Карта сайта


Гусейнова Аида - 3 место,
  8 класс, "А" МБОУ СОШ №53 г.о. Самара.

Введение

Азербайджанцы – самоназвание – азербайджанлылар, азерилер, по одной из версий «огнепоклонники». Общая численность в мире – более 24 млн. человек. Основное население Азербайджана; в РФ по переписи 2002 года проживает 621 тыс. человек; в Самарской области – более 15 тыс. человек.

Язык – азербайджанский, относящийся к тюркской группе алтайской языковой семьи. По вероисповеданию – мусульмане, как сунниты, так и шииты.

На территории Самарской области азербайджанцы появились до Великой Отечественной войны, с началом освоения нефтяных месторождений в регионе. В конце 1960-х – начале 1970-х гг. миграционные потоки азербайджанцев увеличились в связи с развивающейся торговлей сельскохозяйственной продукцией, поступлением в местные вузы, стремлением к трудовой деятельности сезонных рабочих. Значительной численности азербайджанцы в Самарской области достигли за последние два десятилетия. Сегодня азербайджанские общины есть практически во всех городах и сельских районах Самарской области. Азербайджанцы не стремятся жить обособленно. Старшее поколение заинтересовано в том, чтобы их дети выросли в русскоязычной среде, что является важной предпосылкой для их быстрой адаптации и успешной учебы.

В 2003 году в Самаре действует общественная организация «Лига азербайджанцев Самарской области», её филиалы – в городах Чапаевске, Сызрани, Новокуйбышевске, культурный центр «Азары» в Тольятти.

Данная работа посвящена изучению этнической группы азербайджанцев, оказавшихся в силу разных причин в отрыве от своей исторической родины, на территории Самарской области.

Цель работы: выявить методы и средства адаптации самарских азербайджанцев в поликультурном пространстве города и области.
Задачи:
-рассмотреть пути формирования этнотерриториальной группы азербайджанцев Самарской области;
-дать характеристику традиционной культуры азербайджанского этноса -обозначить методы и средства сохранения и развития традиционной этнической культуры азербайджанцев в контексте деятельности «Лиги азербайджанцев Самарской области».

Источниками данной работы стали материалы опроса членов моей семьи, семейные фотографии, личные наблюдения, а также материалы Интернет-сайтов, современных публикаций о деятельности общественной организации «ЛАСО».
 

I.Формирование этнотерриториальной группы азербайджанцев на территории Самарского края.

Расселение азербайджанцев в России в основном связано с освоением нефтяных и газовых месторождений (Тюмень), а также с тем фактом, что в Азербайджане десятилетиями искусственно сдерживался процесс урбанизации, что вынуждало безработное население мигрировать в города других регионов СССР. С распадом СССР миграция усилилась. Ранние миграции обнаруживали тенденцию к ассимиляции азербайджанцев, обусловленную их вступлением в национально-смешенные браки. В последние годы мигранты-азербайджанцы все еще сохраняют связь со своим этносом; доля межнациональных браков невелика, более 85% азербайджанцев России считают родным язык своей национальности. Активизировалась этнокультурная жизнь – в российских городах действуют азербайджанские национально-культурные общественные организации.

Азербайджанцы в Самаре. Первое появление азербайджанцев в Самарской области произошло еще в 1930-е годы, когда начались буровые работы на нефтяных месторождениях Поволжья. Запланированное советским руководством еще в 1939 г. создание в районе между Волгой и Уралом новой нефтяной базы – Второго Баку, в связи с начавшейся войной было приостановлено. Но уже в октябре 1942 г. Наркомат нефтяной промышленности и Азнефткомбинат отправили рабочих и служащих для работы в нефтяных районах Волги, Урала, Средней Азии и Казахстана. Показательна судьба бакинца Исмаила Султанова. Когда сызранские нефтяники оказались отрезанными от Баку, откуда они получали все необходимое для обустройства скважин, Султанов возглавил срочно организованный ремонтно-механический завод и сумел в короткий срок наладить производство нужного оборудования. Исмаил Латифович навсегда связал судьбу с городом Сызрань, создав здесь же семью.

