Коржавина Мария - 3 место
ДО "Факел" Хворостянского филиала СОШ п. Прогресс
Введение
В Хворостянском районе краеведами выпущено 3 книги очерков, одна из них - «Хворостянцы в годы Великой Отечественной войны» - повествует об участии в войне жителей всех населённых пунктов района.
Много статей и воспоминаний фронтовиков напечатано в районных газетах «За коммунизм» и «Чагринские зори». Обычно материал об участии в Великой Отечественной войне того или иного фронтовика появляется ко Дню Победы. Особенно много материала о войне напечатано в районных газетах накануне празднования юбилея Победы: к 60-летию, к 65-летию. В настоящее время много публикаций о войне накануне празднования 70-летия Победы.
Обо всём пишется в статьях: о героях войны, о мужестве и отваге хворостянцев, проявленные в сражениях, о фронтовых дорогах, о ранениях...
Тому, как работала школа в годы войны, на наш взгляд, не уделено должного внимания. Это неправильно. Война не могла не изменить привычный ритм работы школы. Как ей жилось в то непростое время? Сумела ли школа выдержать испытание войной? Эти вопросы стали основой исследования.
Поднятая тема актуальна, так как проблема освещения работы школ Хворостянского района в годы войны и выяснения изменений условий жизни учащихся и учителей в данный период не решена.
Цель работы: на основе документов архивов и воспоминаний доказать, что школа сумела достойно выдержать испытание войной.
Задачи:
Много статей и воспоминаний фронтовиков напечатано в районных газетах «За коммунизм» и «Чагринские зори». Обычно материал об участии в Великой Отечественной войне того или иного фронтовика появляется ко Дню Победы. Особенно много материала о войне напечатано в районных газетах накануне празднования юбилея Победы: к 60-летию, к 65-летию. В настоящее время много публикаций о войне накануне празднования 70-летия Победы.
Обо всём пишется в статьях: о героях войны, о мужестве и отваге хворостянцев, проявленные в сражениях, о фронтовых дорогах, о ранениях...
Тому, как работала школа в годы войны, на наш взгляд, не уделено должного внимания. Это неправильно. Война не могла не изменить привычный ритм работы школы. Как ей жилось в то непростое время? Сумела ли школа выдержать испытание войной? Эти вопросы стали основой исследования.
Поднятая тема актуальна, так как проблема освещения работы школ Хворостянского района в годы войны и выяснения изменений условий жизни учащихся и учителей в данный период не решена.
Цель работы: на основе документов архивов и воспоминаний доказать, что школа сумела достойно выдержать испытание войной.
Задачи:
- провести интервьюирование жителей, бывших в годы войны детьми;
- провести краеведческий поиск по сбору материалов по теме исследования;
- выяснить условия работы школ Хворостянского района в годы войны;
- установить изменения условий жизни школьников и их учителей.
Методы:
-
краеведческий поиск;
-
интервьюирование;
-
анализ и систематизация собранного материала
Объект исследования: школы Куйбышевской области.
Предмет исследования: изменения условий жизни учащихся и учителей в годы войны.
Хронологические рамки рассматриваемого периода: июнь 1941 - май 1945 г.
В процессе сбора информации было опрошено 27 человек из сёл Хворостянского района, нужную информацию дали 10 человек.
Собранный материал систематизирован по следующим темам:
Предмет исследования: изменения условий жизни учащихся и учителей в годы войны.
Хронологические рамки рассматриваемого периода: июнь 1941 - май 1945 г.
В процессе сбора информации было опрошено 27 человек из сёл Хворостянского района, нужную информацию дали 10 человек.
Собранный материал систематизирован по следующим темам:
-
Условия работы школ Хворостянского района в годы войны.
-
Изменения условий жизни школьников и учителей района в годы войны.
