Карта сайта


Болдырева Анна Евгеньевна – 3 место
  1 курс, радиотехнического факультета
Самарского государственного аэрокосмического университета

 

Тема нашей работы – «Памятники Великой Отечественной войны: проекты и их реализация».

Объектом исследования является история конкурсного проектирования, возникшего как живой отклик на самоотверженную борьбу советского народа против оккупантов и приведшего к поискам нового художественного образа мемориала – памятника Великой Отечественной войны [1; 7].

Предмет исследования: история конкурсов, проводившихся в годы войны Комитетом по делам искусств при СНК, на лучшие проекты памятников военной темы.

Цель работы – доказать, что архитектурные проекты военных лет определили основные тенденции художественного образа памятников Великой Отечественной войны за долгие годы. Архитекторы создавали проекты, предназначенные не только для немедленного осуществления, но и ориентированные на ближайшую перспективу, а также проекты-идеи. Множество задумок, нереализованных во время войны, было использовано позже, когда с 1970-х годов повсеместно началось возведение грандиозных мемориальных комплексов и скромных обелисков, посвященных героям и событиям Великой Отечественной войны.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
-изучить современную классификацию и специфику памятников советского времени, посвященных героям и событиям Великой Отечественной войны;
-выявить изменения, происходившие в советской мемориальной архитектуре, посвященной военной тематике;
-проанализировать конкурсный процесс отбора лучших проектов для строительства мемориалов.

Данная работа актуальна, так как в 2015 году отмечается 70-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В преддверии этой даты необходимо привести в порядок памятники войны. По возможности, возвести новые монументы, так как множество проектов великих архитекторов военного времени до сих пор не реализованы. Первым шагом к подготовке годовщины было подписание указа «О подготовке и проведении празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» президентов РФ Владимиром Путиным. Председатель Оргкомитета «Победа» В.В. Путин также указал на необходимость отслеживания состояния воинских захоронений, включая небольшие сельские мемориалы, братские могилы и памятники. В ближайшее время необходимо привести в порядок захоронения, как в России, так и за рубежом. Для решения этой задачи необходимо активизировать международную обстановку [2].

Новизна данной работы заключается в исследовании малоизвестных архивных документов нереализованных проектов монументов героям Великой Отечественной войны, которые были предоставлены на второй тур товарищеского соревнования, организованного Московским отделением Союза советских архитекторов 1942 г.

В ходе работы рассматривается различная документация на тему «Реализованные и нереализованные проекты памятников во время Великой Отечественной войны». Изученные источники включают архивные документы, периодическую печать, специальную искусствоведческую литературу военного времени.

В основу исследования легли материалы архивных документов ФКУ филиала РГАНТД г. Самары.

Анализ конкурсных материалов проводится с целью определить роль проектирования в решении важных творческих проблем своего времени и его значение для последующей работы над памятниками.
 

Памятники Великой Отечественной войны и их классификация

Начиная с вероломного нападения нацистской Германии на СССР, советское искусство заняло передовые позиции в общественной и культурной жизни страны. Вопреки известному афоризму «Когда говорят пушки, музы молчат», советские художники работали с удвоенной энергией. Они старались отразить события небывалой эпопеи всеобщего сопротивления врагу и запечатлеть увиденное своими глазами на фронтах сражений и в тылу, показать черты простых людей, совершавших, казалось бы, невозможное [3].

Несмотря на отсутствие временной дистанции, позволяющей будущим поколениям осмыслить события 1941-1945 гг. Тем не менее, в большинстве своем, в то время создавались произведения огромного историко-культурного значения, исполненные глубокого смысла [3].

Памятники, созданные в советский период, тем более – посвященные военной тематике, обычно создавались при четком идеологическом руководстве со стороны государства и партии. В связи с этим, полный искусствоведческий анализ художественной и культурной ценности монументального искусства такого рода если и был возможен, то лишь с ярко выраженным идеологическим подтекстом [4].

Имеет большое значение то, чтобы прошлое не было забыто будущими поколениями, чтобы вечно хранилась память о явлениях великого прошлого. Предельно ясно то, что в советский период, памятники на военную тематику подвергались жесткому идеологическому, государственному и партийному контролю. Как раз таки в наши время, с образованием политической и идеологической свободы, стал возможен точный анализ данных произведений с точки зрения искусства. Но нельзя забывать о своеобразной тематике монументов, которая не позволяет оценивать их так, как могли бы оценить другие достояния искусства. Мемориалы, посвященные Великой отечественной войне, отражают непосредственное сопереживание. Вместе с тем мы можем заметить ярко выраженное совпадение духовного настроя скульпторов с идеологией. Ни в коем случае нельзя говорить о фальши авторов, так как глубоко раненное войной сознание и общественное мнение были реальностью, на которую реагировали авторы. Именно мемориальные памятники могут отражать существование такой общности, как советский народ [5; 345].