Существует еще один факт массового переезда азербайджанцев в Куйбышев: во время войны сотни подростков из Азербайджана, многие из которых были из сельских районов, были рекрутированы в Куйбышев, где они после краткосрочного обучения стали работать на военных заводах. Свидетельств о том, что какая-то часть из них осталась после войны в Куйбышеве, нет.

В 1950-1960-е гг. какой-либо значительной миграции из Азербайджана не было. Надо учесть, что в Советском Союзе, в том числе и в Азербайджане, сельское население, которое является основным источником трудовой миграции, до хрущевского правления было беспаспортным. Поэтому не только выезд из страны практически был невозможным, но даже внутреннее перемещение носило ограниченный  и организованный характер: людей по разным путевкам направляли по разным городам Советского Союза  - это были преимущественно нефтянки и строители. Молодые специалисты из Азербайджана тогда появились и в Куйбышеве. К примеру, один из крупных строителей Самары, возглавляющий известную компанию «Сплав ЛТД» Фархад Мамедов в Куйбышев попал тоже по распределению и навсегда здесь остался, создав семью с русской девушкой. Джамаладдин Солтанов, тоже успешный строитель, строительное образование получил здесь, а город выбрал после того, как здесь прошел армейскую службу. Немало азербайджанцев именно за годы службы в армии выбирали постоянным местом жительства город Куйбышев. Так произошло в жизни  известного в Самаре рабочего-металлурга, кавалера двух орденов Трудовой Славы Айдына Аббасова.

Мобиль Новрузов, ныне имеющий свой преуспевающий бизнес среднего уровня, представляет «металлургическое направление» - выпускники Азербайджанского политехнического института работали и по сей день продолжают работать на разных металлургических предприятиях России и Украины. Долгие годы М. Новрузов работал на заводе «Металлург». Несмотря на диплом о высшем образовании, первые годы трудился как рабочий в «горячем» цехе. Возможно, на его решение навсегда здесь остаться тоже повлиял брак с русской девушкой. При отсутствии точной статистики можно предположить, что таких смешанных браков в Самаре немало.

В самом конце 1960-х – начале 1970-х гг. начинается «освоение» Куйбышева людьми, занимающимися торговлей, в основном сельскохозяйственной продукцией. Через некоторое время часть этих людей освоила рынки городов и сельских районов области, торгуя круглый год и закупая продукцию в разных регионах. В то время роль этой категории граждан, имевших полупрофессиональный статус «спекулянта», в экономической жизни страны, и Куйбышевская область не исключение, была в целом положительной. Благодаря их предприимчивости и инициативности, за которую они подвергались гонениям и репрессиям, в определенной мере смягчалось постоянное напряжение в снабжении продовольствием, создаваемое неповоротливой советской экономикой и такой же торговлей.

Еще одна причина переезда в Куйбышев в советское время азербайджанцев – это поступление в местные вузы. В семидесятые годы многие выпускники средних школ, не сумевшие стать в Баку студентами по разным причинам, в том числе из-за коррупции, отправлялись в российские города. Некоторым из них удавалось осуществить свою мечту о высшем образовании. Есть среди самарских азербайджанцев выпускники местного мединститута, политехнического, строительного, института культуры.