Источниковую базу составили:
- воспоминания жителей района из архива музея краеведения;
- интервью, взятые у жителей с. Хворостянка, Владимировка, Гремячка, Дубровка, Линовка;докладная записка зав. облоно в обком BKП (б) от 16 июня 1945 г. «Школы области в дни войны»;
- Постановления Куйбышевского обкома ВКП (Б) и облисполкома «Об обучении учащихся с/работам от 3 декабря 1941 г.», «Об использовании учащихся во время летних каникул от 1 июня 1943г» «Об использовании учащихся на уборке урожая от 6 октября 1943 г.»
Новизна исследовательской работы по теме «Испытание школы войной» в том, что па основе архивных документов будут выяснены условия работы школы и изменения условий жизни учащихся и учителей школ Хворостянского района.
Практическая значимость: материал может быть использован как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Материал представляет интерес для всех жителей Хворостянского района, интересующихся вопросами краеведения, а также для педагогов и учащихся.
Практическая значимость: материал может быть использован как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Материал представляет интерес для всех жителей Хворостянского района, интересующихся вопросами краеведения, а также для педагогов и учащихся.
Глава 1. Условия работы школ Хворостянского района в годы войны
1.1. Как боролись с отсевом учащихся в школах района
Великая Отечественная война поставила перед школами задачи большой трудности. Мобилизация на фронт взрослого населения не могла не отразиться на положении детей. С первых дней войны начался большой отсев учащихся.
Лаврова Анастасия Петровна из села Гремячка вспоминает: «Когда началась война, мне было 11 лет. В нашем селе была только начальная школа (3 класса). В 4 класс я пошла в школу села Владимировка. Мой брат, Николай, учился в 3 классе. В первые дни войны нашего отца забрали на фронт. Мама целыми днями пропадала на работе. Нам с братом пришлось бросить школу» [10].
Дубошина Татьяна Ивановна из села Хворостянка закончила только 6 классов. В 1942 году была направлена на курсы трактористов. После окончания курсов стала работать в колхозе «Заветы Ильича» [9].
Семья Горбачёвой Марии жила в селе Кордон, в 11 километрах от Хворостянки. Учиться ходила в Хворостянскую школу. Когда началась война, училась в 6 классе, и школу пришлось сразу бросить. Стала работать, куда пошлют: на прицепах, на ферме [7].
Учащихся, бросавших школу, становилось всё больше. Тогда было решено организовать питание для тех, кто учится.
В Масленниковской школе это были «горячие завтраки». Совхоз дал просо. Это просо учителя и учащиеся убрали, подвезли к комбайну, обмолотили. Затем на мельнице «ободрали» просо. Приделали в школе, в углу, кухоньку и стали готовить «горячие завтраки». Этими завтраками удалось вернуть детей, которые не посещали занятия [22, с. 16]
Во Владимировской школе подкармливали детей кукурузной кашей, которую давали по чуть-чуть. Делали это, чтобы хоть как-то подкормить детей и чтобы они посещали школу, потому что был большой отсев [6].
В Чувичинской школе каши варили на воде, добавляли немного жира. Когда крупы не хватало, варили суп из лебеды и картошки. Весной добавляли дикий лук, дикий щавель. Для чая сушили листья вишни и смородины, хранили в ситцевых мешочках в шкафу. Весной и осенью заваривали зелёные листья [3].
Каждая школа искала пути помощи учащимся, пыталась обеспечить хоть какое-нибудь питание. Детям фронтовиков школы собирали обувь, одежду. Школы района прилагали большие усилия, чтобы не потерять своих учеников.
Каким было обеспечение учащихся Хворостянского района учебниками и школьными принадлежностями
На основании докладной записки заведующего областным отделом образования в обком ВКП(б), помещённой в сборнике архивных документов «Наш край», выясняем, что в период войны школы Куйбышевской области испытывали трудности в снабжении школ учебными и школьнописьменными принадлежностями. [16, с. 330]
Все годы войны школы, как Куйбышевской области, так и Хворостянского района, почти полностью работали по учебникам довоенного издания, проводя постоянный ремонт учебников. Поступление новых учебников для школ было ограничено.
