Куйбышевская ГЭС
Этот небольшой массив документов о начале строительства крупнейшей гидроэнергетической системы – Куйбышевской гидроэлектростанции на р. Волге. Географическое положение Самарской Луки на пересечении водного пути и железнодорожных магистралей, связывающих центральные промышленные районы с Уралом, Сибирью и Средней Азией, открывало широкие гидрологические и геологические перспективы для создания узла водохозяйственных сооружений. Идея использования гидроэнергетических ресурсов Волги для получения гидроэнергии и орошения засушливых земель Поволжья была выдвинута еще в начале прошлого века. В 1910–1911 годах Г.М. Кржижановский предложил проект строительства крупной гидроэлектростанции на р. Волге, в районе Самарской Луки. В Самаре была создана специальная комиссия для обследования этого района. Но идея Кржижановского вызвала сильное противодействие со стороны частных землевладельцев. Так, летом 1913 года управляющий имением графа В.А. Орлова-Давыдова на выдвинутый инженером проект сооружения гидроэлектростанции в Жигулях заявил, что граф не позволит возводить на его земле сумасбродные постройки. Также против проекта выступило земское собрание г. Самары.
После 1921 года сооружение гидротехнических объектов шло в рамках плана ГОЭЛРО, практически не затрагивая Поволжья. И только с 1930 года на основе самарского «Волгостроя» появилась концепция Большой Волги. С начала 1930-х годов проводилась интенсивная работа по технико-экономическому обоснованию. Особенно интенсивные и широкие исследования и дискуссии по этой проблеме проводились в 1933–1936 годах.
Автором первого проекта сооружения Самарского гидроузла был инженер К.В. Богоявленский. Он отмечал, что проблема индустриализации вплотную упиралась в вопрос о дешевых источниках энергии, и предлагал обратить внимание на огромные запасы энергии главной водной артерии области – Волги. Ее начали рассматривать не только как важный водный путь, но и как потенциальный источник электроэнергии и воды для ирригации засушливых районов Поволжья и снабжения Москвы. Проработка вопроса осуществлялась самарским бюро «Волгострой» под руководством А.В. Чаплыгина. В отличие от Богоявленского, теперь больше внимания обращали на комплексное использование водных ресурсов реки: энергетическое, транспортное и ирригационное. Приоритет отдавали первому направлению. По мнению Чаплыгина, ожидаемая эффективность Самарского гидроузла в области народного хозяйства должна была превысить размер капиталовложений в его сооружение. Документы свидетельствуют, что в 1931 году начали разрабатывать планы комплексного освоения водных ресурсов Волги на всем ее протяжении, и инициатива в этом была со стороны средневолжских властей. В преобразовании Средней Волги приоритет отдавали энергетическому использованию водных ресурсов. Характерно отметить то, что в начале 1930-х годов выдвигались альтернативные проекты освоения водных ресурсов со стороны частных лиц. В этом плане очень интересный проект был предложен изобретателем-самоучкой В.Н. Емельяновым из Сызрани. Фельдшер по образованию, он выступал с критикой схемы, предлагаемой Чаплыгиным в рамках «Волгостроя». По проекту Чаплыгина строительство плотины намечалось возле г. Ставрополя. Емельянов считал нецелесообразным возведение подобного гидроузла. Он выдвинул десять причин нецелесообразности подобного гидроузла, в числе которых было следующее: «Будет затоплен прекрасный город Самара». Также, по мнению Емельянова, невыгодным являлось расположение ГЭС – в степной равнинной местности, так как в результате мог произойти широкий разлив воды. В своем контрпроекте Емельянов предлагал сооружение плотины около с. Шеланги ниже г. Казани. В 1931 году альтернативный проект получил достаточно широкую известность. С ним Емельянов выступал и в Самаре, и в Москве на расширенном заседании «Волгостроя». Он предостерегал от принятия поспешных и необдуманных решений. Сложившаяся ситуация вынудила «Волгострой» внимательно изучить докладную записку В. Емельянова. Архивные источники не дают возможности проследить последующую судьбу проекта Емельянова. События показали, что предложения изобретателя не были учтены.
Очень много внимания Емельянов уделил проблеме приближения р. Волги у Сызрани, созданию более выгодного, удобного и безопасного пароходного движения в этом районе. Основную сложность и опасность при судоходстве представляли перекаты, расположенные против Сызрани, начиная от с. Батраки, где Волга делилась на четыре русла. Выступая на I Краевом съезде изобретателей, проходившем в Самаре в январе 1931 года, В.Н. Емельянов предложил соорудить две разборные плотины для запрудки р. Воложки, которые не заставили бы реку изменить свое русло, но позволили бы использовать силовую станцию, а также безопасную гавань для зимовки пароходов. Особенно большую выгоду этот проект сулил Кашпирскому сланцевому руднику для перевозки сланца. «Проект универсален и применим для всех городов, имеющих маленькие речушки, впадающие в Волгу», – так сам автор определял значение своего предложения. Дополнительно вы можете ознакомиться со статьей Бурдина Е.А. и Солдатовой О.Н. под названием: «Самородок из Сызрани: изобретательская деятельность Василия Никитича Емельянова (первая треть ХХ века)».