Примерно в те же годы практически социальным явлением и значительным фактором экономической жизни становится «шабашничество», то есть трудовая деятельность сезонных рабочих. Для немалого количества азербайджанцев в течение почти трех десятилетий местом подобной деятельности была Самарская область. Занимались они капитальным и мелким ремонтом, строили или чинили коровники в колхозах или совхозах области. Среди сегодняшних самарских азербайджанцев есть и бывшие «шабашники». Оставались они здесь по разным причинам: кого-то привлекала возможность больше заработать, у кого-то появлялась семья. Надо сказать, что институт сезонных рабочих никуда не исчез, только, с принятием нового миграционного законодательства, быть «шабашником» стало труднее. Надо проходить официальную регистрацию и другие необходимые процедуры, что не совсем соответствует вольной природе шабашничества…

Проблематичность устройства на работу в определенных сферах в Азербайджане заставляла молодых людей искать счастья в других республиках. Многие из когда-то работавших и ныне работающих в правоохранительных органах Самары азербайджанцев сюда приехали именно по таким соображениям. Сегодня азербайджанцы есть не только в милиции. Есть среди них хорошие адвокаты, одну из адвокатских коллегий возглавляет азербайджанец, уроженец Баку Шахбала Дамиров. В настоящее время прокурором города Самара тоже является азербайджанец.

В 1980-е годы приезд в Куйбышев становится более интенсивным, более массовым. Тут важно учитывать одно важное обстоятельство: плотность населения в Азербайджане в советское время среди союзных республик была одной из самых высоких. Существовала скрытая безработица, люди строительных профессий предпочитали работать в России, т.к. на родине часть заработанных денег просто изымалась начальством.

Среди причин, по которым мужчины, особенно молодые, рвались в европейскую часть Союза, есть одна, на которую никто практически не указывает - желание выйти за пределы строгих нравственных норм, по сей день ревностно соблюдаемых в большей части Азербайджана. Этими нормами не только исключаются добрачные связи, но и свободное межполовое отношение. Многие жители небольших деревень Азербайджана, чья жизнь проходит у всех на виду, чувствуют себя комфортнее и увереннее, влившись в огромные толпы людей больших российских городов. Однако этой «свободой» пользуются только молодые мужчины, их сверстницы, как правило, не имеют возможности покинуть пределы малой родины. Катастрофическое в некоторых регионах Азербайджана число девушек, не имеющих никакой надежды на создание семьи, - результат во многом того, что потенциальные их женихи состоят в далеких городах в смешанном браке или продолжают вольную и бесконтрольную холостяцкую жизнь.

Значительное число самарских азербайджанцев сюда приехало, конечно, в 1990-е годы, в период и после распада СССР. В Азербайджане экономические трудности, общие для всего Союза, значительно обострились проблемами Нагорного Карабаха и армяно-азербайджанскими противоречиями. Самые активные, самые предприимчивые из людей, ставших беженцами и вынужденными переселенцами, устремились в Россию, в те ее регионы, в которых существовало если не экономическое благополучие, то, по меньшей мере, потенциал для подобного благополучия. Особенно после преодоления последствий дефолта и резкого повышения цен на нефть этот потенциал начинает вовсю раскрываться, в Самаре происходит строительный бум, требующий десятки тысяч дешевых рабочих рук, которые тут же протягиваются азербайджанцами. К концу 1990-х годов самым удачливым азербайджанцам удается создать собственные строительные фирмы, среди мелких торговцев выделяются люди, которые становятся крупными поставщиками плодоовощной продукции из разных стран мира, легализуют свой бизнес. После дефолта 1998 года и в настоящее время в городе возникает немало кафе и ресторанов, которыми владеют азербайджанцы.

В г. Тольятти, где существует вторая по численности в области азербайджанская община, трудовая активность выходцев Закавказья не ограничивалась стройками и рынками. Многие молодые ребята в 1970-1980-е гг. приезжали сюда, чтобы работать на современном производстве – Волжском автозаводе.

За последние десятилетия азербайджанские общины образуются в сельских районах Самарской области. Их адаптация и последующая интеграция в местное общество проходит не безболезненно, но и без чрезвычайных ситуаций – за редкими исключениями, конечно. Этому немало способствует то, что между русскими и азербайджанцами больше совместимости, чем несовместимости. А корни этой совместимости следует искать в тесном многовековом сосуществовании русских с тюркоязычными, исповедующими при этом ислам народами, к коим относятся и азербайджанцы. В свою очередь, для азербайджанцев русские – весьма близко знакомый народ.  В Азербайджане есть крупная русская община, в советские годы русский язык в государственной жизни был доминирующим, русские школы по сей день в немалом количестве продолжают функционировать там.