Так, на 1943-44 учебный год в школы Куйбышевской области требовалось для нормального удовлетворения нужды в учебниках 1 миллион 600 тысяч учебников, а поступило только 148 тысяч [16, с. 330].
В школах Хворостянского района один учебник выдавали на 3-5 человек. Чтобы лучше сберечь учебники, выставляли отметки за сохранность [11, 12, 13]
Тамара Александровна Плагицына помнит, что учебников у неё не было, и готовить уроки она ходила к подружке. Подружка была племянницей учительницы, и у неё были учебники [4].
Тетрадей тоже не хватало, поэтому писали, в основном, на газетах, между строк. Разобрать, что написано, было сложно. Писали перьевыми ручками. Ручки ломались, приходилось мастерить самодельные.
Когда закончились чернила, то стали изготавливать чернила из сажи, которую набирали в печках. Способ изготовления чернил из сажи был прост: сажу нужно было развести кипятком и подождать, пока остынет. Когда у учителей закончились красные карандаши для проверки учебных заданий, учителя стали изготавливать красные чернила из свёклы [13, 5].
Портфелей у учащихся не было. Вместо портфелей использовали ситцевые платки, шили тряпичные сумки из того, что найдётся в доме: кусок мешковины, лоскутики. Носили самодельные сумки по-разному: кто в руках, кто через плечо, в зависимости от этого ручка пришивалась разная [6, 12].
1.2. Каким было отопление и освещение в школах района?
В докладной записке заведующего облоно в обком BKП (б), кроме проблемы с отсевом учащихся, сообщалось и о других трудностях в работе школ Куйбышевской области: «Осложнилось решение таких вопросов, как обеспечение школ топливом» [116, с. 330].
Дуданова Зинаида Всеволодовна из села Линовка помнит, как в школе было холодно, но терпели и учились. Сидели на уроках одетыми. По очереди приносили из дома по полену. Зимой стали ездить в лес за дровами. Ездили учитель и старшеклассники. Но всё равно, топлива не хватало, хотя и расходовали экономно [2].
Тарасова Антонина Михайловна в годы войны работала директором школы в селе Чувичи. В её воспоминаниях также указывается, что «не хватало топлива для отопления школы. Сначала ездили за дровами в лес. Потом стали заготавливать для школы другое топливо. Ранней весной вывозили с общих дворов навоз, складывали, он прел, дымился. Летом этот навоз учителя и ученики раскладывали вилами, потом приминали лошадьми.
Мальчишки садились на лошадей верхом и гоняли по кругу. Затем рубили кирпичиками, складывали их в скирды. К началу учебного года заносили и складывали в сарай. С кизяком нужно было обращаться очень осторожно, бывали случаи отравления детей угарным дымом, но кизяк «спасал» школы, решая проблему с отоплением» [3].
Во всех сёлах Хворостянского района во время войны заготавливали и отапливали школы кизяком.
Во время войны стёкла на окна школам не выдавали, и взять их было негде. Часть стёкол сохранялась, а там, где стекла не было, вставляли фанеру или картон. Учебные классы из-за фанеры и картона плохо освещались.
Во время занятий для освещения использовались керосиновые лампы. Старались, чтобы были «семилинейные» (определяли по пузырю из стекла). Они освещали помещение лучше [8, 14].
Когда не стало керосина, тогда стали изготавливать самодельные «коптюшки»: наливали животный жир в баночку, делали фитилёк из шерстяных ниток. Они не светили, а только коптили, отсюда их название «коптюшки» [2,3,4].
Таким образом, удалось выяснить, что условия работы хворостянских школ были крайне тяжёлыми: нечем было отапливать и освещать школы, не хватало учебников и тетрадей, но, несмотря на возникавшие во время войны трудности, школа продолжала работать.
