Карта сайта
Тип урока: развивающий

Форма урока: лабораторное занятие с использованием докумен­тов филиала РГАНТД

Межпредметные и межкурсовые связи:
1.Межпредметная интеграция с привлечением и активиза­цией обществоведческих понятий: научно-техническая революция (НТР) и научно-технический прогресс (НТП); экономическое развитие общества; типы обществ; харак­теристика политических режимов.
2.Внутрикурсовая интеграция — пять этапов отечественной истории:
а) 30—40-е годы XX века;
б) Вторая мировая война;
в) 60—80-е годы XX века;
г) 80—90-е годы XX века;
д) Россия начала XXI века.

Цели урока: сбор, систематизация и анализ необходимой информации для создания письменной презентации учебно-исследова­тельской работы, которая сравнивает структуру телевеща­ния в СССР и современную структуру российского теле­видения (не более 3-х страниц) с обоснованием критериев сравнения.

Задачи:
1.Образовательные: изучение истории своей страны в XX ве­ке через исследование вопроса о возникновении и разви­тии радио и телевидения на основе использования исто­рических документов.
2.Развивающие: формирование грамотной речи учащихся.
3.Воспитывающие: воспитание эстетических чувств и ка­честв личности, работа с историческими терминами и понятиями, продолжение формирования понятия «куль­тура».
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Методическое обеспечение:
1.История России 1945–2008: Учебник / под редакцией А.А. Данилова, А.И. Уткина, А.В. Филиппова. М.: Просвещение, 2008. 368 с.
2.Документы филиала РГАНТД.

Сгруктура занятия (блоковый подход):
1.Проблемно-мотивационный блок.
2.Информационный блок:
2.1.Развитие радио и возникновение идеи телевидения в 30—40-е годы XX века.
2.2.Развитие радио во время Второй мировой войны.
2.3.Развитие теле-и радиокоммуникаций в «хрущевскую оттепель».
2.4.Развитие теле- и радиокоммуникаций в 80—90-е го­ды XX века.
3. Аналитический блок: современные телекоммуникации.
4. Рефлексивный блок.

Организационная минута
-   Здравствуйте. Садитесь.

1. Проблемно-мотивационный блок
Учитель:
- Последнее десятилетие XX века было отмечено ради­кальными переменами в духовной жизни страны и новыми про­цессами в развитии культуры. Важнейшими условиями эконо­мических и политических преобразований стало утверждение свободы слова, развитие Интернета, рост вовлечённости России в мировое культурное и информационное пространство, глав­ным символом которого является ЗНАК. Именно знаки напол­няют наши мониторы, Интернет, ТУ с числом каналов — 100! Это заставляет согласиться с характеристикой современного об­щества, как «Век визуальной культуры». На наш взгляд интерес­но и актуально проследить основные этапные шаги, проделан­ные в этом направлении.
Цели занятия (ожидаемые результаты).
Учитель:
-   В ходе нашего занятия вы сможете:
1) собрать и отсистематизировать материал;
2) проанализировать приобретённую информацию;
3)создать письменную презентацию учебно-исследова­тельской работы, которая сравнивает структуру теле­вещания в СССР и современную структуру российско­го телевидения (не более 3-х страниц) с обоснованием критериев сравнения.

2. Информационный блок
2.1. Развитие радио и возникновение идеи телевидения в 30—40-е годы XX века.
Учитель:
- Началом этого процесса стала модернизация первой поло­вины XX века, в основе которой лежит научно-технический про­гресс. В 30-е годы в нашей стране развивается радио, и появляют­ся разработки телекоммуникаций, о чём свидетельствуют матери­алы филиала РГАНТД.
Материалы, характеризующие этот период, содержатся в презентации «Развитие радио и возникновение идеи телеви­дения в 30—40-е годы XX века», для подготовки которой были использованы публикации по архивным документам: «Связь в СССР. 1924—1967 гг., история отрасли, обзор», статья Зимина В.А. «Константинов Александр Павлович (1895—1937)» (приложение № 1). Познакомиться с содержанием публикаций было заранее поручено одному из учеников. Сейчас он сделает публичную пре­зентацию, а вы будете видеть документы на экране и вести тезис­ные записи, которые позволят вам сделать выводы для собствен­ной письменной презентации.
Последующее обсуждение мультимедийной презентации и предпо­лагаемые ответы:
Учитель:
- Проверим, насколько внимательно вы слушали:
1. Назовите структурные элементы организации отрасли свя­зи в 30-е годы в СССР. {Министерство связи СССР, Министерства связи союзных республик, ПТУС — Производственно-техническое управление связи, конструкторские бюро, проектные институты, телеграфы, институты связи, техникумы).
2. Существует ли институт связи в настоящее время у нас в Самаре? (ПГУТИ — Поволжский государственный университет те­лекоммуникаций и информатики).
3.  В аудитории есть абитуриенты 2009 г. этого вуза? {Нет).
4. Кто был одним из наиболее перспективных учёных, ко­торый вел разработки в отрасли отечественной связи в 30-е годы? (Л.П. Константинов).
5. Какова его судьба и почему? {Он был репрессирован и в 1636г. приговорён к высшей мере наказания, т.к. эти события про­исходили в государстве тоталитарного типа, а его характерной чертой являются массовые репрессии).
2.2. Развитие радио во время Второй мировой войны.
Учитель:

-   Во время Второй мировой войны Самара стала «запасной столицей» СССР, особо нуждающейся в средствах связи. В целях её обеспечения была выведена «вышка» телефонной и радио свя­зи. Познакомиться с её техническими свойствами позволяют мате­риалы презентации «Развитие радио во время Второй мировой вой­ны» (приложение № 2).
Выступление ученика.
Учитель:
-   Радио — привычное для нас слово. Мы уже иногда и не за­мечаем его. Радио — звуки, которые льются на нас даже из сотово­го телефона. Сегодня, когда есть выбор из различных СМИ, функ­ции радио отошли на задний план. Однако когда мы оказываем­ся там, где нет телеприёмника, мы опять вспоминаем об этой ма­гии — радио. Представьте себе годы войны, когда люди не знают, что происходит в мире, что творится с их близкими и тогда функция ра­дио многократно увеличивается. Чтобы вы поняли значение радио для этого периода, мы предлагаем вам послушать запись голоса из­вестного диктора Левитана, чтобы прочувствовать, как радио может воздействовать на чувства, эмоции и просто на жизнь людей.
Звучит запись голоса Левитана с сообщением о начале Вели­кой Отечественной войны.
Учитель:
-   Это сообщение передала не наша вышка. Но сообщение о победе 9 мая жители нашей области слушали с той самой вышки, строительство которой было заложено в 1941 г.
Последующее обсуждение увиденного и предполагаемые ответы.
Учитель:
1. О чём вы узнали из этой презентации? (О том, что в Сама­ре, в годы Великой Отечественной войны была построена вышка те­лефонной и радио связи, которая в модернизированном виде функцио­нирует до сих пор).
2. Обратимся к историческим персоналиям. Какие учёные занимались вопросами теле-, радиокоммуникаций? {В.И. Бекаури, С.А. Векшинский, А.Л. Минц— все они были репрессированы).
3.  Какова роль профессора А.Л. Минца в строительстве ра­диостанции в Самаре? (Он возглавил строительстве этого уникаль­ного сооружения, которое было завершено в 1943 г.).
4.  Вам известны факты из Всемирной истории, связанные с радио и телевышками в других странах? (Да, в Германии, в феврале 2009 г., произошел демонтаж радиобашни, которая глушила радиосигналы в период деления страны на ФРГ и ГДР).
2.3. Развитие теле- и радиокоммуникаций в «хрущевскую оттепель».
Учитель:

-   Послевоенный период в СССР, как и в других странах — это «бытовая революция». В нашей стране этот период совпадает с периодом «оттепели», наступившей после XX съезда КПСС. Воспользуемся методом мультимедийной лекции. Бытовая революция выразилась:
-   в массовом строительстве малогабаритного жилья;
- в новых дизайнерских решениях встроенной мебели массового производства;
-  в атрибутах модного интерьера:
  • журнальный столик на тонких ножках;
  • подвесные книжные полки;
  • пластмассовая люстра-тарелка;
  • телевизор;
  • проигрыватель или магнитофон;
  • гитара (иллюстрации).
Расширить свои представления об этом периоде вам позво­нит материалы учебника «История России 1945—2008» под редак­цией Л.Л. Данилова, А.И. Уткина, А.В. Филиппова, параграф № 8, в частности, карикатура Кукрыниксов на стиляг. Сегодня, благодаря одноимённому художественному фильму, это слово известно всем. Познакомиться с этим понятием и понять, почему стиляги подвергались в СССР насмешкам и издевательствам, вам помогут страницы учебника.
Именно в этот период начинается ТV-вещание в Самаре. Ответ на вопрос: «Какие технические мероприятия обеспечили этот процесс?»’'— можно найти в презентации «Развитие теле- и радиокоммуникаций в 60—80-е годы XX века», подготовленной на основе документов РГА в г. Самаре «Отчёт о командировке Советской делегации в Канаду для участия в 89-ом съезде Американского общества инженеров кино и теле­видения в мае 1961 г.»; отчёт «Создание комплекта чёрно-белых плёнок для фотографии, кинематографии и телевидения» — де­кабрь 1963 г.; отчёт «Запись телевизионных изображений на 35 мм киноплёнку» — 1965 г.; кадры первой аппаратуры, 8-мм звукового кинофильма с магнитной дорожкой и опытного аппарата «МИГ» — 35 мм плёнки и материалов Интернета. Напоминаем слушателям о необходимости ведения тезисных записей всего услышанного.
Выступление ученика.
Учитель:

- В нашей презентации мы не можем обойти факт запуска в 1957 г. первого искусственного спутника Земли — первого шага по созданию спутникового радио и телевидения, и обращаем ваше внимание, что в 60-е годы телевидение стало доступно и жителям села, даже раньше газификации.
Последующее обсуждение увиденного и предполагаемые ответы.
Учитель:
1. Какие выводы вы смогли сделать из сообщения? (Вторая половина XX века— это «холодная» война, однако, центры развития радио и телевидения переместились за границу, поэтому было много поездок советских специалистов за рубеж на международные конфе­ренции по обмену опытом, в частности в США и Канаду).
2.4. Развитие теле- и радиокоммуникаций в 80—90-е годы XX века.
Учитель:

-  Далее мы переносимся в «эпоху развитого социализма», характерной чертой которого является существование двух ти­пов культур — «официальной» и «неофициальной». С проявлени­ями последней вам позволят познакомиться материалы учебни­ка «История России 1945—2008» под редакцией А.А. Данилова, Л.И. Уткина, А.В. Филиппова, параграф № 12. Обратите внимание на вопросы после параграфа № 1,2.
Для ответа на вопрос о том, какие меры принимались властями для формирования «правильного» мировоззрения у советских граж­дан, мы предлагаем вашему вниманию инсценировку, т.к. именно радио и телевидение транслировало «официальную» культуру.
Инсценировка
(70-е годы XX века. Квартира простого советского труженика.
Собираясь на работу, он включает телевизор.)
Диктор:
- на заседании Верховного Совета СССР было принято ре­шение о присуждении Ленинской премии в области литературы Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Президиума Верховного Совета СССР Леониду Ильичу Брежневу.....
Опаздывая на работу, труженик выключает телевизор. В 18.00. он возвращается после трудового дня. Включает телевизор.
Диктор:
- на заседании Верховного Совета СССР было принято ре­шение о присуждении Ленинской премии в области литературы Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Президиума Верховного Совета СССР Леониду Ильичу Брежневу....
Звонок по телефону — его вызывают на работу — аврал! Вернувшись, домой в двенадцатом часу ночи, он включает ра­дио и ...
Диктор:
- на заседании Верховного Совета СССР было принято решение о присуждении Ленинской премии в области литера­туры Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Пре­зидиума Верховного Совета СССР Леониду Ильичу Брежневу за произведение «Целина», рассказывающее о трудном освоение целинных и залежных земель. Новости села. Механизатор кол­хоза «Заветы Ильича» Иван Петрович Анушкин досрочно вы­полнил свои обязательства перед партией и правительством. На своём участке ...
Дослушав передачу, советский труженик засыпает.
Учитель:
- Инсценировка из жизни простого рабочего показывает, что по телевизору и радио в данный период передавались одни и те же новости.
 
3. Аналитический блок. Современные телекоммуникации
Учитель:
-  Ваше домашнее задание будет состоять в составлении пись­менной презентации учебно-исследовательской работы, сравни­вающей структуру телевещания СССР и современную структуру российского телевидения (не более 3-х страниц) с обоснованием критериев сравнения по материалам собранным в ходе сегодняш­него занятия, и дополнительной информации, которую вы сможе­те собрать самостоятельно, по аналогии со структурой, представ­ленной сегодня.

4. Рефлексивный блок
Учитель:
- Вашему вниманию мы предлагаем визуальный ряд «Раз­витие телекоммуникаций в 80—90-е годы XX века и в XXI веке в СССР и Российской Федерации» (приложение № 4), который по­зволит вам сделать вывод о том, какой материал вы сегодня со­брали, а какого вам не хватает, чтобы ответить на ключевой во­прос нашего семинарского занятия: в чём различия структуры телевещания в СССР и современной структуры российского те­левидения?
В материалах Интернета представлены телевизоры 1950— 1980-х годов. Символы эпохи — автомобиль «Жигули», виниловые пластинки, магнитофон. Показан переход к цифровому, многока­нальному вещанию, современная аппаратура, рейтинг каналов и появление телевидения в сотовых телефонах.

Заключение
Учитель:
- Информационный блок закончен. Вы приступаете к ра­боте с аналитическим блоком. На следующем занятии мы сдела­ем оценку проделанной вами работы. Напоминаем, что вы имее­те доступ к документам филиала РГАНТД, которые есть как в рас­печатанном, так и в электронном виде. У аудитории есть вопросы? Благодарим за внимание. Урок закончен.
 