Большой вклад в разработку и реализацию гидростроительных планов в Поволжье и России в целом внесли учреждения академической и отраслевой науки. Активизация деятельности академической науки по решению усложнившихся задач коренной реконструкции Волги произошла в 1933 году. Основную роль в технико-экономическом обосновании схемы «Большая Волга» сыграл Энергетический институт АН СССР. 4 и 5 марта 1933 года под председательством заместителя директора В.Г. Глушкова обсуждался вопрос организации исследований в районе Волгостроя. Согласно принятому «Положению о группе, разрабатывающей Волжскую проблему», для общего руководства и наблюдения за ходом работ при ученом совете Энергетического института была организована секция, состоящая из академиков-энергетиков, отдельно приглашенных академиков и крупных специалистов-энергетиков, дирекции института и др. Руководителем секции был назначен С.А. Кукель-Краевский. Для проработки отдельных вопросов создавались бригады. Немалый научный интерес представляют результаты исследований экономической целесообразности и эффективности самарского Волгостроя, полученные инженерами М. Смирновым, В.В. Заорской и др. В итоге под руководством С.А. Кукель-Краевского в Энергетическом институте были разработаны и обоснованы научная концепция и технико-экономическая схема комплексной реконструкции Волги, которые затем легли в основу проектных решений при сооружении Куйбышевского и других гидроузлов. Сотрудники института В.В. Болотов и М.П. Фельдман проводили исследования по проблемам использования сезонной энергии гидроэлектростанций, увеличения их мощности и т. д. В дальнейшем эти и другие исследования были развиты в ведомственных научно-исследовательских институтах «Гидропроект» и «Гидроэлектропроект» (позже «Гидроэнергопроект»).
Энергетический институт примерно рассчитал народнохозяйственные показатели в районах Волжского бассейна на первый (условный 1937 год), второй (1942 год) и третий (1947 год) этапы. 10 августа 1937 года вышло Постановление СНК и ЦК ВКП(б) № 1339 «О строительстве Куйбышевского гидроузла на р. Волге и гидроузла на р. Каме», которое предписывало НКВД СССР закончить составление проектного задания к 1 января 1938 года и представить материалы технического и схематического проектов не позднее 1 мая 1939 года. Для производства работ на третий квартал 1937 года было выделено 5 млн руб. С этого времени проектирование проводилось коллективом под руководством С.Я. Жука, который был назначен заместителем начальника строительства и главным инженером управления в составе Управления строительства Куйбышевского гидроузла НКТП, а затем в Гидропроекте НКВД СССР. Одновременно развернулись работы по созданию вспомогательной базы (дорог, ремонтных баз и др.).
В результате детального анализа схематического проекта и проведенных геологических, гидрологических и других исследований выяснились существенные недостатки Царево-Курганского створа. Поэтому в проектном задании, законченном в мае 1938 года, местоположением гидроузла был выбран район с. Красная Глинка, в 25 км выше г. Куйбышева. В новом проектном задании были проработаны две схемы: речная и деривационная. По первой схеме все сооружения гидроузла сосредотачивались на Волге, а по второй значительная часть мощности располагалась на Волго-Усинском водоразделе, другая часть – при Волжской плотине. Главной причиной остановки строительства стали серьезные ошибки, допущенные в ходе разработки проекта. В результате проведенных детальных обследований в районе Самарской Луки было установлено, что скальные породы сильной трещиноватости, местами разрушенные до состояния муки, не могли служить надежным фундаментом для массивных гидротехнических сооружений без проведения дорогостоящих и сложных укрепительных мероприятий.
Использование гидротехнических ресурсов началось до Великой Отечественной войны по так называемому плану «Большая Волга», который предусматривал создание на Волге и ее основных притоках ряда крупных гидроэлектростанций. Согласно этому плану Волга должна была превратиться в цепь (каскад) озер-водохранилищ.
