георгиевич успешно окончил школу Гражданского Воздушного Флота в Батайске, после чего много летал, перевозя людей и грузы. Незадолго до Великой Отечественной, когда в воздухе уже пахло войной, Степанян со многими другими наиболее опытными пилотами был отправлен на курсы высшей лётной подготовки Гражданского Воздушного Флота. Но закончить эти курсы Нельсону Степаняну так и не удалось...
 

 
С первых дней Великой Отечественной войны Нельсон Степанян на службе в Военно-Морском Флоте. Буквально за несколько суток он освоил штурмовик Ил-2 и включился в боевую работу в составе 46-й штурмовой авиаэскадрильи в районе Николаева и Одессы.
Дальнейшая его служба проходила и успешно, и героически. Влюблённый в небо и преданный Родине, Нельсон Георгиевич постоянно в гуще боёв, один из наиболее успешных лётчиков на флоте.
Во время очередной штурмовки на 20-м вылете машина Н.Г. Степаняна получила повреждения, сам он был ранен осколком зенитного снаряда, но сумел дотянуть до аэродрома, спасая самолёт. В августе 1941 года, не долечившись, добился возвращения в строй в составе 57-го штурмового авиаполка ВВС Балтийского флота, с которым Нельсон Георгиевич попал в самую гущу сражений на подступах к Ленинграду. Не раз отличался в боях. Об одном из многих боевых эпизодов он писал в газете "Летчик":
"Это было в те дни, когда под Ленинградом готовились операции, впоследствии обеспечившие прорыв блокады города... Штурмуя немецкий аэродром в одном из пунктов, мы уничтожили и подожгли 28 немецких самолётов. Аэродром пылал в огне. Товарищи уже повернули домой. Делая третий заход, я вдруг увидел у самой опушки леса ещё 3 немецких самолёта. Что делать? Товарищи мои уже ушли. Но надо мною кружатся два "ястребка". Знаю, что один из них - Багиров, а это значит, что я могу действовать смело. Багиров сумеет меня защитить.
Уцелевшие немецкие зенитки ожесточённо бьют по мне. Маневрируя в огне, разворачиваюсь так, что оставшиеся немецкие самолёты приходятся как раз по линии прицельного огня моих пулемётов и пушек, а сам снижаюсь в направлении посадочных знаков... Немцы, решив, что я хочу сесть на их аэродром, перестали стрелять. Они даже ждут меня. А я, пронесшись над посадочной, всадил заряд пулемётов в один из самолётов, стоявших у опушки леса, и под прикрытием Багирова вернулся на свой аэродром"
[24].

