Карта сайта

Коржавина Мария - 3 место
ДО "Факел" Хворостянского филиала СОШ п. Прогресс

 

Введение

В Хворостянском районе краеведами выпущено 3 книги очерков, одна из них - «Хворостянцы в годы Великой Отечественной войны» - повествует об участии в войне жителей всех населённых пунктов района.

Много статей и воспоминаний фронтовиков напечатано в районных газетах «За коммунизм» и «Чагринские зори». Обычно материал об участии в Великой Отечественной войне того или иного фронтовика появляется ко Дню Победы. Особенно много материала о войне напечатано в районных га­зетах накануне празднования юбилея Победы: к 60-летию, к 65-летию. В на­стоящее время много публикаций о войне накануне празднования 70-летия Победы.

Обо всём пишется в статьях: о героях войны, о мужестве и отваге хворостянцев, проявленные в сражениях, о фронтовых дорогах, о ранениях...

Тому, как работала школа в годы войны, на наш взгляд, не уделено должного внимания. Это неправильно. Война не могла не изменить привыч­ный ритм работы школы. Как ей жилось в то непростое время? Сумела ли школа выдержать испытание войной? Эти вопросы стали основой исследова­ния.

Поднятая тема актуальна, так как проблема освещения работы школ Хворостянского района в годы войны и выяснения изменений условий жизни учащихся и учителей в данный период не решена.

Цель работы: на основе документов архивов и воспоминаний доказать, что школа сумела достойно выдержать испытание войной.

Задачи:
  • провести интервьюирование жителей, бывших в годы войны детьми;
  • провести краеведческий поиск по сбору материалов по теме исследования;
  • выяснить условия работы школ Хворостянского района в годы войны;
  • установить изменения условий жизни школьников и их учителей.
Методы:
  1. краеведческий поиск;

  2. интервьюирование;

  3. анализ и систематизация собранного материала

Объект исследования: школы Куйбышевской области.

Предмет исследования: изменения условий жизни учащихся и учителей в годы войны.

Хронологические рамки рассматриваемого периода: июнь 1941 - май 1945 г.

В процессе сбора информации было опрошено 27 человек из сёл Хворостянского района, нужную информацию дали 10 человек.

Собранный материал систематизирован по следующим темам:
  1. Условия работы школ Хворостянского района в годы войны.

  2. Изменения условий жизни школьников и учителей района в годы войны.


Источниковую базу составили:
  • воспоминания жителей района из архива музея краеведения;
  • интервью, взятые у жителей с. Хворостянка, Владимировка, Гремячка, Дубровка, Линовка;докладная записка зав. облоно в обком BKП (б) от 16 июня 1945 г. «Школы области в дни войны»;
  • Постановления Куйбышевского обкома ВКП (Б) и облисполкома «Об обучении учащихся с/работам от 3 декабря 1941 г.», «Об использовании учащихся во время летних каникул от 1 июня 1943г» «Об использовании учащихся на уборке урожая от 6 октября 1943 г.»
Новизна исследовательской работы по теме «Испытание школы войной» в том, что па основе архивных документов будут выяснены условия работы школы и изменения условий жизни учащихся и учителей школ Хворостянского района.

Практическая значимость: материал может быть использован как в учеб­ной деятельности, так и во внеурочной. Материал представляет интерес для всех жителей Хворостянского района, интересующихся вопросами краеведе­ния, а также для педагогов и учащихся.


Глава 1. Условия работы школ Хворостянского района в годы войны
1.1. Как боролись с отсевом учащихся в школах района


Великая Отечественная война поставила перед школами задачи большой трудности. Мобилизация на фронт взрослого населения не могла не отразиться на положении детей. С первых дней войны начался большой отсев учащихся.

Лаврова Анастасия Петровна из села Гремячка вспоминает: «Когда нача­лась война, мне было 11 лет. В нашем селе была только начальная школа (3 класса). В 4 класс я пошла в школу села Владимировка. Мой брат, Нико­лай, учился в 3 классе. В первые дни войны нашего отца забрали на фронт. Мама целыми днями пропадала на работе. Нам с братом пришлось бросить школу» [10].

Дубошина Татьяна Ивановна из села Хворостянка закончила только 6 классов. В 1942 году была направлена на курсы трактористов. После окончания курсов стала работать в колхозе «Заветы Ильича» [9].

Семья Горбачёвой Марии жила в селе Кордон, в 11 километрах от Хворостянки. Учиться ходила в Хворостянскую школу. Когда началась война, училась в 6 классе, и школу пришлось сразу бросить. Стала работать, куда пошлют: на прицепах, на ферме [7].