Исторический поворот в реконструкции Волги начался в 1949 году. Совет Министров СССР, придавая большое народнохозяйственное значение строительству Куйбышевской гидроэлектростанции, в 1949 году принял постановление о строительстве на р. Волге у г. Ставрополя Куйбышевской гидроэлектростанции мощностью 1,7–2,0 млн кВт с выработкой электроэнергии в размере 8,6–9,6 млрд кВт ∙ ч. Совет Министров СССР возложил проектирование и строительство указанной гидроэлектростанции на Министерство внутренних дел СССР. Этим же постановлением предусматривалась необходимость строительства дополнительного магистрального железнодорожного моста через р. Волгу на плотине, а также орошения 1 млн га земель на базе электроэнергии Куйбышевской гидроэлектростанции. Приказом по МВД СССР от 9 июля 1949 года проектно-изыскательские и исследовательские работы по Куйбышевской гидроэлектростанции были поручены Гидропроекту. Коллектив Гидропроекта был первой организацией МВД СССР, начинающей работы по строительству Куйбышевской гидроэлектростанции, и от того, насколько правильно и своевременно решались проектные вопросы, зависел успех выполнения этого почетного задания.
В 1949 году по приказу проектно-изыскательского управления Главгидростроя МВД СССР в г. Куйбышеве был организован филиал Московского Гидропроекта. Начальником бюро и главным инженером проекта был назначен Н.А. Малышев (1911–2005) – специалист в области гидроэнергетики, водного хозяйства и гидротехнических сооружений, лауреат Сталинской премии СССР (1951), Герой Социалистического Труда (1958), доктор технических наук, член-корреспондент АН СССР (1976).
По Куйбышевскому гидроузлу МВД обязывалось выполнить все необходимые исследования и представить на утверждение правительства к 1 октября 1950 года проектное задание, а к 1 января 1952 года – технический проект.
Принятые меры позволили Гидропроекту МВД СССР во второй половине 1949 года и в 1950 году развернуть масштабные проектно-изыскательские работы в районе Куйбышевского гидроузла. Были созданы четыре экспедиции: две геологические (11 партий), одна топогеодезическая (3 партии) и гидрологическая (2 партии) общим количеством более 2 тыс. человек, в том числе 450 инженерно-технических специалистов. В целях более четкой работы по составлению проектного задания по Куйбышевской ГЭС и Куйбышевскому водохранилищу, а также в целях усиления повседневного контроля за проведением изыскательских работ по этим объектам все работы по строительству Куйбышевской ГЭС были переданы в ведение Куйбышевского филиала управления.
В результате проведенных в 1949–1950 годах проектных работ показатели Куйбышевской гидроэлектростанции были уточнены и опубликованы 21 августа 1950 года в Постановлении Совета Министров СССР «О строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции на р. Волге». Мощность гидроэлектростанции была установлена около 2 млн кВт, а выработка электроэнергии – около 10 млрд кВт ∙ ч. Годовая выработка электроэнергии должна была быть распределена в г. Москву, Куйбышев и Саратов, а также 1 млрд 500 млн кВт ∙ ч электроэнергии должен был быть направлен для орошения земель Заволжья. В соответствии с постановлением правительства был составлен календарный план работ строительства Куйбышевской гидроэлектростанции. Первые агрегаты должны были быть пущены летом 1955 года. Согласно сметно-финансовым расчетам стоимость строительства Куйбышевской гидроэлектростанции должна была составить свыше 9 млрд руб. Все документы, представленные на выставке, говорят о важности народнохозяйственной задачи, которая была поставлена правительством перед Гидропроектом. Начальник и главный инженер Гидропроекта МВД СССР генерал-майор С.Я. Жук своим приказом от 19 августа 1950 года дал поручения руководителям организаций, участвовавшим в строительстве, оказывать всяческую помощь. В 1951–1952 годах на строительство Куйбышевской ГЭС было выделено 4 тыс. вольнонаемных квалифицированных рабочих. Особо следует подчеркнуть, что Сергей Яковлевич Жук с 1942 года был одним из организаторов крупнейшего в Советском Союзе проектно-изыскательского и научно-исследовательского института «Гидропроект» и оставался его бессменным руководителем в течение 25 лет. С 1957 года «Гидропроект» носит его имя. Деятельность этого института распространилась далеко за пределы Европейской части СССР. С именем С.Я. Жука неразрывно связано развитие советской гидротехники, гидроэнергетики и водного транспорта. Ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он был награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Красной Звезды, орденами Боевого Красного Знамени, Трудового Красного Знамени. Дважды был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР, награжден семью орденами и шестью медалями Советского Союза. Ему в числе первых было присвоено звание генерал-майора инженерно-технической службы.
10 августа 1958 года состоялся пуск Куйбышевской ГЭС – самой крупной в Европе и одной из крупнейших ГЭС мира. Выдающимся достижением отечественных гидростроителей и, прежде всего, Гидропроекта было то, что впервые в мировой практике гидротехнического строительства крупные бетонные сооружения были размещены на мягком основании, а водосбросные сооружения совмещены со зданием ГЭС. За создание этого уникального сооружения большая группа сотрудников Гидропроекта была удостоена правительственных наград и почетных званий.