Н.Г. Степанян (в центре) с друзьями.
Ладога, 1941 г.
Не удивительно, что к сентябрю 1942 года он уже занимал должность командира звена 57-го штурмового авиационного полка (далее ШАП) ВВС Балтийского флота (8-я бомбардировочная авиационная бригада, далее по тексту БАБ). К тому времени на счету у младшего лейтенанта Н.Г. Степаняна было 58 боевых вылетов, в ходе которых он лично нанёс противнику большой урон в живой силе и технике.Его доблесть не осталась незамеченной, и 23 октября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года капитан Н.Г. Степанян удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"[25].
В боевой характеристике на Нельсона Степаняна, данной ему командиром полка в этот период, говорится: "Командир звена 57-го ШАП ( 8-я БАБ, ВВС Балтийского флота) младший лейтенант Степанян к сентябрю 1942 года совершил 58 боевых вылетов, нанеся противнику большой урон в живой силе и технике. С первых же боевых вылетов показал себя смелым лётчиком с отличной техникой пилотирования. Через месяц боевой работы был назначен командиром звена. Получив звено, Степанян уверенно водит в бой своих лётчиков, увлекая их смелостью и отвагой"
[26].
В ноябре того же года Степанян становится командиром эскадрильи всё того же 57-го ШАП, который в марте следующего года, одним из первых на флоте, был переименован в 7-й Гвардейский ШАП.
Спустя некоторое время Степанян был отозван с фронта – на наш погрузнинский аэродром. Ему, как опытнейшему асу, поручено в должности командира эскадрильи штурмовой авиации готовить лётные кадры на курсах командиров звеньев Военно-Воздушных Сил Краснознамённого Балтийского флота, а затем и на Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ. Там в полной мере проявился талант Нельсона Степаняна уже как наставника-педагога, умевшего, как никто другой, в кратчайшие сроки передавать ученикам свои знания и умение ведения воздушной войны. Как уже указывалось выше, он, вместе со своим боевым товарищем С.И. Львовым обучал курсантов уникальным тактическим приёмам воздушного боя.
По описаниям очевидцев, Степанян был весьма хорош собой. Не смотря на свой небольшой рост, он был энергичен и очень подвижен, всегда гладко выбрит, усики подстрижены, форма на нем отглажена, на кителе вместе со Звездой Героя, знак летчика-миллионера Гражданского воздушного флота... Кроме того, он – прекрасный собеседник и душа компании. Свои рассказы Нельсон "подсаливал" мягким армянским акцентом, выразительно жестикулировал руками, часто и заразительно смеялся. Было ему в ту пору всего-то 30 лет
[27].
Всё время своей работы на Курсах Степанян непрерывно "бомбардировал" начальство рапортами с просьбой отправить его на фронт. Он боевой лётчик и ему ли в разгар сражения сидеть в тылу!
Его упорство в конце концов возымело действие, и в апреле 1944 года Нельсон Степанян был отправлен на фронт на должность командира 47-го ШАП ВВС Черноморского флота. Полк в это время отчаянно сражался с врагом в небе Крыма и Кубани. С ходу включился в боевую работу и только что прибывший новый командир полка.
За время Крымской операции полк Степаняна уничтожил 8 транспортов, 12 быстроходных десантных барж, 9 сторожевых катеров, свыше 3000 солдат и офицеров противника. Оставаясь верным своему принципу – учить подчинённых личным примером, Нельсон Степанян сам водил свой полк в бой. Так, 16 апреля 1944 года, будучи ведущим группы из 12 "Илов", он потопил в районе Судака сразу 3 быстроходные десантные баржи. 22 мая участвовал в разгроме прорывающегося из блокированного Севастополя в Румынию конвоя, лично утопив при этом немецкий транспорт. При этом самолёт командира полка был сильно повреждён: оторваны левый элерон и часть стабилизатора. Однако, даже в такой ситуации Степанян сумел выполнить до конца поставленную боевую задачу и привести свой разбитый "Ил" на аэродром, что, как нельзя лучше, характеризует мастерство пилота. За успешные действия при освобождении Феодосии 47-й ШАП был удостоен почётного наименования "Феодосийский", и в этом тоже была немалая заслуга его командира.
После освобождения Крыма полк Степаняна был переведён на Балтику. Если борьба за Чёрное море уже подходила к победному концу, то здесь бои с фашистами были ещё в самом разгаре. Освобождение Прибалтики шло полным ходом, и усиление авиации было крайне необходимо. Едва перелетев на новое место, штурмовики Степаняна сразу же вступили в бой. Они непрерывно наносили сокрушительные удары по плавсредствам противника в Наварском, Выборгском и Финском заливах, совершали налёты на его базы.
За короткое время 47-й полк уничтожил 30 вражеских кораблей и судов, за что 22 июля 1944 года командующий флотом торжественно прикрепил к боевому знамени полка орден Красного Знамени.
Самолёт "Мститель", подаренный Н.Г. Степаняну земляками.
А ещё месяц спустя Нельсон Георгиевич был представлен к награждению второй медалью "Золотая Звезда". К этому времени командир 47-го ШАП (11-я ШАД, ВВС Балтийского флота) подполковник Н.Г. Степанян совершил 239 боевых вылетов. Он лично потопил целую эскадру: 1 миноносец, 2 сторожевых корабля, 1 тральщик, 2 торпедных катера и 5 транспортов, общим водоизмещением более 80 000 тонн! Кроме этого во время штурмовок Степанян уничтожил до 5000 солдат и офицеров врага, разбил 4 переправы, вызвал более 80 взрывов и 70 пожаров. Проведя более 30 воздушных боёв, он лично сбил 2 бомбардировщика Ю-88, а кроме этого расстрелял и разбомбил на аэродромах ещё 25 самолётов различных типов.
За годы войны подполковник Степанян был дважды награждён орденами Ленина, трижды Красного Знамени и многочисленными медалями
[28].
К сожалению, надеть на грудь вторую звезду подполковнику Степаняну не довелось. 14 декабря 1944 года он повёл группу своих "Илов" для нанесения бомбово-штурмового удара по Либавскому (Лиепайскому) порту. Либава в ту пору была единственной артерией, связующей окружённую Курляндскую группировку врага с Германией, а потому уничтожение идущих в обе стороны транспортных конвоев было делом первостепенной важности. В тот день была получена информация о скоплении в Лиепайском аванпорту большого количества груженных войсками и техникой транспортов. На их уничтожение и устремились "Илы" Степаняна.
Сам командир полка во главе первой группы должен был подавить береговую и корабельную зенитную артиллерию. Вторая же группа тем временем должна была пробиться к транспортам и разделаться с ними. Уже на самом подходе к целям самолёты Нельсона Степаняна были внезапно атакованы сразу 30 вражескими истребителями. Завязался ожесточённый и скоротечный воздушный бой. Спустя несколько минут самолёт ведущего, который первым храбро бросился в контратаку, прикрывая остальных, был подожжён. На подбитом, объятом пламенем штурмовике Степанян атаковал и сбил одного из "Фокке-Вульфов". Спустя несколько минут его Ил-2 упал в море. Так погиб Н.Г. Степанян и бывший с ним штурман 2-й эскадрильи 47-го авиаполка, капитан А.Г. Румянцев. В этом же бою пал смертью храбрых и С.И Львов.
Прошли годы, и в честь Степаняна были воздвигнуты памятники на его родине – в Шуше – и на месте его последнего подвига – в Лиепаи. Имя славного сына армянского народа носил и большой морозильный траулер Рижского тралового флота. Бюст Героя установлен в городе Ереване. Ежегодно в годовщину гибели Степаняна в Лиепаю приезжала армянская делегация, с выходящего в море корабля возлагался на волну траурный венок, троекратно звучал поминальный оружейный салют и скорбно приспускался Военно-Морской флаг.
Трудно поверить, но с уходом Российского флота из Латвии местные власти потребовали забрать с собой и памятник прославленного лётчика, грозя в противном случае его разрушением. Герой битвы с фашизмом по-прежнему был страшен силам зла. В трюме Большого десантного корабля памятник Нельсону Степаняну был перевезён на землю Калининграда, где ныне и установлен как символ его героизма.
Данный факт ещё раз доказывает острую необходимость сохранения памяти о каждом солдате, каждом офицере, ковавшем Победу, и о каждом событии Великой Отечественной войны.

