Карта сайта


Грицевич Никита - 2 место,
  8 «В» класс, МБОУ СОШ № 124 г. о. Самара

 

Среди домов одноэтажных
Из кирпича возведена,
Пожарка возвышалась важно,
Любому жителю видна.
 
И там, на самой верхотуре,
Ходил кругами часовой.
Взгляд подозрительностью хмурил
На деревянный город свой.
 
А если где пожар случался,
Он бил во все колокола.
И вой сирены раздавался
И накалялся добела.
 
А люди у домов стекались:
– Да что горит там, Боже мой!
Как никогда тогда сближались
Пред чьей-то страшною бедой.
 
Запретов никаких не слыша,
Отчаянный являя вид,
Мальчишки штурмовали крыши
И сообщали – где горит.

(Виктор Володин)


 

Введение

2014 год объявлен годом культуры. Со своей работой мы обратились в министерство культуры по Самарский области и Государственную думу Самарской области, где поддержали идею по созданию музея в здании каланчи.

Реставрация пожарной каланчи заканчивается, архитектура здания сильно изменилась. Мы решили виртуально восстановить исторический облик здания и провести по нему небольшую экскурсию.

Актуальность данной работы в том, что здание старой пожарной каланчи отреставрировано с учетом приспособления для современного использования. В фасадной части здания будет располагаться музей, в остальных помещениях – учебные классы.

Объект исследования: архитектурные и исторические особенности пожарного дела в Самаре.

Предмет исследования: история и архитектура самарской пожарной каланчи XIX века.

Цель исследования: максимально достоверно восстановить исторический облик старой пожарной каланчи города Самара XIX века.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)изучить архивные материалы фондов города Самара;
2)узнать о жизни и быте пожарных в то время;
3)измерить здание и изучить его архитектуру, планировку внутренних помещений;
4)изучить компьютерные программы для создания трехмерной модели самарской пожарной каланчи.

 

I. Процесс моего исследования

Изучив архивные материалы фондов города Самары, мы не нашли ни одного чертежа старой пожарной каланчи XIX века. Планы БТИ не подходили, так как они датированы 1914 годом, когда каланча уже была перестроена и видоизменена. Единственным выходом было самостоятельно замерить здание (сейчас в нем располагается учебный пожарный центр (УПЦ). Руководство учебного центра дало согласие на проведение измерений.

Измерение каланчи производилось обычной рулеткой. В процессе реставрации я неоднократно посещал каланчу, наблюдая за ходом работ. В ходе ремонта были открыты заложенные кирпичом проходы и выезд. Когда все замеры были записаны, началась работа над восстановлением. С появлением первого чертежа возникла идея создания трехмерной модели самарской пожарной каланчи со всеми ее выездами и проходами. Для этого потребовалось изучить несколько компьютерных программ – AdobePhotoshop, CorelDraw, SketchUp.

Изучив программы, я приступил к работе по созданию 3D макета и виртуальной экскурсии с максимально достоверно восстановленным историческим обликом старой пожарной каланчи XIX века.
 

II. Виртуальная экскурсия по самарской пожарной каланче XIX века

Строительство Самарской пожарно-полицейской части началось в 1898 году по проекту самарского архитектора Александра Александровича Щербачева. Пожарные заехали в новое здание в 1904 году. Архитектурный комплекс пожарной части состоит из двух кирпичных зданий: одно двухэтажное с каланчой, на шесть пожарных выездов за реку Волгу, второе –одноэтажное, на шесть пожарных выездов на реку Самара. За всю свою историю здание пожарной части много раз изменялось и перестраивалось.