С пуском Куйбышевской ГЭС, которой было присвоено имя В.И. Ленина, первенство по максимальной мощности ГЭС перешло от американской ГЭС Грэнд-Кули на берега Волги. На Куйбышевской ГЭС им. В.И. Ленина было установлено 20 самых мощных гидроагрегатов в мире – по 115 тыс. кВт каждый. Пуск этой ГЭС положил начало объединению энергосистем европейской части СССР в Единую энергосистему, что существенно превышало возможности энергопотребления местной экономики. Для передачи гидроэлектроэнергии на большие расстояния строились высоковольтные линии электропередачи.
Волжские гидроузлы должны были обеспечить орошение и обводнение больших площадей засушливых земельных угодий преимущественно Нижнего и Среднего Поволжья с целью компенсации продуктивности затопляемых пойменных земель.
В 1951 году техническая схема орошения 1 млн га земель в Поволжье прорабатывалась с учетом основных решений Экспертизы Госплана СССР. Схема 1952 года была составлена на базе увеличения использования местного стока в бассейне р. Самарка и р. Б. Иргиз с устройством крупных водохранилищ. По принципу водного питания территории орошения разделялись на четыре основных ирригационных района.
– Документы по проектированию ГЭС институтом «Гидропроект», приказы о создании Куйбышевского филиала института, заявочные материалы на изобретения известного гидростроителя С.Я. Жука, с именем которого неразрывно связано развитие советской гидротехники и который в течение 25 лет был бессменным руководителем института «Гидропроект».
– Документы о строительстве и пуске в строй Куйбышевской ГЭС, строительство которой началось 60 лет назад, и 18 февраля 1951 года был вынут первый кубометр грунта для котлована под здание электростанции. Заявочные материалы на изобретения лауреата Сталинской премии, Героя Социалистического Труда, члена-корреспондента АН СССР, главного инженера проекта Н.А. Малышева.
– Документы об использовании водных ресурсов Самарской губернии. Большой интерес представляют документы, рассказывающие о схеме орошения земель Поволжья, использовании водных ресурсов р. Волги в Куйбышевской обводнительно-оросительной системе, водоснабжении Волжского автомобильного завода, мероприятиях по инженерной защите поймы р. Самары в период строительства Саратовской гидроэлектростанции и др.
После 1921 года сооружение гидротехнических объектов шло в рамках плана ГОЭЛРО, практически не затрагивая Поволжья. И только с 1930 года на основе самарского «Волгостроя» появилась концепция Большой Волги. С начала 1930-х годов проводилась интенсивная работа по технико-экономическому обоснованию. Особенно интенсивные и широкие исследования и дискуссии по этой проблеме проводились в 1933–1936 годах.
Автором первого проекта сооружения Самарского гидроузла был инженер К.В. Богоявленский. Он отмечал, что проблема индустриализации вплотную упиралась в вопрос о дешевых источниках энергии, и предлагал обратить внимание на огромные запасы энергии главной водной артерии области – Волги. Ее начали рассматривать не только как важный водный путь, но и как потенциальный источник электроэнергии и воды для ирригации засушливых районов Поволжья и снабжения Москвы. Проработка вопроса осуществлялась самарским бюро «Волгострой» под руководством А.В. Чаплыгина. В отличие от Богоявленского, теперь больше внимания обращали на комплексное использование водных ресурсов реки: энергетическое, транспортное и ирригационное. Приоритет отдавали первому направлению. По мнению Чаплыгина, ожидаемая эффективность Самарского гидроузла в области народного хозяйства должна была превысить размер капиталовложений в его сооружение. Документы свидетельствуют, что в 1931 году начали разрабатывать планы комплексного освоения водных ресурсов Волги на всем ее протяжении, и инициатива в этом была со стороны средневолжских властей. В преобразовании Средней Волги приоритет отдавали энергетическому использованию водных ресурсов. Характерно отметить то, что в начале 1930-х годов выдвигались альтернативные проекты освоения водных ресурсов со стороны частных лиц. В этом плане очень интересный проект был предложен изобретателем-самоучкой В.Н. Емельяновым из Сызрани. Фельдшер по образованию, он выступал с критикой схемы, предлагаемой Чаплыгиным в рамках «Волгостроя». По проекту Чаплыгина строительство плотины намечалось возле г. Ставрополя. Емельянов считал нецелесообразным возведение подобного гидроузла. Он выдвинул десять причин нецелесообразности подобного гидроузла, в числе которых было следующее: «Будет затоплен прекрасный город Самара». Также, по мнению Емельянова, невыгодным являлось расположение ГЭС – в степной равнинной местности, так как в результате мог произойти широкий разлив воды. В своем контрпроекте Емельянов предлагал сооружение плотины около с. Шеланги ниже г. Казани. В 1931 году альтернативный проект получил достаточно широкую известность. С ним Емельянов выступал и в Самаре, и в Москве на расширенном заседании «Волгостроя». Он предостерегал от принятия поспешных и необдуманных решений. Сложившаяся ситуация вынудила «Волгострой» внимательно изучить докладную записку В. Емельянова. Архивные источники не дают возможности проследить последующую судьбу проекта Емельянова. События показали, что предложения изобретателя не были учтены.
