Карта сайта
Туполев Андрей Николаевич
(1888-1972)
      Советский авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник-инженер, заслуженный деятель науки и техники. Под руководством А.Н. Туполева спроектировано свыше 100 типов самолетов,  70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов. В 1918 г. с отличием окончил Московское техническое училище, участвовал в работе первого в России расчетного бюро. Вместе с Н.Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института. Одним из первых самолетов А.Н. Туполева стал ТБ-1, который отличался высокими летными данными, затем ТБ-3, АНТ-25, «Максим Горький». После Великой Отечественной войны им были спроектированы ТУ-16, гражданский самолет Ту-104. В 1957 г. был разработан межконтинентальный пассажирский самолет Ту-114, в 1969 г. – Ту-144.
Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972), обладатель восьми орденов Ленина (1933, 1945, 1947, январь 1949, декабрь 1949, 1953, 1958, 1968),  орденов Октябрьской Революции (1971), Отечественной войны 1 степени (1943), Суворова 2 степени (1944), Трудового Красного Знамени (1927, 1933), Красной Звезды (1933), Знак почета (1936), Сталинских премий (1943, 1948, 1949, 1952), Государственной премии (1972) и других наград.

Самолет Ту-114

 
     Турбовентиляторный пассажирский самолет, сконструированный в ОКБ-156 А.Н. Туполева на базе бомбардировщика Ту-95. Первый полет Ту-114 совершил 15 ноября 1957 г. Серийное производство организовано на авиационном заводе №18 (ныне ОАО «Авиакор – авиационный завод») в г. Куйбышеве. 24 апреля 1961 г. Ту-114 выполнил первый рейс с пассажирами по маршруту Москва-Хабаровск. Ту-114 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана, конструкция цельнометаллическая. Герметичный пассажирский салон серийных самолётов был рассчитан на 170 мест (в переднем салоне - 41, в среднем - 48, в 16 ряду - 3, в купе - 24 (12 в спальном варианте), в заднем салоне - 54). С 1969 г. все самолёты переоборудовали в 200-местные (в переднем салоне - 47, в среднем - 60, в 19 ряду - 3, в заднем салоне - 90), а некоторые - в 220-местные. На нижней палубе располагались багажные отсеки и кухня, которая  соединялась с буфетом лифтом. Ту-114 был одним из первых дальнемагистральных лайнеров. Он отличался высокой управляемостью и устойчивостью на всех режимах, комфортом для пассажиров. Высокая экономичность позволяла совершать 14-15-часовые межконтинентальные перелёты. По своей эффективности он превзошёл все современные ему самолёты (включая зарубежные) и оставался лучшим в мире на протяжении более 10 лет. Международное признание он получил ещё в период заводских испытаний: в 1958 г. он был удостоен "Гран-при" на Всемирной выставке в Брюсселе,  считался одним из самых безопасных самолётов в мире.
Введение к отчету о летных исследованиях в условиях обледенения на самолете Ту-114.  Отложение льда на консоли и центроплане правой половины крыла в полете, на коках двигателей и консоли крыла. Фото. 1961 г.
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-4. Оп. 2-1. Д. 2391. Л. 9, 71, 72
Отчет о техническом рейсе, выполненном на самолете Ту-114 16-18 марта. Компоновка самолета, краткие сведения о рейсе, меню для пассажиров и членов экипажа, текст информации для пассажиров Ту-114, идущего первым рейсом Москва-Хабаровск. 1961 г.
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-4. Оп. 2-1.  Д. 2700. Л. 3, 4, 42, 92
Материалы эксплуатационных испытаний аварийно-спасательных брезентовых желобов на самолетах Ту-114. Схема. 1964 г.
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-4. Оп. 2-1. Д. 4178. Л. 5, 8
Аннотация к летным испытаниям самолета Ту-114 по определению характеристик устойчивости, управляемости и поведения самолета при имитации самопроизвольной перекладки стабилизатора в режиме захода на посадку. Схема управления стабилизатором. 1970 г.
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-4. Оп. 2-1.  Д. 6870 Л. 1, 43
 
Выводы о результатах контрольных летных испытаний аппаратуры контроля вибрации ИВ-200В на самолете ТУ-114 №76466. Самолетокомплект аппаратуры ИВ-200В. 1970 г.
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-4. Оп. 2-1.  Д. 7231. Л. 9, 12