Форма урока: лабораторное занятие с использованием документов филиала РГАНТД
Межпредметные и межкурсовые связи:
1.Межпредметная интеграция с привлечением и активизацией обществоведческих понятий: научно-техническая революция (НТР) и научно-технический прогресс (НТП); экономическое развитие общества; типы обществ; характеристика политических режимов.
2.Внутрикурсовая интеграция — пять этапов отечественной истории:
а) 30—40-е годы XX века;
б) Вторая мировая война;
в) 60—80-е годы XX века;
г) 80—90-е годы XX века;
д) Россия начала XXI века.
Цели урока: сбор, систематизация и анализ необходимой информации для создания письменной презентации учебно-исследовательской работы, которая сравнивает структуру телевещания в СССР и современную структуру российского телевидения (не более 3-х страниц) с обоснованием критериев сравнения.
Задачи:
1.Образовательные: изучение истории своей страны в XX веке через исследование вопроса о возникновении и развитии радио и телевидения на основе использования исторических документов.
2.Развивающие: формирование грамотной речи учащихся.
3.Воспитывающие: воспитание эстетических чувств и качеств личности, работа с историческими терминами и понятиями, продолжение формирования понятия «культура».
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.
Методическое обеспечение:
1.История России 1945–2008: Учебник / под редакцией А.А. Данилова, А.И. Уткина, А.В. Филиппова. М.: Просвещение, 2008. 368 с.
2.Документы филиала РГАНТД.
Сгруктура занятия (блоковый подход):
1.Проблемно-мотивационный блок.
2.Информационный блок:
2.1.Развитие радио и возникновение идеи телевидения в 30—40-е годы XX века.
2.2.Развитие радио во время Второй мировой войны.
2.3.Развитие теле-и радиокоммуникаций в «хрущевскую оттепель».
2.4.Развитие теле- и радиокоммуникаций в 80—90-е годы XX века.
3. Аналитический блок: современные телекоммуникации.
4. Рефлексивный блок.
Организационная минута
- Здравствуйте. Садитесь.
1. Проблемно-мотивационный блок
Учитель:
- Последнее десятилетие XX века было отмечено радикальными переменами в духовной жизни страны и новыми процессами в развитии культуры. Важнейшими условиями экономических и политических преобразований стало утверждение свободы слова, развитие Интернета, рост вовлечённости России в мировое культурное и информационное пространство, главным символом которого является ЗНАК. Именно знаки наполняют наши мониторы, Интернет, ТУ с числом каналов — 100! Это заставляет согласиться с характеристикой современного общества, как «Век визуальной культуры». На наш взгляд интересно и актуально проследить основные этапные шаги, проделанные в этом направлении.
Цели занятия (ожидаемые результаты).
Учитель:
- В ходе нашего занятия вы сможете:
1) собрать и отсистематизировать материал;
2) проанализировать приобретённую информацию;
3)создать письменную презентацию учебно-исследовательской работы, которая сравнивает структуру телевещания в СССР и современную структуру российского телевидения (не более 3-х страниц) с обоснованием критериев сравнения.
2. Информационный блок
2.1. Развитие радио и возникновение идеи телевидения в 30—40-е годы XX века.
Учитель:
- Началом этого процесса стала модернизация первой половины XX века, в основе которой лежит научно-технический прогресс. В 30-е годы в нашей стране развивается радио, и появляются разработки телекоммуникаций, о чём свидетельствуют материалы филиала РГАНТД.
Материалы, характеризующие этот период, содержатся в презентации «Развитие радио и возникновение идеи телевидения в 30—40-е годы XX века», для подготовки которой были использованы публикации по архивным документам: «Связь в СССР. 1924—1967 гг., история отрасли, обзор», статья Зимина В.А. «Константинов Александр Павлович (1895—1937)» (приложение № 1). Познакомиться с содержанием публикаций было заранее поручено одному из учеников. Сейчас он сделает публичную презентацию, а вы будете видеть документы на экране и вести тезисные записи, которые позволят вам сделать выводы для собственной письменной презентации.
Последующее обсуждение мультимедийной презентации и предполагаемые ответы:
Учитель:
- Проверим, насколько внимательно вы слушали:
1. Назовите структурные элементы организации отрасли связи в 30-е годы в СССР. {Министерство связи СССР, Министерства связи союзных республик, ПТУС — Производственно-техническое управление связи, конструкторские бюро, проектные институты, телеграфы, институты связи, техникумы).
2. Существует ли институт связи в настоящее время у нас в Самаре? (ПГУТИ — Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики).
3. В аудитории есть абитуриенты 2009 г. этого вуза? {Нет).
