Карта сайта
     Водное пространство, представленное морями и мировыми океанами, занимает более 70% земной поверхности. Кроме того, внутри многие континенты изрезаны сетью рек. Все эти обстоятельства сделали необходимым создание самых разнообразных типов и видов плавстредств как гражданского, так и военного назначения.
     В нашей стране над созданием кораблей, катеров, подводных лодок и других судов работала целая плеяда талантливых конструкторов. Отдельные вехи изобретательской деятельности некоторых из них представлены в данном разделе выставки. В частности, здесь размещены заявочные материалы на изобретения Р.Е. Алексеева, В.И. Неганова, В.И. Левкова и др.
  Р.Е. Алексеев являлся известным конструктором, кораблестроителем, создателем судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. На хранении в архиве находятся его заявочные материалы на изобретение «Корабля с четырьмя видами движения» на подводных крыльях за 1949 г.
    В.И. Неганов – кораблестроитель, конструктор судов с атомными энергетическими установками, главный конструктор первого в мире атомного ледокола «Ленин» и других кораблей. Его деятельность проиллюстрирована документами изобретения «Транспортное судно ледового плавания» за 1951г., совмещающего в себе функции ледокола и судна большой грузоподъёмности и экономичности.
    Инженер-конструктор В.И. Легков выступил создателем первых в мире судов на воздушной подушке. На выставке представлены его заявочные материалы на изобретение «Скоростной переправочный катер» за 1949 г., предназначенный для перемещения по болотистой местности, зыбучим пескам и другой сложной для передвижения местности.
    В целом в разделе выборочно представлена часть советских ноу-хау в области судостроения за 1930–1950 гг.
 
Поздюнин Валентин Львович (1883—1948)
Специалист в области кораблестроения и гидромеханики, теории проектирования судов и судовых систем, профессор, академик АН СССР. Основные его труды посвящены теории проектирования судов, теории и расчёту судовых устройств и систем, быстроходных суперкавитирующих гребных винтов, а также вопросам корабельной архитектуры и гидромеханики. В.Л. Поздюнин являлся одним из создателей Ленинградского кораблестроительного института (ЛКИ). В 1930 г. стал профессором и заведующим кафедрой проектирования судов ЛКИ. Имел авторские свидетельства на «Гребной винт», «Судовой движитель вращательного типа». Был основоположником самостоятельной научной дисциплины, которую назвал «теорией проектирования судов». В 1939 г. Поздюнин открыл явление суперкавитации и сконструировал оригинальный судовой суперкавитирующий движитель, применяющийся на быстроходных судах. Валентин Поздюнин автор обобщенного метода проектирования судов (метод последовательных приближений). Им были предложены приближенные формулы для определения относительной длины и остойчивости судна на больших углах крена. Создатель оригинальной конструкции суперкавитирующего судового движителя. Ответственный редактор журнала «Судостроение». Инициатор и редактор 15-томного «Справочника по судостроению».
Поздюнин В.Л. Судовой движитель вращательного типа. Предмет изобретения. Чертеж. 1939 г. А.с. № 61663
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 38-5. Д. 2065. Л. 5, 14
Поздюнин В.Л. Гребной винт. Предмет изобретения. Чертеж. Письмо В.Л. Поздюнина в отдел изобретений.
1939 г. А.с. № б/н
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 38-5. Д. 2061. Л. 2, 3, 14
Левков Владимир Израилевич (1895—1954)
Инженер-конструктор, профессор, создатель первых в мире судов на воздушной подушке (СВП). В своей работе «Вихревая теория ротора» в 1925 г. обосновал возможность создания СВП. Испытания первого трёхместного катера Л-1 состоялись в 1934 г. До 1941 г. под его руководством построено 15 опытных катеров с различным водоизмещением. Идеи и наработки Левкова послужили основой для создания в нашей стране быстроходных пассажирских судов такого типа. Замысел ученого был реализован в комфортабельных судах «Сормович», «Метеор», «Комета». Они и по сей день успешно используются на речных магистралях нашей страны.
Левков В.И., Ганевский Г.М. Скоростной переправочный катер. Предмет изобретения. Чертеж. 1949 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 84-5. Д. 1729. Л. 2, 5
Алексеев Ростислав Евгеньевич (1916—1980)
Ученый-конструктор, кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Конструктор яхт, призёр всесоюзных соревнований, мастер спорта СССР по парусному спорту. Представленное им в 1957 г. судно на подводных крыльях "Ракета" дало начало мировому скоростному судостроению. Катера «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход» — ежегодно новый проект и каждый — лучший. Две тысячи человек под руководством Алексеева на протяжении 15 лет ежегодно проектировали, строили и испытывали по 15-20 моделей, создав скоростной флот России. В 1979 г. первый в мире десантный корабль-экранолёт был принят как боевая единица в состав ВМФ.
Алексеев Р.Е. Корабль с четырьмя видами движения. Описание изобретения. Чертеж. 1949 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 85-5. Д. 41. Л. 4, 9, 10
 
Неганов Василий Иванович (1899–1978) 
Кораблестроитель, конструктор судов с атомными энергетическими установками, доктор технических наук. Главный конструктор первого в мире атомного ледокола «Ленин» и других кораблей. В 1950-х гг. Василий Неганов возглавлял группу конструкторов, работающих над проектом создания сторожевого корабля типа «Горностай», а также ледокольного варианта пограничного сторожевого корабля «Пурга». Наработки В.И. Неганова по проектированию ледокольных судов с дизель-электрической силовой установкой были реализованы на серии дизель-электрических ледоколов типа «Москва». Конструкторские разработки В.И. Неганова были использованы при строительстве ледоколов типа «Арктика».
Неганов В.И. и др. Транспортное судно ледового плавания. Предмет изобретения. Чертеж. Авторское свидетельство. 1951 г. 
А.с. № 93379
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 60-5. Д. 711. Л. 24-26