Глава 2. Изменение условий жизни школьников и учителей
2.1. Как дети помогали своей семье и колхозу.
Постановления Куйбышевского обкома ВКП (б) и облисполкома обязывали женщин заменить ушедших на фронт мужчин, требовали от них выполнения и перевыполнения норм [17, с.96]. Газеты с гордостью сообщали, что те работы, которые в мирное время выполняли 2-3 человека, сейчас выполняются одним человеком и выполняются в несколько раз больше, что доярки и телятницы, отработав день, каждую ночь выходят в поле на помощь полеводам [15]. От женщин требовали и требовали работать лучше, работать больше, а у каждой из них ведь были дети.
Школьники были обречены на выживание. Детям приходилось помогать своей семье: нянчить младших, пропалывать огороды, заготавливать корм домашним животным, заготавливать дрова для отопления на зимний период [2,3,4]
В воспоминаниях жителей Хворостянки о пережитых годах войны одно и то же: как их мамы засыпали за столом, не успев поесть, как во время страды они неделями вообще не видели своих мам, так как тем приходилось ночевать в поле [11, 12, 13, 14].
Нехватка рабочих рук заставляла брать на работу ребят и девчонок с 14-16 лет - война не делала скидок ни на возраст, ни на умение.
Исполком облсовета депутатов трудящихся уже в сентябре 1941 года постановил: мобилизации на сельскохозяйственные работы подлежит всё трудоспособное население, в том числе учащиеся обоего пола [17].
Началом учебного года был не сентябрь, как обычно, а октябрь. «Занятия начинались с октября, - вспоминает П. Сивцов, - бывало, что учиться начинали только во второй половине октября [21]. В Постановлении Куйбышевского обкома ВКП (б) и облисполкома от 6 октября 1943 г. предписывалось начать занятия в школах с 15 октября [20].
3 декабря 1941 года вышло новое Постановление Куйбышевского обкома ВКП(б) и облисполкома об обучении сельскохозяйственным работам учащихся 8, 9, 10 классов. По Куйбышевской области обучению подлежало 18200 учащихся. В первую очередь требовалось подготовить водителей тракторов, комбайнов, прицепщиков. От занятий в школах никто учащихся не освобождал. Они должны были обучаться с 10 декабря 1941 года по 1 марта 1942 года без отрыва от производства [18].
Постановление выполнялось повсеместно. В статье «Дети тыла» пенсионер П. Сивцов указывает, что «молодёжь Хворостянского района повсеместно обучалась вождению тракторов и комбайнов» [21].
Борисова Анна Алексеевна из Владимировки в статье «Герои нашего времени» сообщает, что вместе с аттестатом об окончании в 1942 году Хворостянской средней школы она получила права на вождение трактора.
«Нас, девчонок, - вспоминает А.А. Борисова, - направили в МТС и распределили штурвальными на комбайны. Я оказалась помощницей у своего бывшего одноклассника Василия Суркова. Жили и работали в тяжелейших условиях. Ночевали в тракторном вагончике, либо на копне у жатки. Кормили один раз в сутки» [15].
В Постановлении Куйбышевского обкома ВКП(б) и облисполкома от 6 октября 1943 г. указывалось: «Обязать райкомы ВКП (б), райисполкомы обеспечить организованный выход и работу учащихся во главе с учителями на уборке, скирдовании и молотьбе зерновых и подсолнечника и сборе колосьев» [20]
Документы свидетельствуют, о том, что к работам привлекались и учащиеся начальных классов. Газета «За сталинский урожай» напечатала такой призыв детей: «Мы, ученики начальной школы, включаемся в летние сельскохозяйственные работы. Мы призываем всех учеников и пионеров помогать в сельхозработах, так как этим мы поможем нашей Красной Армии разгромить озверелого врага, нарушившего нашу счастливую мирную жизнь» [21]
В книге «Хворостянский край родной - судьбою связаны с тобой» есть воспоминания о работе в годы войны детей из семьи Некрасовых: «Во время Великой Отечественной войны дети работать начинали с 8-10 лет: косили и сгребали сено на травокоске и конных граблях, на быках подвозили сено к омёту» [23, с. 99]
«Коля, мой брат, бросил школу после 2 класса и стал пасти колхозный скот, - вспоминает Анастасия Петровна Лаврова, - а я бросила школу после 3 класса и стала работать на «прицепке». Тогда к трактору прицепляли плуг, нужно было сидеть и регулировать: когда необходимо - поднимать, когда нужно - опускать плуг. Целый день провести на этом прицепе было тяжело: пыль, ветер, становилась чёрной от пыли. Мыла не было, натиралась лебедой и смывала грязь» [10].