§ 3. Покровский Владимир Павлович
В 1943-44 годах на станции Погрузная учебной истребительной эскадрильей командовал Герой Советского Союза капитан Владимир Павлович Покровский.
 

 
Родился Владимир Покровский 22 июля 1918 года в деревне Слобода, ныне Дзержинского района Калужской области, в семье рабочего. Окончил 8 классов средней школы и Ленинградский морской техникум. С 1937 года на службе в Военно-Морском Флоте. В 1940 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище лётчиков.
С июня 1941 года лейтенант В.П. Покровский в действующей армии. По октябрь 1941 года сражался в составе 72-го смешанного авиационного полка Северного флота (далее – САП СФ); по март 1942 года – в 78-м истребительного авиаполка Северного флота (далее – ИАП СФ); по май 1943 года – во 2-м Гвардейском ИАП СФ. Летал на И-153, "Харрикейне", "Киттихауке" и "Аэрокобре"
[29].
Военная служба в 72-м САП СФ под руководством прославленного лётчика Б.Ф.Сафонова позволила молодому лётчику пройти отличную школу, в совершенстве овладеть искусством воздушного боя, получить настоящую воинскую закалку.
С первых дней Великой Отечественной войны В.П. Покровский воевал на переднем крае. Уже 31 августа 1941 года он открыл боевой счёт, сбив в одном из поединков "мессершмитт". Ещё через две недели, 15 сентября 1941 года, Покровский стал участником знаменитого воздушного сражения, навсегда вошедшего яркой страницей в историю североморской авиации, когда несколько советских истребителей вступили в бой с 52 "юнкерсами" и "мессершмиттами" и одержали над ними блестящую победу. В этом бою были сбиты 13 немецких самолетов, а остальные позорно ретировались. В тот день Владимир Покровский лично сбил один самолет
[30].
 Приведём один из ярчайших примеров мужества В.П. Покровского, описанный на сайте "Красные Соколы. Советские лётчики 1936-1953.":
"…Это было зимой 1942 года. Пролетая над морем, Покровский заметил группу немецких бомбардировщиков, направлявшихся к советским кораблям. Несмотря на многократное численное превосходство врага, он, не раздумывая, один пошел в лобовую атаку на бомбардировщиков. 4 "мессершмитта" из группы прикрытия стали заходить в хвост самолета Покровского. Но гвардеец не дал застигнуть себя врасплох. Резко развернувшись, он в лоб атаковал "мессершмиттов". Огненные трассы прошили один из вражеских истребителей, и тот, оставляя за собой спираль черного дыма, рухнул в море"
[31]
.
В материалах Кошкинского краеведческого музея собрано подробное описание славного боевого пути Владимира Покровского, проработано множество источников – велась переписка с семьёй лётчика, изучались сайты "Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." МО РФ, другие ресурсы интернет, записки местных краеведов (Кирьянов Н.Ф., Арнольдов Н.А. и др.).
Покровский принимал участие во многих выдающихся операциях, перечислить которые сложно. Так, он участвовал 30 мая 1942 года в воздушном бою, когда большая группа немецких бомбардировщиков Ju-88 атаковала советский морской конвой. На прикрытие судов конвоя вылетела четвёрка гвардейцев: майор А.H. Кухаренко, капитан П.И. Орлов, старший лейтенант В.П. Покровский и подполковник Б.Ф. Сафонов. Задачей лётчиков было сменить отряд дальних истребителей Пе-8 из 95-го ИАП, до этого времени прикрывавший конвой. Вскоре после вылета ведомый Сафонова – А.H. Кухаренко – повернул назад, поскольку у его самолёта начались неполадки с двигателем. Остальные три Р-40 завязали бой с "Юнкерсами". Наши пилоты показали всё, на что они были способны: Сафонов записал на свой счет три победы, а остальные пилоты – по одной. Однако этот бой стал последним для Бориса Сафонова.
К маю 1943 года Владимир Павлович Покровский совершил 350 боевых вылетов, провёл 60 воздушных боёв, лично сбил 13 самолетов и в группе – 6 самолётов противника.