Сегодня я хочу рассказать о здании с каланчой, каким оно было изначально по проекту А.А. Щербачева.
Свой рассказ начну с описания внутреннего двора. Пройдя через ворота, мы видим два параллельно стоящих двухэтажных здания, своим торцом примыкающие к зданию с каланчей. Первые этажи этих двух зданий занимали конюшни с отдельным выездом во двор. Сейчас ворота конюшен заложены кирпичом. А когда-то здесь был выезд пожарных лошадей. Лошади у пожарных были специально обучены, они не боялись ни громких, резких звуков, ни горящего огня. Лошади находились в своих стойлах, всегда готовые к выезду на пожар. В каждой пожарной части были лошади разной масти. В первой пожарной части они были серые в черное яблоко, каждая имела свою кличку и слушалась только своего кучера. Пройдя через конюшню, мы видим арочный проход на каретник. Повернув направо, попадаем в помещение, в котором находится главный вход и лестница, ведущая на второй этаж. Здесь же расположены две комнаты: первая – цейхгауз (помещение, где хранят запасы пожарного инвентаря и обмундирования), вторая – кладовая или чулан (здесь хранился хозяйственный инвентарь – тряпки, метлы и т.д.). Поднявшись по лестнице на второй этаж, мы попадаем в помещение казарм (помещение для проживания пожарных). Казармы были очень тесными, здесь же на веревках сохла мокрая одежда пожарных. При подаче сигнала тревоги одна часть команды (верховой, кучера) направлялась по лестнице вниз в конюшни и оттуда выводили лошадей к месту закладки (то есть запряжки в пожарные хода). Вторая часть пожарных (трубники) спешила по коридору в помещение, в котором была установлена вертикальная труба. По ней пожарные спускались к трубным ходам. Внизу вокруг трубы укладывались мешки с песком, чтобы пожарные не отбили себе ноги. Здесь же вдоль узкого коридора по обе стороны помещения с трубой находились квартиры женатых пожарных – отдельные жилые помещения с видом на Волгу. Их занимали старшие пожарные служители, помощник брандмейстера и семейные пожарные со своими семьями. Сам брандмейстер со своей семьей жил в отдельном деревянном доме во дворе пожарной части. В этом же коридоре мы видим отдельную деревянную лестницу. Поднимаясь по ней, мы попадаем на чердак здания. На чердаке мы видим кирпичную шахту с деревянной дверью, за ней вход в самое сердце пожарной части – пожарную каланчу. Открывая дверь, по железной винтовой лестнице, поднимаемся на вершину кирпичной башни. Окна башни освещают лестницу со всех четырех сторон. Поднявшись на последнюю ступеньку и открыв деревянный люк, мы оказываемся на самой вершине пожарной каланчи – смотровой площадке. Здесь, с высоты 26 метров далеко просматривалась вся деревянная Самара и река Волга. Отсюда была видна и река Самара с хлебными амбарами вдоль берега. Днем и ночью, зимой и летом, в любую погоду нес свою службу постовой. Если вдруг вдалеке появлялся дымок, постовой быстро поднимал в небо систему шаров или флажков, а ночью – факелов. Каждый цвет шара и флажков означал район города, в котором произошло возгорание. Тревожно звонил колокол, дежурный у парадного входа быстро открывал ворота пожарных выездов, и лошади с грохотом вывозили по мостовой пожарные хода.

А теперь я покажу самое интересное, на мой взгляд, помещение – трубный сарай или пожарный каретник. Трубный сарай – самое важное место пожарной части. Здесь на стенах хранятся пожарные топоры, багры, ломы, дышла для повозок и каски трубников. В особом месте хранился выездной флаг, с которым пожарная команда выезжала на пожар. По флагу можно было определить номер пожарной части. Ну и конечно здесь хранились пожарные хода для доставки команды и оборудования к месту пожара. Хода были в зависимости от времени года летние и зимние. Летние – на колесах, зимние – на санях. Но были еще и ручные пожарные хода. Вместе с конными ходами их вывозили на пожар вручную. Подробно каждый ход был описан в проекте «ПОЖАРНЫЙ ОБОЗ ЦАРСКОЙ САМАРЫ – К 170-летию Самарской пожарной охраны». В трубных сараях всегда стоял обоз в полной готовности к выезду на пожар.


 

Заключение

 Подводя итоги проделанной исследовательской работы, можно сделать следующие выводы:
1.Изучив архивные материалы фондов города Самары, мы смогли ознакомиться с документами и планами здания с каланчей только после того, как его уже несколько раз видоизменяли и перестраивали, меняя его первоначальный облик. Исходя из этого, возникла необходимость замерить здание с каланчей в реальном виде и сопоставить результаты измерений с данными материалов архива.

2.Узнать о жизни и быте пожарных того времени помогли воспоминания ветерана УПЦ Ермалаева Александра Сергеевича по рассказам своего отца и деда, живших и работавших в первой пожарной части города Самары в конце XIX века. По воспоминаниям деда Александра Сергеевича, рассказанных ему в детстве, я смог создать облик внутренних помещений здания с каланчей.

3.Измерив здание, изучив по отбитой штукатурке архитектуру и планировку внутренних помещений, создался 3D образ здания самарской пожарной каланчи XIX века.

Заканчивая свой проект в пожарном каретнике, я не заканчиваю свою тему. Я буду работать над вторым, не менее интересным, корпусом. Он будет включать в себя рассказ о шести пожарных выездах на реку Самару, о помещениях, в которых хранилась пожарная механическая лестница, помещение телеграфиста, а также амбар для сена, кузница, баня, мастерские для ремонта пожарных повозок и ходов и жилой дом брандмейстера.

Реставрация пожарной каланчи подходит к завершению. Работая в сотрудничестве с руководством Учебного Пожарного центра, я тоже внес свой вклад. Когда музей откроется, я подарю ему макет здания пожарной каланчи с пожарным конным обозом, который сейчас находится в процессе работы. Приглашаю уже на реальную экскурсию в пожарную каланчу.
 

Литература

1.Архивный фонд Самарской городской управы: Ф. 153, оп. 30, д. 40; оп 36, д. 922, 925; оп. 38, д. 350; оп. 39, д. 55.
2.Архивный фонд Самарской городской управы: Ф. 170, оп. 6, д. 1839, 1842, 1845, 1846.
3. Архивный фонд Самарской городской управы: Ф.р-4940, оп. 1, д. 7.
4. Алабин
П.В. Двадцатипятилетие Самары как губернского города. – Самара: Изд-во «Самар. стат. комитета», 1877. 744 с.
5. Вехи огненной Самары: от крепости до наших дней: В 3 т. Т. 1. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2001. 189 с.