Очень много внимания Емельянов уделил проблеме приближения р. Волги у Сызрани, созданию более выгодного, удобного и безопасного пароходного движения в этом районе. Основную сложность и опасность при судоходстве представляли перекаты, расположенные против Сызрани, начиная от с. Батраки, где Волга делилась на четыре русла. Выступая на I Краевом съезде изобретателей, проходившем в Самаре в январе 1931 года, В.Н. Емельянов предложил соорудить две разборные плотины для запрудки р. Воложки, которые не заставили бы реку изменить свое русло, но позволили бы использовать силовую станцию, а также безопасную гавань для зимовки пароходов. Особенно большую выгоду этот проект сулил Кашпирскому сланцевому руднику для перевозки сланца. «Проект универсален и применим для всех городов, имеющих маленькие речушки, впадающие в Волгу», – так сам автор определял значение своего предложения. Дополнительно вы можете ознакомиться со статьей Бурдина Е.А. и Солдатовой О.Н. под названием: «Самородок из Сызрани: изобретательская деятельность Василия Никитича Емельянова (первая треть ХХ века)».
Большой вклад в разработку и реализацию гидростроительных планов в Поволжье и России в целом внесли учреждения академической и отраслевой науки. Активизация деятельности академической науки по решению усложнившихся задач коренной реконструкции Волги произошла в 1933 году. Основную роль в технико-экономическом обосновании схемы «Большая Волга» сыграл Энергетический институт АН СССР. 4 и 5 марта 1933 года под председательством заместителя директора В.Г. Глушкова обсуждался вопрос организации исследований в районе Волгостроя. Согласно принятому «Положению о группе, разрабатывающей Волжскую проблему», для общего руководства и наблюдения за ходом работ при ученом совете Энергетического института была организована секция, состоящая из академиков-энергетиков, отдельно приглашенных академиков и крупных специалистов-энергетиков, дирекции института и др. Руководителем секции был назначен С.А. Кукель-Краевский. Для проработки отдельных вопросов создавались бригады. Немалый научный интерес представляют результаты исследований экономической целесообразности и эффективности самарского Волгостроя, полученные инженерами М. Смирновым, В.В. Заорской и др. В итоге под руководством С.А. Кукель-Краевского в Энергетическом институте были разработаны и обоснованы научная концепция и технико-экономическая схема комплексной реконструкции Волги, которые затем легли в основу проектных решений при сооружении Куйбышевского и других гидроузлов. Сотрудники института В.В. Болотов и М.П. Фельдман проводили исследования по проблемам использования сезонной энергии гидроэлектростанций, увеличения их мощности и т. д. В дальнейшем эти и другие исследования были развиты в ведомственных научно-исследовательских институтах «Гидропроект» и «Гидроэлектропроект» (позже «Гидроэнергопроект»).
Энергетический институт примерно рассчитал народнохозяйственные показатели в районах Волжского бассейна на первый (условный 1937 год), второй (1942 год) и третий (1947 год) этапы. 10 августа 1937 года вышло Постановление СНК и ЦК ВКП(б) № 1339 «О строительстве Куйбышевского гидроузла на р. Волге и гидроузла на р. Каме», которое предписывало НКВД СССР закончить составление проектного задания к 1 января 1938 года и представить материалы технического и схематического проектов не позднее 1 мая 1939 года. Для производства работ на третий квартал 1937 года было выделено 5 млн руб. С этого времени проектирование проводилось коллективом под руководством С.Я. Жука, который был назначен заместителем начальника строительства и главным инженером управления в составе Управления строительства Куйбышевского гидроузла НКТП, а затем в Гидропроекте НКВД СССР. Одновременно развернулись работы по созданию вспомогательной базы (дорог, ремонтных баз и др.).
В результате детального анализа схематического проекта и проведенных геологических, гидрологических и других исследований выяснились существенные недостатки Царево-Курганского створа. Поэтому в проектном задании, законченном в мае 1938 года, местоположением гидроузла был выбран район с. Красная Глинка, в 25 км выше г. Куйбышева. В новом проектном задании были проработаны две схемы: речная и деривационная. По первой схеме все сооружения гидроузла сосредотачивались на Волге, а по второй значительная часть мощности располагалась на Волго-Усинском водоразделе, другая часть – при Волжской плотине. Главной причиной остановки строительства стали серьезные ошибки, допущенные в ходе разработки проекта. В результате проведенных детальных обследований в районе Самарской Луки было установлено, что скальные породы сильной трещиноватости, местами разрушенные до состояния муки, не могли служить надежным фундаментом для массивных гидротехнических сооружений без проведения дорогостоящих и сложных укрепительных мероприятий.
