С момента зарождения авиации и до наших дней создание каждой новой модели летательного аппарата остается уникальным экспериментом. Его поведение в воздухе невозможно описать единым уравнением, так как оно будет иметь бесконечное множество неизвестных. Тем величественнее подвиг российских авиаконструкторов и летчиков, самолеты которых стали символами Победы, установили множество рекордов и покорили небо.
В довоенное время развитие отечественного самолетостроения сдерживала слабость материальной части, необходимость поставок из-за рубежа авиационных компонентов. СССР принял меры для увеличения самолетного парка. Решающую роль в завоевании господства в воздухе было отведено Военно-воздушным силам (ВВС) страны. Днем создания военной авиации России считается 12 августа 1912 г., когда начал свою работу Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. В 1918 г. ученым-механиком, профессором Николаем Егоровичем Жуковским был основан Централь-ный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), который занимался конструированием, строительством и испытанием опытных образцов самолетов.
ВВС получили большое развитие в середине 1930-х гг., им отводилась особая роль в увеличении обороноспособности страны. Создавались институты, опытно-конструкторские бюро (ОКБ), основные задачи которых заключались в исследовании летательных аппаратов и их усовершенствовании. Вводились в строй авиационные заводы. В эти годы начинали карьеру Семен Алексеевич Лавочкин, Артем Иванович Микоян, Михаил Иосифович Гуревич, Александр Сергеевич Яковлев, Николай Николаевич Поликарпов, Павел Осипович Сухой, Сергей Владимирович Ильюшин, Андрей Николаевич Туполев и др. Выставка представляет 20 моделей самолетов, созданных в ОКБ этих выдающихся авиаконструкторов.
В 1940 г. на базе подразделений ЦАГИ заработал Институт летных исследований, позднее переименованный в Летно-исследовательский институт (ЛИИ). Он проводил летные исследования самолетов, силовых установок, вооружения и оборудования, принимал участие в испытаниях и доводке опытных образцов авиатехники.
К 1940-1941 гг. бомбардировочная и штурмовая авиация в составе ВВС составляла 51,9 %, истребительная – 38,6 %, разведывательная – 9,5 %. К началу Великой Отечественной войны СССР подошел в стадии перевооружения и перехода на новую технику. Летом 1941 г. страна выпускала более 50 самолетов в день, спустя три месяца – уже более 100. Весной 1942 г. все заводы, эвакуированные из центральных областей за Урал и в Сибирь, полностью освоили производство авиационной техники и вооружений.
В военное время самым стремительно развивающимся типом боевых летательных аппаратов были самолеты-истребители, ставшие воплощением последних достижений в области аэродинамики, конструкции и бортовых систем. Они участвовали в воздушных поединках и завоевывали господство в воздухе, что было бы невозможно без правильной концепции применения авиации, подготовленности летчиков и авиатехников. Новшества, отработанные впервые на истребителях (реактивные двигатели, стреловидные крылья, бустерные системы управления и др.), потом применялись на других типах самолетов.
В послевоенное время ВВС были серьезно модернизированы и укрепили свою научно-исследовательскую, экспериментальную базу, началась активная разработка новаторских моделей. Выявленные архивные документы показывают множество оригинальных конструкций, которые предлагали отечественные изобретатели. Немало проектов было воплощено впервые в мире. К концу 1980-х гг. советские ВВС были мощнейшими на планете, имели в своем распоряжении до 10 000 самолетов.
Выставка демонстрирует прогресс отечественных авиационных технологий в военное и послевоенное время. Каждый раздел посвящен одной из разновидностей боевых самолетов: истребителям, бомбардировщикам, экспериментальным моделям. Основу экспозиции составляют документы из фондов ЦАГИ имени Н.Е. Жуковского и ЛИИ: отчеты о летных испытаниях, различных изменениях конструкции кабины летательных аппаратов, по испытаниям спасательного оборудования, летних костюмов и защитных масок летчиков; отзывы летчиков-испытателей по исследованию самолетов; акты о результатах испытаний; выводы и заключения по результатам полетов и др. Хронологические рамки выявленных документов охватывают период с 1934 по 1960 г.
