Карта сайта


Санджеева Алина – 2 место
2 курс, СЮИ ФСИН России


«Унсн кун hазр тушж, босдг» - упавший встает, опираясь о землю

 Родина – синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность, и место, откуда произошли предки, корни человека.

 В оседлой культуре образ Родины ассоциируется с образом матери, подчеркиваются такие черты как защита, охрана, тепло, близость. То есть происходит процесс одушевления Родины, её олицетворения с образом матери, оберегающей свое дитя.

 Народы кочевья же не стремятся очеловечить родные просторы, они воспринимают Родину как что-то великое и необъятное, не имеющее ни конца, ни края. Главное для них, прежде всего, сама земля, что зелена, сладка, чиста, целебна.

 Но для обеих культур Родина представляет собой высшую ценность: ради неё человек может пожертвовать жизнью.

 Для понимания Родины кочевниками, необходимо охарактеризовать особенности их образа жизни.

 Кочевье – это особая социально-культурная система, особый культурный тип, связанный со специфическим образом жизни, мировоззрением, ценностями и т.п. Кочевая жизнь основывается на способности людей перемещаться со своими стадами на новые пастбища, к которым родовая община (улус) имела доступ. Подготовка к кочевью сопровождалась установленными ритуальными правилами. В первую очередь проводился обряд очищения, который обычно проводился в феврале или марте. Ритуал проводился с целью защиты людей, домов, домашнего скота от стихийных бедствий и болезней. Обряд состоял из трех этапов: очищение огнем, сжигание старых вещей, окуривание домашних животных курительной травой. Данный обряд символизировал переход к новому периоду жизни, который сопровождался расставанием с прошлым, избавлением от старых переживаний и бед. Важно было соблюсти ряд правил: выпить дееж (почетное угощение), сделать глоток молока, символизировавшего белую, счастливую дорогу; при выходе переступить порог правой ногой; перед тем, как отправится в путь, трижды обойти вокруг очага, помолиться; движение при отъезде начинать только с правой стороны; отправляться в путь в спокойствии, нельзя ссориться и ругаться.

 Кочевник – это, прежде всего, скотовод, сезонно перегоняющий стадо с одного места на другое в поисках лучших пастбищ.

 Образная составляющая данного типажа включает медленно передвигающуюся по степи группу людей на лошадях, повозках с большими стадами крупного и мелкого рогатого скота, временами останавливающимися на некоторый срок в юртах (кибитках). Любопытно сопоставить с этим круг ассоциаций, полученных в результате опроса. На просьбу продолжить фразу «кочевник – это…» люди отвечали:
- «кочевник – это бродяга»,
- «кочевник – это племенной воин»,
- «кочевник – это не знакомый людям наездник» и т.д.

 Основной отличительной чертой кочевника, является привязанность к природе, их гармония с нею. Калмыцкий народный писатель А.М. Амур-Санан пишет: ««Калмык любит и понимает степную природу. Он как бы читает сокровенные тайны природы. Он по утренним и вечерним зорям, по движению туч и характеру ветра, по полетам птиц и по другим ему только ведомым приметам, предсказывает, какая будет погода через день. Утром скажет, что будет вечером, а вечером скажет, что будет утром».

 Так разберем же подробнее вопрос о том, чем для кочевых народов является Родина.

 С древних времен Родина у кочевников обозначала место кочевья, где родился, вырос и возмужал человек. В связи с тем, что кочевые народы долго не задерживались на одном месте, Родина в их сознании обретала довольно обширный характер. Все, что их окружало: земля, трава, вода, степи, горы, небо, становилось неотъемлемой частью их самих, их Родиной. Они осмысливали Родину, как «свою территорию».
Фольклор кочевых народов возвышает родные края, учит любить и заботиться о них. «Кто любит Родину, тому легче дается победа» - гласит одна из пословиц.

 Анализ понятия Родина в культуре кочевых народов требует рассмотрения его с разных позиций. Истинное понимание этого концепта в культуре кочевых народов возможно при условии знания принципов освоения пространства и организации различного вида деятельности в данном пространстве, ключевых обрядов жизненного цикла – похоронного и родильного, что обусловлено особой связью объектов данных обрядов с землей, как территорией проживания этноса.

 Наиболее яркий и насыщенный образ Родины содержится в этнических произведениях и сказочной прозе кочевых народов. Образ представляется землей, наделенной чертами райской обители, в качестве примера приводим отрывок из сказочного произведения бурят:

***

Он родился хозяином
Богатой привольной земли
С бурливыми горными реками
С несчетными выдрами.
Он родился, поднялся
На земле целебной, питающей.
Он родился хозяином
Цветущей прекрасной земли,
С лунной стороны обдуваемой,
С солнечной стороны овеваемой

Аламжи Мэргэн

***

И отрывок из калмыцкой литературы:
…Степь родная, пеленала ты меня,
Ты мне кланялась узорчатой травой,
Ты и в горе, и в радости со мной.