Воспоминания Малаховой Валентины Васильевны о работе в колхозе села Елань Хворостянского района в годы Великой Отечественной войны напечатаны в сборнике «Здесь тыл был фронтом»: «... Детство наше было очень тяжёлым... Работать приходилось с 10-11 лет. После школы мы всем классом вместе с учительницей ходили по полям, пололи хлеба, дёргали полынь и молоканку, трава стояла выше хлебов, тянули её вдвоём и втроём, и так километра 3-4 туда... по полю и 3-4 километра оттуда...
В 12-13 лет уже возили сено, то есть были погонщиками, гоняли быков к омёту или стогу, возили и утаптывали воза сена. На уборке урожая сгребали и возили снопы...
В 14-15 лет возили хлеб в мешках на станцию «Чагра», сдавали государству. Мешки таскали по трапу впятером, падали, плакали и опять тащили...» [1].
За годы войны 453960 учащихся школ Куйбышевской области работали в колхозах и совхозах области. Ими выработано 7637050 трудодней.
За 3 года школьники собрали 99563 кг лекарственных и 357842 кг пищевых растений. В течение 43-44 годов 114 пионерских дружин области собрали 25 тон картофеля [16].
Школьники были обречены на выживание. Детям приходилось помогать своей семье: нянчить младших, пропалывать огороды, заготавливать корм домашним животным, заготавливать дрова для отопления на зимний период [2,3,4]
В воспоминаниях жителей Хворостянки о пережитых годах войны одно и то же: как их мамы засыпали за столом, не успев поесть, как во время страды они неделями вообще не видели своих мам, так как тем приходилось ночевать в поле [11, 12, 13, 14].
Нехватка рабочих рук заставляла брать на работу ребят и девчонок с 14-16 лет - война не делала скидок ни на возраст, ни на умение.
Исполком облсовета депутатов трудящихся уже в сентябре 1941 года постановил: мобилизации на сельскохозяйственные работы подлежит всё трудоспособное население, в том числе учащиеся обоего пола [17].
Началом учебного года был не сентябрь, как обычно, а октябрь. «Занятия начинались с октября, - вспоминает П. Сивцов, - бывало, что учиться начинали только во второй половине октября [21]. В Постановлении Куйбышевского обкома ВКП (б) и облисполкома от 6 октября 1943 г. предписывалось начать занятия в школах с 15 октября [20].
3 декабря 1941 года вышло новое Постановление Куйбышевского обкома ВКП(б) и облисполкома об обучении сельскохозяйственным работам учащихся 8, 9, 10 классов. По Куйбышевской области обучению подлежало 18200 учащихся. В первую очередь требовалось подготовить водителей тракторов, комбайнов, прицепщиков. От занятий в школах никто учащихся не освобождал. Они должны были обучаться с 10 декабря 1941 года по 1 марта 1942 года без отрыва от производства [18].
Постановление выполнялось повсеместно. В статье «Дети тыла» пенсионер П. Сивцов указывает, что «молодёжь Хворостянского района повсеместно обучалась вождению тракторов и комбайнов» [21].