Использование гидротехнических ресурсов началось до Великой Отечественной войны по так называемому плану «Большая Волга», который предусматривал создание на Волге и ее основных притоках ряда крупных гидроэлектростанций. Согласно этому плану Волга должна была превратиться в цепь (каскад) озер-водохранилищ.
Исторический поворот в реконструкции Волги начался в 1949 году. Совет Министров СССР, придавая большое народнохозяйственное значение строительству Куйбышевской гидроэлектростанции, в 1949 году принял постановление о строительстве на р. Волге у г. Ставрополя Куйбышевской гидроэлектростанции мощностью 1,7–2,0 млн кВт с выработкой электроэнергии в размере 8,6–9,6 млрд кВт ∙ ч. Совет Министров СССР возложил проектирование и строительство указанной гидроэлектростанции на Министерство внутренних дел СССР. Этим же постановлением предусматривалась необходимость строительства дополнительного магистрального железнодорожного моста через р. Волгу на плотине, а также орошения 1 млн га земель на базе электроэнергии Куйбышевской гидроэлектростанции. Приказом по МВД СССР от 9 июля 1949 года проектно-изыскательские и исследовательские работы по Куйбышевской гидроэлектростанции были поручены Гидропроекту. Коллектив Гидропроекта был первой организацией МВД СССР, начинающей работы по строительству Куйбышевской гидроэлектростанции, и от того, насколько правильно и своевременно решались проектные вопросы, зависел успех выполнения этого почетного задания.
В 1949 году по приказу проектно-изыскательского управления Главгидростроя МВД СССР в г. Куйбышеве был организован филиал Московского Гидропроекта. Начальником бюро и главным инженером проекта был назначен Н.А. Малышев (1911–2005) – специалист в области гидроэнергетики, водного хозяйства и гидротехнических сооружений, лауреат Сталинской премии СССР (1951), Герой Социалистического Труда (1958), доктор технических наук, член-корреспондент АН СССР (1976).
По Куйбышевскому гидроузлу МВД обязывалось выполнить все необходимые исследования и представить на утверждение правительства к 1 октября 1950 года проектное задание, а к 1 января 1952 года – технический проект.
Принятые меры позволили Гидропроекту МВД СССР во второй половине 1949 года и в 1950 году развернуть масштабные проектно-изыскательские работы в районе Куйбышевского гидроузла. Были созданы четыре экспедиции: две геологические (11 партий), одна топогеодезическая (3 партии) и гидрологическая (2 партии) общим количеством более 2 тыс. человек, в том числе 450 инженерно-технических специалистов. В целях более четкой работы по составлению проектного задания по Куйбышевской ГЭС и Куйбышевскому водохранилищу, а также в целях усиления повседневного контроля за проведением изыскательских работ по этим объектам все работы по строительству Куйбышевской ГЭС были переданы в ведение Куйбышевского филиала управления.
В результате проведенных в 1949–1950 годах проектных работ показатели Куйбышевской гидроэлектростанции были уточнены и опубликованы 21 августа 1950 года в Постановлении Совета Министров СССР «О строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции на р. Волге». Мощность гидроэлектростанции была установлена около 2 млн кВт, а выработка электроэнергии – около 10 млрд кВт ∙ ч. Годовая выработка электроэнергии должна была быть распределена в г. Москву, Куйбышев и Саратов, а также 1 млрд 500 млн кВт ∙ ч электроэнергии должен был быть направлен для орошения земель Заволжья. В соответствии с постановлением правительства был составлен календарный план работ строительства Куйбышевской гидроэлектростанции. Первые агрегаты должны были быть пущены летом 1955 года. Согласно сметно-финансовым расчетам стоимость строительства Куйбышевской гидроэлектростанции должна была составить свыше 9 млрд руб. Все документы, представленные на выставке, говорят о важности народнохозяйственной задачи, которая была поставлена правительством перед Гидропроектом. Начальник и главный инженер Гидропроекта МВД СССР генерал-майор С.Я. Жук своим приказом от 19 августа 1950 года дал поручения руководителям организаций, участвовавшим в строительстве, оказывать всяческую помощь. В 1951–1952 годах на строительство Куйбышевской ГЭС было выделено 4 тыс. вольнонаемных квалифицированных рабочих. Особо следует подчеркнуть, что Сергей Яковлевич Жук с 1942 года был одним из организаторов крупнейшего в Советском Союзе проектно-изыскательского и научно-исследовательского института «Гидропроект» и оставался его бессменным руководителем в течение 25 лет. С 1957 года «Гидропроект» носит его имя. Деятельность этого института распространилась далеко за пределы Европейской части СССР. С именем С.Я. Жука неразрывно связано развитие советской гидротехники, гидроэнергетики и водного транспорта. Ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он был награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Красной Звезды, орденами Боевого Красного Знамени, Трудового Красного Знамени. Дважды был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР, награжден семью орденами и шестью медалями Советского Союза. Ему в числе первых было присвоено звание генерал-майора инженерно-технической службы.
