Масштабные научные и творческие проекты советских ученых часто опережали время, ускоряли и семимильными шагами продвигали научно-технический прогресс. Покорение космоса, использование атомной энергии, создание новых видов техники, сотовой связи, казавшиеся раньше фантастическими проектами, прочно вошло в жизнь и стало обыденным.
На выставке «Уникальные проекты страны Советов» представлены документы по разработке некоторых уникальных видов транспорта, строительной техники, масштабных проектов, многие из которых впоследствии были осуществлены и воплощены в жизнь, некоторые из них не реализованы нигде в мире до сих пор.
На территории Московского Кремля, который является самой крупной сохранившейся и действующей крепостью на территории Европы, находятся уникальные объекты, созданные в прошлом столетии отечественными инженерами и конструкторами. К ним следует отнести звезды Московского Кремля, а также разработку звукового и светотехнического оборудования Госудаственного Кремлевского дворца.
К уникальным строительным сооружениям относятся здания, высотой более 75 метров, при строительстве которых используют нестандартные методы расчета и возведения. В 1947 г., в год 800-летия Москвы, восемь таких зданий было решено возвести в столице. Впоследствии эти здания были названы «сталинскими высотками». К ним относятся: здание МИД на Смоленской-Сенной площади, здания на Кудринской (Восстания) площади, на площади Красных ворот, Котельнической набережной, главное здание Московского государственного университета, гостиницы «Украина» и «Ленинградская». Уникальными проектами являются и строительные краны УБК-3-49 и УБК-5-49, с помощью которых эти высотки были построены.
Одним из грандиозных неосуществленных проектов СССР ХХ в. является переброска части стока северных (сибирских) рек в Казахстан и Среднюю Азию для обеспечения водой засушливых регионов страны. Основная цель проекта состояла в направлении части стока сибирских рек (Иртыша, Оби, Тобола, Ишима и других) в регионы страны, остро нуждающиеся в пресной воде (Казахстан, Узбекистан).
Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире - Байкало-Амурская (БАМ). Более 1000 км пути было проложено в районах вечной мерзлоты и высокой сейсмичности. На трассе пробито восемь тоннелей общей длиной 25,3 км, построено 142 моста, более 200 железнодорожных станций и разъездов, четыре основных локомотивных депо в Нижнеангарске, Тынде, Зейске и Ургале, свыше 60 городов и поселков. Строительство центральной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков - Северомуйский тоннель - был введён в постоянную эксплуатацию только в 2003 г.
Для обеспечения северных регионов нашей страны электроэнергией в конце 1960-х гг. была спроектирована и создана уникальная плавучая гидроэлектростанция «Северное сияние». Она явилась результатом труда коллектива конструкторов ЦКБ-51 «Вымпел» под руководством В.В. Иконникова.
Уникальной является разработка отечественного легкового автомобиля ГАЗ-21 «Волга», созданного в 1956 г. на Горьковском автозаводе группой конструкторов под руководством А.А. Липгарта. Автомобиль воплотил в себе самые современные конструкторские идеи советских инженеров, создавших один из самых востребованных автомобилей, который пользовался заслуженным успехом не только в СССР, но и во многих станах мира.
Самолет ТУ-114, разработанный в ОКБ-156 в 1957 г. под непосредственным руководством А.Н. Туполева, был удостоен «Гран-при» Брюссельской выставки, которая проходила под девизом «Человек и прогресс». Серийное производство самолета было организовано на авиационном заводе № 18 (ныне ОАО «Авиакор – авиационный завод») в г. Куйбышеве (ныне Самара). Мировое признание он получил как самый безопасный пассажирский самолет и удерживал это лидерство на протяжении более 10 лет.
Уникальным по своей конструкции является пассажирский сверхзвуковой самолет ТУ-144, также спроектированный в ОКБ Туполева. ТУ-144 стал первым в мире пассажирским самолетом, преодолевшим звуковой барьер.
Мировое признание получили советские суда на подводных крыльях типа «Ракета», «Метеор», «Комета», экранопланы «Орленок» и «Морской дракон», разработанные в ЦКБ по судам на подводных крыльях под руководством Р.Е. Алексеева. Первые в мире суда на подводных крыльях, серийно производившиеся на заводе «Красное Сормово» экспортировались во многие страны, включая Францию, Англию, Италию, ФРГ, США, Индию, Пакистан, а СССР стал обладателем самого большого в мире флота судов на подводных крыльях.
- Назад
- В начало страницы
- В начало выставки
- На главную
- Далее