Скопинцева Екатерина Александровна – 1 место
9 «Б» кл., ГБОУ СОШ №1 г.о. Чапаевск
Введение
Актуальность темы исследования диктуется, в первую очередь, характерным для современного этапа интересом к изучению вопросов истории Великой Отечественной войны. Кроме того, представленная тема исследует важные научные вопросы истории Чапаевска, что особенно актуально в русле процесса локализации исторической науки. В представленном исследовании рассматривается вклад тружеников тыла города Чапаевск с момента начала Великой Отечественной войны и до её окончания.
Трудовой вклад населения Чапаевска в годы войны мало освещен в исторической науке, поэтому рассматриваемая работа не просто является актуальной на данном этапе исследований, но и вносит определенные коррективы в картину современных представлений о вкладе города Чапаевска в войне с германским фашизмом.
Объектом исследования является вклад тружеников тыла г. Чапаевска в победу над фашистской Германией.
Предмет изучения – образовательная, культурная, медицинская деятельность трудящихся в городе в военное лихолетье.
Хронологические рамки исследования включают период с июня 1941 г. по май 1945 г.
Территориальные рамки охватывают город Чапаевск Самарской области. В его черту входили бывший поселок Иващенково, а также бывшие села Титовка, Губашево, Большое Томылово и построенные уже при советской власти пригородные поселки – Нагорный и Садово-Дачный.
Целью данной работы является изучение вклада тружеников тыла города Чапаевска в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. поанализировать образовательную, медицинскую и социальную деятельность трудящихся в городе в военное лихолетье;
2. изучить культурную деятельность трудящихся в городе;
3. показать значение деятельности тружеников тыла в решении продовольственных проблем снабжения фронта в рассматриваемый период;
4. выделить и проанализировать решение кадрового вопроса в городе.
Методическую основу исследовательской работы составляют принципы научной объективности и историзма.
На основе цивилизационного подхода автор показал значение деятельности тружеников тыла в разгром врага. Данный подход помог ярче раскрыть трудовой героизм работников города Чапаевска. Сравнительно-исторический метод позволил проанализировать численность тружеников тыла в образование, культуре и медицине в сравнении с довоенными годами, а также сопоставить динамику на разных этапах войны. Статистический метод дал возможность определить эффективность последовательно проводившихся мер по наращиванию кадрового состава в городе. Кроме того, данный метод позволил установить количественные, половозрастные и профессиональные изменения в составе рабочего класса военных предприятий, проследить динамику его уровня жизни и социально-бытового обеспечения. Описательный метод дал возможность соединить в единую картину весь объем исторических фактов и событий, касающихся работы тружеников города Чапаевска, сделать выводы по поставленным автором вопросам исследования. Также был использован метод устной истории. Особая значимость этого способа исследования заключается в том, что он позволяет выявить личную оценку изучаемых явлений, которая во многом расходится с официальной точкой зрения, выраженной в опубликованных материалах.
Источниковая база исследовательской работы делится на несколько групп:
1. неопубликованные архивные документы и материалы;
2. материалы опубликованных сборников документов и хроник событий;
3. местные периодические издания.
Глава 1. Образовательная и культурная деятельность трудящихся в городе в военное лихолетье.
В нашей победе над врагом в годы Великой Отечественной войны большое значение имела наука, образование и воспитание. Просвещение, наука и культура военных лет, как и прежде, базировались на деятельности школы [42; 225-227]. Школа не только осуществляла подготовку грамотных кадров для армии и народного хозяйства, но и стала центром, мобилизующим учащуюся молодежь на помощь фронту и тылу. В городе Чапаевске придавали большое значение образованию подрастающего поколения [17].
В военных условиях советской школе предстояло продолжить работу, намеченную советским правительством. Со всеми сложными задачами советские учителя успешно справились [3].
В городе имелось 14 школ: из них 2 средних, 4 – неполно-средних, 8 – начальных, также здесь находился 1 техникум, 1 ремесленное училище и 2 школы ФЗО [23]. Ежегодно военную подготовку проходили свыше 7,5 тыс. учащихся. В школах была организована специальная подготовка военных профессий. За 1943 год обучено 139 телефонистов и 187 радистов[17; 4]. Хорошими военруками в нашем городе были Алитов и Горлеков. Они грамотно и умело проводили занятия и пользовались большим авторитетом, как среди учащихся, так и среди учителей. Лучшими по военной подготовке были школы №1, 2 (директора Авдющева и Савельева). В учебных заведениях проводились занятия по тактике, огневой и лыжной подготовке. С сентября 1941 года в школах заметно возросли военно-физические показатели. Успеваемость была 100% [5]. Внимание учащихся акцентировалось на героическом прошлом, выдающихся творениях российской литературы, искусства, науки. Учительница школы №1, тов. Пестрякова, очень хорошо связывала с современностью свои уроки. На занятиях по литературе педагог рассказывала о величайшем подвиге советского народа.