10 августа 1958 года состоялся пуск Куйбышевской ГЭС – самой крупной в Европе и одной из крупнейших ГЭС мира. Выдающимся достижением отечественных гидростроителей и, прежде всего, Гидропроекта было то, что впервые в мировой практике гидротехнического строительства крупные бетонные сооружения были размещены на мягком основании, а водосбросные сооружения совмещены со зданием ГЭС. За создание этого уникального сооружения большая группа сотрудников Гидропроекта была удостоена правительственных наград и почетных званий.
С пуском Куйбышевской ГЭС, которой было присвоено имя В.И. Ленина, первенство по максимальной мощности ГЭС перешло от американской ГЭС Грэнд-Кули на берега Волги. На Куйбышевской ГЭС им. В.И. Ленина было установлено 20 самых мощных гидроагрегатов в мире – по 115 тыс. кВт каждый. Пуск этой ГЭС положил начало объединению энергосистем европейской части СССР в Единую энергосистему, что существенно превышало возможности энергопотребления местной экономики. Для передачи гидроэлектроэнергии на большие расстояния строились высоковольтные линии электропередачи.
Волжские гидроузлы должны были обеспечить орошение и обводнение больших площадей засушливых земельных угодий преимущественно Нижнего и Среднего Поволжья с целью компенсации продуктивности затопляемых пойменных земель.
В 1951 году техническая схема орошения 1 млн га земель в Поволжье прорабатывалась с учетом основных решений Экспертизы Госплана СССР. Схема 1952 года была составлена на базе увеличения использования местного стока в бассейне р. Самарка и р. Б. Иргиз с устройством крупных водохранилищ. По принципу водного питания территории орошения разделялись на четыре основных ирригационных района.
– Документы по проектированию ГЭС институтом «Гидропроект», приказы о создании Куйбышевского филиала института, заявочные материалы на изобретения известного гидростроителя С.Я. Жука, с именем которого неразрывно связано развитие советской гидротехники и который в течение 25 лет был бессменным руководителем института «Гидропроект».
– Документы о строительстве и пуске в строй Куйбышевской ГЭС, строительство которой началось 60 лет назад, и 18 февраля 1951 года был вынут первый кубометр грунта для котлована под здание электростанции. Заявочные материалы на изобретения лауреата Сталинской премии, Героя Социалистического Труда, члена-корреспондента АН СССР, главного инженера проекта Н.А. Малышева.
– Документы об использовании водных ресурсов Самарской губернии. Большой интерес представляют документы, рассказывающие о схеме орошения земель Поволжья, использовании водных ресурсов р. Волги в Куйбышевской обводнительно-оросительной системе, водоснабжении Волжского автомобильного завода, мероприятиях по инженерной защите поймы р. Самары в период строительства Саратовской гидроэлектростанции и др.
Проект постоянной универсальной пристани-вокзала с нефтебазой, предохраняющей всю привальную территорию от заноса песком. Проект составлен В.Н. Емельяновым 10 октября 1930 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 3-5. Д. 5587. Л. 17
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 3-5. Д. 5587. Л. 17
В.Н. Емельянов демонстрирует макет шлюзовых ворот. Фото. 1932 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 3-5. Д. 3866. Л. 71, 78
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 3-5. Д. 3866. Л. 71, 78
В.Н. Емельянов демонстрирует модель вертикального судоподъемника, которая была представлена на Постоянную Всесоюзную Техническую выставку г. Москвы. Фото. 1932 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 3-5. Д. 3866 Л. 70
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 3-5. Д. 3866 Л. 70
Берег у г. Сызрани, где должны быть сооружены пароходные
ремонтные мастерские. Фото. 1930 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 3-5. Д. 3866. Л. 73, 76
ремонтные мастерские. Фото. 1930 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 3-5. Д. 3866. Л. 73, 76
Из тезисов доклада А.В. Чаплыгина на ученом совете ЭНИН по проблеме реконструкции Волги на Самарской Луке. ЭНИН. 1933 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-249. Оп. 1-1. Д. 38. Л. 1, 10, 11
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-249. Оп. 1-1. Д. 38. Л. 1, 10, 11
Доклад профессора С.А. Кукель-Краевского на ученом совете ЭНИН
о значении Волжской гидроцентрали
в электроснабжении Европейской части СССР. ЭНИН. 1933 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-249. Оп. 1-1. Д. 5. Л. 1
о значении Волжской гидроцентрали
в электроснабжении Европейской части СССР. ЭНИН. 1933 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-249. Оп. 1-1. Д. 5. Л. 1
Описание к авторскому свидетельству на изобретение
С.Я. Жука «Судовозная камера». 1936 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 13-5. Д. 2970. Л. 27
С.Я. Жука «Судовозная камера». 1936 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 13-5. Д. 2970. Л. 27
Описание изобретения Н.А. Малышева
«Гидравлический турбогенератор». 1944 г.
