Карта сайта
Фронтовой бомбардировщик 103В (Ту-2). Б/д.
Фото с сайта авиару.рф
 103-В (Ту-2) – высокоскоростной дневной (фронтовой) бомбардировщик, моноплан с высокорасположенным крылом. Разработан ОКБ А.Н. Туполева в 1941 г.
  Его бригада с 1939 г. работала над бомбардировщиком, который развивал бы скорость, сравнимую со скоростью истребителя; нес тяжелые бомбы и сбрасывал их в пике. 103-В (В – высотный) – третий прототип этого самолета (первый – «103», второй – «103У»). Самолет строился под новые поршневые моторы М-120 с турбонаддувом ТК-2, но из-за отсутствия их к сроку проект приспособили под 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения М-82А.
  В период испытаний в 1942 г. машина получила официальное название «Туполев второй» (Ту-2). После опыта боевого применения на самолет установили моторы М-82ФН, потом АШ-82ФН, он стал носить бомбы общим весом до трех тонн. В 1941 г. был построен один опытный экземпляр, с 1942 по 1952 г. – 2539 серийных Ту-2.
 
Приказ начальника ЛИИ В.С. Молокова о составе бригады для испытаний самолета Ту-2 № 717. ЛИИ. 1943 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-220. Оп. 3-6. Д. 3. Л. 102


Отчет о результатах испытаний самолета 103 «В» по определению максимальных скоростей по высотам. ЛИИ. 1943 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-220. Оп. 4-1 Д. 16. Л. 3, 16, 19
Стратегический бомбардировщик Ту-4. Б/д.
Фото с сайта topwar.ru
  Ту-4 – стратегический бомбардировщик, моноплан. Построен в ОКБ завода № 156 А.Н. Туполева в 1946-1947 гг. Был копией американского Boeing B-29 «Superfortress», воспроизведенной методом обратной разработки, но с более мощной силовой установкой и вооружением.
  Оснащался четырьмя поршневыми 18-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения АШ-73ТК взлетной мощностью 2400 л.с. (у оригинала – 2200); пятью спаренными пушечными установками
(калибр 23 мм) с дистанционным управлением (у оригинала – 12 пулеметов). В фюзеляже размещалось до пяти тонн бомб, имелась система дозаправки топливом в воздухе.
  Ту-4 стал первым советским дальним бомбардировщиком-носителем ядерного оружия и последним – с поршневыми двигателями. Всего с 1947 по 1952 г. было произведено 1195 (по другим данным 1296) самолетов.
Летные исследования шасси велосипедного типа на самолете Ту-4. ЛИИ. 1952 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-220. Оп. 4-1. Д. 206. Л. 1, 69, 71 об.


Летные испытания самолета Ту-4 с необратимым управлением рулем высоты
и автоматом усилий ОКБ-23. ЛИИ. 1952 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-220. Оп. 4-1. Д. 327. Л. 1, 3, 34, 35
Установка необратимого управления. Схема, фото. ЛИИ. 1952 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-220. Оп. 4-1. Д. 327. Л. 4, 11


  Опадчий Федор Федорович (1907–1996)  заслуженный летчик-испытатель СССР, полковник, лауреат Ленинской премии, Герой Советского Союза.
  Ра­бо­тал лет­чи­ком-ис­пы­та­те­лем в НИИ ВВС, в ОКБ В.М. Мя­си­ще­ва, в ОКБ А.Н. Ту­по­ле­ва. Про­во­дил за­во­дские ис­пы­та­ния опыт­ных порш­не­вых и ре­ак­тив­ных бом­бар­ди­ров­щи­ков Ту-2, Ту-4, Ту-14, Ту-16, Ту-70, Ту-85, ДВБ-102, ДБ-108, М-4, 3М (в том числе на пи­ки­ро­ва­ние), про­вел государственные ис­пы­та­ния бом­бар­ди­ров­щи­ка Пе-2 и его мо­ди­фи­ка­ций. За вре­мя лет­ной ра­бо­ты ос­во­ил свыше 100 ти­пов са­мо­летов.
Бомбардировщик средней дальности Ту-16. Б/д.
Фото с сайта авиару.рф
  Ту-16 (Ту-88) – тяжелый реактивный многоцелевой самолет, моноплан. Разработан ОКБ № 156 А.Н. Туполева в 1952 г. Первый советский дальний бомбардировщик с турбореактивными двигателями и второй в мире серийный самолет этого класса. Оснащался двумя двигателями АМ-3 (тяга на максимальном режиме – 8700 кгс) или РД-3М (9500 кгс). Имел жесткое крыло, которое мало деформировалось в полете.
  Прототип разрабатывался под шифром «88». Сложная задача определения размеров самолета, его аэро-динамической и конструктивной компоновки была решена путем проведения большого числа параметрических исследований, модельных экспериментов и натурных испытаний, выполненных совместно с ЦАГИ.
  В начале 1954 г. Ту-16 поступил в боевой состав ВВС. К серийному производству Ту-16 были подключены Куйбышевский 64-й и Воронежский 18-й заводы. К 1961 г. в Советском Союзе было построено 1507 экземпляров этой машины. Еще около 120 было выпущено по лицензии в Китае, где он назывался Н-6.
  Нормальная бомбовая нагрузка Ту-16 в грузоотсеке составляла до 9000 кг, могли подвешиваться торпеды РАТ-52 или 45-56НТ, морские мины АМД, крылатые ракеты (КС-1 Комета, КСР-2, КСР-5, КСР-11, К-10С). Для обороны имелось 7 пушек АМ-23.
 Моноплан выпускался в различных модификациях, включая бомбардировщик, ракетоносец, заправщик, самолет радиоэлектронной борьбы. 


Отчет по исследованию аэродинамических характеристик модели скоростного бомбардировщика Ту-88. Введение. ЦАГИ. 1951 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-217. Оп. 2-1. Д. 649. Л. 1, 3-5
Общий вид самолета Ту-88. ЦАГИ. 1951 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-217. Оп. 2-1. Д. 649. Л. 20
Модель самолета Ту-88 с крылом № 4. ЦАГИ. 1951 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-217. Оп. 2-1. Д. 649. Л. 24


Отчет по результатам экспериментального определения жесткостных характеристик крыла самолета Ту-16. ЦАГИ. 1953 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-217. Оп. 2-1. Д. 1552. Л. 1-4
Отчет по летным исследованиям радиокомпаса при полетах в сложных метеорологических условиях. ЛИИ. 1956 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-220. Оп. 4-1. Д. 554 Л. 3, 4, 37


Размещение магнитной антенны на самолете
Ту-16. ЛИИ. 1956 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-220. Оп. 4-1. Д. 554. Л. 58

Установка контрольного электростатического разрядника на консоли правого крыла
самолета Ту-16. ЛИИ. 1956 г.
© РГА в г. Самаре. Ф. Р-220. Оп. 4-1. Д. 554. Л. 62