В мемориалах, посвященных героям и жертвам Великой Отечественной войны, в отличие от любого другого вида искусства, художественная выразительность основана, прежде всего, на личном сопереживании. Мы смотрим «сквозь» технику и качество исполнения; оказываемся поглощенные чувством, переданным создателями монумента, и именно оно оказывается общим, что приводит к стиранию дистанции между художником и зрителем.

Расцвет мемориального строительства в память о героях и жертвах Великой Отечественной войны в СССР приходится на 1960-70-е гг. Это время поиска новых композиционных и художественных решений, время глубокого синтеза и взаимного влияния друг на друга различных видов искусств: архитектуры, скульптуры, монументальной живописи, поэзии, музыки и природной среды. С точки зрения средств выразительности памятники 1960-70-х делят на 3 группы:
*архитектурные;
*скульптурные
*памятники – оружие (или «объекты») [6].

В комплексах данного периода происходит пересмотр основных художественных приемов пластического оформления мемориалов. Происходит медленный, постепенный отказ от включения в композицию предметов: танков, самоходных орудий и практически повсеместное введение природных стихий: воды, огня, земли. В творчестве монументалистов наравне с художественно-образным аспектом теперь присутствует историко-документальный: в общую композицию включается и особым образом оформленное реальное памятное место: и полуразрушенные здания – свидетели исторических событий, и новые здания музеев. Эти основные черты в своем «полном наборе» не встречаются нигде, но как отдельные художественные проявления, как новые принципы и приемы, сочетающиеся в той или иной комбинации с традиционными решениями, они пронизывают всю монументальную пластику 60-70-х. Сохранившиеся исторические документы, вещи, свидетели памятных для нас событий – лишь предметы, оживляющие воспоминания людей-современников. Эта эмоциональная память может быть утрачена со сменой поколений, если не будет зафиксирована в той или иной физической форме. Роль художественной фиксации отношения к событиям войны во времени и берет на себя искусство. От него во многом зависит, как будет «прочитываться» потомками историко-документальное свидетельство современников [7; 13].

Использование различных следов войны: вещей и предметов, руин разрушенных зданий, мест боев и массовых захоронений. Попадая на место исторического события, человек, прежде всего, ищет его подлинные следы и особенно остро их воспринимает. Истинные следы истории, если их правильно преподнести и оформить, могут стать драгоценной основой любого памятника.

Реальные факты и события, воплощенные в искусстве – это их эстетическая интерпретация с целью увековечить прошлое, придать ему выразительную художественную форму, которая вместе с тем является политической, идеологической и нравственной оценкой исторических фактов. Вопрос о различии функций выразительности документа и его образа в структуре мемориала считается одной из главных в проблеме увековечивания. На практике искусству часто отводится роль простой иллюстрации того или иного события. Между тем, именно эту функцию как раз и может выполнить документ [8; 47]. Примером этого может служить памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом Кургане в Волгограде, не сохранивший историческую среду в своей подлинности, а лишь представляющий собой реконструкцию событий посредством искусства. Мемориал располагается именно на той возвышенности, где проходила самая напряженная и драматическая часть Сталинградской битвы. Задача осложнялась тем, что сооружение ансамбля осуществлялось не на горизонтальной поверхности, а на склоне, имеющим километровую протяженность. Сам курган был заново трансформирован и подчинен разработанному сценарию: его расчленили на несколько террас, последовательно расположенных друг за другом и ведущих к вершине, таким образом, уничтожив единственную подлинную составляющую.

Иногда в мемориале, в качестве особого эстетического приема, художники прибегают к реконструкции документальных элементов, например, когда заново вырытая траншея выдается за подлинную. Но и здесь возникает новая проблема – сохранности: если траншею не «подновлять» и оставить в ее первозданном виде – она зарастет и утратит свои функции истинного свидетеля памятных событий [9].

