Сызранский мост (также Александровский мост) — железнодорожный мост через Волгу в Октябрьске Самарской области, в 10 километрах выше Сызрани.
Первый железнодорожный мостовой переход через Волгу в её среднем и нижнем течении. Проект моста разработал выдающийся русский инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения, профессор Петербургского института путей сообщения Н.А. Белелюбский. Грандиозные планы ученого воплощал в жизнь талантливый инженер-мостостроитель Владимир Березин. Сборкой моста заведовал молодой инженер Константин Михайловский. 17 августа 1876 г. началось возведение моста. Строительство его из-за стратегической важности курировал лично император Александр II. В районе сооружения моста была построена новая станция Оренбургской железной дороги "Правый берег реки Волги".
К строительству моста в качестве рабочей силы были привлечены крестьяне Симбирской, Самарской и Оренбургской губерний. Стройка продолжалась 4 года. Для осуществления работ на воде к стройке было приписано 3 парохода и 73 баржи. Сырье для строительства моста поставлялось из разных уголков Российской империи. Специально по заказу правительства на Склессенских металлургических заводах Бельгии было изготовлено 13 мостовых пролетов весом в 378 тысяч пудов. Всего в реализации этого сложнейшего проекта в течение четырех лет были заняты свыше 2500 рабочих и около сотни служащих и инженерно-технических специалистов. Практическое руководство строительством легло на плечи инженеров К.Я. Михайловского и В.И. Березина, применивших здесь новый, прогрессивный по тому времени порядок работ, затем получивший название «русского метода мостостроения». А по окончании всех работ мост состоял из 13 пролетов по 52 сажени каждый, и его общая длина превышала 700 сажен (1483 метра).
Торжественное открытие Александровского моста прошло 30 августа 1880 г. В течение первых 20 лет эксплуатации мост был самым большим в Европе и вторым по протяженности в мире. В честь российского императора Александра II мост тогда же был назван Александровским. В советское время он был переименован в Сызранский.
Первый железнодорожный мостовой переход через Волгу в её среднем и нижнем течении. Проект моста разработал выдающийся русский инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения, профессор Петербургского института путей сообщения Н.А. Белелюбский. Грандиозные планы ученого воплощал в жизнь талантливый инженер-мостостроитель Владимир Березин. Сборкой моста заведовал молодой инженер Константин Михайловский. 17 августа 1876 г. началось возведение моста. Строительство его из-за стратегической важности курировал лично император Александр II. В районе сооружения моста была построена новая станция Оренбургской железной дороги "Правый берег реки Волги".
К строительству моста в качестве рабочей силы были привлечены крестьяне Симбирской, Самарской и Оренбургской губерний. Стройка продолжалась 4 года. Для осуществления работ на воде к стройке было приписано 3 парохода и 73 баржи. Сырье для строительства моста поставлялось из разных уголков Российской империи. Специально по заказу правительства на Склессенских металлургических заводах Бельгии было изготовлено 13 мостовых пролетов весом в 378 тысяч пудов. Всего в реализации этого сложнейшего проекта в течение четырех лет были заняты свыше 2500 рабочих и около сотни служащих и инженерно-технических специалистов. Практическое руководство строительством легло на плечи инженеров К.Я. Михайловского и В.И. Березина, применивших здесь новый, прогрессивный по тому времени порядок работ, затем получивший название «русского метода мостостроения». А по окончании всех работ мост состоял из 13 пролетов по 52 сажени каждый, и его общая длина превышала 700 сажен (1483 метра).
Торжественное открытие Александровского моста прошло 30 августа 1880 г. В течение первых 20 лет эксплуатации мост был самым большим в Европе и вторым по протяженности в мире. В честь российского императора Александра II мост тогда же был назван Александровским. В советское время он был переименован в Сызранский.
Строительство моста через р. Волгу у Сызрани. Общий вид моста, поперечные разрезы. 1875 г. Чертеж.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-66. Оп. 1-4. Д. 3. Л. 1-3
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-66. Оп. 1-4. Д. 3. Л. 1-3
Из пояснительной записки к проекту железного верхнего строения моста в 50 саженей с ездою по низу. 1875 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-66.
Оп. 1-4. Д. 2. Л. 1
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-66.
Оп. 1-4. Д. 2. Л. 1
Строительство моста через р. Волгу у г. Сызрани. Верхнее строение моста отверстием 40 сажень полупараболической системы. 1875 г. Чертеж.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-66. Оп. 1-4. Д. 4. Л. 1, 2
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-66. Оп. 1-4. Д. 4. Л. 1, 2
Строительство моста через р. Волгу у г. Сызрани. Расчет верхнего строения моста раскосной системы отверстием 50 сажень с ездой по низу. 1875 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-66. Оп. 1-4. Д. 7. Л. 1, 10Б
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-66. Оп. 1-4. Д. 7. Л. 1, 10Б
Усиление моста через р. Волгу у г. Сызрани. Освидетельствование Александровского моста через
реку Волгу. 1911 г.
© РГА в г. Самаре. Ф.Р-66. Оп. 1-4. Д. 34. Л. 13
реку Волгу. 1911 г.
© РГА в г. Самаре. Ф.Р-66. Оп. 1-4. Д. 34. Л. 13
- Назад
- В начало страницы
- В начало выставки
- На главную
- Далее