Борисова Анна Алексеевна из Владимировки в статье «Герои нашего времени» сообщает, что вместе с аттестатом об окончании в 1942 году Хворостянской средней школы она получила права на вождение трактора.
«Нас, девчонок, - вспоминает А.А. Борисова, - направили в МТС и распределили штурвальными на комбайны. Я оказалась помощницей у своего бывшего одноклассника Василия Суркова. Жили и работали в тяжелейших условиях. Ночевали в тракторном вагончике, либо на копне у жатки. Кормили один раз в сутки» [15].
В Постановлении Куйбышевского обкома ВКП(б) и облисполкома от 6 октября 1943 г. указывалось: «Обязать райкомы ВКП (б), райисполкомы обеспечить организованный выход и работу учащихся во главе с учителями на уборке, скирдовании и молотьбе зерновых и подсолнечника и сборе колосьев» [20]
Документы свидетельствуют, о том, что к работам привлекались и учащиеся начальных классов. Газета «За сталинский урожай» напечатала такой призыв детей: «Мы, ученики начальной школы, включаемся в летние сельскохозяйственные работы. Мы призываем всех учеников и пионеров помогать в сельхозработах, так как этим мы поможем нашей Красной Армии разгромить озверелого врага, нарушившего нашу счастливую мирную жизнь» [21]
В книге «Хворостянский край родной - судьбою связаны с тобой» есть воспоминания о работе в годы войны детей из семьи Некрасовых: «Во время Великой Отечественной войны дети работать начинали с 8-10 лет: косили и сгребали сено на травокоске и конных граблях, на быках подвозили сено к омёту» [23, с. 99]
«Коля, мой брат, бросил школу после 2 класса и стал пасти колхозный скот, - вспоминает Анастасия Петровна Лаврова, - а я бросила школу после 3 класса и стала работать на «прицепке». Тогда к трактору прицепляли плуг, нужно было сидеть и регулировать: когда необходимо - поднимать, когда нужно - опускать плуг. Целый день провести на этом прицепе было тяжело: пыль, ветер, становилась чёрной от пыли. Мыла не было, натиралась лебедой и смывала грязь» [10].
Воспоминания Малаховой Валентины Васильевны о работе в колхозе села Елань Хворостянского района в годы Великой Отечественной войны напечатаны в сборнике «Здесь тыл был фронтом»: «... Детство наше было очень тяжёлым... Работать приходилось с 10-11 лет. После школы мы всем классом вместе с учительницей ходили по полям, пололи хлеба, дёргали полынь и молоканку, трава стояла выше хлебов, тянули её вдвоём и втроём, и так километра 3-4 туда... по полю и 3-4 километра оттуда...
В 12-13 лет уже возили сено, то есть были погонщиками, гоняли быков к омёту или стогу, возили и утаптывали воза сена. На уборке урожая сгребали и возили снопы...
В 14-15 лет возили хлеб в мешках на станцию «Чагра», сдавали государству. Мешки таскали по трапу впятером, падали, плакали и опять тащили...» [1].
За годы войны 453960 учащихся школ Куйбышевской области работали в колхозах и совхозах области. Ими выработано 7637050 трудодней.
За 3 года школьники собрали 99563 кг лекарственных и 357842 кг пищевых растений. В течение 43-44 годов 114 пионерских дружин области собрали 25 тон картофеля [16].
2.2. Как работалось учителям в военные годы
Из воспоминаний Бабаниной Марии Максимовны: «Мне пришлось работать на комбайне, убирать урожай. Я боялась, конечно, но мужчин позабирали, и работать было некому, остались женщины, да подростки-школьники. Пришлось и мне начать работать на комбайне. Было очень тяжело, комбайны часто ломались, запчастей не хватало. Поплачешь, чтобы никто не видел, и опять за работу» [5].