Азербайджанцы, особенно в городах, не стремятся жить обособленно, не пытаются создавать этнические кварталы. Наоборот, существует обратная тенденция. Многие азербайджанцы проявляют активную заинтересованность в том, чтобы их дети выросли в русскоязычной среде, что является важной предпосылкой для их быстрой адаптации и успешной учебы. Общины, достаточно изолированные, есть в некоторых сельских районах. Но они возникли в силу ряда обстоятельств: одновременный вынужденный переезд нескольких десятков семей, связанных нередко родственными узами, их размещение в пустующих домах, расположенных рядом. Такая скученность создает определенные проблемы: в некоторых семьях растут дети со слабым знанием русского языка, ложное ощущение самодостаточности у общины порождает пренебрежительное отношение к местным, к их образу жизни, обычаям. При отсутствии необходимого контакта между параллельно существующими двумя общинами, неизбежны стычки и такое случалось в Самарской области. К счастью, своевременным вмешательством областного руководства, правоохранительных органов и общественных организаций возникающие конфликты быстро удается уладить.

После изменения миграционного законодательства в стране в минувшем году часть сезонно работающих и временно проживающих в Самаре азербайджанцев вернулась к себе на родину. Но эти изменения возымели и другой эффект: тысячи азербайджанцев, за многие годы так и не удосужившихся легализовать свое пребывание в России, в убыстренном темпе стали оформлять гражданство, на которое они имели все формальные права. По некоторым оценкам, ныне в Самарской области уже проживает больше 25 тысяч азербайджанцев – граждан Российской Федерации.

 II. Традиционная культура азербайджанцев

В традиционном хозяйстве азербайджанцев сочетались земледельческие и животноводческие занятия. Выращивали зерновые культуры, хлопок, виноград, разводили сады и занимались шелководством. В предгорьях и горах преобладало отгонное овцеводство. Среди домашних промыслов характерны ковроткачество, ювелирное дело, обработка металла, камня, дерева, кож и шерсти, ткачество и вязание.

Жилые дома и хозяйственные помещения строились из камня и кирпича. В горах они располагались в виде террас, в долинах свободно. Распространенным типом было двухэтажное жилище с плоской крышей, на первом этаже которого содержался скот, а на втором жили люди. Значительная часть азербайджанцев сегодня живет в городах.

Женский традиционный костюм состоял из рубахи, широкой юбки, халатообразной рубахи (архалух), подпоясанной кожаным или бархатным поясом. Под юбку надевали также присборенные шаровары – шальвары, на ноги – разноцветные носки и туфли с загнутыми носами без задников. На голове носили вышитую бархатную тюбетейку, а поверх нее – платок, пожилые женщины носили также чалму. В одежде преобладали яркие цвета. Мужской костюм соответствовал общекавказским нормам: одно- или двубортный архалух, подпоясанный кожаным ремнем с накладными серебряными бляшками, шаровары, чоха с ложными рукавами и газырями на груди, кожаная обувь, меховая шапка.

В традиционной кухне представлены блюда из растительных и животных продуктов. Основу питания составляет хлеб (лаваш, чурек), испеченный в глиняном очаге тендире. Мясные блюда готовили в основном из баранины: кюфта – шарики, начиненные рисом, горохом и зеленью, голубцы долма из капустных и виноградных листьев. Известны также блюда из мяса птицы: суп, поджарка. Особым почетом пользовался плов, который варили также с фруктами и изюмом. Азербайджанская кухня немыслима без широкого использования соусов, овощей, зелени, фруктов, сладостей. Особенно популярны среди последних шекербура – пирог с орехами и сахаром, пахлава – ромбовидное песочное печенье с орехами. Распространены напитки – чай, шербет, айран.