В довоенное время развитие отечественного самолетостроения сдерживала слабость материальной части, необходимость поставок из-за рубежа авиационных компонентов. СССР принял меры для увеличения самолетного парка. Решающую роль в завоевании господства в воздухе было отведено Военно-воздушным силам (ВВС) страны. Днем создания военной авиации России считается 12 августа 1912 г., когда начал свою работу Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. В 1918 г. ученым-механиком, профессором Николаем Егоровичем Жуковским был основан Централь-ный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), который занимался конструированием, строительством и испытанием опытных образцов самолетов.
ВВС получили большое развитие в середине 1930-х гг., им отводилась особая роль в увеличении обороноспособности страны. Создавались институты, опытно-конструкторские бюро (ОКБ), основные задачи которых заключались в исследовании летательных аппаратов и их усовершенствовании. Вводились в строй авиационные заводы. В эти годы начинали карьеру Семен Алексеевич Лавочкин, Артем Иванович Микоян, Михаил Иосифович Гуревич, Александр Сергеевич Яковлев, Николай Николаевич Поликарпов, Павел Осипович Сухой, Сергей Владимирович Ильюшин, Андрей Николаевич Туполев и др. Выставка представляет 20 моделей самолетов, созданных в ОКБ этих выдающихся авиаконструкторов.
В 1940 г. на базе подразделений ЦАГИ заработал Институт летных исследований, позднее переименованный в Летно-исследовательский институт (ЛИИ). Он проводил летные исследования самолетов, силовых установок, вооружения и оборудования, принимал участие в испытаниях и доводке опытных образцов авиатехники.
К 1940-1941 гг. бомбардировочная и штурмовая авиация в составе ВВС составляла 51,9 %, истребительная – 38,6 %, разведывательная – 9,5 %. К началу Великой Отечественной войны СССР подошел в стадии перевооружения и перехода на новую технику. Летом 1941 г. страна выпускала более 50 самолетов в день, спустя три месяца – уже более 100. Весной 1942 г. все заводы, эвакуированные из центральных областей за Урал и в Сибирь, полностью освоили производство авиационной техники и вооружений.
В военное время самым стремительно развивающимся типом боевых летательных аппаратов были самолеты-истребители, ставшие воплощением последних достижений в области аэродинамики, конструкции и бортовых систем. Они участвовали в воздушных поединках и завоевывали господство в воздухе, что было бы невозможно без правильной концепции применения авиации, подготовленности летчиков и авиатехников. Новшества, отработанные впервые на истребителях (реактивные двигатели, стреловидные крылья, бустерные системы управления и др.), потом применялись на других типах самолетов.
В послевоенное время ВВС были серьезно модернизированы и укрепили свою научно-исследовательскую, экспериментальную базу, началась активная разработка новаторских моделей. Выявленные архивные документы показывают множество оригинальных конструкций, которые предлагали отечественные изобретатели. Немало проектов было воплощено впервые в мире. К концу 1980-х гг. советские ВВС были мощнейшими на планете, имели в своем распоряжении до 10 000 самолетов.
Выставка демонстрирует прогресс отечественных авиационных технологий в военное и послевоенное время. Каждый раздел посвящен одной из разновидностей боевых самолетов: истребителям, бомбардировщикам, экспериментальным моделям. Основу экспозиции составляют документы из фондов ЦАГИ имени Н.Е. Жуковского и ЛИИ: отчеты о летных испытаниях, различных изменениях конструкции кабины летательных аппаратов, по испытаниям спасательного оборудования, летних костюмов и защитных масок летчиков; отзывы летчиков-испытателей по исследованию самолетов; акты о результатах испытаний; выводы и заключения по результатам полетов и др. Хронологические рамки выявленных документов охватывают период с 1934 по 1960 г.
- Назад
- В начало страницы
- В начало выставки
- На главную
- Далее