Карта сайта
  История транспорта началась с древнейших времен. Уже в поэмах Гомера встречаются разные виды транспорта – переносные и самодвижущиеся. В Национальном Каирском музее находится колесница фараона Тутанхамона, возраст которой составляет пять тысяч лет. Однако наиболее бурное развитие сфера транспорта претерпела в XIX–XXвв., когда стали строиться железные дороги и появился автомобильный транспорт.
  В настоящем разделе выставки рассказывается о вкладе отечественных инженеров, конструкторов и изобретателей в развитие железнодорожного и автомобильного транспорта: Я.М. Гаккеля, А.А. Липгарта, И.К. Матросова и др.
  Я.М. Гаккель внёс значительный вклад в развитие отечественного тепловозостроения. Под его руководством в 1924 г. был разработан и создан первый в СССР мощный тепловоз. Многие выдвинутые им конструктивные идеи получили дальнейшее развитие в современном тепловозостроении. На хранении в архиве находятся его заявочные материалы на изобретения «Газо-генераторный тепловоз», «Двигатель внутреннего горения с противоположно движущимися поршнями» за 1929 г. и др.
  А.А. Липгарт долгое время был главным конструктором Горьковского автомобильного завода. Им были созданы грузовой автомобиль ГАЗ-51, легковые автомобили М-1, «Победа», ЗИМ. Он создал 67 экспериментальных моделей автомобилей, 27 из которых стали серийным. Под его руководством разработан перспективный типаж отечественных автомобилей и двигателей. На хранении в архиве находятся его заявочные материалы на изобретения «Смеситель для газогенераторного двигателя с устройством для холостого хода» за 1955 г., «Обод для бескамерных арочных шин» за 1959 г., «Колесо для автомобилей высокой проходимости. Заявление» за 1960 г. и др.
  И.К. Матросов являлся изобретателем-самоучкой – создателем систем железнодорожных автоматических тормозов. Главным его изобретением стал автоматический железнодорожный тормоз, совершивший переворот в истории советских железных дорог. За счёт резкого сокращения тормозного пути он позволил значительно увеличить вес и длину состава, скорость и безопасность его движения.
  В целом представленный раздел охватывает изобретательскую деятельность отечественных конструкторов в области железнодорожного и автомобильного транспорта с 1920 по 1990 г.
Гаккель Яков Модестович (1874—1945)
Учёный-электротехник, инженер, профессор. Конструктор первого советского магистрального тепловоза, внёсший значительный вклад в развитие отечественного самолёто- и тепловозостроения первой половины XX в. Яков  Гаккель спроектировал и построил ряд оригинальных самолётов, в том числе фюзеляжный биплан Г-III с двигателем воздушного охлаждения мощностью 35 л. с., одностоечный биплан Г-IV с двигателем мощностью 100 л. с., гидросамолёт-амфибию Г-V, моноплан Г-ХI и др. В дальнейшем Гаккель занялся более актуальным для существовавших экономических условий делом: начал конструировать тепловозы. Под его руководством в 1924 г. был разработан и создан первый в СССР мощный тепловоз. В 1934 г. Я.М. Гаккель сконструировал паровой трактор, а разработанная им паровая установка использовалась на речных катерах. Многие конструктивные идеи Гаккеля получили дальнейшее развитие в современном тепловозостроении.
Гаккель Я.М., Миткевич В.Ф. Устройство для подачи угля в электрической дуговой лампе.