В семейном быту азербайджанцев в прошлом господствовали строгие правила отношений между старшими и младшими членами семьи, между невесткой и родственниками ее мужа. Женщина несла основное бремя забот по дому, но находилась при этом в полном подчинении мужа. Ислам разрешал многоженство. По традиционным нормам брачный договор заключался нередко еще в колыбели. Обручение и свадьба представляли собой театрализованное зрелище, наиболее яркими фрагментами которого, были одевание невесты, ее переезд в дом мужа.

Азербайджанцы бережно сохраняют национальные духовные традиции. Самый древний и почитаемый в народе праздник – Новруз байрам. В его основе лежат языческие верования. В период с 21 февраля по 21 марта, в первую среду, разжигали костер и прыгали через него, приветствуя, таким образом, приход весны, обновление природы.

Из общемусульманских праздников особо чтимы памятные дни жертвенных животных – Гурбан Байрам и окончание поста – Оруджлуг или Рамазан Байрам.

Азербайджанцы традиционно почитали стихийные силы и явления природы: огонь, воду, камни, горы и т.д. Культовым местам приписывали исцеляющую силу, к ним совершали паломничества. Отмечали особый праздник воды – су джеддим, во время которого поклонялись одновременно духам воды и предков. Железо и айва, по представлениям азербайджанцев, отгоняли нечистую силу, поэтому амулеты из них привязывали к детским люлькам.

Народное творчество азербайджанцев восходит к традициям средневековой поэзии и музыки Средней Азии и Ирана. Всемирно известна поэзия «Лейли и Меджнун» Мухаммеда Физули, произведения поэта Низами Гянджеви. В основе азербайджанской музыки, одной из наиболее развитых на Кавказе, лежит творчество народных певцов – ашугов, сазандаров и ханенде. Для азербайджанцев более характерно сольное исполнение песен. К древней музыке Востока восходят мугамы – крупные вокально-инструментальные произведения. Наблюдается жанровое многообразие песен: есть любовные, колыбельные, шуточные песни. Особый жанр представляют дастаны – большие песенные поэмы любовно-романтического или героического содержания, исполнявшиеся под аккомпанемент бубна и струнных инструментов. К средневековью восходят традиции театра.

III. Деятельность НКО «Лига азербайджанцев Самарской области» по сохранению и развитию традиционной этнической культуры.

Об азербайджанцах, их истории и культуре жители Самары больше, а некоторые и впервые, стали по-настоящему узнавать лишь после того, как в области появилась общественная организация «Лига азербайджанцев Самарской области», динамично развивающаяся и имеющая значительное влияние на всю этническую группу, чьи законные права и интересы она отстаивает в рамках российского законодательства. Это организация, к мнению и позиции которой прислушиваются местные власти самого высокого уровня; которую теперь замечают, с которой считаются высокие чиновники в Баку.

Самарская областная общественная организация «Лига азербайджанцев Самарской области» создана 28 мая 2003 года. Сферой ее деятельности является популяризация и пропаганда национальной азербайджанской культуры и защита законных прав и интересов выходцев из Азербайджана. С момента создания ЛАСО ежегодно становится участником или организатором множества мероприятий городского или областного масштаба. Содержание деятельности Лиги вкратце выглядит следующим образом:
- участие в областном межнациональном фестивале «Венок дружбы»;
-организация и проведение Дня памяти жертв 20 января 1990 г.;
-организация и проведение Дня памяти жертв Ходжалинской трагедии;
-организация и проведение Международного женского дня;
-организация и проведение национального праздника «Новруз Байрамы»;
-организация и проведение праздника «День победы» 9 мая;
-организация и проведение национального праздника «День Республики» 28 мая.