4. Кто был одним из наиболее перспективных учёных, который вел разработки в отрасли отечественной связи в 30-е годы? (Л.П. Константинов).
5. Какова его судьба и почему? {Он был репрессирован и в 1636г. приговорён к высшей мере наказания, т.к. эти события происходили в государстве тоталитарного типа, а его характерной чертой являются массовые репрессии).
2.2. Развитие радио во время Второй мировой войны.
Учитель:
- Во время Второй мировой войны Самара стала «запасной столицей» СССР, особо нуждающейся в средствах связи. В целях её обеспечения была выведена «вышка» телефонной и радио связи. Познакомиться с её техническими свойствами позволяют материалы презентации «Развитие радио во время Второй мировой войны» (приложение № 2).
Учитель:
- Радио — привычное для нас слово. Мы уже иногда и не замечаем его. Радио — звуки, которые льются на нас даже из сотового телефона. Сегодня, когда есть выбор из различных СМИ, функции радио отошли на задний план. Однако когда мы оказываемся там, где нет телеприёмника, мы опять вспоминаем об этой магии — радио. Представьте себе годы войны, когда люди не знают, что происходит в мире, что творится с их близкими и тогда функция радио многократно увеличивается. Чтобы вы поняли значение радио для этого периода, мы предлагаем вам послушать запись голоса известного диктора Левитана, чтобы прочувствовать, как радио может воздействовать на чувства, эмоции и просто на жизнь людей.
Звучит запись голоса Левитана с сообщением о начале Великой Отечественной войны.
Учитель:
- Это сообщение передала не наша вышка. Но сообщение о победе 9 мая жители нашей области слушали с той самой вышки, строительство которой было заложено в 1941 г.
Последующее обсуждение увиденного и предполагаемые ответы.
Учитель:
1. О чём вы узнали из этой презентации? (О том, что в Самаре, в годы Великой Отечественной войны была построена вышка телефонной и радио связи, которая в модернизированном виде функционирует до сих пор).
2. Обратимся к историческим персоналиям. Какие учёные занимались вопросами теле-, радиокоммуникаций? {В.И. Бекаури, С.А. Векшинский, А.Л. Минц— все они были репрессированы).
3. Какова роль профессора А.Л. Минца в строительстве радиостанции в Самаре? (Он возглавил строительстве этого уникального сооружения, которое было завершено в 1943 г.).
4. Вам известны факты из Всемирной истории, связанные с радио и телевышками в других странах? (Да, в Германии, в феврале 2009 г., произошел демонтаж радиобашни, которая глушила радиосигналы в период деления страны на ФРГ и ГДР).
2.3. Развитие теле- и радиокоммуникаций в «хрущевскую оттепель».
Учитель:
- Послевоенный период в СССР, как и в других странах — это «бытовая революция». В нашей стране этот период совпадает с периодом «оттепели», наступившей после XX съезда КПСС. Воспользуемся методом мультимедийной лекции. Бытовая революция выразилась:
- в массовом строительстве малогабаритного жилья;
- в новых дизайнерских решениях встроенной мебели массового производства;
- в атрибутах модного интерьера:
- журнальный столик на тонких ножках;
- подвесные книжные полки;
- пластмассовая люстра-тарелка;
- телевизор;
- проигрыватель или магнитофон;
- гитара (иллюстрации).
Именно в этот период начинается ТV-вещание в Самаре. Ответ на вопрос: «Какие технические мероприятия обеспечили этот процесс?»’'— можно найти в презентации «Развитие теле- и радиокоммуникаций в 60—80-е годы XX века», подготовленной на основе документов РГА в г. Самаре «Отчёт о командировке Советской делегации в Канаду для участия в 89-ом съезде Американского общества инженеров кино и телевидения в мае 1961 г.»; отчёт «Создание комплекта чёрно-белых плёнок для фотографии, кинематографии и телевидения» — декабрь 1963 г.; отчёт «Запись телевизионных изображений на 35 мм киноплёнку» — 1965 г.; кадры первой аппаратуры, 8-мм звукового кинофильма с магнитной дорожкой и опытного аппарата «МИГ» — 35 мм плёнки и материалов Интернета. Напоминаем слушателям о необходимости ведения тезисных записей всего услышанного.
Выступление ученика.
Учитель:
- В нашей презентации мы не можем обойти факт запуска в 1957 г. первого искусственного спутника Земли — первого шага по созданию спутникового радио и телевидения, и обращаем ваше внимание, что в 60-е годы телевидение стало доступно и жителям села, даже раньше газификации.
Последующее обсуждение увиденного и предполагаемые ответы.