Владимир Павлович Покровский
у своей боевой машины
За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года гвардии капитану Покровскому Владимиру Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".С лета 1943 года В.П. Покровский являлся командиром учебной эскадрильи на курсах командиров звеньев ВВС ВМФ, расквартированной на ст. Погрузная.
На сайте "Подвиг народа" мы нашли подробное описание боевых заслуг Героя Советского Союза В.П. Покровского:
"В боевых действиях против немецких оккупантов принимает непосредственное и активное участие с первых дней Отечественной войны. Обладая выдающимися летными способностями, являясь достойным и непосредственным учеником и сподвижником дважды Героя Советского Союза гвардии подполковника В.Ф. Сафонова, товарищ Покровский впитал в себя лучшие боевые качества своего первого командира.
За истекший период Отечественной войны, выполняя самые ответственные и разнообразные по своему содержанию боевые задачи, произвел 265 боевых вылетов с налетом 256 часов 26 минут, из них на перехват и отражение самолетов противника – 77, сопровождение своих бомбардировщиков – 35, прикрытие войск, флота, порта Мурманск и кораблей в Кольском заливе – 109 вылетов и др.
С начала войны тов. Покровский провел 30 воздушных боев, в ходе которых лично сбил 10 самолетов противника. Отличное выполнение боевых заданий, мастерство в воздушных боях, мужество, храбрость и инициатива, взаимопомощь при всем этом, таков стиль боевых действий, проводимых гвардии капитаном Покровским…
26.12.42 г. будучи ведущим, прикрывая транспорт союзников в Кольском заливе, тов. Покровский проявил исключительный подвиг, атаковав прорвавшиеся вражеские самолеты к порту Мурманск. Действуя в зоне зенитной артиллерии, пренебрегая опасностью быть сбитым, он сбил 1 "Ме-109 Ф", не дав бомбардировщикам противника прицельно бомбить наши объекты. При этом был подбит огнем своей зенитной артиллерии, вынужденно, но успешно воспользовался парашютом.
Подобные боевые, полные мужества и отваги, эпизоды в его боевой практике, многочисленные и составляющие гордость полка.
В одном из воздушных боев тов. Покровский был ранен, несмотря на сильное ранение, провел бой до конца, придя на аэродром, благополучно посадил самолет. В короткий срок с незажившей раной снова вернулся в строй, нанося еще более чувствительные удары по врагу…"
[32].
 После окончания войны Владимир Павлович продолжил службу в авиации Военно-Морского Флота. Служил на Черноморском флоте. В 1954 году окончил Военно-воздушную академию. Командир истребительного авиационного полка на Тихом океане. С 1956 года гвардии полковник В.П. Покровский – в запасе.
Последние годы Покровский жил в городе-герое Ленинграде. Умер 22 марта 1998 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.
Помимо Звезды Героя награждён орденом Ленина, дважды – орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалью "За оборону Советского Заполярья" и другими медалями.
Бюст В.П. Покровского установлен на Аллее героев-авиаторов Северного флота в посёлке Сафоново закрытого административно-территориального образования г. Североморск Мурманской области.