По инициативе и при участии ЛАСО с 21 по 26 октября 2005 года в Самарской области проведены Дни Азербайджанской культуры.
С марта месяца 2004 года выпускается ежемесячная газета «Очаг», главным редактором которой является Хейрулла Хаял. Действует музыкально-инструментальный ансамбль. Постепенно формируется детский танцевальный коллектив. Каждый четверг юристы ЛАСО проводят бесплатную консультацию граждан. Законодательные акты, регулирующие положение мигрантов на территории Российской Федерации, переведены на азербайджанский язык и бесплатно предоставляются любому желающему.

Для решения вопросов, требующих особого подхода, в том числе связанных с воспитанием молодежи, действует Совет Старейшин, председателем которого является  Ш.М. Дамиров. Молодежная организация, которую в 2008 году возглавил С. Бабаев, объединяет студентов и старшеклассников. Создан и женский клуб «Фемина», руководимый Ираной Шамиевой. С 1 октября 2005 года действует воскресная школа, которая свое занятие проводит в здании ГУСО «Дом дружбы народов».

ЛАСО имеет свои филиалы в г. Чапаевске (рук. Р.М. Алиев), в г. Сызрани (рук. Я.Р. Ядигаров). Филиал, созданный в г. Тольятти, стал самостоятельной организацией. Планируется создание филиалов в городах Безенчуке, Новокуйбышевске, Отрадном. ЛАСО является членом ФНКА азербайджанцев России и Всероссийского Азербайджанского Конгресса.

Председатель ЛАСО Ш. Керимов является членом общественной комиссии по национальным вопросам и секции по правам человека общественного совета Самарской Губернской Думы, экспертного совета по национальным вопросам при правительстве Самарской области. Руководитель Лиги входит в Президиум общественного совета при ГУ МВД России по Самарской области. Он избран председателем общественного совета при УФМС РФ по Самарской области, является членом секции по защите мигрантов при Уполномоченном по правам человека по Самарской области. Ширван Мурват оглы также входит в состав Общественной Палаты Самарской области, Президиума ФНКААР и в Центральный Совет ВАК. ЛАСО активно взаимодействует со всеми ветвями власти, принимает участие в мероприятиях, посвященных взаимодействию национальных организаций и правоохранительных органов. В 2004 году Ш.М. Керимов, как адвокат Коллегии адвокатов № 69, в составе группы из России, с обучающим визитом по проекту «Национальные меньшинства и доступ к правосудию» посетил Англию.

С декабря 2003 года ЛАСО тесно сотрудничает с ГУСО «Дом дружбы народов» и имеет свой офис в его здании. Ежемесячно в стенах ДДН проводятся заседания Правления ЛАСО; здесь проходят репетиции музыкального ансамбля. Когда численность участников не превышает 80 человек, мероприятия ЛАСО проводятся в актовом зале ДДН. Само объединение областных национальных общественных организаций в одном здании способствует более тесному контакту между ними и улучшению межэтнических взаимоотношений в Самарской области.

 Мой папа Гусейнов Рамиз приехал в г. Куйбышев в 1988 г. после военной службы и поступил в КуАИ. Окончил СГАУ в 1996 году по специальности «Инженер-механик по самолетостроению». В 1994 г. женился, привез молодую жену в Самару, где и живут до сего дня, являясь гражданами РФ.

Моя семья активно участвует в общественной жизни ЛАСО. Папа – член правления, мама – член женского клуба «Фемина», неоднократный победитель конкурса национальной кухни. Я, будучи ученицей школы № 53, вместе с братом, а также двоюродным братом и сестрой активно участвую в мероприятиях молодежной организации: занимаюсь национальными танцами, играю национальную музыку на фортепиано, рисую картины на национальную тематику. Старший брат Васиф играет на гитаре, танцует в группе «Хаял». Кроме того, мы посещаем воскресную школу «Возрождение», в которой преподает Хайрулла Хаял. Мы активно принимаем участие во всех мероприятиях. В танцевальной группе на данный момент 35 человек, которые занимаются всерьез. Конечно, могли бы ходить и больше детей, но, к сожалению, из-за финансовых проблем и нехватки времени многие не успевают приезжать в Дом Дружбы народов, так как живут далеко.