Учитель:
1. Какие выводы вы смогли сделать из сообщения? (Вторая половина XX века— это «холодная» война, однако, центры развития радио и телевидения переместились за границу, поэтому было много поездок советских специалистов за рубеж на международные конференции по обмену опытом, в частности в США и Канаду).
2.4. Развитие теле- и радиокоммуникаций в 80—90-е годы XX века.
Учитель:
- Далее мы переносимся в «эпоху развитого социализма», характерной чертой которого является существование двух типов культур — «официальной» и «неофициальной». С проявлениями последней вам позволят познакомиться материалы учебника «История России 1945—2008» под редакцией А.А. Данилова, Л.И. Уткина, А.В. Филиппова, параграф № 12. Обратите внимание на вопросы после параграфа № 1,2.
Для ответа на вопрос о том, какие меры принимались властями для формирования «правильного» мировоззрения у советских граждан, мы предлагаем вашему вниманию инсценировку, т.к. именно радио и телевидение транслировало «официальную» культуру.
Инсценировка
(70-е годы XX века. Квартира простого советского труженика.
Собираясь на работу, он включает телевизор.)
Диктор:
- на заседании Верховного Совета СССР было принято решение о присуждении Ленинской премии в области литературы Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Президиума Верховного Совета СССР Леониду Ильичу Брежневу.....
Опаздывая на работу, труженик выключает телевизор. В 18.00. он возвращается после трудового дня. Включает телевизор.
Диктор:
- на заседании Верховного Совета СССР было принято решение о присуждении Ленинской премии в области литературы Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Президиума Верховного Совета СССР Леониду Ильичу Брежневу....
Звонок по телефону — его вызывают на работу — аврал! Вернувшись, домой в двенадцатом часу ночи, он включает радио и ...
Диктор:
- на заседании Верховного Совета СССР было принято решение о присуждении Ленинской премии в области литературы Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Президиума Верховного Совета СССР Леониду Ильичу Брежневу за произведение «Целина», рассказывающее о трудном освоение целинных и залежных земель. Новости села. Механизатор колхоза «Заветы Ильича» Иван Петрович Анушкин досрочно выполнил свои обязательства перед партией и правительством. На своём участке ...
Дослушав передачу, советский труженик засыпает.
Учитель:
- Инсценировка из жизни простого рабочего показывает, что по телевизору и радио в данный период передавались одни и те же новости.
Учитель:
- Ваше домашнее задание будет состоять в составлении письменной презентации учебно-исследовательской работы, сравнивающей структуру телевещания СССР и современную структуру российского телевидения (не более 3-х страниц) с обоснованием критериев сравнения по материалам собранным в ходе сегодняшнего занятия, и дополнительной информации, которую вы сможете собрать самостоятельно, по аналогии со структурой, представленной сегодня.
4. Рефлексивный блок
Учитель:
- Вашему вниманию мы предлагаем визуальный ряд «Развитие телекоммуникаций в 80—90-е годы XX века и в XXI веке в СССР и Российской Федерации» (приложение № 4), который позволит вам сделать вывод о том, какой материал вы сегодня собрали, а какого вам не хватает, чтобы ответить на ключевой вопрос нашего семинарского занятия: в чём различия структуры телевещания в СССР и современной структуры российского телевидения?
В материалах Интернета представлены телевизоры 1950— 1980-х годов. Символы эпохи — автомобиль «Жигули», виниловые пластинки, магнитофон. Показан переход к цифровому, многоканальному вещанию, современная аппаратура, рейтинг каналов и появление телевидения в сотовых телефонах.
Заключение
Учитель:
- Информационный блок закончен. Вы приступаете к работе с аналитическим блоком. На следующем занятии мы сделаем оценку проделанной вами работы. Напоминаем, что вы имеете доступ к документам филиала РГАНТД, которые есть как в распечатанном, так и в электронном виде. У аудитории есть вопросы? Благодарим за внимание. Урок закончен.
1. Филиал РГАНТД. Ф.Р-647. Оп.7-2; 5-6.
2.Кривошеев М.И.Отчёт о служебной командировке советской делегации в Канаду для участия в 89-ом съезде Американского общества инженеров кино и телевидения в мае 1961 г. // филиал РГАНТД. Ф.Р-162. Оп.2-1.
3.Кондахчан А.О. Создание комплекта чёрно-белых плёнок для фотографии, кинематографии и телевидения. Отчёт по темам № 45 и 46. 1963 г. // филиал РГАНТД. Ф.Р-162. Оп.2-1. Д.3117.