К 60-70-м годам мемориальное строительство трансформируется в отдельный, обособленный вид искусства, основанный на синтезе различных видов искусств: архитектуры, скульптуры, живописи, даже, выражаясь современной терминологией, ландшафтного дизайна и искусства «объектов». К этому добавляются новые тенденции в развитии и воздействии новых выразительных средств: музыки, литературы, документальных источников. Таким образом, мемориальные комплексы, в силу своего «синтетического» характера, являются уникальными памятниками не только в истории советского монументального искусства, но и в истории развития русского искусства в целом.

 

Организация и проведение конкурсов скульпторов и архитекторов

Союз архитекторов СССР создан в 1932 году на основании постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» как добровольно-общественная творческая организация советских архитекторов.

Главной задачей Союза являлось объединение архитекторов для активного содействия государственным и общественным организациям в проектировании и строительстве городов и сельских населенных пунктов, промышленных, жилых, общественных и культурно-бытовых зданий и сооружений, удобных для жизни, экономичных и высокохудожественных; в создании высококачественных типовых проектов, способствующих развитию индустриальных методов возведения зданий и сооружений, снижению стоимости и сокращению сроков строительства; в развитии науки в области строительства и архитектуры. Задачей СССР являлось также воспитание архитекторов как сознательных строителей коммунизма, повышение их идейно-художественного уровня и творческого мастерства. Исходя из этого, Союзом архитекторов СССР проводились открытые конкурсы, творческие совещания, доклады и дискуссии, обсуждения проектов и построек, осуществлялся систематический контроль над ходом типового проектирования, проводились мероприятия по пропаганде архитектуры. Союз организовывал курсы повышения квалификации архитекторов, выставки, творческие поездки по СССР и зарубежным странам, пропагандировал передовой опыт проектирования и строительства как через свои печатные органы (журнал «Архитектура СССР» и сборник «Советская архитектура»), так и в широкой печати и спец. изданиях [10].

В искусствоведческой науке материал конкурсов 1942-1945 гг., представляющий большой интерес для изучения истории советского искусства и современного творчества, малоизвестен и фактически не освоен.

В 1970 гг. искусствоведы и историки обратились к источникам военного времени. Этот материал заслуживает внимания по ряду причин. Мемориальная тема заняла важное место в монументальном искусстве военных лет. В проектировании памятников участвовали практически все мастера советской архитектуры и монументальной скульптуры, благодаря чему конкурсы стали заметным событием в культурной жизни в годы войны. Сфера творческого влияния проектов памятных сооружений, выполненных в годы Великой Отечественной войны, простирается от первых послевоенных лет до настоящего времени [11; 8].

Конкурсное проектирование, возникшее как живой отклик на самоотверженную борьбу советского народа против оккупантов, постепенно приобрело значение важного аспекта поисков художественного образа нового памятника. Практика военных лет лишь частично отражала процесс формирования памятников Великой Отечественной войны. Наиболее полно он проявился в проектировании, учитывавшем не только требования момента, но и возможности в будущем. Архитекторы создавали проекты, предназначенные для немедленного осуществления, на ближайшую перспективу и проекты-идеи.

Темы, предложенные программой Всесоюзного конкурса 1942 года, ставили перед участниками задачу создания сооружения мемориального и триумфального характера – пантеон. Само понятие «пантеон», связанное с архитектурной классикой, было очень отвлеченным. Классические ассоциации сковывали архитекторов, и во многих проектах трактовка современного сооружения сводилась к формальным вариациям на тему храма-усыпальницы. На обсуждениях конкурсных работ отмечалась «вторичность», отвлеченность большинства проектов, как в образном решении, так и в функциональной структуре. Проекты пантеонов мало связаны с конкретными образами и идеями современной героики – они могут быть отнесены к любому героическому событию, к любой исторической ситуации [12; 56].

Памятники героям Великой Отечественной войны создавались в условиях, когда еще была жива боль по жертвам войны и не умерли чувства, рожденные перенесенными страданиями. И пока эта чувственная связь до конца не утеряна, существует возможность для детального искусствоведческого анализа. Очевидно, что историческое значение увековечиваемого события не может быть автоматически перенесено на художественное качество памятника, а некритичное отношение к монументам и мемориалам как к произведениям искусства ведет к дискредитации их большого идейного содержания [1; 179].