Учащихся, бросавших школу, становилось всё больше. Тогда было решено организовать питание для тех, кто учится.

В Масленниковской школе это были «горячие завтраки». Совхоз дал просо. Это просо учителя и учащиеся убрали, подвезли к комбайну, обмолотили. Затем на мельнице «ободрали» просо. Приделали в школе, в углу, ку­хоньку и стали готовить «горячие завтраки». Этими завтраками удалось вер­нуть детей, которые не посещали занятия [22, с. 16]

Во Владимировской школе подкармливали детей кукурузной кашей, которую давали по чуть-чуть. Делали это, чтобы хоть как-то подкормить детей и чтобы они посещали школу, потому что был большой отсев [6].

В Чувичинской школе каши варили на воде, добавляли немного жира. Когда крупы не хватало, варили суп из лебеды и картошки. Весной добав­ляли дикий лук, дикий щавель. Для чая сушили листья вишни и смородины, хранили в ситцевых мешочках в шкафу. Весной и осенью заваривали зелёные листья [3].

Каждая школа искала пути помощи учащимся, пыталась обеспечить хоть какое-нибудь питание. Детям фронтовиков школы собирали обувь, одежду. Школы района прилагали большие усилия, чтобы не потерять своих учеников.

Каким было обеспечение учащихся Хворостянского района учебниками и школьными принадлежностями

На основании докладной записки заведующего областным отделом образования в обком ВКП(б), помещённой в сборнике архивных документов «Наш край», выясняем, что в период войны школы Куйбышевской области испытывали трудности в снабжении школ учебными и школьно­письменными принадлежностями. [16, с. 330]

Все годы войны школы, как Куйбышевской области, так и Хворостянского района, почти полностью работали по учебникам довоенного издания, проводя постоянный ремонт учебников. Поступление новых учебников для школ было ограничено.

Так, на 1943-44 учебный год в школы Куйбышевской области требова­лось для нормального удовлетворения нужды в учебниках 1 миллион 600 тысяч учебников, а поступило только 148 тысяч [16, с. 330].

В школах Хворостянского района один учебник выдавали на 3-5 человек. Чтобы лучше сберечь учебники, выставляли отметки за сохранность [11, 12, 13]

Тамара Александровна Плагицына помнит, что учебников у неё не было, и готовить уроки она ходила к подружке. Подружка была племянницей учительницы, и у неё были учебники [4].

Тетрадей тоже не хватало, поэтому писали, в основном, на газетах, между строк. Разобрать, что написано, было сложно. Писали перьевыми ручками. Ручки ломались, приходилось мастерить самодельные.

Когда закончились чернила, то стали изготавливать чернила из сажи, ко­торую набирали в печках. Способ изготовления чернил из сажи был прост: сажу нужно было развести кипятком и подождать, пока остынет. Когда у учителей закончились красные карандаши для проверки учебных заданий, учителя стали изготавливать красные чернила из свёклы [13, 5].

Портфелей у учащихся не было. Вместо портфелей использовали ситцевые платки, шили тряпичные сумки из того, что найдётся в доме: кусок меш­ковины, лоскутики. Носили самодельные сумки по-разному: кто в руках, кто через плечо, в зависимости от этого ручка пришивалась разная [6, 12].


 1.2. Каким было отопление и освещение в школах района?


В докладной записке заведующего облоно в обком BKП (б), кроме проблемы с отсевом учащихся, сообщалось и о других трудностях в работе школ Куйбышевской области: «Осложнилось решение таких вопросов, как обеспечение школ топливом» [116, с. 330].

Дуданова Зинаида Всеволодовна из села Линовка помнит, как в школе было холодно, но терпели и учились. Сидели на уроках одетыми. По оче­реди приносили из дома по полену. Зимой стали ездить в лес за дровами. Ез­дили учитель и старшеклассники. Но всё равно, топлива не хватало, хотя и расходовали экономно [2].

Тарасова Антонина Михайловна в годы войны работала директором школы в селе Чувичи. В её воспоминаниях также указывается, что «не хва­тало топлива для отопления школы. Сначала ездили за дровами в лес. По­том стали заготавливать для школы другое топливо. Ранней весной вывози­ли с общих дворов навоз, складывали, он прел, дымился. Летом этот навоз учителя и ученики раскладывали вилами, потом приминали лошадьми.