4.Жигин Ю.А. Запись телевизионных изображений на 35 мм киноплёнку. Отчёт по теме 0-22. 1966 г. Филиал РГАНТД. Ф.Р-162. Оп.2-1. Д.3250.
5.Фейст А.К. Создание новой техники и технологии производства кинофильмов, кинотелевизионных многокамерных методик. Отчёт по теме 0-2. 1965 г. Кадры первой аппаратуры, 8-мм звукового кинофильма с магнитной дорожкой и опытного аппарата «МИГ» — 35 мм плёнки // филиал РГАНТД. Ф.Р-162. Оп.2-1. Д.3251.
6.Зимин В.А. Выдающиеся учёные России в области радиотехники и связи. — Самара, 2000.
7.Зимин В.А. Репрессированные учёные-связисты // Научный альманах «Телескоп». Специальный выпуск. Историко-архивное восстановление имен и достижений Отечества. — Самара, 2008. - С. 33-40.
8.Программное обеспечение «От Кремля до Рейхстага», познавательная коллекция. Республиканский мультимедиа центр.— 2002.
9 Связь в СССР (1924—1967 гг.). (История отрасли по документам РГНТА). Обзор. — Самара, 1993.
10.Электронное приложение к учебнику «История России 1945—2008» для учащихся общеобразовательных учреждений. 11 класс/ Под редакцией А.А. Данилова, А.И. Уткина, А.В. Филиппова.— М., 2008.
ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ
Приложение №1. Развитие радио и возникновение идеи телевидения в 30-40-е годы XX века.
Связь в СССР (1924 - 1967 гг.) (история отрасли по документам РГНТА): Обзор. - Самара, 1993.
Зимин В.А. КОНСТАНТИНОВ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ (1895-1937)//Выдающиеся ученые России в области радиотехники и связи - Самара, 2000 г.
Имя талантливого ученого, замечательного педагога Александра Павловича Константинова заслуженно вошло в историю отечественного телевидения.
Родился он 8 ноября 1895 года в Петербурге. В 1913 году закончил реальное училище и поступил в Технологический институт. Его учителем был ученый с мировым именем, основоположник электронного телевидения Б.Л. Розинг. Окончить студенту Технологический институт помешала начавшаяся Первая мировая война. Он был призван в 1916 году на военную службу. Там его зачислили в электротехническую школу для обучения радиотелеграфному делу. В школе Александр познакомился и подружился с Львом Сергеевичем Терменом, на сестре которого потом женился.
Константинов и Термен были мобилизованы в Красную Армию и вместе служили на Детскосельской радиостанции. Александра Павловича перевели в декабре 1919 года на радиостанцию военно-морского флота “Новая Голландия”. Работал он в должности старшего электрика. В нашей стране был голод и отец Александра в поездке за хлебом пропал в 1919 году без вести. А.П. Константинову, как старшему в семье, пришлось заботиться о воспитании восьми братьев и сестер.
В этот период Александр начал сотрудничать с коллегами Пулковской обсерватории. Он разработал радиоаппаратуру для автоматической регистрации и определения разности сигналов времени Пулковской и Гринвичской обсерваторий.
В 1924 году по приглашению А.Ф. Иоффе Александр Павлович стал работать в лаборатории Л.С. Термена в государственном физико- техническом рентгеновском институте. Объектом своего исследования он избрал телевизионные установки. Была сконструирована одна из первых таких установок. Она основывалась на развертке изображения с помощью дисков, напоминающих диски Нипкова, в которых традиционные отверстия были заменены небольшими зеркальцами с переменным углом наклона. Шестнадцать зеркалец находилось по периметру диска, которые разлагали изображение на шестнадцать строк. При качании объекта была введена так называемая чересстрочная развертка. Она давала четкость равноценную тридцати двум строкам. Изображение принималось по проводам и воспроизводилось на экране размером пятьдесят на пятьдесят сантиметров. Данная демонстрация проводилась в Ленинграде и Москве.
В 1927 году по заказу Совета Труда и Обороны коллектив лаборатории изготовил телевизионную установку с четкостью почти сто строк. Она была установлена в кабинете наркома К.Е. Ворошилова и ее демонстрировали военным специалистам.
