Авиаконструктор, генерал-майор-инженер (1944), Герой Социалистического Труда (1957), доктор технических наук (1959), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972).
Родился в г. Ефремов Тульской губернии. В 1918 г. окончил реальное училище, в 1920 г. поступил и в 1926 г. окончил Московское высшее техническое училище (МВТУ). Темой дипломного проекта был «Цельнометаллический истребитель», руководил дипломом А.Н. Туполев.
С 1923 г. на научно-опытном аэродроме началась его конструкторская деятельность.
В 1926 г. работал в КБ Туполева (в составе ЦАГИ), участвовал в создании самолётов ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 «Максим Горький». С 1934 г. начальник бригады экспериментальных самолётов (КБ-6) конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, которой в 1936 г. создан бомбардировщик-торпедоносец АНТ-41 (Т-1). В 1937 – 1938 гг. главный конструктор ОКБ завода № 84 (г. Химки, Московская область).
В 1938 − 1940 гг. репрессирован, обвинялся по ряду пунктов ст. 58 УК РСФСР. В заключении работал в ЦКБ-29 НКВД в спецотделе СТО-100 В.М. Петлякова (начальником бригады крыла). В конце 1939 г. Мясищев предложил проект дальнего бомбардировщика «102» с герметичными кабинами. Для его разработки в ЦКБ было создано КБ, которое Мясищев возглавлял в 1940-1943 гг.
После гибели Петлякова, с 1943 г. Мясищев − главный конструктор и руководитель опытно-конструкторских отделов на заводе № 22 в Казани по модификациям и серийному производству пикирующего бомбардировщика Пе-2И на заводе № 482 в Москве по доводке самолёта ДВБ-102.
В 1946 − 1951 гг. Мясищев заведует кафедрой проектирования самолётов, декан самолётостроительного факультета МАИ. С 1947 г. − профессор.
С марта 1951 г. решением правительства было воссоздано Опытно-конструкторского бюро № 23 главного конструктора В.М. Мясищева. Самолёт, оснащенный четырьмя ТРД и получивший обозначение М-4, был спроектирован и построен всего через один год и 10 месяцев после оргaнизации ОКБ.
С 1956 г. В.М. Мясищев генеральный конструктор. В середине 50-х гг. ОКБ был создан сверхзвуковой стратегический ракетоносец. Самолет, получивший название М-50, совершил свой первый полет в 1959 г. В разработке были сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета М-40 «Буран» класса «поверхность-поверхность», стратегический сверхзвуковой М-57, первый в СССР пассажирский сверхзвуковой самолет М-55, проекты первого советского космоплана ВКА-23 (М-48).
Но осенью 1960 г. ОКБ-23 было расформировано, а штат передан в ОКБ-52 В.Н. Челомея, работающее по ракетно-космической тематике. Сам Мясищев отправлен в почетную «ссылку» − работает начальником ЦАГИ. В ноябре 1966 г. воссоздано ОКБ и Мясищев стал генеральным конструктором Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) в г. Жуковском, образованного на территории бывшей лётно-испытательной и доводочной базы Опытно-конструкторского бюро № 23. Здесь под его руководством проводились экспериментальные работы по увеличению дальности полёта самолётов, а также проектировались стратегические бомбардировщики М-18 и М-20.
Родился в г. Ефремов Тульской губернии. В 1918 г. окончил реальное училище, в 1920 г. поступил и в 1926 г. окончил Московское высшее техническое училище (МВТУ). Темой дипломного проекта был «Цельнометаллический истребитель», руководил дипломом А.Н. Туполев.
С 1923 г. на научно-опытном аэродроме началась его конструкторская деятельность.
В 1926 г. работал в КБ Туполева (в составе ЦАГИ), участвовал в создании самолётов ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 «Максим Горький». С 1934 г. начальник бригады экспериментальных самолётов (КБ-6) конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, которой в 1936 г. создан бомбардировщик-торпедоносец АНТ-41 (Т-1). В 1937 – 1938 гг. главный конструктор ОКБ завода № 84 (г. Химки, Московская область).
В 1938 − 1940 гг. репрессирован, обвинялся по ряду пунктов ст. 58 УК РСФСР. В заключении работал в ЦКБ-29 НКВД в спецотделе СТО-100 В.М. Петлякова (начальником бригады крыла). В конце 1939 г. Мясищев предложил проект дальнего бомбардировщика «102» с герметичными кабинами. Для его разработки в ЦКБ было создано КБ, которое Мясищев возглавлял в 1940-1943 гг.
После гибели Петлякова, с 1943 г. Мясищев − главный конструктор и руководитель опытно-конструкторских отделов на заводе № 22 в Казани по модификациям и серийному производству пикирующего бомбардировщика Пе-2И на заводе № 482 в Москве по доводке самолёта ДВБ-102.
В 1946 − 1951 гг. Мясищев заведует кафедрой проектирования самолётов, декан самолётостроительного факультета МАИ. С 1947 г. − профессор.
С марта 1951 г. решением правительства было воссоздано Опытно-конструкторского бюро № 23 главного конструктора В.М. Мясищева. Самолёт, оснащенный четырьмя ТРД и получивший обозначение М-4, был спроектирован и построен всего через один год и 10 месяцев после оргaнизации ОКБ.
С 1956 г. В.М. Мясищев генеральный конструктор. В середине 50-х гг. ОКБ был создан сверхзвуковой стратегический ракетоносец. Самолет, получивший название М-50, совершил свой первый полет в 1959 г. В разработке были сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета М-40 «Буран» класса «поверхность-поверхность», стратегический сверхзвуковой М-57, первый в СССР пассажирский сверхзвуковой самолет М-55, проекты первого советского космоплана ВКА-23 (М-48).
Но осенью 1960 г. ОКБ-23 было расформировано, а штат передан в ОКБ-52 В.Н. Челомея, работающее по ракетно-космической тематике. Сам Мясищев отправлен в почетную «ссылку» − работает начальником ЦАГИ. В ноябре 1966 г. воссоздано ОКБ и Мясищев стал генеральным конструктором Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) в г. Жуковском, образованного на территории бывшей лётно-испытательной и доводочной базы Опытно-конструкторского бюро № 23. Здесь под его руководством проводились экспериментальные работы по увеличению дальности полёта самолётов, а также проектировались стратегические бомбардировщики М-18 и М-20.
Умер 14 октября 1978 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
- Назад
- В начало страницы
- В начало выставки
- На главную
- Далее