Мы стараемся с помощью интернет-сайта поддерживать связь со многими молодыми азербайджанцами, проживающими в Самарской области. Естественно, не все гладко получается. И есть ряд других проблем, которые пока не удается решать. Многим детям не интересна жизнь молодежи ЛАСО. Не читают нашу газету «Очаг».

Что касается семейных традиций наших предков, мы, несмотря на то, что живем далеко от Азербайджана, стараемся их соблюдать. Непререкаемым у нас в семье является уважение к старшим (аксакалам). Родители для азербайджанца являются идеалом. Уважение и любовь к женщинам, особенно старшего возраста является обязанностью. Изучаем язык, историю, музыку, отмечаем традиционные праздники.

Навруз – байрам встречаем дома всей семьей с богатой суфрой (накрытым столом). Поздравляем родных и близких, друзей, соседей. На столе обязательны крашеное яйцо, вода, плов, различные сладости, много зелени и символ этого праздника «самани».

Как и у других народов, основной смысл приготовления разнообразных угощений символизирует простое желание, чтобы год был таким же «сладким» и счастливым. Особенностью этого праздника является загадывание желания, подслушивание у двери соседа (очень важно первое слово: что услышишь, то и сбудется!). В этот день запрещаются даже плохие мысли, а произнесение плохих слов является грехом.

Рамазан – байрам (мусульманский пост) – это когда в течение месяца запрещается кушать в светлое время суток. Он напрямую связан с идеями духовного совершенствования. Необходимо творить добрые дела, проявлять заботу о ближних и сострадание к нуждающимся. После завершения – 3-хдневный праздник.

Курбан-байрам – праздник жертвоприношения, суть которого заключается в том, чтобы раздать угощения малоимущим, помочь нищим.

Не только в праздничные дни, но и в будни в нашей семье подаются к столу национальные блюда. Одних только разновидностей плова моя мама готовит несколько: бакинский, ленкоранский, сабзи-плов…Не менее любимы фаршированные рыба, курица, овощи. Хочется перенять у мамы также секреты приготовления сладостей: резан, пахлава, халва, килча и др.

Заключение.

В настоящее время ученые-этнологи утверждают, что этнос живет до тех пор, пока он имеет свои методы и средства культурного воспроизводства, передачи культурного опыта от старшего поколения к младшему. Это в полной мере относится к этнической группе азербайджанцев, оказавшихся в полиэтнической среде жителей Самарской области. По-прежнему самарские азербайджанцы стараются воспитывать своих детей в традициях своего этноса. Однако, как и у всех народов России, все более утрачивается связь поколений. Родители сегодняшних детей – советские люди, нередко утратившие сами родной язык. Именно поэтому ЛАСО взяла на себя обязанности сохранения и развития в детской и молодежной среде своей этнической культуры. Об этом свидетельствует вся деятельность этой организации в последнее десятилетие.

Источники:

1.Очаг – печатное издание «ЛАСО» http://www.samddn.ru, рубрика «Этнические газеты».
2.Сайт ГУ СО «Дом дружбы народов» 
http://www.samddn.ru

Литература:
Общины мигрантов в Самарской области: этнические и профессиональные особенности. Сост. Н.П. Осипова. – Самара, 2008.
Осипова Н., Ягафова Е. Азербайджанцы// Этносы Самарского края. – Самара, 2003. С. 199-204.
Пчелинцева Н.Д. Азербайджанцы//Народы России. Энциклопедия. – М., С. 79-81.
Расселение национальностей по муниципалитетам Самарской области (по результатам переписи населения 2002 года). – Самара, 2007.
Этнический состав населения Самарской области (по результатам переписи населения Самарской области). – Самара, 2007.