Телевидение в России развивалось во взаимодействии с зарубежными достижениями, но качественный скачок в области кардинальных процессов - преобразования оптического изображения в электрические сигналы, усиления последних и обратного преобразования их в оптическое изображение - был сделан учеными: А.П. Константиновым (мишень с накоплением электрических зарядов), А.А. Чернышевым (полупроводниковая мишень в передающих трубках). С.И. Катаевым (мозаичная мишень), Г.В. Брауде (двухсторонняя мишень) и др. На базе этих предложений и были созданы наиболее распространенные передающие трубки - видикон, иконоскоп; супериконоскоп и суперортикон. Комитет по делам изобретений принял 28 декабря 1930 года к рассмотрению заявку А.П. Константинова на изобретение “Передающее устройство для дальновидения”. В ней была предложена электролучевая телевизионная передающая трубка. В трубке количество световой энергии, используемой от каждой точки изображения, принципиально не зависит от числа точек, на которое раскладывается изображение. Требование высокой светочувствительности передающей системы перестало лимитировать качество изображения.
Светочувствительная панель являлась сердцем телевизионной трубки. Панель состояла из большого количества фотоэлементов, каждый из которых был последовательно соединен с ёмкостью. Когда изображение проектировалось на панель фотоэлемент заряжал конденсатор в течение времени развертки одного кадра. Такие трубки были названы трубками с накоплением зарядов, так как конденсатор элементарного фотоэлемента накапливал энергию в течение времени развертки кадра. А.П. Константинов в заявке так описал предмет патента:
"1.Передающее устройство для дальновидения с применением многоячейкового фотоэлемента, на плоскость которого проектируется изображение, - устройство, характеризующееся (тем, что все отдельные фотоэлементы ячеек работают одновременно и непрерывно, заряжая фототоком соответствующие им отдельные конденсаторы.
2. Устройство по п. 1, характеризующееся тем, что заряды конденсаторов ячеек последовательно один раз в цикл влияют на сетку усилительной лампы путем электростатистического коллектора, связанного с сеткой лампы, и после этого разряжаются обычным коллектором и щеткой.
3. Многократный фотоэлемент в соединении с Брауновской трубкой, работающей по п.1 и отличающийся тем, что отдельные проводники помещены в трубчатые ячейки металлической решетки, будучи от неё изолированы и составляя в ней таким образом обкладки конденсатора, воспринимающего заряд, сообщаемый фототоком”. К сожалению, конструкция оказалась слишком сложной и изобретатель не смог изготовить работоспособный макет, чтобы провести испытания.
Исследования ученого в области телевидения продолжались. 27 декабря 1935 года А.П. Константинов подал две заявки и на обе были получены авторские свидетельства на изобретения”. Одно из них называлось “Способ передачи дальновидения с движущейся установки” (авт. св. № 48556). В описании изобретения говорилось, что:
1. Способ передачи дальновидения с движущейся установки с автоматической компенсацией перемещения оптического изображения, отличающийся тем, что электродвижущую силу, управляющую дополнительным смещением развертки в одном или двух координатных направлениях, создают в соответствии с угловой скоростью установки по отношению к проектируемой точке.
2. Прием осуществления способа по п.1, отличающийся тем, что дополнительную электродвижущую силу (Э.Д.С.) приводят в зависимость от скорости, высоты и скольжения установки (например, самолета) и получают путем воздействия соответствующих навигационных приборов через посредство электрических схем на генератор указанной э.д.с.
3. Прием осуществления способа по п.1, отличающийся применением коррекционной электродвижущей силы, зависящей от элементов движения экипажа посредством механической или ручной связи с соответствующими органами управления. Другое изобретение - “Способ передачи дальновидения с подвижных установок” (ав. св. № 48557). Этот способ 1. ... “с применением оптических отклоняющихся систем перед объективом, отличающийся тем, что указанное отклонение системы автоматически и периодически отклоняют на величину, равную и обратную угловому смещению объекта. 2. Для осуществления способа по п.1, применение отклоняющей системы, представленной телом, коэффициент преломления которого автоматически или вручную изменяется с изменением градиента к нему приложенного поля”.
В филиале Российского Государственного архива научно-технической документации, кроме двух изобретений, имеется шесть заявок А.П. Константинова: “Трубка для усиления по методу электронного умножения” (заявка № 160952 от 16 января 1935 г.); “Способ развертки с переменной скоростью” (заявка № 171341 от 17 июня 1935 г.); “Способ разложения картины при катодном телевидении и передаче изображений” (заявка № 184794 от 17 января 1936 г.); “Генератор симметричнопильчатых токов” (заявка № 184795 от 17 января 1936 г.); “Способ разложения при катодном дальновидении” (заявка № 192081 от 19 апреля 1936 г.) и “Устройство для определения скорости движения самолета по отношению к земле” (заявка № 98883 от 4 августа 1936 г.).
Научные работы Александра Павловича Константинова открыли перед другими учеными и изобретателями чрезвычайно обширное поле деятельности для дальнейшего усовершенствования и развития телевидения.