Выводы по главе 2.
Среди людей, передававших своё лётное мастерство курсантам, не было случайных людей, они проходили очень тщательный отбор, командование направляло с фронта для обучения лётчиков лучших асов.
В результате свой огромный боевой опыт курсантам передавали такие Герои, как Н. Степанян, В. Покровский, К. Юмашев, С. Львов. Их боевой путь может служить примером мужества и героизма для молодых людей в любое время и в любой стране, поэтому мы должны сохранить память о них для будущих поколений.
Создание и функционирование погрузнинского аэродрома стало ярким и волнующим моментом в жизни всех людей, кто так или иначе был с этим связан.

 

  Глава 3. Исследование уровня знаний учащихся Кошкинской школыо Погрузнинском аэродроме

§ 1. Организация исследования и описание используемых методов
Наше исследование направлено на то, чтобы выяснить, знают ли учащиеся ГБОУ СОШ с. Кошки о том, что в годы Великой Отечественной войны в окрестностях железнодорожной станции Погрузная функционировали аэродром и курсы командиров лётных звеньев, а также известна ли дальнейшая судьба этого аэродрома. В связи с этим мы поставили перед собой следующие практические задачи:
Ø  Исследовать знания школьников среднего и старшего звена о военной истории своей малой родины, истории Погрузнинского аэродрома и его роли в разгроме фашистских войск.
Ø   Создать буклет "Лётчики – Герои".
Базаисследования: ученики 5, 7, 11 классов Кошкинской СОШ.
В своём исследовании мы использовали следующие методы:
Ø  анкетирование - ответы на вопросы в форме опросного листа – анкеты;
Ø  анализ полученных результатов;
Ø  моделированиебуклета.

§ 2. Анализ результатов исследования
Для выполнения данной части нашего исследования нами была составлена анкета, вопросы которой подбирались в соответствии с поставленными задачами.
В анкетировании принимало участие 76 человек (29 учащихся 5 класса, 32 семиклассника и 15 одиннадцатиклассников). Респондентам была предложена анкета (см. Прил. 3).
Анкетирование показало, что 100% учащихся знают, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война (вопрос № 1).
При этом 49 учащихся (64,5%) знают своих предков – участников войны, 18 человек (23,7%) знают, что их прадед воевал с фашистами, но не помнят его имени, и 9 школьников (11,8%), к сожалению, ничего не знают о вкладе их семьи в Великую Победу (вопрос № 2).
14 человек (18,4%, большей частью пятиклассники) не знают, были ли бои на территории Кошкинского района (вопрос № 3). В свою очередь, 52 респондента (81,6%) правильно указали, что в годы Великой Отечественной войны наша местность была боями не затронута.
При ответе на вопрос №4 ребята назвали следующие военные объекты:
üэвакогоспиталь – 55 чел. (72,4%)
üаэродром – 37 чел. (48,7%)
üкурсы командиров звеньев – 13 чел. (17,1%)
üне смогли дать ответ 7 чел. (9,2%)
При этом о Погрузнинском аэродроме слышали лишь 43 ученика (56,6%), из них только 24 человека знают о его местоположении.
Как показали результаты анкетирования, большая часть опрошенных (51 ребёнок, 67,1%) не знает истории аэродрома и людей, с ним связанных (вопрос № 7). Однако существует устойчивый интерес к этому вопросу: 36 чел. (47,4%) хотели бы узнать об истории Погрузнинского аэродрома и считают целесообразным установку памятника на его месте.
Данные ответы респондентов говорят о том, что история Великой Отечественной войны и роль в ней наших земляков не утратили своей актуальности и в настоящее время вызывают устойчивый интерес.
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
ØВ подавляющем большинстве современные школьники знают основные сведения о Великой Отечественной войне.
ØВклад кошкинцев и Кошкинского района в разгром фашистов изучен недостаточно.
ØБольшинство респондентов не знают, какие военные объекты на территории района размещались в годы войны и не могут назвать людей, с ними связанных.
ØНеобходимо вести более интенсивную работу по сохранению памяти о земляках-Героях и о значимых событиях прошлого.
ØЦелесообразно установить мемориальный комплекс на месте бывшего аэродрома.
Таким образом, наша исследовательская работа является актуальной и востребованной, так как знакомит с историей Погрузнинского аэродрома и с людьми, с ним связанными.
  