В воспоминаниях Дубининой Антонины Дмитриевны сообщается, что учителя вообще не имели отпусков. Заканчивался учебный год, и сразу же учителя шли в колхоз работать вместе с учениками. Выращивали овощи, ухаживали за скотом. Некоторые учителя, как Бабанина Мария, работали па комбайнах, учительница Медведева Клавдия работала штурвальной на комбайне, другие учителя убирали хлеб вручную, серпами, а ученики скошенный хлеб вязали в снопы [8].
Антонина Михайловна Тарасова не была в отпуске с 1941 по 1946 год. Дел было много: дрова заготовить, школу подремонтировать. А ещё она работала на травокоске [3].
Кроме работы, учителя «умудрялись» готовить концерты на военную тему. Школа стала центром организации помощи населения фронту: сюда несли связанные варежки и носки, вышитые кисеты, тёплые вещи для отправки на фронт. Учителя помогали школьникам написать письма па фронт, собирали и отправляли посылки.
В ходе краеведческого поиска были найдены сведения о необычной для военного времени деятельности школ и учителей Хворостянского района: шла война, а учителя вместе с детьми весной 1942 г. на пришкольных участках разбили клумбы и посеяли цветы. «Эта красота, эти цветы цветут назло врагу, - говорили учителя детям,- враг сеет пепел, а мы - сеем цветы» [22, с. 15]. Посадили учителя вместе с учащимися по 50 деревцев клёна, и ухаживали за этими деревцами, чтобы радовали они детей, и помогали хоть немного оттаять детские души.
В воспоминаниях Дубининой Антонины Дмитриевны сообщается, что учителя вообще не имели отпусков. Заканчивался учебный год, и сразу же учителя шли в колхоз работать вместе с учениками. Выращивали овощи, ухаживали за скотом. Некоторые учителя, как Бабанина Мария, работали па комбайнах, учительница Медведева Клавдия работала штурвальной на комбайне, другие учителя убирали хлеб вручную, серпами, а ученики скошенный хлеб вязали в снопы [8].
Антонина Михайловна Тарасова не была в отпуске с 1941 по 1946 год. Дел было много: дрова заготовить, школу подремонтировать. А ещё она работала на травокоске [3].
Кроме работы, учителя «умудрялись» готовить концерты на военную тему. Школа стала центром организации помощи населения фронту: сюда несли связанные варежки и носки, вышитые кисеты, тёплые вещи для отправки на фронт. Учителя помогали школьникам написать письма па фронт, собирали и отправляли посылки.
В ходе краеведческого поиска были найдены сведения о необычной для военного времени деятельности школ и учителей Хворостянского района: шла война, а учителя вместе с детьми весной 1942 г. на пришкольных участках разбили клумбы и посеяли цветы. «Эта красота, эти цветы цветут назло врагу, - говорили учителя детям,- враг сеет пепел, а мы - сеем цветы» [22, с. 15]. Посадили учителя вместе с учащимися по 50 деревцев клёна, и ухаживали за этими деревцами, чтобы радовали они детей, и помогали хоть немного оттаять детские души.
Заключение
Цель исследования достигнута: на основе документов из архивов и воспоминаний людей, бывших в годы войны детьми, удалось доказать, что школы Хворостянского района, как и всей Куйбышевской области, с честью вынесли испытание войной.
В ходе работы было установлено, что
В ходе работы было установлено, что
- детям приходилось помогать школе в ремонте учебных кабинетов, в заготовке дров и «кизяка» для отопления;
-
детям приходилось помогать колхозам: в уборке урожая, сборе колосков, прополке плантаций, подсолнечника, хлебов от сорняков, вывозе собранного урожая на станцию, пастьбе колхозного скота;
-
детям приходилось помогать и своей семье: нянчить младших, пропалывать огороды, заготавливать корм домашним животным, заготавливать дрова для отопления в зимний период
Война украла у детей их отцов, война украла у детей матерей, война украла детство, но, несмотря ни на что, дети учились в школе.
Школа в годы войны стала центром помощи не только учащимся и их семьям, но и колхозу в уборке урожая, в заготовке кормов, а также фронту.