В октябре 1936 года приказом по Всесоюзному научно-исследовательскому институту телевидения на Константинова А.П. возлагалось руководство работами по организации, разработке и строительству Опытного Ленинградского телевизионного центра. Это являлось признанием его авторитета и заслуг. Александра Павловича должны были послать в командировку в Соединенные Штаты Америки для изучения опыта. Но, в ночь на первое ноября 1936 года он был неожиданно арестован органами НКВД.
В “деле” ученого имелся список “членов контрреволюционной группы” (из тридцати человек). Его составил профессор-геолог П.Т. Соколов, который также был арестован, под номером двадцать в списке значится А.П. Константинов. Ему предъявлялось нелепое обвинение в том, что он якобы выполнял задание ученого П.Т. Соколова - “изготовить бомбу для убийства товарища Сталина”.
25 мая 1937 года “без представителей обвинения и защиты” состоялся суд над Константиновым А.П. Приговор - высшая мера.
Невозможно понять тех людей, которые лишили свободы и жизни талантливого ученого и преданного Родине сына.
Память о А.П. Константинове как о выдающемся ученом и замечательном человеке сохранится навсегда.
Телевидение прочно вошло в наш быт. Особое признание получило телевизионное вещание, как средство информации оно стало в один ряд с периодической печатью и радиовещанием. И в этом есть значительная заслуга Александра Павловича Константинова.
Приложение №2. Развитие радио во время Второй мировой войны.
Зимин В.А. Репрессированные ученые-связисты (по документам филиала РГАНТД)// Телескоп. Научный альманах. Спец. вып. - Самара, 2008.
Бекаури Владимир Иванович — талантливый изобретатель, замечательный конструктор, бывший руководитель Особого технического бюро по военным изобретениям обладал большой работоспособностью. Этот человек торопился жить, торопился отдать людям все свои знания, воплотить в дела свои мысли, идеи. Владимир Иванович в 1937 г. разделил судьбу многих талантливых современников. В 1956 году он посмертно реабилитирован.
В филиале Российского государственного архива научно-технической документации в фонде «Заявочные материалы на изобретения...» имеется 72 заявки на изобретения В.И. Бекаури, на которые получено 82 патента, так как на семь заявок было зарегистрировано по два патента, а на две заявки даже по три. И Только лишь на одну заявку был получен отказ.
Бекаури Владимир Иванович являлся автором разнообразных торпед, мин: с управлением на расстоянии, подвижные, мины на сжиженном газе, торпеда с двигателем внутреннего сгорания, долговременные плавающие мины; а также устройств и приспособлений для них. Важнейшие исследования проводил В.И. Бекаури в области радиотехники и связи. В данном направлении он являлся автором около тридцати изобретений.
Талантливому новатору принадлежат такие изобретения, как «Телемеханическое устройство» (патенты № 201, 202), «Система избирательной многократной радиотелеграфии» (пат. № 17/3563; 18/3564; 19/3565), «Способ селективного многократного телеграфирования» (пат. № 25/3571) и др.
Предложенное им «Устройство избирательной акустической сигнализации» предназначалось для обслуживания всякого рода телемеханических устройств, управляющих как движущими снарядами (торпеды, катера, танки), так и стационарными (мины, фугасы), а так же для сигнализации, в частности, многократной или секретной, посредством акустических волн. А суть самого изобретения состояла в том, что это устройство, «характеризующееся применением в качестве приемника, резонатора (например, Гельмгольца и т.п.), настроенного на определенный тон, располагаемого перед микрофоном и служащего возбудителем переменного тока, выпрямляемого для замыкания реле постоянного тока или применяемого непосредственно при реле переменного тока».
В.И. Бекаури со своими единомышленниками получил патенты на такие изобретения: «Устройство для многократной избирательной сигнализации» (пат. № 200. Авторы Бекаури, Миткевич, Аничков); «Пьезоэлектрический фильтр» (пат. № 204. Авторы Бекаури, Миткевич, Гурин, Деркач); «Способ шифрованной передачи при полмощи электрических колебаний» (пат. № 308. Авторы Бекаури, Карантаров, Гиляров, Клейн, Полов, Слепушкин, Поро- ховский); «Устройство для генерирования незатухающих колебаний» (пат. № 307. Авторы Бекаури, Миткевич, Деркач, Гурин) и др.
Остехбюро под руководством В. И. Бекаури превратилось в мощное научно-производственное учреждение. Для работы были созданы: два филиала в Москве и Севастополе, опытное производство, несколько испытательных полигонов. В 1933 г. на заводе имени Козицкого был запущен в производство первый супергетеродин для магистральных связей («Дозор»). Разработка радиотелемеханических линий, использование в интересах обороны явлений вибрации, магнетизма, блуждающих токов в земле, большое количество других разработок — таков дальнейший путь Особого технического бюро по военным изобретениям.