Список использованных источников:
1. Филиал РГАНТД. Ф.Р-647. Оп.7-2; 5-6.
2.Кривошеев М.И.Отчёт о служебной командировке советской делегации в Канаду для участия в 89-ом съезде Американского об­щества инженеров кино и телевидения в мае 1961 г. // филиал РГАНТД. Ф.Р-162. Оп.2-1.
3.Кондахчан А.О. Создание комплекта чёрно-белых плёнок для фотографии, кинематографии и телевидения. Отчёт по те­мам № 45 и 46. 1963 г. // филиал РГАНТД. Ф.Р-162. Оп.2-1. Д.3117.
4.Жигин Ю.А. Запись телевизионных изображений на 35 мм киноплёнку. Отчёт по теме 0-22. 1966 г. Филиал РГАНТД. Ф.Р-162. Оп.2-1. Д.3250.
5.Фейст А.К. Создание новой техники и технологии производ­ства кинофильмов, кинотелевизионных многокамерных мето­дик. Отчёт по теме 0-2. 1965 г. Кадры первой аппаратуры, 8-мм звукового кинофильма с магнитной дорожкой и опытного ап­парата «МИГ» — 35 мм плёнки // филиал РГАНТД. Ф.Р-162. Оп.2-1. Д.3251.
6.Зимин В.А. Выдающиеся учёные России в области радиотехни­ки и связи. — Самара, 2000.
7.Зимин В.А. Репрессированные учёные-связисты // Научный аль­манах «Телескоп». Специальный выпуск. Историко-архивное восстановление имен и достижений Отечества. — Самара, 2008. - С. 33-40.
8.Программное обеспечение «От Кремля до Рейхстага», по­знавательная коллекция. Республиканский мультимедиа центр.— 2002.
9 Связь в СССР (1924—1967 гг.). (История отрасли по докумен­там РГНТА). Обзор. — Самара, 1993.
10.Электронное приложение к учебнику «История России 1945—2008» для учащихся общеобразовательных учрежде­ний. 11 класс/ Под редакцией А.А. Данилова, А.И. Уткина, А.В. Филиппова.— М., 2008.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ

Приложение №1. Развитие радио и возникновение идеи телевидения в 30-40-е годы XX века.

Связь в СССР (1924 - 1967 гг.) (история отрасли по документам РГНТА): Обзор. - Самара, 1993.

Зимин В.А. КОНСТАНТИНОВ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ (1895-1937)//Выдающиеся ученые России в области радиотехники и связи - Самара, 2000 г.

 

 

Имя талантливого ученого, замечательного педагога Александра Павловича Константинова за­служенно вошло в историю отечественного телеви­дения.

  Родился он 8 ноября 1895 года в Петербурге. В 1913 году закончил реальное училище и поступил в Технологический институт. Его учителем был ученый с мировым именем, основоположник элек­тронного телевидения Б.Л. Розинг. Окончить сту­денту Технологический институт помешала начавшаяся Первая мировая война. Он был призван в 1916 году на военную службу. Там его зачислили в электротехническую школу для обучения радиоте­леграфному делу. В школе Александр познакомился и подружился с Львом Сергеевичем Терменом, на сестре которого потом женился.

  Константинов и Термен были мобилизованы в Красную Армию и вместе служили на Детскосельской радиостанции. Александра Павловича переве­ли в декабре 1919 года на радиостанцию военно-морского флота “Новая Голландия”. Работал он в должности старшего электрика. В нашей стране был голод и отец Александра в поездке за хлебом про­пал в 1919 году без вести. А.П. Константинову, как старшему в семье, пришлось заботиться о воспита­нии восьми братьев и сестер.

  В этот период Александр начал сотрудничать с коллегами Пулковской обсерватории. Он разра­ботал радиоаппаратуру для автоматической регистрации и определения разности сигналов времени Пулковской и Гринвичской обсерваторий.

  В 1924 году по приглашению А.Ф. Иоффе Александр Павлович стал работать в лаборатории Л.С. Термена в государственном физико- техническом рентгеновском институте. Объектом своего исследования он избрал телевизионные уста­новки. Была сконструирована одна из первых таких установок. Она основывалась на развертке изобра­жения с помощью дисков, напоминающих диски Нипкова, в которых традиционные отверстия были заменены небольшими зеркальцами с переменным углом наклона. Шестнадцать зеркалец находилось по периметру диска, которые разлагали изображе­ние на шестнадцать строк. При качании объекта бы­ла введена так называемая чересстрочная развертка. Она давала четкость равноценную тридцати двум строкам. Изображение принималось по проводам и воспроизводилось на экране размером пятьдесят на пятьдесят сантиметров. Данная демонстрация проводилась в Ленинграде и Москве.

  В 1927 году по заказу Совета Труда и Обо­роны коллектив лаборатории изготовил телевизи­онную установку с четкостью почти сто строк. Она была установлена в кабинете наркома К.Е. Вороши­лова и ее демонстрировали военным специалистам.