«Гидравлический турбогенератор». 1944 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 42-5. Д. 1163. Л. 3
Приказ № 513 от 20 августа 1949 г. по проектно-изыскательскому управлению Главгидростроя МВД СССР о строительстве Куйбышевской Гидроэлектростанции на р. Волге. Гидропроект.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-109. Оп. 6-6. Д. 2. Л. 11, 12
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-109. Оп. 6-6. Д. 2. Л. 11, 12
Приказ № 276 от 13 июня 1950 г. по проектно-изыскательскому управлению МВД СССР «О передаче изыскательских работ по Куйбышевской ГЭС
и Куйбышевскому водохранилищу
в ведение Куйбышевского филиала управления». Гидропроект.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-109. Оп. 1-6. Д. 42. Л. 362
и Куйбышевскому водохранилищу
в ведение Куйбышевского филиала управления». Гидропроект.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-109. Оп. 1-6. Д. 42. Л. 362
Приказ № 435 от 19 августа 1950 г. по управлению проектирования, изысканий
и исследований для строительства гидротехнических сооружений МВД СССР
«О мероприятиях по выполнению приказа по МВД СССР по оказанию помощи строительству Куйбышевской гидроэлектростанции». Гидропроект.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-109. Оп. 1-6. Д. 43. Л. 233, 234
и исследований для строительства гидротехнических сооружений МВД СССР
«О мероприятиях по выполнению приказа по МВД СССР по оказанию помощи строительству Куйбышевской гидроэлектростанции». Гидропроект.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-109. Оп. 1-6. Д. 43. Л. 233, 234
Из общей записки к проектному заданию Куйбышевской ГЭС
на р. Волге о Постановлении Совета Министров СССР
«О строительстве Куйбышевской ГЭС на р. Волге». Гидропроект. 1950 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-109. Оп. 4-4. Д. 2. Л. 10
на р. Волге о Постановлении Совета Министров СССР
«О строительстве Куйбышевской ГЭС на р. Волге». Гидропроект. 1950 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-109. Оп. 4-4. Д. 2. Л. 10
Схема судоходных сооружений Куйбышевского гидроузла
(из проектного задания Куйбышевской гидроэлектростанции
на р. Волге). Гидропроект. 1950 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-109. Оп. 4-4. Д. 31. Л. 10
(из проектного задания Куйбышевской гидроэлектростанции
на р. Волге). Гидропроект. 1950 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-109. Оп. 4-4. Д. 31. Л. 10
Фотокопия из общей записки к проектному заданию Куйбышевской ГЭС на
р. Волге. «Перспективы гидроузла». Гидропроект. 1950 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-109. Оп. 4-4. Д. 2. Л. 8
р. Волге. «Перспективы гидроузла». Гидропроект. 1950 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-109. Оп. 4-4. Д. 2. Л. 8
Из общей записки к проектному заданию Куйбышевской ГЭС на р. Волге
о решении инженерно-геологических вопросов, связанных
с проектированием Куйбышевской гидроэлектростанции.
Гидропроект. 1950 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-109. Оп. 4-4. Д. 5. Л. 5
о решении инженерно-геологических вопросов, связанных
с проектированием Куйбышевской гидроэлектростанции.
Гидропроект. 1950 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-109. Оп. 4-4. Д. 5. Л. 5
Заключение экспертизы Госплана СССР по схеме орошения одного миллиона гектаров земель в Поволжье на базе использования электроэнергии
Куйбышевской гидроэлектростанции. Гипроводхоз. 1952 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-10. Оп. 1-1. Д. 21. Л. 6, 7
Куйбышевской гидроэлектростанции. Гипроводхоз. 1952 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-10. Оп. 1-1. Д. 21. Л. 6, 7
Пояснительная записка к техническому проекту организации работы по забивке металлического шпунта под основание Куйбышевской ГЭС. Фундаментпроект. 1953 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-365. Оп. 2-4. Д. 449. Л. 3
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-365. Оп. 2-4. Д. 449. Л. 3
Фотокопия из общей записки к проектному заданию «Перспективы водосливной плотины Куйбышевской гидроэлектростанции на р. Волге».
Гидропроект. 1950 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-109. Оп. 4-4. Д. 2. Л. 67
Гидропроект. 1950 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-109. Оп. 4-4. Д. 2. Л. 67
- Назад
- В начало страницы
- В начало выставки
- На главную
- Далее