Бекаури Владимир Иванович в 1932 г. был награжден орденом Красной Звезды за самоотверженную деятельность по укреплению обороноспособности нашей страны, в 1933 г. за ценные изобретения в области технического оснащения РККА — Орденом Ленина, а в 1936 году за успешное выполнение крупных изобретений по вооружению Красной Армии — Орденом Трудового Красного Знамени.
О замечательном конструкторе и изобретателе ходили легенды. Бекаури обладал острыми, подчас колючими чертами характера. Но рассказывали и о его отзывчивости, доброте, уважении к людям.
В сентябре 1937 г. он не вернулся из Москвы... Только через восемнадцать лет его дочь Нина Владимировна получила официальное подтверждение в абсолютную честность отца. В нем говорилось: «Сообщаю, что в имеющихся в Военной коллегии Верховного Суда СССР материалах содержатся данные о том, что Осужденный 8 февраля 1938 года Бекаури Владимир Иванович за шпионскую деятельность в пользу Германии определением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 9 июня 1956 года реабилитирован (приговор Военной коллегии Верховного Суда СССР по вновь открывшимся обстоятельствам отменен и дело о нем за отсутствием состава преступления прекращено)».
Суровые испытания выпали и на долю Векшинского Сергея Аркадьевича, крупнейшего ученого, будущего академика, Героя Социалистического Труда. С 1937 г. он начал углубленно заниматься изучением вопросов технологии изготовления свойств фотокатодов, но в октябре этого года Сергей Аркадьевич освобождается от должности главного инженера завода «Светлана» (завод не выполнил план производства за год). Был назначен консультантом Отраслевой вакуумной лаборатории. Однако в начале 1938 г. Сергей Аркадьевич был арестован и посажен в одиночную камеру. Его "дело" разбиралось полтора года. В конце 1939 г. все обвинения с ученого были сняты, он вернулся на родной завод и занимался там административной работой.
В годы сталинских репрессий С А. Векшинский изобрел оригинальный «Вторично-электронный усилитель» (пат. св. № 48891) с значительно более рациональной электронно-оптической системой. Затем на его основе была разработана конструкция тринадцатикаскадного фотоэлектронного умножителя ФЭУ. Немного позже он в соавторстве с В.Н. Авдеевым получил авторское свидетельство № 57742 на электронный мультипликатор.
Имя талантливого ученого, замечательного педагога Александра Павловича Константинова заслуженно вошло в историю отечественного телевидения. 27 декабря 1935 года А.П. Константинов подал две заявки и на обе были получены авторские свидетельства на изобретения. Одно из них называлось «Способ передачи дальновидения с движущейся установки» (авт. св. № 48556). В описании изобретения говорилось, что:
«1.Способ передачи дальновидения с движущейся установки с автоматической компенсацией перемещения оптического изображения, отличающийся тем, что электродвижущую силу, управляющую дополнительным смещением развертки в одном или двух координатных направлениях, создают в соответствии с угловой скоростью установки по отношению к проектируемой точке.
2.Прием осуществления способа по п. 1, отличающийся тем, что дополнительную электродвижущую силу (э.д.с.) приводят в зависимость от скорости, высоты и скольжения установки (например, самолета) и получают путем воздействия соответствующих навигационных приборов через посредство электрических схем на генератор указанной э.д.с.
3. Прием осуществления способа по п. 1, отличающийся применением коррекционной электродвижущей силы, зависящей от элементов движения экипажа посредством механической или ручной связи с соответствующими органами управления.»
Другое изобретение А.П. Константинова называлось «Способ передачи дальновидения с подвижных установок» (авт. св. №,48557).
Эти и другие научные работы Александра Павловича Константинова открыли перед другими учеными и изобретателями чрезвычайно обширное поле деятельности для дальнейшего усовершенствования и развития телевидения.
В октябре 1936 г. приказом по Всесоюзному научно-исследовательскому институту телевидения на А.П. Константинова возлагалось руководство работами по организации, разработке и строительству Опытного Ленинградского телевизионного центра. Это являлось признанием его авторитета и заслуг. Александра Павловича должны были послать в командировку в Соединенные Штаты Америки для изучения опыта. Но в ночь на первое ноября 1936 г. он был неожиданно арестован органами НКВД.
В «деле» ученого имелся список «членов контрреволюционной группы» (из тридцати человек). Его составил профессор, геолог П.Т. Соколов, который также был арестован. Под номером двадцать в списке значится А.П. Константинов.