Заключение

Итак, работа над историей погрузнинского аэродрома закончена. В ней я постарался восстановить события, которые происходили более семидесяти лет назад, максимально точно. Насколько это возможно, я опирался, на документальные источники, а при их отсутствии – на воспоминания очевидцев.
Работа эта, как мне кажется, очень важна, поскольку Л.Н. Андреев говорил: "Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти". Все народы воспевают своих героев – защитников Родины. О них слагают поэмы, поют песни, их именами называют улицы, площади, им ставят памятники… И я убеждён, что сколько бы лет ни прошло с 9 мая 1945 года – дня, изменившего мир к лучшему, – в памяти народа всегда будут храниться мужество и отвага воинов, стойкость и вера их и их матерей и жён, радость побед и горечь утрат.
Прошли десятилетия с того времени, когда над планетой пронесся смерч Великой Отечественной войны. Но живы ещё свидетели кровавых злодеяний фашистов. Страшные ужасы войны воскрешают воспоминания ветеранов, страницы архивных документов, многочисленные братские могилы.
В память о мужестве и героизме, проявленных нашим народом в годы той Великой войны, воздвигнуты различные памятники: обелиски, монументы, стелы, установлены памятные доски… Но главное – это память в наших сердцах, это то, что мы с таким же трепетом должны передать своим детям, как когда-то нам передали наши предки. Память о событиях тяжёлых военных лет и людях, принимавших в них участие.
И я, и мои родители родились в счастливое, мирное время, но я много слышал о войне, ведь горе и беда не обошли стороной и моих родных и близких. Мой прадед, отец моей бабушки, Ерагалин Иван Иванович умер в военном госпитале, три других прадеда воевали, были ранены и умерли в послевоенные годы. Папины родители росли в военные годы, и им тоже досталось поработать для Победы над врагом в тылу, помогая родителям и освобождая их время для труда во имя общей цели.
Изучив историю создания погрузнинского аэродрома и проследив его дальнейшую жизнь, а также проведя определённые исследования, я пришёл к следующим выводам:
1.     В годы Великой Отечественной войны как в Красной Армии, так и в войсках фашистов, очень большое значение придавалось материально-техническому обеспечению авиации, военно-тактической подготовке лётного состава, а также изучению стратегических приёмов воздушного боя. Это было связано с тем, что ВВС с минимальными потерями позволяли наносить удары по объектам, находящимся в глубоком тылу противника. Аавиаудары были способны сорвать планы противника  или, наоборот, поддержать наступление сухопутных войск, снабжение воинских частей Красной Армии.
2.     Среди людей, передававших своё лётное мастерство курсантам, не было случайных людей. Все кандидатуры на должности Курсов проходили очень тщательный отбор, командование направляло с фронта для обучения лётчиков лучших из лучших.
3.     Правительство Советского Союза придавало первостепенное значение положению дел в авиации, сознавая её важность и эффективность в проведении как оборонительных, так и наступательных боёв.
4.     Благодаря мастерству советских лётчиков, в том числе, приобретённого в процессе прохождения курсов командиров звеньев, существенно снижались потери живой силы и техники Красной Армии, при этом фашисты несли значительные потери. Более того, применение авиации делало возможным разрушение вражеской инфраструктуры.
Таким образом, наша гипотеза полностью подтвердилась. Аэродром в окрестности ст. Погрузная сыграл важную роль в разгроме немецко-фашистских войск.
При этом, как показали результаты анкетирования, большая часть опрошенных не знает истории аэродрома и людей, с ним связанных. Тем не менее, существует устойчивый интерес к истории Великой Отечественной войны и роли в ней наших земляков.
Поскольку большинство респондентов не знают, какие военные объекты на территории района размещались в годы войны и не могут назвать людей, с ними связанных, необходимо вести более интенсивную работу по сохранению памяти о земляках-Героях и о значимых событиях прошлого. Такая работа должна включать в себя множество уровней и граней – в семье, в школе, через организацию выставок и музейных экспозиций, публикации в периодической печати, проведение тематических конференций и т.п.
Кроме того, считаем целесообразным установить мемориальный комплекс на месте бывшего аэродрома. Для решения данного вопроса мы обратились с письмом в Администрацию муниципального района Кошкинский и к депутату Самарской Губернской Думы А.И. Кислову.
Человеческая память – недолговечный, а потому ненадёжный хранитель информации.Таким образом, следует фиксировать важные, значимые моменты жизни человека, района, так как в этом – история нашей страны.Необходимо хранить и записывать для будущих поколений историю каждого значимого события не только на уровне страны, но и в каждом районе, селе, в каждой семье. Ведь эти истории, передаваемые потомкам, позволяют сохранить память поколений.
Мы должны свято помнить о том, что нельзя прерывать связующую нить поколений. Наши деды верили в лучшее будущее, за которое самоотверженно сражались на полях Великой Отечественной войны и работали в мирное время. Забыть об этом – значит предать их.
.