Над памятниками работали художники и архитекторы, но ведущая роль принадлежала последним. Широко проводившиеся конкурсы и выставки проектов собрали огромное количество работ, многие из которых принадлежат крупнейшим мастерам советской архитектуры: А.А. и В.А. Весниным, И.А. Голосову, М.Я. Гинзбургу, Н.Я. Колли, Г.П. Гольцу, Л.В. Рудневу, А.В. Щусеву, И.И. Соболеву, К.С. Алабяну, А.С. Никольскому, М.С. Оленеву, Л.Н. Павлову, Б.С. Мезенцеву, М.С. Посохину, Г.А. Захарову, В.В. Лебедеву, В. Андрееву, П.П. Штеллеру, Ю.Н. Шевердяеву. Вклад зодчих в разработку нового памятника определяет представительность, масштабность и результаты архитектурных конкурсов на мемориальную тему. Их замыслы осуществлялись в послевоенные годы, получили развитие в современной практике и несут в себе плодотворные идеи, которые еще предстоит воплотить в жизнь [12; 98].

Необходимо упомянуть и такое событие, как блокада Ленинграда. Война 1941-1945 гг. и блокада стали самыми страшными и трагическими страницами в истории города, находившегося под угрозой полного уничтожения. Подготовка к обороне началась с лета 1941 г. Непосредственное участие в ней приняли и архитекторы. Их профессиональные знания и опыт оказались незаменимы при проектировании и строительстве бомбоубежищ, блиндажей, оборонных рубежей; при укрытии и маскировке жизненно важных объектов. В систематических работах по укрытию, обмеру, консервации уникальных архитектурных и скульптурных памятников принимали участие сотни архитекторов-ленинградцев. Среди них Л.А. Ильин, Я.О. Рубанчик, Н.В. Баранов, А.В. Модзалевский, А.П. Удаленков, В.А. Каменский, А.Л. Ротач, М.З. Тарановская, В.И. Пилявский, А.К. Барутчев и многие другие [13].

В июне 1942 г. в Ленинграде прошла 2-я общегородская конференция архитекторов, где обсуждались вопросы охраны и реставрации памятников, а в июле-августе 1942 г. была учреждена Комиссия по фиксации разрушений и установлению методов реставрации. В годы войны в городе постоянно работали аварийно-восстановительные  батальоны, занимавшиеся оперативной ликвидацией разрушений памятников архитектуры и фиксацией нанесенных им повреждений. Деятельность специалистов по сохранению историко-архитектурного наследия Ленинграда координировал Отдел охраны памятников Управления по делам искусств Леноблсовета, возглавляемый в годы войны Н.Н. Белеховым. В ноябре 1943 г. Отдел был преобразован в Государственную инспекцию по охране памятников (ГИОП).

Уже в 1942 г. были приняты первые решения о создании мемориальных ансамблей, посвященных памяти защитников Ленинграда и мирных жителей города, погибших во время блокады. Регулярно проходили конкурсы и выставки будущих монументов. Одним из инициаторов первых конкурсов стало Ленинградское отделение СА СССР [14].

 

Нереализованные проекты и созданные памятники

В далеком октябре 1942-го, в самый разгар военных действий в центральной России, был объявлен конкурс на проект памятника героям Великой Отечественной войны. Вот как писала об этих событиях газета «Литература и искусство»: «Заканчивается конкурс на монументы героям Великой Отечественной войны. От московских скульпторов и архитекторов поступило около 90 работ. Получены сведения о высылке проектов из Ленинграда, Куйбышева, Свердловска, Ташкента и других городов СССР. Ожидается прибытие свыше 140 проектов». Общественность знакомили с работами в течение трех выставок в 1943 г. Архитекторы рассчитывали, что памятник появится на Красной площади, но, по ряду обстоятельств, проект так и не был реализован.

Архитектор Лев Владимирович Руднев был одним из ключевых разработчиков проектов сталинской архитектуры. Он проектировал МГУ, военную академию им. Фрунзе и многие другие значимые объекты [6; 137].

Проекты памятников таких архитекторов, как Б.С. Мезенцев, Л.В. Руднев, М.Ф. Оленев, В. Андреев, к сожалению, так и не воплотили в жизнь. Какие они были, невоплощенные проекты советских архитекторов, которые так и остались в забвении на страницах чертежей? Проекты сохранились в архивных документах РГА в г. Самаре.

