Карта сайта

Самолет Ту-144


     Советский сверхзвуковой пассажирский самолет, разработанный под непосредственным руководством А.Н. Туполева. Является первым и одним из двух в мире («Конкорд» Франция) типов сверхзвуковых авиалайнеров, которые использовались для коммерческих перевозок. 16 июля 1963 г. вышло Постановление Совета министров СССР №798-271, в котором предусматривалось создание сверхзвукового лайнера с крейсерской скоростью полета 2300-2700 км/ч, практической дальностью 4000-4500 км с 80-100 пассажирами на борту. Строительство первого опытного образца началось в 1965 г. Самолет не имел таких элементов конструкции крыла, как закрылки и предкрылки. Снижение посадочной скорости до 350-400 км/час осуществлялось уникальным для гражданских самолетов способом - при помощи отклоняемого носка фюзеляжа  и выпускаемого переднего крыла. Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 г. на два месяца раньше "Конкорда". Ту-144 также является первым в мире пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер. Самолёт сочетал огромное количество передовых разработок и конструкторских решений, например, убирающееся на время полёта переднее горизонтальное оперение (ПГО), которое позволяло существенно увеличить маневренность и уменьшить скорость при посадке.
Производство самолёта было развернуто на Воронежском заводе № 64.
К моменту отказа от эксплуатации было построено 16 самолётов Ту-144, которые совершили в общей сложности 2556 вылетов, 102 рейса (55 пассажирских), перевезли 3194 пассажира. 
Однако, коммерческая карьера Ту-144 была недолгой. 1 июня 1978 г.
, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, «Аэрофлот» прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Непосредственным поводом для прекращения пассажирских полётов послужила катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д, произошедшая 23  мая 1978 г. под Егорьевском. Более основательной причиной отказа от пассажирской эксплуатации является нерентабельность самолета.
Задний пассажирский салон и кабина пилотов самолета ТУ-144. Фото. 1966 г.
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-4. Оп. 3-1. Д. 1038. Л. 265, 279
 Краткие сведения о макете, схема салона. 1966 г.
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-4. Оп. 3-1. Д. 1038. Л. 7, 225
 Общий вид, средняя приборная доска. 1966 г.
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-4, Оп. 3-1. Д. 1038. Л. 223, 268
Внешний вид самолета. Аварийно-спасательное оборудование. 1966 г.
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-4. Оп. 3-1. Д. 1038. Л. 1, 257
Прибор СТС для измерения и контроля параметров звукового удара при испытательных полетах ТУ-144. Фото. 1975 г.
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-4. Оп. 3-1. Д. 130. Л. 9
Эскпериментальное исследование на моделях характеристик устойчивости  и управляемости самолетов типа ТУ-144. Особенности обледенения. Фото. 1975 г.
© Филиал РГАНТД. Ф.Р-4. Оп. 5-1. Д. 139. Л. 95, 95 об.

Авария самолета  ТУ-144 в Ле Бурже в 1973 г.
 
3 июня 1973 г. ТУ -144 № 77102 разбился во время показательного полета на авиасалоне в Ле Бурже (Франция). Погибли все шесть членов экипажа. Причиной катастрофы считают слишком резкий маневр, который экипаж должен был совершить во избежание столкновения с неожиданно появившимся французским самолетом  "Мираж", который должен был сфотографировать самолет во время полета, а также нарушение системы управления. Несмотря на катастрофу в 1973 г.  самолет был вновь показан на авиасалонах в Ле Бурже в 1975 и 1977 гг.