Мальчишки садились на лошадей верхом и гоняли по кругу. Затем рубили кирпичиками, складывали их в скирды. К началу учебного года заносили и складывали в сарай. С кизяком нужно было обращаться очень осторожно, бывали случаи отравления детей угарным дымом, но кизяк «спасал» шко­лы, решая проблему с отоплением» [3].

Во всех сёлах Хворостянского района во время войны заготавливали и отапливали школы кизяком.

Во время войны стёкла на окна школам не выдавали, и взять их было негде. Часть стёкол сохранялась, а там, где стекла не было, вставляли фанеру или картон. Учебные классы из-за фанеры и картона плохо освещались.

Во время занятий для освещения использовались керосиновые лампы. Старались, чтобы были «семилинейные» (определяли по пузырю из стекла). Они освещали помещение лучше [8, 14].

Когда не стало керосина, тогда стали изготавливать самодельные «коптюшки»: наливали животный жир в баночку, делали фитилёк из шерстяных ниток. Они не светили, а только коптили, отсюда их название «коптюшки» [2,3,4].

Таким образом, удалось выяснить, что условия работы хворостянских школ были крайне тяжёлыми: нечем было отапливать и освещать школы, не хватало учебников и тетрадей, но, несмотря на возникавшие во время войны трудности, школа продолжала работать.
 

Глава 2. Изменение условий жизни школьников и учителей
2.1. Как дети помогали своей семье и колхозу.

Постановления Куйбышевского обкома ВКП (б) и облисполкома обязывали женщин заменить ушедших на фронт мужчин, требовали от них вы­полнения и перевыполнения норм [17, с.96]. Газеты с гордостью сообщали, что те работы, которые в мирное время выполняли 2-3 человека, сейчас выполняются одним человеком и выполняются в несколько раз больше, что доярки и телятницы, отработав день, каждую ночь выходят в поле на помощь полеводам [15]. От женщин требовали и требовали работать лучше, работать больше, а у каждой из них ведь были дети.

Школьники были обречены на выживание. Детям приходилось помогать своей семье: нянчить младших, пропалывать огороды, заготавливать корм домашним животным, заготавливать дрова для отопления на зимний период [2,3,4]

В воспоминаниях жителей Хворостянки о пережитых годах войны одно и то же: как их мамы засыпали за столом, не успев поесть, как во время страды они неделями вообще не видели своих мам, так как тем приходилось ноче­вать в поле [11, 12, 13, 14].

Нехватка рабочих рук заставляла брать на работу ребят и девчонок с 14-16 лет - война не делала скидок ни на возраст, ни на умение.

Исполком облсовета депутатов трудящихся уже в сентябре 1941 года постановил: мобилизации на сельскохозяйственные работы подлежит всё трудоспособное население, в том числе учащиеся обоего пола [17].

Началом учебного года был не сентябрь, как обычно, а октябрь. «Занятия начинались с октября, - вспоминает П. Сивцов, - бывало, что учиться на­чинали только во второй половине октября [21].  В Постановлении Куйбышевского обкома ВКП (б) и облисполкома от 6 октября 1943 г. предписыва­лось начать занятия в школах с 15 октября [20].

3 декабря 1941 года вышло новое Постановление Куйбышевского обкома ВКП(б) и облисполкома об обучении сельскохозяйственным работам учащихся 8, 9, 10 классов. По Куйбышевской области обучению подлежало 18200 учащихся. В первую очередь требовалось подготовить водителей тракторов, комбайнов, прицепщиков. От занятий в школах никто учащихся не освобождал. Они должны были обучаться с 10 декабря 1941 года по 1 мар­та 1942 года без отрыва от производства [18].

Постановление выполнялось повсеместно. В статье «Дети тыла» пенсионер П. Сивцов указывает, что «молодёжь Хворостянского района повсеместно обучалась вождению тракторов и комбайнов» [21].

Борисова Анна Алексеевна из Владимировки в статье «Герои нашего времени» сообщает, что вместе с аттестатом об окончании в 1942 году Хворостянской средней школы она получила права на вождение трактора.

«Нас, девчонок, - вспоминает А.А. Борисова, - направили в МТС и распреде­лили штурвальными на комбайны. Я оказалась помощницей у своего бывше­го одноклассника Василия Суркова. Жили и работали в тяжелейших услови­ях. Ночевали в тракторном вагончике, либо на копне у жатки. Кормили один раз в сутки» [15].