Ему предъявлялось нелепое обвинение в том, что он якобы выполнял задание ученого П.Т. Соколова «изготовить бомбу для убийства товарища Сталина».
25 мая 1937 г. «без представителей обвинения и защиты» состоялся суд над А.П. Константиновым. Приговор — высшая мера.
Невозможно понять тех людей, которые лишили свободы и жизни талантливого ученого и преданного Родине сына.
Деятельность Александра Львовича Минца — выдающегося ученого и инженера, крупного организатора науки — составляет эпоху в развитии радиотехники, особенно мощного радиостроения и уникальных ускорителей заряженных частиц. Мощные и сверхмощные радиовещательные станции, построенные по проектам и под руководством А.Л. Минца, намного опережали уровень зарубежной радиотехники того времени, а его работы по созданию высокочастотных систем ускорителей обеспечили ведущую роль нашей страны в этой новой области техники.
В филиале РГАНТД находятся сорок шесть заявок А.Л. Минца и изобретения, поданные с 14 мая 1927 г. по 26 сентября 1944 г. Им получено одиннадцать патентов и девять авторских свидетельств (только два в соавторстве) на изобретения. Патент № 6901 был получен ученым на «Устройство для регулирования частоты катодного генератора». Назовем еще ряд изобретений выдающеюся ученого в период сталинских репрессий: «Устройство для радиотелефонной сеточной модуляции»; «Устройство для чересполосной передачи изображений»; «Способ контроля глубины Модуляции»; «Устройство для разделения сеточных токов электронных ламп»; «Способ модуляции высокочастотных колебаний»; «Антенное устройство»; «Устройство для плавного изменения в вертикальной плоскости угла направленности максимального излучения»; «Способ фазирования э.д.с. возбуждения».
В 30-40-х годах XX века Александра Львовича Минца не раз арестовывали органы НКВД. Поводов для арестов в те годы было более чем «предостаточно»: смелые критические высказывания, контакты с иностранцами во время зарубежных командировок, наличие близких родственников за границей (его родители постоянно проживали в Германии), да мало ли в чем еще можно было тогда обвинить.
Однако каждый арест, как ни странно, заканчивался для ученого... премиями и наградами. Это происходило потому, что в силу незаменимости, Минца выпускали для руководства очередным крупным радиостроительством, причем обязательным условием выдвигалось завершение строительства в срок. Для многих специалистов эти сроки казались просто нереальными, и они не решались ставить свои подписи под проектом. Но благодаря организаторским способностям, умению подобрать и сплотить коллектив Александр Львович все порученные ему работы неизменно доводил до успешного завершения. При этом борьба за технический успех не раз была и борьбой за собственную жизнь в прямом значении этого выражения.
В 1938 г. профессор А.Л. Минц был занят множеством проблем научного административного и производственного характера. И вдруг — опять неожиданный арест и надуманное обвинение в подрыве боеспособности Красной Армии. Только 10 июля 1941 г., А.Л. Минц был освобожден по личному распоряжению Сталина.
Дело объяснялось тем, что правительство приняло решение о сооружении в городе Куйбышеве (ныне Самара) станции, работающей на средних волнах, мощностью 1200 КВт, и Александр Львович вновь оказался незаменимым. Именно ему, вместе с группой крупных специалистов было поручено возглавить это строительство. Сооружение названной станции в г. Куйбышеве велось взамен прекративших работу московских радиостанций. Строить приходилось в тяжелых условиях военного времени, в отрыве от специализированной производственной базы. Аппаратура была спроектирована и изготовлена на местных заводах, никогда до этого не производивших ничего подобного, и, что было неслыханно, непосредственно на площадке строительства.
В основу радиостанции была положена предложенная А.Л. Минцем система генераторно-модуляторных блоков, в которой Каждый высокочастотный блок имел автономный модулятор. Вся аппаратура, за исключением антенной системы, располагалась под землей.
Радиовещание на русском и немецком языках началось еще до полного завершения строительства станции, а в августе 1943 г. Она, являвшаяся уникальнейшим в мире сооружением, была закончена полностью.
Нам еще потребуется время, чтобы до конца понять и оценить глубину научных идей и вклад в радиотехнику и связь названных ними в работе отечественных ученых, работавших в годы сталинских репрессий.
«Их пытливый ум, стремление быть полезным своей отчизне, не смогли сломить не тяжелые условия, в которых они оказались, ни незаслуженные обвинения, выдвинутые против них, ни годы лишений. Ученые продолжали жить, творить, изобретать»
- Назад
- В начало страницы
- В начало выставки
- На главную
- Далее