Есть и опубликованные проекты памятников Великой Отечественной войны архитекторов А.В. Васильева, М.А. Шепилевского, И.М. Чайко.
Модест Анатольевич Шепилевский – известный ленинградский художник-архитектор. С 1939 г. он руководил архитектурной мастерской Центрального Проектного Бюро Министерства Военно-Морского флота СССР. В годы Великой Отечественной войны художник работал над циклом литографий, посвященным героической обороне города, который в 1943-1944 гг. был отпечатан на почтовых открытках.

Архитектор Александр Викторович Васильев родился в деревне Покровское Тамбовского района 24 августа 1913 г. Перед началом Великой Отечественной войны Александр Викторович серьезно заболел, из-за чего лишился легкого, поэтому на фронт его не взяли. Однако Васильев пережил ленинградскую блокаду. Здесь он создавал антинацистские плакаты, многие из которых расклеивались за пределами города. Рисовал он и почтовые открытки, некоторые из которых печатались тиражом до 25 000 экземпляров. В 1944 г. Васильев стал главным оформителем выставки «Героическая оборона Ленинграда».

Васильев принимал активное участие в архитектурных конкурсах. Он получил третью премию конкурса на лучший проект Монумента Победы в Московском парке Победы, а также 2-ю и 4-ю премии конкурса на оформлении станции метрополитена «Площадь Восстания».

Также в архивных документах сохранились проекты мемориальных сооружений неизвестных архитекторов, участвовавших во Всесоюзном конкурсе архитекторов 1942 г.

Проекты памятных сооружений, созданные в период войны, представляют ценный фонд советского культурного наследия.

К сожалению реализованных проектов не так много. Один из них находится в г. Минске. Это обелиск-памятник воинам Советской армии и партизанам, павшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 (гранит, 1954, архитекторы Г.В. Заборский и В.А. Король).

В России (СССР) вот уже более 40 лет горит Вечный огонь над могилой неизвестного солдата у кремлевской стены.

Мемориал, расположившийся между угловой Арсенальной башней Кремля и гротом, создавался по проекту архитекторов Д. Бурдина, В. Климова и Ю. Рабаева. В 1975 году композицию дополнили отлитые из бронзы лавровая ветвь и солдатская каска, лежащая на знамени (скульптор Н. Томский). «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен», - гласит эпитафия на гранитной плите надгробия. Далеко не все знают, что автор этой эпитафии С.В. Михалков [15].

Также невозможно не упомянуть памятник Победы на Поклонной горе. Решение о сооружении монумента в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и создании музея было принято Правительством СССР в сентябре 1952 г. Тогда же был проведен открытый конкурс на разработку проекта.

В начале 1984 г. начались строительные работы по сооружению памятника Победы на средства, заработанные трудящимися Москвы на коммунистических субботниках, и добровольные взносы граждан [16].

Музейный комплекс Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в Москве, который намечалось построить и открыть к 45-летию Победы, в результате злонамеренных усилий ряда лиц, стремление их и других опорочить все, что было сделано в 70-е – 80-е гг., не был сооружен вовремя. Торжественное открытие памятника состоялось только 9 мая 1995 гг.

Заключение

Архитектурные проекты военных лет определили основные тенденции художественного образа памятников Великой Отечественной войны на долгие годы. Ведь архитекторы создавали проекты, предназначенные не только для немедленного осуществления, но и ориентированные на ближайшую перспективу. Множество нереализованных во время войны идей было использовано позже, когда с 1970-х годов повсеместно началось возведение грандиозных мемориальных комплексов и скромных обелисков, посвященных героям и событиям Великой Отечественной войны.

Изучая современную классификацию и специфику памятников советского времени, посвященных героям и событиям Великой Отечественной войны, мы выявили изменения, которые происходили в советской мемориальной архитектуре, посвященной военной тематике.
В мемориалах, посвященных героям и жертвам Великой Отечественной войны, художественная выразительность основана, прежде всего, на личном  сопереживании. Мы смотрим «сквозь» технику и качество исполнения. Мы оказываемся поглощенными чувствами, преданными создателями монумента, и именно это оказывается тем «мостиком», стирающим грань между художником и зрителем. Одновременно с этим, в монументах героям Великой Отечественной войны наиболее ярко проявляется совпадение духовного настроя художников с официальными идеологическими требованиями. В этом случае нельзя упрекнуть авторов в фальши: общественное признание и израненное войной сознание было реальностью, и художники реагировали на нее. От войны осталось ощущение, что есть такая общность – «советский народ». И именно в мемориалах того времени это реальное общественное мироощущение выражалось лучше всего.