Материал, собранный в ходе краеведческого поиска, пополнил архив музея краеведения Дома детского творчества с. Хворостянка и используется при проведении музейных экскурсий. Работа заслужила одобрение членов жюри, получила 1 место на районной конференции исследовательских работ по краеведению и была рекомендована для публикации в сборнике «Хворостянский краевед».
Школа в годы войны стала центром помощи не только учащимся и их семьям, но и колхозу в уборке урожая, в заготовке кормов, а также фронту.
Материал, собранный в ходе краеведческого поиска, пополнил архив музея краеведения Дома детского творчества с. Хворостянка и используется при проведении музейных экскурсий. Работа заслужила одобрение членов жюри, получила 1 место на районной конференции исследовательских работ по краеведению и была рекомендована для публикации в сборнике «Хворостянский краевед».
Источники и литература
- Архив Самарского областного общества «Дети - фронту» // Воспоминания Малаховой В.В. о работе в колхозе с. Елань в годы Великой Отечественной войны,- Сборник архивных документов. 2000.
- Архив музея краеведения // Воспоминания Дудановой З.В.
- Архив музея краеведения // Воспоминания Тарасовой А.М.
- Архив музея краеведения // Воспоминания Платицыной Т.Г.
- Воспоминания. Бабанина Мария Максимовна, 1920 г.р., с. Хворостянка
- Воспоминания. Борисова Анна Алексеевна, 1925 г.р., с. Владимировка
- Воспоминания. Горбачёва Мария Сергеевна, 1927 г. р., с. Кордон
- Воспоминания. Дубинина Антонина Дмитриевна, 1928 г. р., с. Линовка
- Воспоминания. Дубопшна Татьяна Ивановна, 1926 г. р., с. Хворостянка
- Воспоминания. Лаврова Анастасия Петровна, 1930 г. р., с. Гремячка
- Воспоминания. Пруцева Любовь Ивановна, 1933 г. р., с. Дубровка
- Воспоминания. Пушкарёва Ирина Гурьевна, 1933 г. р., с. Хворостянка
- Воспоминания. Кастюнина Александра Михайловна, 1934 г. р., с. Гремячка
- Воспоминания. Сафронова Мария Сергеевна, 1929 г. р., с. Хворостянка
- Борисова А.А. Герои нашего времени // Чагринские зори. - 2000. - 2 августа
- Докладная записка зав. облоно в обком ВКП (б) 16 июня 1945 г. // архивный отдел Куйбышевского облисполкома. Сборник архивных документов. Наш край. 1996 т.
- Постановление Куйбышевского обкома BK1I (б) и облисполкома о привлечении населения на с/х работы 26 сентября 1941 г. // Сборник архивных документов. Здесь тыл был фронтом.
- Постановление Куйбышевского обкома ВКП (б) и облисполкома об обучении с/х работам учащихся 3 декабря 1941 г. // Сборник архивных документов. Здесь тыл был фронтом.
- Постановление Куйбышевского обкома ВКП (б) и облисполкома об использовании учащихся во время летних каникул 1 июня 1943 г. // Сборник архивных документов. Здесь тыл был фронтом.
- Постановление Куйбышевского обкома ВКП (б) и облисполкома об использовании учащихся школ на уборке урожая 6 октября 1943 г. // Сборник архивных документов. Здесь тыл был фронтом.
- Сивцов П. Дети тыла // Чагринские зори. - 2000. – 22 апреля.
- Мельников И.М. Хворостянцы в годы Великой Отечественной войны. Самара: Самар. Дом печати, 2002. -192 с.
- Хворостяпский край родной - судьбою связаны с тобой. Очерки о жизни Хворостянского района и его замечательных людях. - Самара: ОАО «Изд-во «Самарский Дом печати», 2009. - 368 с.
- Назад
- В начало страницы
- В начало выставки
- На главную
- Далее