К. Эренджеров

***

 Характерные черты родной земли: красота природы, тучные пастбища и многочисленные целебные источники, дикие животные, исцеляющая болезни сила земли. Неотъемлемый элемент ландшафта – водный источник.

 В исследовательских работах о культуре кочевых народов широко распространено мнение, что в погоне за различными благами (земля, пастбища, лес, животные, которых можно разводить и на которых можно охотиться, рыба), они легко меняли места стоянки, как только менялось в худшую сторону качество и количество того, что принадлежало земле.

 Однако, говоря о такой черте, следует отметить, что в культуре кочевых этносов существовали устойчивые отношения с землей, основанные на глубокой духовной связи. Существовал запрет на копание ям, рубку деревьев и загрязнение водоемов. Также следили за тем, чтобы люди ходили по одной проложенной тропинке, не срывали растения, не топтали траву. А некоторые факты заставляют усомниться в том, что кочевники действительно легко меняли места проживания. Свидетельства этому обнаруживаются в родильной и похоронной обрядности кочевых народов.

 Важным доказательством глубокой духовной связи носителей кочевой культуры с территорией проживания является традиция захоронения последа ребенка и связанный с ним обычай почитания этой земли. В знании места рождения человека и его предков кроется следующее: выявляются «имена» локальных божеств и духов – покровителей местности, к которым обращается представитель шаманского культа. В шаманской идеологии только локальные божества и духи предков могут оказать помощь своему далекому потомку.

 Умерших родичей кочевники стремились захоронить на территории, принадлежащей роду.

 Патриотические настроения проявлялись в исторической судьбе кочевников. Так в политической практике Чингис-хана, которая, главным образом, была направлена на враждебные ему племена, прослеживалось стремление разорвать родоплеменные связи сообществ. Он стремился заменить родоплеменное деление административным, т.е. разрушение этих связей осуществлялось параллельно с разрушением связей сообщества с родовой землей. Практика насильственных переселений на удаленные территории не увенчалась успехом. После смерти Чингис-хана многие племена вернулись на земли предков, покидая уже освоенные, новые земли. Это объясняется тем, что земля предков, на которой они выросли, была крайне важна для них. Хотя часто в представлении других народов у кочевников нет привязанности к земле, но зато есть стремление к смене места обитания. Для того, чтобы показать значимость дороги в судьбе кочевника можно сопоставить два литературных фрагмента о кочевье, которые написаны простыми людьми. Одно – в Калмыкии, другое – русскими.

Рассказ кочевника

Рассказ земледельца

«Широкая дорога, огромная, просторная степь. Солнце в зените, яркие тона красок в зеленой степи. В бездонном небе парит степной орел. По бескрайней степи идет караван людей. Возглавляет её высокий, статный, не очень молодой человек. В одной руке вожак ведет лошадь, в другой держит кнут. Позади идущие люди о чем-то переговариваются. Молодая девушка едет на телеге; она играет на домбре. Под её аккомпанемент танцуют и поют юноши и девушки. Вдалеке на диких аранзалал скачут воинствующие кочевники. От топота копыт могучих коней воинов, кажется, что земля в любой момент может разверзнуться и поглотить всё. Огромный шлейф пыли остается за воинственными всадниками. Солнце начинает садиться, степь становится розовой и что-то таинственное появляется в ней. То ли радуется она свободе и своей природной красоте, которую никто не сможет у нее отнять, то ли плачет от страданий, которые она перенесла за годы своего вечного существования. А обоз все идет и идет…»

Когда я думаю о постоянной перемене местожительства, я представляю себе жизнь актеров бродячего цирка. Вся их жизнь – калейдоскоп впечатлений. Их внешний мир постоянно изменчив – они гости в любом городе и в любой стране. Раньше такие люди проводили всю жизнь в кибитках и палатках, переезжая из города в город, теперь вместо палаток у них недорогие гостиницы. Обычно у таких людей есть родители и родственники, живущие на одном месте и считающие их чудаками».


На примере этих зарисовок становится очевидно, что в понимании представителя кочевой культуры кочевье не отделяется от понятия Родины, а даже наоборот, оно ассоциируется у них с идеальным прошлым, с мирной жизнью и единением с природой, с простыми радостями.

 У представителей оседлой культуры Родина не может ассоциироваться с постоянной переменой места. Для них Родина – это пространство, привычное для людей с детства. Кочевье же в их понимании – скитание и бесприютность.

 Таким образом, понятие Родина в культуре кочевых народов содержит более глубокий духовный подтекст. Все исторические, литературные и традиционные пути, отражают всю ту глубину и загадочность любви к Родине кочевых народов. Кочевник любит не какую-то отдельную часть, он любит все то, что его окружает. Места кочевья, в которых он был, становятся частью его души.