В период 1960-70 годов происходит пересмотр основных художественных приемов пластического оформления мемориалов. Происходит постепенный отказ от включения в композицию предметов: танков, самоходных орудий и почти повсеместное введение природных стихий: воды, огня, земли. В творчестве монументалистов наравне с художественно образным аспектом теперь присутствует и историко-документальный: в общую композицию включается и особым образом оформленное реальное памятное место (полуразрушенные здания – свидетели исторических событий), и новые здания музеев. К 60-70-м гг. искусство мемориального строительства трансформируется в отдельный, обособленный вид искусства, основанный на синтезе различных видов искусств: архитектуры, скульптуры, живописи, даже, выражаясь современной терминологией, ландшафтного дизайна и искусства «объектов». К этому добавляются новые тенденции в развитии и взаимодействии таких выразительных средств, как музыки, литературы и документальных источников. Таким образом, мемориальные комплексы в силу своего «синтетического» характера, являются уникальными памятниками не только в истории советского монументального искусства, но и в истории развития русского искусства в целом.

В проектировании памятников участвовали практически все мастера советской архитектуры и монументальной скульптуры, благодаря чему конкурсы стали заметным событием культурной жизни в годы войны. Сфера творческого влияния проектов памятных сооружений, выполненных в годы Великой Отечественной войны, простирается от первых послевоенных лет до настоящего времени.

Проанализировав конкурсный процесс отбора лучших проектов для строительства мемориалов, мы пришли к выводу, что памятники, созданные в советский период, и тем более – посвященные войне, обычно создавались под четким идеологическим руководством государства и партии. В связи с этим, полный искусствоведческий анализ художественной и культурной ценности монументального искусства такого рода если и был возможен, то лишь с ярко выраженным идеологическим подтекстом.
 

Список используемой литературы и источников

1.Малинина Т. Память как связь времен и пространств, как дар знать целостность и непрерывность жизни/ Отв. ред. Лиманская Л.Ю. М., 2008 г.
2.Указ о подготовке и проведении празднования 70-й годовщины победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов [Электронный ресурс] (
http://www.rosvoencentr-rf.ru/index.php?catid=264:--70---&id=690:-70-1941-1945-&itemid=143&option=com_content&view=article 25 апреля 2013 года.
3. Максакова Л.В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. М.: Наука, 1976.
4. Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. Вып. 1, 2, 3. М.: Наука, 1973, 1975, 1976
5. Аверинцев С.С. Заметки к будущей классификации типов символа// Проблемы изучения культурного наследия/ Под ред. Г.В. Степанова. – М.: Наука, 1985 г.
6.Цапенко М. О реалистических основах советской архитектуры. М., 1952.
7. Швидковский О. Памятники борьбы и победы 1977.
8. Мазаев А. К вопросу об эстетической специфике мемориальных сооружений (документ и образ в структуре мемориала) 1978 г.
9. Воронов Н. Советская монументальная скульптура. 1960-1970. Черты новой концепции.
10. Гнедовский Ю.П. 30 лет Союзу архитекторов России.- Архитектурный Петербург: Информационно-аналитический бюллетень.
11. Монументальная пропаганда в годы Великой Отечественной войны. Декоративное искусство СССР, 1978 г.
12. Из истории советской архитектуры 1941-1945 гг. М., 1978 г.
13. Мачерет А.Я. Подвигу твоему, Ленинград!// Строительство и архитектура Ленинграда. 1967.
14. Цимбалов В. Памятник защитникам Ленинграда// Вечерний Ленинград. 1973. 27 августа.
15. Московский журнал 2008. №5. Публикацию подготовила Е.В. Харитонова [Электронный ресурс] «Подвиг твой бессмертен» (из собрания Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов Москвы). Фотолетопись мемориала «Могила неизвестного солдата у кремлевской стены» (
http://mosarchiv.mos.ru/trudy/publikatsii/694403/)
16.Виктор Гришин. Катастрофа. От Хрущева до Горбачева. М.: Алгоритм: Эксмо, 2010. [Электронный ресурс] (
http://aleksandr-kommari.narod.ru/grishin.htm
)
17. Филиал Российского государственного архива научно-технической документации (г. Самара). Ф.Р-150. Оп. 1-1. Д.35.
18.Архитектура// Маклакова Т.Г., Нанасова С.М. [и др.] 2004 г.
19.Азизян И., Иванова И. Памятники вечной славы. Концепции и композиция. М., 1976 г.