 Телевидение в России развивалось во взаи­модействии с зарубежными достижениями, но каче­ственный скачок в области кардинальных процессов - преобразования оптического изображения в элек­трические сигналы, усиления последних и обратно­го преобразования их в оптическое изображение - был сделан учеными:  А.П.  Константиновым (мишень с накоплением электрических заря­дов), А.А. Чернышевым (полупроводниковая ми­шень в передающих трубках). С.И. Катаевым (мозаичная мишень), Г.В. Брауде (двухсторонняя мишень) и др. На базе этих предложений и были созданы наиболее распространенные передающие трубки - видикон, иконоскоп; супериконоскоп и суперортикон. Комитет по делам изобретений принял 28 декабря 1930 года к рассмотрению заявку А.П. Константинова на изобретение “Передающее устройство для дальновидения”. В ней была пред­ложена электролучевая телевизионная передающая трубка. В трубке количество световой энергии, ис­пользуемой от каждой точки изображения, принци­пиально не зависит от числа точек, на которое рас­кладывается изображение. Требование высокой све­точувствительности передающей системы перестало лимитировать качество изображения.

  Светочувствительная панель являлась серд­цем телевизионной трубки. Панель состояла из большого количества фотоэлементов, каждый из ко­торых был последовательно соединен с ёмкостью. Когда изображение проектировалось на панель фо­тоэлемент заряжал конденсатор в течение времени развертки одного кадра. Такие трубки были названы трубками с накоплением зарядов, так как конденса­тор элементарного фотоэлемента накапливал энер­гию в течение времени развертки кадра. А.П. Константинов в заявке так описал предмет патента:

"1.Передающее устройство для дальнови­дения с применением многоячейкового фотоэле­мента, на плоскость которого проектируется изображение, - устройство, характеризующееся (тем, что все отдельные фотоэлементы ячеек рабо­тают одновременно и непрерывно, заряжая фотото­ком соответствующие им отдельные конденсаторы.
2. Устройство по п. 1, характеризующееся тем, что заряды конденсаторов ячеек последова­тельно один раз в цикл влияют на сетку усилитель­ной лампы путем электростатистического коллектора, связанного с сеткой лампы, и после это­го разряжаются обычным коллектором и щеткой.
3.  Многократный фотоэлемент в соединении с Брауновской трубкой, работающей по п.1 и отли­чающийся тем, что отдельные проводники помеще­ны в трубчатые ячейки металлической решетки, будучи от неё изолированы и составляя в ней таким образом обкладки конденсатора, воспринимающего заряд, сообщаемый фототоком”. К сожалению, конструкция оказалась слишком сложной и изобре­татель не смог изготовить работоспособный макет, чтобы провести испытания.

  Исследования ученого в области телевидения продолжались. 27 декабря 1935 года А.П. Констан­тинов подал две заявки и на обе были получены ав­торские свидетельства на изобретения”. Одно из них называлось “Способ передачи дальновидения с движущейся установки” (авт. св. № 48556). В опи­сании изобретения говорилось, что:
1. Способ передачи дальновидения с движу­щейся установки с автоматической компенсацией перемещения оптического изображения, отличаю­щийся тем, что электродвижущую силу, управ­ляющую дополнительным смещением развертки в одном или двух координатных направлениях, соз­дают в соответствии с угловой скоростью установки по отношению к проектируемой точке.
2. Прием осуществления способа по п.1, от­личающийся тем, что дополнительную электро­движущую силу (Э.Д.С.) приводят в зависимость от скорости, высоты и скольжения установки (например, самолета) и получают путем воз­действия соответствующих навигационных прибо­ров через посредство электрических схем на генератор указанной э.д.с.
3. Прием осуществления способа по п.1, от­личающийся применением коррекционной электро­движущей силы, зависящей от элементов движения экипажа посредством механической или ручной связи с соответствующими органами управления. Другое изобретение - “Способ передачи дальнови­дения с подвижных установок” (ав. св. № 48557). Этот способ 1. ... “с применением оптических от­клоняющихся систем перед объективом, отличаю­щийся тем, что указанное отклонение системы автоматически и периодически отклоняют на вели­чину, равную и обратную угловому смещению объ­екта. 2. Для осуществления способа по п.1, применение отклоняющей системы, представленной телом, коэффициент преломления которого автома­тически или вручную изменяется с изменением гра­диента к нему приложенного поля”.

  В филиале Российского Государственного архива научно-технической документации, кроме двух изобретений, имеется шесть заявок А.П. Кон­стантинова: “Трубка для усиления по методу элек­тронного умножения” (заявка № 160952 от 16 января 1935 г.); “Способ развертки с переменной скоростью” (заявка № 171341 от 17 июня 1935 г.); “Способ разложения картины при катодном телеви­дении и передаче изображений” (заявка № 184794 от 17 января 1936 г.); “Генератор симметрично­пильчатых токов” (заявка № 184795 от 17 января 1936 г.);  “Способ разложения при катодном даль­новидении” (заявка № 192081 от 19 апреля 1936 г.) и “Устройство для определения скорости движения самолета по отношению к земле” (заявка № 98883 от 4 августа 1936 г.).

Научные работы Александра Павловича Константинова открыли перед другими учеными и изобретателями чрезвычайно обширное поле деятельности для дальнейшего усовершенствования и развития телевидения.

