Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное государственное унитарное предприятие Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП «НАМИ») основан 16 октября 1918 г. как первый научно-исследовательский институт в области автомобильной теории и технологии.
История создания и развития НАМИ неразрывно связана со становлением и развитием отечественного автомобилестроения. За годы своей деятельности коллектив института внёс значительный вклад в развитие отечественного автостроения, тракторостроения, автомобильного и авиационного двигателестроения и оказал большое влияние на развитие науки в этих областях.
При непосредственном участии ученых и конструкторов института были созданы, испытаны и поставлены на производство почти все отечественные автомобили, многие двигатели и тракторы – от первых легковых автомобилей и до мощных высокопроизводительных грузовых автомобилей КАМАЗ, МАЗ, КрАЗ, БелАЗ и многих других.
В 1920-1930 гг. на производство были поставлены разработанные в институте первые в стране легковые автомобили НАМИ-1 и НАМИ-2, гусеничные тракторы СХТЗ-НАТИ, первые отечественные троллейбусы, легковой автомобиль особо малого класса КИМ-10, газогенераторные установки для автомобилей и тракторов.
В 1940-е гг. в институте были продолжены работы по созданию унифицированного семейства двух- и трёхосных грузовых автомобилей с двухтактными 4- и 6-цилиндровыми дизелями. В 1950-е гг. в НАМИ были разработаны первые четырехтактные унифицированные 6- и 8-цилиндровые дизели НАМИ-019, послужившие прототипами выпускающихся Ярославским моторным заводом дизелей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.
В начале 1960-х гг. были поставлены на производство разработанные в НАМИ бензиновый двигатель воздушного охлаждения для автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец» и первая отечественная автоматическая гидромеханическая передача для автобусов ЛиАЗ и «Икарус». В 1980-е гг. в институте были созданы образцы экспериментальных автомобилей, двигателей, узлов и агрегатов-прототипов техники 2000-х годов.
Сегодня ФГУП «НАМИ» – это современная научно-исследовательская, опытно-производственная база, которая позволяет решить любую задачу в области исследований, проектирования, построения, разработки и испытаний автотранспортных средств.
История создания и развития НАМИ неразрывно связана со становлением и развитием отечественного автомобилестроения. За годы своей деятельности коллектив института внёс значительный вклад в развитие отечественного автостроения, тракторостроения, автомобильного и авиационного двигателестроения и оказал большое влияние на развитие науки в этих областях.
При непосредственном участии ученых и конструкторов института были созданы, испытаны и поставлены на производство почти все отечественные автомобили, многие двигатели и тракторы – от первых легковых автомобилей и до мощных высокопроизводительных грузовых автомобилей КАМАЗ, МАЗ, КрАЗ, БелАЗ и многих других.
В 1920-1930 гг. на производство были поставлены разработанные в институте первые в стране легковые автомобили НАМИ-1 и НАМИ-2, гусеничные тракторы СХТЗ-НАТИ, первые отечественные троллейбусы, легковой автомобиль особо малого класса КИМ-10, газогенераторные установки для автомобилей и тракторов.
В 1940-е гг. в институте были продолжены работы по созданию унифицированного семейства двух- и трёхосных грузовых автомобилей с двухтактными 4- и 6-цилиндровыми дизелями. В 1950-е гг. в НАМИ были разработаны первые четырехтактные унифицированные 6- и 8-цилиндровые дизели НАМИ-019, послужившие прототипами выпускающихся Ярославским моторным заводом дизелей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.
В начале 1960-х гг. были поставлены на производство разработанные в НАМИ бензиновый двигатель воздушного охлаждения для автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец» и первая отечественная автоматическая гидромеханическая передача для автобусов ЛиАЗ и «Икарус». В 1980-е гг. в институте были созданы образцы экспериментальных автомобилей, двигателей, узлов и агрегатов-прототипов техники 2000-х годов.
Сегодня ФГУП «НАМИ» – это современная научно-исследовательская, опытно-производственная база, которая позволяет решить любую задачу в области исследований, проектирования, построения, разработки и испытаний автотранспортных средств.
Из отчета о деятельности Научно-автомоторного института НТУ ВСНХ за 1925/1926 год. 1925–1926 гг.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-351. Оп. 1-6. Д. 3. Л. 3, 4, 43
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-351. Оп. 1-6. Д. 3. Л. 3, 4, 43
Штатные контингенты и фонд зарплаты института на 1934 год. 1934 г. Таблица.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-351. Оп. 1-6. Д. 16. Л. 1
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-351. Оп. 1-6. Д. 16. Л. 1
Копия устава Государственного Союзного научно-исследовательского и экспериментального автотракторного института (НАТИ).
г. Москва. 1939 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-351. Оп. 1-6. Д. 33. Л. 1–3, 11
г. Москва. 1939 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-351. Оп. 1-6. Д. 33. Л. 1–3, 11
Копия диплома первой степени ВСХВ, присужденного институту Главным комитетом Всесоюзной сельскохозяйственной выставки за создание конструкции машин, внедренных в массовое производство в 1939 г.
г. Москва. 1939 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-351. Оп. 1-6. Д. 34. Л. 1
г. Москва. 1939 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-351. Оп. 1-6. Д. 34. Л. 1
Копия грамоты Президиума Верховного Совета СССР о награждении института орденом Трудового Красного Знамени. г. Москва. 1939 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-351. Оп. 1-6. Д. 41. Л. 1
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-351. Оп. 1-6. Д. 41. Л. 1
Характеристика кандидата в участники ВСХВ 1941 г. Государственного Ордена Трудового Красного Знамени Союзного
научно-исследовательского и экспериментального автотракторного института «НАТИ» НКСМ СССР. 1940 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-351. Оп. 1-6. Д. 48. Л. 1, 4–6
научно-исследовательского и экспериментального автотракторного института «НАТИ» НКСМ СССР. 1940 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-351. Оп. 1-6. Д. 48. Л. 1, 4–6
Модель малолитражного автомобиля КИМ-10 с кузовом НАТИ. Вид сбоку.
1940 г. Фото.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-351.
Оп. 2-1. Д. 1907. Л. 8
1940 г. Фото.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-351.
Оп. 2-1. Д. 1907. Л. 8
Модель малолитражного автомобиля КИМ-10 с кузовом НАТИ. Вид справа и спереди. 1940 г. Фото.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-351. Оп. 2-1.
Д. 1907. Л. 9
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-351. Оп. 2-1.
Д. 1907. Л. 9
Модель малолитражного автомобиля КИМ-10 с кузовом НАТИ.
Вид слева и сзади.
1940 г. Фото.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-351.
Оп. 2-1. Д. 1907. Л. 10
Вид слева и сзади.
1940 г. Фото.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-351.
Оп. 2-1. Д. 1907. Л. 10
Основные работы института, выполненные в 1942–1943 гг. в области автомобилестроения. 1943 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-351. Оп. 1-6. Д. 72. Л. 1, 3
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-351. Оп. 1-6. Д. 72. Л. 1, 3
Экспериментальный автомобиль НАМИ-1. Шасси построено на заводе «Спартак» в Москве. Кузов по проекту НАМИ построен на заводе АМО.
1957 г. Фото.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-351. Оп. 2-1.
Д. 4741. Л. 2
1957 г. Фото.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-351. Оп. 2-1.
Д. 4741. Л. 2
Один из первых образцов автомобиля НАМИ-1.
1957 г. Фото.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-351. Оп. 2-1.
Д. 4741. Л. 4
1957 г. Фото.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-351. Оп. 2-1.
Д. 4741. Л. 4
- Назад
- В начало страницы
- В начало выставки
- На главную
- Далее