В Постановлении Куйбышевского обкома ВКП(б) и облисполкома от 6 октября 1943 г. указывалось: «Обязать райкомы ВКП (б), райисполкомы обеспечить организованный выход и работу учащихся во главе с учителями на уборке, скирдовании и молотьбе зерновых и подсолнечника и сборе ко­лосьев» [20]

Документы свидетельствуют, о том, что к работам привлекались и уча­щиеся начальных классов. Газета «За сталинский урожай» напечатала такой призыв детей: «Мы, ученики начальной школы, включаемся в летние сель­скохозяйственные работы. Мы призываем всех учеников и пионеров помо­гать в сельхозработах, так как этим мы поможем нашей Красной Армии разгромить озверелого врага, нарушившего нашу счастливую мирную жизнь» [21]

В книге «Хворостянский край родной - судьбою связаны с тобой» есть воспоминания о работе в годы войны детей из семьи Некрасовых: «Во время Великой Отечественной войны дети работать начинали с 8-10 лет: косили и сгребали сено на травокоске и конных граблях, на быках подвозили сено к омёту» [23, с. 99]

«Коля, мой брат, бросил школу после 2 класса и стал пасти колхозный скот, - вспоминает Анастасия Петровна Лаврова, - а я бросила школу после 3 класса и стала работать на «прицепке». Тогда к трактору прицепляли плуг, нужно было сидеть и регулировать: когда необходимо - поднимать, когда нужно - опускать плуг. Целый день провести на этом прицепе было тяжело: пыль, ветер, становилась чёрной от пыли. Мыла не было, натиралась лебедой и смывала грязь» [10].

Воспоминания Малаховой Валентины Васильевны о работе в колхозе села Елань Хворостянского района в годы Великой Отечественной войны напечатаны в сборнике «Здесь тыл был фронтом»: «... Детство наше было очень тяжёлым... Работать приходилось с 10-11 лет. После школы мы всем классом вместе с учительницей ходили по полям, пололи хлеба, дёргали полынь и молоканку, трава стояла выше хлебов, тянули её вдвоём и втроём, и так ки­лометра 3-4 туда... по полю и 3-4 километра оттуда...

В 12-13 лет уже возили сено, то есть были погонщиками, гоняли быков к омёту или стогу, возили и утаптывали воза сена. На уборке урожая сгреба­ли и возили снопы...

В 14-15 лет возили хлеб в мешках на станцию «Чагра», сдавали государству. Мешки таскали по трапу впятером, падали, плакали и опять тащи­ли...» [1].

За годы войны 453960 учащихся школ Куйбышевской области работа­ли в колхозах и совхозах области. Ими выработано 7637050 трудодней.

За 3 года школьники собрали 99563 кг лекарственных и 357842 кг пищевых растений. В течение 43-44 годов 114 пионерских дружин области собрали 25 тон картофеля [16].
 

2.2. Как работалось учителям в военные годы

Из воспоминаний Бабаниной Марии Максимовны: «Мне пришлось работать на комбайне, убирать урожай. Я боялась, конечно, но мужчин позабирали, и работать было некому, остались женщины, да подростки-школьники. Пришлось и мне начать работать на комбайне. Было очень тяжело, комбайны часто ломались, запчастей не хватало. Поплачешь, чтобы никто не видел, и опять за работу» [5].

В воспоминаниях Дубининой Антонины Дмитриевны сообщается, что учителя вообще не имели отпусков. Заканчивался учебный год, и сразу же учителя шли в колхоз работать вместе с учениками. Выращивали овощи, ухаживали за скотом. Некоторые учителя, как Бабанина Мария, работали па комбайнах, учительница Медведева Клавдия работала штурвальной на комбайне, другие учителя убирали хлеб вручную, серпами, а ученики скошенный хлеб вязали в снопы [8].

Антонина Михайловна Тарасова не была в отпуске с 1941 по 1946 год. Дел было много: дрова заготовить, школу подремонтировать. А ещё она работала на травокоске [3].

Кроме работы, учителя «умудрялись» готовить концерты на военную тему. Школа стала центром организации помощи населения фронту: сюда несли связанные варежки и носки, вышитые кисеты, тёплые вещи для отправки на фронт. Учителя помогали школьникам написать письма па фронт, собирали и отправляли посылки.

В ходе краеведческого поиска были найдены сведения о необычной для военного времени деятельности школ и учителей Хворостянского рай­она: шла война, а учителя вместе с детьми весной 1942 г. на пришкольных участках разбили клумбы и посеяли цветы. «Эта красота, эти цветы цветут назло врагу, - говорили учителя детям,- враг сеет пепел, а мы - сеем цветы» [22, с. 15]. Посадили учителя вместе с учащимися по 50 деревцев клёна, и ухаживали за этими деревцами, чтобы радовали они детей, и помогали хоть немного оттаять детские души.


