Карта сайта
  Авиаконструктор, доктор технических наук (1937), профессор (1934), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947), создатель первого отечественного вертолета. Награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями, дважды лауреат Сталинской премии, лауреат Ленинской премии.
   Родился в Москве, в семье педагогов.
  Окончил с золотой медалью 5-ю Московскую классическую мужскую гимназию (1914) и поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт. С началом Первой мировой войны оставил учебу в институте и поступил вольноопределяющимся в 13-й корпусной авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 г. был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, где попал на четырехмесячные «Теоретические курсы» Н.Е. Жуковского что, возможно, и предопределило его будущую судьбу авиационного конструктора. Там же познакомился с А.Н. Туполевым. По окончании курсов выдержал экзамен на летчика и был направлен на Юго-Западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд.
  Управлением Военно-Воздушного флота 20 декабря 1917 г. был назначен инструктором в Качинскую военную авиационную школу в Севастополе, вернулся в Москву в марте 1918 г. после ее расформирования. Окончил Московское высшее техническое училище (1923).
  Работал в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ, с 1918), где принимал участие в конструировании и постройке первых советских самолетов (1918-1922). Сконструировал и испытал первые советские вертолеты (1927-1935), руководил «геликоптерной группой» ЦАГИ. С 1920 г. работал летчиком-экспериментатором в Комиссии по тяжелой авиации. Занимался исследованиями в области методов расчета продольной устойчивости самолета, был главным инженером 1-го отдела ЦАГИ и профессором Московского авиационного института.
Арестован 10 января 1938 г. по обвинению в том, что «с 1929 г. являлся участником антисоветской вредительской организации ЦАГИ и проводил вредительскую работу по геликоптеростроению и авиастроению».
Военной коллегией Верховного Суда СССР осужден по ст. 58-7, 58-11 УК РСФСР заочно и приговорен к заключению в ИТЛ сроком на 10 лет с поражением в избирательных правах на 5 лет и конфискацией имущества. Заключение отбывал в ЦКБ-29. Работал начальником конструкторской бригады, разрабатывал проекты «100», «102», «103».
  Освобожден 19 июля 1941 г. постановлением Президиума Верховного Совета СССР досрочно. После освобождения работал в ОКБ  А.Н. Туполева, с 1953 г. – зам. генерального конструктора. Занимался изобретательством.
Реабилитирован 9 апреля 1955 г. определением Военной коллегии Верховного Суда СССР.
ЧЕРЕМУХИН
Алексей Михайлович
(1895-1958)
Черемухин А.М. Подвесной складывающийся бак для самолетов. Заявочные материалы на изобретение. Объяснительная записка. 1948 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-1. Оп. 82-5. Д. 1139. Л. 2-4