 В октябре 1936 года приказом по Всесоюз­ному научно-исследовательскому институту теле­видения на Константинова А.П. возлагалось руководство работами по организации, разработке и строительству Опытного Ленинградского телевизи­онного центра. Это являлось признанием его авторитета и заслуг. Александра Павловича должны были послать в командировку в Соединенные Шта­ты Америки для изучения опыта. Но, в ночь на пер­вое ноября 1936 года он был неожиданно арестован органами НКВД.

  В “деле” ученого имелся список “членов контрреволюционной группы” (из тридцати чело­век). Его составил профессор-геолог П.Т. Соколов, который также был арестован, под номером два­дцать в списке значится А.П. Константинов. Ему предъявлялось нелепое обвинение в том, что он якобы выполнял задание ученого П.Т. Соколова - “изготовить бомбу для убийства товарища Стали­на”.
  25 мая 1937 года “без представителей обви­нения и защиты” состоялся суд над Константиновым А.П. Приговор - высшая мера.

  Невозможно понять тех людей, которые ли­шили свободы и жизни талантливого ученого и пре­данного Родине сына.  
 
 Память о А.П. Константинове как о выдающемся ученом и замечательном человеке сохранится навсегда.

  Телевидение прочно вошло в наш быт. Осо­бое признание получило телевизионное вещание, как средство информации оно стало в один ряд с периодической печатью и радиовещанием. И в этом есть значительная заслуга Александра Павловича Константинова.


Приложение №2. Развитие радио во время Второй мировой войны.
Зимин В.А. Репрессированные ученые-связисты (по документам филиала РГАНТД)// Телескоп. Научный альманах. Спец. вып. - Самара, 2008.

  Бекаури Владимир Иванович — талантливый изобре­татель, замечательный конструктор, бывший руководи­тель Особого технического бюро по военным изобретениям обладал большой работоспособностью. Этот человек торопился жить, торо­пился отдать людям все свои знания, воплотить в дела свои мысли, идеи. Владимир Иванович в 1937 г. разделил судьбу многих талант­ливых современников. В 1956 году он посмертно реабилитирован.

   В филиале Российского государственного архива научно-технической документации в фонде «Заявочные материалы на изобретения...» имеется 72 заявки на изобретения В.И. Бекаури, на которые получено 82 патента, так как на семь заявок было зарегистрировано по два патента, а на две заявки даже по три. И Только лишь на одну заявку был получен отказ.

   Бекаури Владимир Иванович являлся автором разнообраз­ных торпед, мин: с управлением на расстоянии, подвижные, мины на сжиженном газе, торпеда с двигателем внутреннего сгорания, долговременные плавающие мины; а также устройств и приспособ­лений для них. Важнейшие исследования проводил В.И. Бекаури в области радиотехники и связи. В данном направлении он являлся автором около тридцати изобретений.

   Талантливому новатору принадлежат такие изобретения, как «Телемеханическое устройство» (патенты № 201, 202), «Система избирательной многократной радиотелеграфии» (пат. № 17/3563; 18/3564; 19/3565), «Способ селективного многократного телегра­фирования» (пат. № 25/3571) и др.

   Предложенное им «Устройство избирательной акустической сигнализации» предназначалось для обслуживания всякого рода телемеханических устройств, управляющих как движущими снаря­дами (торпеды, катера, танки), так и стационарными (мины, фуга­сы), а так же для сигнализации, в частности, многократной или секретной, посредством акустических волн. А суть самого изобре­тения состояла в том, что это устройство, «характеризующееся применением в качестве приемника, резонатора (например, Гельм­гольца и т.п.), настроенного на определенный тон, располагаемого перед микрофоном и служащего возбудителем переменного тока, выпрямляемого для замыкания реле постоянного тока или при­меняемого непосредственно при реле переменного тока».

   В.И. Бекаури со своими единомышленниками получил патенты на такие изобретения: «Устройство для многократной изби­рательной сигнализации» (пат. № 200. Авторы Бекаури, Миткевич, Аничков); «Пьезоэлектрический фильтр» (пат. № 204. Авторы Бекаури, Миткевич, Гурин, Деркач); «Способ шифрованной пере­дачи при полмощи электрических колебаний» (пат. № 308. Авторы Бекаури, Карантаров, Гиляров, Клейн, Полов, Слепушкин, Поро- ховский); «Устройство для генерирования незатухающих колеба­ний» (пат. № 307. Авторы Бекаури, Миткевич, Деркач, Гурин) и др.

   Остехбюро под руководством В. И. Бекаури превратилось в мощное научно-производственное учреждение. Для работы были созданы: два филиала в Москве и Севастополе, опытное производ­ство, несколько испытательных полигонов. В 1933 г. на заводе имени Козицкого был запущен в производство первый супергете­родин для магистральных связей («Дозор»). Разработка радиотелемеханических линий, использование в интересах обороны явлений вибрации, магнетизма, блуждающих токов в земле, большое ко­личество других разработок — таков дальнейший путь Особого технического бюро по военным изобретениям.