Список источников и литературы

Литература
1.       Арнольдов Н. А., Арнольдов М.Н. Из истории немцев Кошкинского района Самарской области (1858-1941) / Под общ. ред. Н.П. Осиповой. – Самара: ООО Издательство «Книга», 2009.
2.       Арнольдов Н.А. Край наш Кошкинский от А до Я. Исторический краеведческий словарь-справочник Кошкинского района. 2-е изд., исправ. и доп.– Кошки, 2005. – 259 с.
3.       Верный боец партии // Маяк Ильича. –1983. – 26 ноября
4.       Гордеев Л. Бери да помни II. Мелекесские истории – Димитровград, "Посад Мелекесс", 2010.
5.       Ефаров А. Боевой командир // Северные нивы. – 2009. – 28 июля
6.       Зотов А.П. Подвиг героев бессмертен // Маяк Ильича. – 1981. – 12 мая.
7.       Кирьянов Н.Ф. Сквозь мглу веков. Исторические очерки.– Димитровград: "Посад Мелекесс", 2000.– 74 с.
8.       Кнутов В.А. О жизни, о войне // Маяк Ильича.– 1981. – 07 мая.
9.       Кошкинский аэродром. По материалам Кошкинского историко-краеведческого музея. // Маяк Ильича.– 2015. – 15 октября.
10.  О задачах ВВС Красной Армии в связи с большой аварийностью. Приказ НКО СССР от 28.08.1940 № 0200// РГВА Ф. 4. Оп. 15. Дело 30 Листы 788–792
11.  Праздник великой Победы // Маяк Ильича. –1980. – 13 мая.
12.  Приказы народного комиссара обороны СССР. 1937 – 21 июня 1941 г. – М.: Терра, 1994.
13.  Чугунов Н.И. Всегда с народом. История районной партийной организации // История муниципального района Кошкинский (1928 – 2008 гг.). Люди, события, экономика, факты, экономика, культура. – Самара – Кошки: ООО "Издательский дом "Агни", 2008. – 400 с.
14.  Чугунов Н.И. Из истории Кошкинского района в период с октября 1917-го до перестройки 90-х годов. – Димитровград: Издательский центр "Юнипресс", 2012. – 280 с.

Интернет-источники информации
15.     Алексеев К.С. Красные соколы. Советские лётчики 1936-1953. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://airaces.narod.ru/all4/aleks_ks.htm (дата обращения: 28.12.2016)
16.     Красные Соколы. Советские лётчики 1936-1953. Покровский Владимир Павлович. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 
http://airaces.narod.ru/all3/pokrovsk.htm (дата обращения: 28.12.2016)
17.     Красные Соколы. Советские лётчики 1936-1953. Степанян Нельсон Георгиевич. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 
http://airaces.narod.ru/all7/stepn_ng.htm (дата обращения: 28.12.2016)
18.     Отважный лётчик. // Официальный сайт газеты Северные Нивы.– 15.10.2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 
http://koshki-news.com/отважный-летчик/ (дата обращения: 28.12.2016)
19.     Подготовка летных кадров перед войной. Приказ №362 от 1940г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 
https://reibert.info/threads/podgotovka-letnyx-kadrov-pered-vojnoj-prikaz-362-ot-1940g.109215/ (дата обращения: 28.12.2016)
20.     Электронный банк документов "Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." МО РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://podvignaroda.mil.ru/?#id=7994492&tab=navDetailManAward
(дата обращения: 28.12.2016)
Неопубликованные источники информации
21.       Беседа с Г.И. Петровым, старожилом ст. Погрузная (стенография интервью от 21.08.2015)
22.     Беседа с Н.И. Чугуновым (аудиозаписи бесед, сентябрь-ноябрь 2014)
23.     Воспоминания В.А. Кнутова (документы семейного архива Кнутовых)
24.     Документы из личного архива Н.И. Чугунова.
25.     Ефимов А.Т. Черновик письма в газету "Правда" по поводу судьбы захоронения К.И. Юмашева.
26.     Материалы Кошкинского Краеведческого музея
27.     Материалы Музея Черноморского Флота, г. Севастополь.
28.     Об отводе земли под аэродром. Постановление особого заседания Исполкома Кошкинского Райсовета депутатов трудящихся от 23.07.1942 г. // материалы Кошкинского историко-краеведческого музея.
29.     Список выделяемых помещений для размещения войсковой части ВВС ВМФ на территории Кошкинского района. // материалы Кошкинского историко-краеведческого музея.
 