Патентная формула. Чертеж. 1929 г. П. № 25995
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 1-5. Д. 35589. Л. 2 об., 3
Гаккель Я.М. Двигатель внутреннего горения с противоположно движущимися поршнями. Заявление. Описание изобретения. Чертеж. 1929 г. П. № 19397
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 1-5. Д. 3303
8. Л. 1, 14, 15
Гаккель Я.М. Газогенераторный тепловоз. Описание изобретения. Чертеж. Конверт. 1929 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 1-5. Д. 20412. Л. 3, 4, 5
Шелест Алексей Нестерович (1878—1954)
Теплотехник и машиностроитель, изобретатель, профессор, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Основные труды посвящены вопросам тепловозо-, паровозо- и электровозостроения, а также двигателям внутреннего сгорания и компрессорам. Изобретатель тепловоза с механическим генератором газов,  локомотива с газовой турбиной постоянного давления. Еще в 1913 г. Шелест подал заявку на изобретение локомотива с двигателем внутреннего сгорания — тепловоза, а в 1915 г. получил патент. Под его руководством были выполнены эскизные проекты газотурбовозов с безвальным механическим генератором газов. Алексей Шелест автор оригинального паросушителя для паровозов, сифона с расширяющимися соплами и др. В 1922 г. им был сформулировал закон теплоемкостей и выведены математические уравнения, выражающие зависимость теплоемкостей твердых, жидких и газообразных тел от температуры. В 1947 г. А.Н. Шелест получил авторское свидетельство на изобретение машины с использованием атмосферного тепла.  Коэффициент полезного действия этой машины далеко превзошел многие энергетические установки. Изобретения Алексея Шелеста вышли далеко за пределы железнодорожного транспорта. Они применяются не только на тепловозах и паровозах, но и на морских судах, а также в автомобильной и тракторной промышленности.
Шелест А.Н. Тепловоз. Описание изобретения. Чертеж. Предмет привилегии. 1930 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 2-5. Д. 7493. Л. 8, 9, 14
Шелест А.Н. Паровозный паросушитель. Описание изобретения к авторскому свидетельству. 1937 г. А.с. № 53061
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 31-5. Д. 947. Л. 27, 27 об.
Шелест А.Н. Теплосиловая установка. Описание изобретения. Схема. 1944 г. А.с. № 70147
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 42-5. Д. 1048. Л. 3, 3 об., 6
Матросов Иван Константинович (1886—1965)
Изобретатель-самоучка, создатель систем железнодорожных автоматических тормозов. Главным изобретением Ивана Матросова является автоматический железнодорожный тормоз, совершивший переворот в истории советских железных дорог. К 1935 г. тормозом Матросова были оснащены все грузовые поезда СССР. Его применение позволило за счет резкого сокращения тормозного пути значительно увеличить вес и длину составов. Также Иван Константинович изобрёл ряд узлов для тормозных систем: концевой кран клапанного типа, двухрежимный регулятор давления в главном резервуаре тормозной системы поезда, кран машиниста и др. В 1953 г. Матросов создал электропневматический тормоз для грузовых поездов, который впоследствии усовершенствовал с учётом конкретных условий эксплуатации подвижного состава. В дальнейшем разработал модификации своей системы для поездов Московского метрополитена и для пассажирских поездов. Иван Константинович Матросов подал в Комитет по делам изобретений ВСНХ СССР большое количество заявок на свои изобретения, посвященные различным усовершенствованиям в оснастке тормозов, на 53 из них были получены авторские свидетельства. Современный грузовой подвижной состав до сих пор оборудован воздухораспределителями Матросова различных модификаций.
 
Матросов И.К. Автоматический воздушный тормоз для пассажирских поездов. Предмет изобретения. Чертеж. 1934 г. А.с. № 43030
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 3-5. Д. 6605. Л. 19, 19 об.
Матросов И.К. Кран машиниста. Описание изобретения. Чертеж. 1938 г. А.с. № 65796
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 41-5. Д. 2836. Л. 20, 23
Матросов И.К. Выпускной клапан тормоза железнодорожного подвижного состава. Предмет изобретения. Чертеж. 1964 г. А.с. № 184930
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 237-5. Д. 1092. Л. 4, 5
Лебедянский Лев Сергеевич (1898—1968)
Инженер-железнодорожник, известный специалист в области локомотивостроения, главный конструктор Коломенского паровозостроительного завода, создатель знаменитого паровоза «Лебедянка». Под руководством Лебедянского и с его участием были созданы различные типы паровозов, тепловозов и газотурбовозов. Его паровоз, который пошел в серию под именем П36 «Победа» стал  последним паровозом в СССР. Впоследствии паровозы серий Л и П36 строили в Китае по лицензии. Последний китайский паровоз был построен в конце 80-х гг. С 1955 г. Лев Сергеевич присоединяется к работе над тепловозами. И уже в 1956 г. из ворот цехов завода одновременно вышли паровоз П36-0251 и ТЭ3-001 - последний паровоз и первый магистральный тепловоз. Также при участии Л.С. Лебедянского на базе ТЭ3 был создан комплекс для вывода на стартовый стол ракеты-носителя ПТЭ3, применяемый по сей день на Байконуре. Также под его руководством велись работы по исследованию возможности создания скоростных тепловозов. Эти разработки легли в основу тепловоза ТЭП70. Рекорды, установленные этой машиной, не побиты до сих пор.