   Бекаури Владимир Иванович в 1932 г. был награжден ор­деном Красной Звезды за самоотверженную деятельность по укреп­лению обороноспособности нашей страны, в 1933 г. за ценные изобретения в области технического оснащения РККА — Орденом Ленина, а в 1936 году за успешное выполнение крупных изобре­тений по вооружению Красной Армии — Орденом Трудового Крас­ного Знамени.

   О замечательном конструкторе и изобретателе ходили леген­ды. Бекаури обладал острыми, подчас колючими чертами характера. Но рассказывали и о его отзывчивости, доброте, уважении к людям.

   В сентябре 1937 г. он не вернулся из Москвы... Только через восемнадцать лет его дочь Нина Владимировна получила офи­циальное подтверждение в абсолютную честность отца. В нем говорилось: «Сообщаю, что в имеющихся в Военной коллегии Вер­ховного Суда СССР материалах содержатся данные о том, что Осужденный 8 февраля 1938 года Бекаури Владимир Иванович за шпионскую деятельность в пользу Германии определением Воен­ной коллегии Верховного Суда СССР от 9 июня 1956 года реабилитирован (приговор Военной коллегии Верховного Суда СССР по вновь открывшимся обстоятельствам отменен и дело о нем за отсутствием состава преступления прекращено)».

   Суровые испытания выпали и на долю Векшинского Сергея Аркадьевича, крупнейшего ученого, будущего академика, Героя Социалистического Труда. С 1937 г. он начал углубленно зани­маться изучением вопросов технологии изготовления свойств фото­катодов, но в октябре этого года Сергей Аркадьевич освобождается от должности главного инженера завода «Светлана» (завод не выполнил план производства за год). Был назначен консультантом Отраслевой вакуумной лаборатории. Однако в начале 1938 г. Сергей Аркадьевич был арестован и посажен в одиночную камеру. Его "дело" разбиралось полтора года. В конце 1939 г. все обвинения с ученого были сняты, он вернулся на родной завод и занимался там административной работой.

   В годы сталинских репрессий С А. Векшинский изобрел оригинальный «Вторично-электронный усилитель» (пат. св. № 48891) с значительно более рациональной электронно-оптической сис­темой. Затем на его основе была разработана конструкция тринад­цатикаскадного фотоэлектронного умножителя ФЭУ. Немного позже он в соавторстве с В.Н. Авдеевым получил авторское свиде­тельство № 57742 на электронный мультипликатор.

Имя талантливого ученого, замечательного педагога Алек­сандра Павловича Константинова заслуженно вошло в историю отечественного телевидения. 27 декабря 1935 года А.П. Констан­тинов подал две заявки и на обе были получены авторские свиде­тельства на изобретения. Одно из них называлось «Способ пере­дачи дальновидения с движущейся установки» (авт. св. № 48556). В описании изобретения говорилось, что:
«1.Способ передачи дальновидения с движущейся установки с автоматической компенсацией перемещения оптического изобра­жения, отличающийся тем, что электродвижущую силу, управляю­щую дополнительным смещением развертки в одном или двух координатных направлениях, создают в соответствии с угловой ско­ростью установки по отношению к проектируемой точке.
2.Прием осуществления способа по п. 1, отличающийся тем, что дополнительную электродвижущую силу (э.д.с.) приводят в зависимость от скорости, высоты и скольжения установки (на­пример, самолета) и получают путем воздействия соответствующих навигационных приборов через посредство электрических схем на генератор указанной э.д.с.
3. Прием осуществления способа по п. 1, отличающийся применением коррекционной электродвижущей силы, зависящей от элементов движения экипажа посредством механической или ручной связи с соответствующими органами управления.»

   Другое изобретение А.П. Константинова называлось «Спо­соб передачи дальновидения с подвижных установок» (авт. св. №,48557).

    Эти и другие научные работы Александра Павловича Конс­тантинова открыли перед другими учеными и изобретателями чрез­вычайно обширное поле деятельности для дальнейшего усовершен­ствования и развития телевидения.

  В октябре 1936 г. приказом по Всесоюзному научно-исследо­вательскому институту телевидения на А.П. Константинова возла­галось руководство работами по организации, разработке и строительству Опытного Ленинградского телевизионного центра. Это являлось признанием его авторитета и заслуг. Александра Павло­вича должны были послать в командировку в Соединенные Штаты Америки для изучения опыта. Но в ночь на первое ноября 1936 г. он был неожиданно арестован органами НКВД.


  В «деле» ученого имелся список «членов контрреволюци­онной группы» (из тридцати человек). Его составил профессор, геолог П.Т. Соколов, который также был арестован. Под номером двадцать в списке значится А.П. Константинов.

   Ему предъявлялось нелепое обвинение в том, что он якобы выполнял задание ученого П.Т. Соколова «изготовить бомбу для убийства товарища Сталина».