[1] Арнольдов Н.А. Край наш Кошкинский от А до Я. Исторический краеведческий словарь-справочник Кошкинского района. 2-е изд., исправ. и доп.– Кошки, 2005.
[2] Кирьянов Н.Ф. Сквозь мглу веков. Исторические очерки.– Димитровград: "Посад Мелекесс", 2000.
[3] Чугунов Н.И. Из истории Кошкинского района в период с октября 1917-го до перестройки 90-х годов. – Димитровград: Издательский центр "Юнипресс", 2012.
[4] Гордеев Л. Бери да помни II. Мелекесские истории – Димитровград, "Посад Мелекесс", 2010.
[5] Подготовка летных кадров перед войной. Приказ №362 от 1940г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://reibert.info/threads/podgotovka-letnyx-kadrov-pered-vojnoj-prikaz-362-ot-1940g.109215/ (дата обращения: 28.12.2016)
[6] О задачах ВВС Красной Армии в связи с большой аварийностью. Приказ НКО СССР от 28.08.1940 № 0200// Приказы народного комиссара обороны СССР. 1937 – 21 июня 1941 г.– М.: Терра, 1994. – Т. 13 (2-1). – С. 170 – 174
[7] Кошкинский аэродром. По материалам Кошкинского историко-краеведческого музея. // Маяк Ильича.– 2015. – 15 октября.
[8] Об отводе земли под аэродром. Постановление особого заседания Исполкома Кошкинского Райсовета депутатов трудящихся от 23.07.1942 г. // материалы Кошкинского историко-краеведческого музея.
[9] Список выделяемых помещений для размещения войсковой части ВВС ВМФ на территории Кошкинского района. // материалы Кошкинского историко-краеведческого музея
[10] Кошкинский аэродром. По материалам Кошкинского историко-краеведческого музея. // Маяк Ильича.– 2015. – 15 октября.
[12] Гордеев Л. Бери да помни II. Мелекесские истории – Димитровград, "Посад Мелекесс", 2010. С.26.
[13] См., например, воспоминания В.А. Кнутова "О жизни, о войне", размещённые в архиве Кошкинского краеведческого музея.
[14] Гордеев Л. Бери да помни II. Мелекесские истории – Димитровград, "Посад Мелекесс", 2010. С. 43.
[15] Беседа с Г.И. Петровым, старожилом ст. Погрузная (стенография интервью от 21.08.2015)
[16] Арнольдов Н.А. Край наш Кошкинский от А до Я. Исторический краеведческий словарь-справочник Кошкинского района. 2-е изд., исправ. и доп.– Кошки, 2005. С. 15-16.
[17] По материалам Музея Черноморского Флота, г. Севастополь и Кошкинского Краеведческого музея (см. Прил. 6).
[18] Боевой командир. // Северные нивы.– №64.– 28 июля 2009 г.
[19] Алексеев К.С. Красные соколы. Советские лётчики 1936-1953. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://airaces.narod.ru/all4/aleks_ks.htm (дата обращения: 28.12.2016)
[20] См. Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» МО РФ // http://podvignaroda.mil.ru/?#id=7994492&tab=navDetailManAward
[21] По материалам Музея Черноморского Флота, г. Севастополь и Кошкинского Краеведческого музея (см. Прил. 6).
[22] См. Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» МО РФ // http://podvignaroda.mil.ru/?#id=7994260&tab=navDetailManAward
[23] Беседа с Г.И. Петровым, старожилом ст. Погрузная (стенография интервью от 21.08.2015)
[24] Красные Соколы. Советские лётчики 1936-1953. Степанян Нельсон Георгиевич. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://airaces.narod.ru/all7/stepn_ng.htm (дата обращения: 28.12.2016)
[25] См. Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» МО РФ// http://podvignaroda.mil.ru/?#id=50054504&tab=navDetailDocument
[26] Зотов А.П. Подвиг героев бессмертен // Маяк Ильича. – 1981. – 12 мая..
[27] См.:Гордеев .Л. Бери да помни II. Мелекесские истории.– Димитровград, "Посад Мелекесс", 2010 г., Кнутов В.А. О жизни, о войне // Маяк Ильича.– 1981. – 07 мая; Ефимов А.Т. Черновик письма в газету "Правда" по поводу судьбы захоронения К.И. Юмашева.
[28] Красные Соколы. Советские лётчики 1936-1953. Степанян Нельсон Георгиевич. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://airaces.narod.ru/all7/stepn_ng.htm (дата обращения: 28.12.2016)
[29] По материалам Кошкинского Краеведческого музея.
[30]. Отважный лётчик. // Официальный сайт газеты Северные Нивы.– 15.10.2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://koshki-news.com/отважный-летчик/ (дата обращения: 28.12.2016)
[31] Красные Соколы. Советские лётчики 1936-1953. Покровский Владимир Павлович. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://airaces.narod.ru/all3/pokrovsk.htm (дата обращения: 28.12.2016)
[32] См. Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» МО РФ // http://podvignaroda.mil.ru/?#id=50055478&tab=navDetailManAward