Заключение

Цель исследования достигнута: на основе документов из архивов и воспоминаний людей, бывших в годы войны детьми, удалось доказать, что школы Хворостянского района, как и всей Куйбышевской области, с честью вынесли испытание войной.

В ходе работы было установлено, что
  • детям приходилось помогать школе в ремонте учебных кабинетов, в заготовке дров и «кизяка» для отопления;
  • детям приходилось помогать колхозам: в уборке урожая, сборе колосков, прополке плантаций, подсолнечника, хлебов от сорняков, вывозе собранного урожая на станцию, пастьбе колхозного скота;

  • детям приходилось помогать и своей семье: нянчить младших, пропалывать огороды, заготавливать корм домашним животным, заготавливать дрова для отопления в зимний период

Война украла у детей их отцов, война украла у детей матерей, война украла детство, но, несмотря ни на что, дети учились в школе.

Школа в годы войны стала центром помощи не только учащимся и их семьям, но и колхозу в уборке урожая, в заготовке кормов, а также фронту.

Материал, собранный в ходе краеведческого поиска, пополнил архив музея краеведения Дома детского творчества с. Хворостянка и используется при проведении музейных экскурсий. Работа заслужила одобрение членов жюри, получила 1 место на районной конференции исследовательских работ по краеведению и была рекомендована для публикации в сборнике «Хворостянский краевед».


 Источники и литература

  1.  Архив Самарского областного общества «Дети - фронту» // Воспомина­ния Малаховой В.В. о работе в колхозе с. Елань в годы Великой Отечественной войны,- Сборник архивных документов. 2000.
  2. Архив музея краеведения // Воспоминания Дудановой З.В.
  3. Архив музея краеведения // Воспоминания Тарасовой А.М.
  4. Архив музея краеведения // Воспоминания Платицыной Т.Г.
  5. Воспоминания. Бабанина Мария Максимовна, 1920 г.р., с. Хворостянка
  6. Воспоминания. Борисова Анна Алексеевна, 1925 г.р., с. Владимировка
  7. Воспоминания. Горбачёва Мария Сергеевна, 1927 г. р., с. Кордон
  8. Воспоминания. Дубинина Антонина Дмитриевна, 1928 г. р., с. Линовка
  9. Воспоминания. Дубопшна Татьяна Ивановна, 1926 г. р., с. Хворостянка
  10. Воспоминания. Лаврова Анастасия Петровна, 1930 г. р., с. Гремячка
  11. Воспоминания. Пруцева Любовь Ивановна, 1933 г. р., с. Дубровка
  12. Воспоминания. Пушкарёва Ирина Гурьевна, 1933 г. р., с. Хворостянка
  13. Воспоминания. Кастюнина Александра Михайловна, 1934 г. р., с. Гремячка
  14. Воспоминания. Сафронова Мария Сергеевна, 1929 г. р., с. Хворостянка
  15. Борисова А.А. Герои нашего времени // Чагринские зори. - 2000. - 2 авгу­ста
  16. Докладная записка зав. облоно в обком ВКП (б) 16 июня 1945 г. // архив­ный отдел Куйбышевского облисполкома. Сборник архивных документов. Наш край. 1996 т.
  17. Постановление Куйбышевского обкома BK1I (б) и облисполкома о привле­чении населения на с/х работы 26 сентября 1941 г. // Сборник архивных доку­ментов. Здесь тыл был фронтом.
  18. Постановление Куйбышевского обкома ВКП (б) и облисполкома об обуче­нии с/х работам учащихся 3 декабря 1941 г. // Сборник архивных документов. Здесь тыл был фронтом.
  19. Постановление Куйбышевского обкома ВКП (б) и облисполкома об ис­пользовании учащихся во время летних каникул 1 июня 1943 г. // Сборник ар­хивных документов. Здесь тыл был фронтом.
  20. Постановление Куйбышевского обкома ВКП (б) и облисполкома об ис­пользовании учащихся школ на уборке урожая 6 октября 1943 г. // Сборник архивных документов. Здесь тыл был фронтом.
  21. Сивцов П. Дети тыла // Чагринские зори. - 2000.     – 22 апреля.
  22. Мельников И.М. Хворостянцы в годы Великой Отечественной войны. Са­мара: Самар. Дом печати, 2002. -192 с.
  23. Хворостяпский край родной - судьбою связаны с тобой. Очерки о жизни Хворостянского района и его замечательных людях. - Самара: ОАО «Изд-во «Самарский Дом печати», 2009. - 368 с.