   25 мая 1937 г. «без представителей обвинения и защиты» состоялся суд над А.П. Константиновым. Приговор — высшая мера.

   Невозможно понять тех людей, которые лишили свободы и жизни талантливого ученого и преданного Родине сына.

   Деятельность Александра Львовича Минца — выдающегося ученого и инженера, крупного организатора науки — составляет эпоху в развитии радиотехники, особенно мощного радиостроения и уникальных ускорителей заряженных частиц. Мощные и сверх­мощные радиовещательные станции, построенные по проектам и под руководством А.Л. Минца, намного опережали уровень зару­бежной радиотехники того времени, а его работы по созданию высокочастотных систем ускорителей обеспечили ведущую роль нашей страны в этой новой области техники.

   В филиале РГАНТД находятся сорок шесть заявок А.Л. Минца и изобретения, поданные с 14 мая 1927 г. по 26 сентября 1944 г. Им получено одиннадцать патентов и девять авторских свиде­тельств (только два в соавторстве) на изобретения. Патент № 6901 был получен ученым на «Устройство для регулирования частоты катодного генератора». Назовем еще ряд изобретений выдающе­юся ученого в период сталинских репрессий: «Устройство для радиотелефонной сеточной модуляции»; «Устройство для чересполосной передачи изображений»; «Способ контроля глубины Модуляции»; «Устройство для разделения сеточных токов элект­ронных ламп»; «Способ модуляции высокочастотных колеба­ний»; «Антенное устройство»; «Устройство для плавного изменения в вертикальной плоскости угла направленности макси­мального излучения»; «Способ фазирования э.д.с. возбуж­дения».

   В 30-40-х годах XX века Александра Львовича Минца не раз арестовывали органы НКВД. Поводов для арестов в те годы было более чем «предостаточно»: смелые критические высказывания, контакты с иностранцами во время зарубежных командировок, наличие близких родственников за границей (его родители пос­тоянно проживали в Германии), да мало ли в чем еще можно было тогда обвинить.
Однако каждый арест, как ни странно, заканчивался для ученого... премиями и наградами. Это происходило потому, что в силу незаменимости, Минца выпускали для руководства очередным крупным радиостроительством, причем обязательным условием выдвигалось завершение строительства в срок. Для многих спе­циалистов эти сроки казались просто нереальными, и они не реша­лись ставить свои подписи под проектом. Но благодаря организаторским способностям, умению подобрать и сплотить коллектив Александр Львович все порученные ему работы неизменно доводил до успешного завершения. При этом борьба за технический успех не раз была и борьбой за собственную жизнь в прямом значении этого выражения.

   В 1938 г. профессор А.Л. Минц был занят множеством проблем научного административного и производственного ха­рактера. И вдруг — опять неожиданный арест и надуманное обви­нение в подрыве боеспособности Красной Армии. Только 10 июля 1941 г., А.Л. Минц был освобожден по личному распоряжению Сталина.

   Дело объяснялось тем, что правительство приняло решение о сооружении в городе Куйбышеве (ныне Самара) станции, рабо­тающей на средних волнах, мощностью 1200 КВт, и Александр Львович вновь оказался незаменимым. Именно ему, вместе с груп­пой крупных специалистов было поручено возглавить это строи­тельство. Сооружение названной станции в г. Куйбышеве велось взамен прекративших работу московских радиостанций. Строить приходилось в тяжелых условиях военного времени, в отрыве от специализированной производственной базы. Аппаратура была спроектирована и изготовлена на местных заводах, никогда до этого не производивших ничего подобного, и, что было неслы­ханно, непосредственно на площадке строительства.

   В основу радиостанции была положена предложенная А.Л. Минцем система генераторно-модуляторных блоков, в которой Каждый высокочастотный блок имел автономный модулятор. Вся аппаратура, за исключением антенной системы, располагалась под землей.

  Радиовещание на русском и немецком языках началось еще до полного завершения строительства станции, а в августе 1943 г. Она, являвшаяся уникальнейшим в мире сооружением, была закончена полностью.

  Нам еще потребуется время, чтобы до конца понять и оценить глубину научных идей и вклад в радиотехнику и связь названных ними в работе отечественных ученых, работавших в годы сталин­ских репрессий.

  «Их пытливый ум, стремление быть полезным своей отчизне, не смогли сломить не тяжелые условия, в которых они оказались, ни незаслуженные обвинения, выдвинутые против них, ни годы лишений. Ученые продолжали жить, творить, изобретать»

Приложение №3.
Развитие теле- и радиокоммуникаций в 60-80-е годы
Научный отчет "Запись телевизионных изображений на 35-мм кинопленку". НИКФИ. 1965 г. Филиал РГАНТД. Ф.Р-162. Оп.2-1. Д.3250.

Приложение 4.

Развитие телекоммуникаций в 80-90-е годы XX века и в XXI веке в СССР и Российской Федерации