Лебедянский Л.С. и др. Каток с электрическим тормозом. Пояснительная записка к изобретению. Чертеж. 1948 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 96-5. Д. 1890. Л. 3, 4, 6, 7
Лебедянский Л.С. и др. Каток для динамических испытаний локомотивов на катковой станции.
Описание изобретения. Предмет изобретения. Чертеж. 1948 г. А.с. № 78638
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 55-5. Д. 713. Л. 17, 25 об.
Липгарт Андрей Александрович (1898—1980)
Конструктор автомобилей, доктор технических наук, профессор. Член-корреспондент Академии артиллерийских наук, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Главный конструктор Горьковского автомобильного завода. За годы работы в качестве главного конструктора ГАЗ А.А. Липгарт создал 67 экспериментальных моделей автомобилей, 27 из которых стали серийным. Под руководством А.А. Липгарта был спроектирован первый советский троллейбус, получивший индекс ЛК-1. Алексей Липгарт создал и внедрил в практику новый научный метод решения конструкторских задач, заключающийся в широком использовании экспериментальных и исследовательских работ. Им созданы грузовой автомобиль ГАЗ-51, легковые автомобили М-1, «Победа», ЗИМ и усовершенствована конструкция танков Т-60 и Т-70. Под его руководством разработан перспективный типаж отечественных автомобилей и двигателей. Липгарт автор более 70 печатных трудов и научный редактор большого количества монографий и учебников по теории, расчету и конструкции автомобилей и двигателей.
Липгарт А.А. Смеситель для газогенераторного двигателя  с устройством для холостого хода. Предмет изобретения. Чертеж. 1955 г. А.с. № 105851
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 64-5. Д. 1817. Л. 8, 9
Липгарт А.А., Баринов А.М. и др. Обод для бескамерных арочных шин. Описание изобретения. Чертеж. Фото. 1959 г. А.с. № 126375
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 74-5. Д. 685. Л. 2, 4, 9, 12
Липгарт А.А., Хлебников А.М. и др. Колесо для автомобилей высокой проходимости. Описание изобретения. Предмет изобретения. Чертеж. 1960 г. А.с. № 134989
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 76-5. Д. 1869. Л.  6, 19, 20
Луканин Валентин Николаевич (1931—2002)
Специалист в области автомобильного транспорта и двигателестроения, ректор Московского автомобильно-дорожного института, член-корреспондент АН СССР, член-корреспондент РАН. Является автором фундаментальных теоретических и экспериментальных исследований в области двигателей внутреннего сгорания (ДВС), основателем и руководителем школы исследователей-виброакустиков двигателей и автомобилей. Основные направления научной деятельности В.Н. Луканина: разработка теоретических положений об экологических характеристиках двигателей внутреннего сгорания, автотранспортных потоков, о формировании парка энергетических машин региона, исследования в области рабочих процессов дизелей и газовых двигателей, виброакустических качеств ДВС. В.Н. Луканин инициатор, организатор и руководитель государственной научно-технической программы «Экологически чистый автомобиль». Под его руководством разработаны промышленные образцы двигателей внутреннего сгорания, использующие в качества моторного топлива сжатый природный газ. Эти двигатели обладают высокой топливной экономичностью, пониженным акустическим излучением и совершенными экологическими качествами, удовлетворяющими перспективным нормам.
Луканин В.Н. и др. Способ оптимизации режима работы двигателя внутреннего сгорания. Описание изобретения. Формула изобретения. 1994 г.  П. № 2075617
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 435-5. Д. 1101. Л. 8, 9.
Луканин В.Н. и др. Способ работы двигателя внутреннего сгорания и двигатель внутреннего сгорания. Формула изобретения. Схема. 1995 г.  П. № 2070978
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 436-5. Д. 285. Л. 21, 22