Тов. Атякшева, инструктор ГОРОНО, говорила, что дело школы состоит в помощи фронту [21]. За 1942 год сдали в фонд обороны 5274 рубля. Собрали средства на самолет «Юный пионер» 9762 рубля. За годы войны учителя совместно со школьниками сдали огромное количество теплых вещей для военнослужащих Красной армии. Школьники активно работали на сельскохозяйственных работах и выполняли план на 198%. Тов. Сиюянеева, директор детского дома, отмечает незаменимую помощь детей в бытовых вопросах: колка дров бабушкам, помощь женщинам.
Острой проблемой в годы война стала нехватка педагогического коллектива. Только за 1941-1942 гг. штат сократился на 30%. Учителя оказались в крайне тяжелом положении в сравнении с рабочими заводов, которым выдавали суточную норму хлеба в размере 700 граммов, против учительских 300 [27]. Одним из лучших учителей в городе был Бабушкин И.И., преподаватель физики средней школы № 2, пользующийся исключительной любовью и авторитетом среди учеников и коллектива учителей. Он говорил, что не знает плохих детей, что есть неумелые учителя. Тот учитель, который откажется исправить шалуна или грубияна, признает свою педагогическую беспомощность. Он часто использовал приборы, сделанные его учениками на уроках, показывал опыты, проводил день и ночь с детьми [9]. Иван Иванович относился к ребятам с большой любовью, для многих он стал и отцом, и матерью. На каждом занятии он показывал связь теории с практикой, через свой предмет, прививая чувство патриотизма [39; 50].
В кружке юного техника был ученик, который не ходил в школу. Однако после знакомства с Бабушкиным стал круглым отличником. Много бесед провел Иван Иванович с учениками о долге, чести, о верности и дружбе, о качествах советского человека. Его труд ученик Федор Петряев охарактеризовал следующим образом: «Ваши беседы, проводимые по вечерам, в свободное от уроков время, советы дали мне очень многое… Вот уже прошло три года, а этот маяк светит с прежней силой».[8]
В личном дневнике И.И. Бабушкин охарактеризовал свое педагогическое мастерство так: «Руководство техническим кружком требует от учителя хорошей ориентировки в ряде практических вопросов… Я постепенно овладевал мастерством творения. Однако из этого следует, что в этом деле я достиг совершенства? Нет. Наоборот, чем больше у меня накапливается опыта работы по воспитанию и обучению детей, тем больше убеждаюсь в том, как много нужно учиться, чтобы быть педагогом в полном смысле этого слова…». [7]
Нелегкий труд в годы войны лег на плечи учителей-женщин. Учащимся надо было давать не только прочные знания, но и окружать их подлинно материнской заботой, так как у многих родители были призваны в Красную Армию. Примером для всех были учителя: Надежда Афанасьевна Герасимова, Мария Федоровна Кармелюк, Анна Федоровна Ларина и многие другие, которые, несмотря на огромную нагрузку в школе, находили время проводить массово-политическую работу среди населения, были частыми гостями в госпиталях. Всегда с большим нетерпением ожидали их прихода раненые бойцы и командиры. Также педагогические работники совмещали работу в школе с трудом на различных предприятиях [6].
Решение большинства вопросов, связанных с нехваткой рабочих рук на производстве, производилось благодаря оперативной подготовке специалистов техникумов и ремесленных училищ города. В 1942 г. в техникуме обучалось 415 человек, которые совмещали учебу с работой. В годы войны не хватало преподавателей, поэтому основными учителями были передовики и труженики заводов и полигона. Также помощь оказывал индустриальный институт, который в годы войны был переведен из города Куйбышева.
Ремесленное училище в городе тоже наравне с техникумом готовило первоклассных специалистов, требующихся на военно-промышленные предприятия. В 1943 г. в ремесленном училище училось 720 человек, успеваемость которых была равна 92,3%. Ребята также учились и совмещали, работая на производстве и выполняя норму на 150-180%.
При школах без отрыва от учебы готовили медсестер. В школе №1, где директором была Савельева, обучение девушек-десятиклассниц вели ведущие хирурги города – Петр Тихонович Задиранов, Александр Алексеевич Мухин. За год было подготовлено 38 молодых специалистов. Ни на минуту не угасала в городе и культурная жизнь. [2]
Великая Отечественная война с немецко-фашистскими захватчиками предъявляла труженикам советского тыла требование перестроить свою работу в интересах фронта. Под это требование подпадали и учреждения культуры [16].
Особую роль в культурном просвещении граждан имел Дворец культуры. В нем работали хоровые кружки, клуб и театр. В первые годы Великой Отечественной войны штат работников культуры был сокращен на 30%. В городском театре из 32 человек 9 работников были мобилизованы на фронт. В Доме пионеров из 15 тружеников 5 были переведены на заводы. За 1944 год театром поставлена одна постановка, которая пользовалась большим интересом у граждан. Дворец культуры и филиалы систематически оформляются в соответствии с текущими политическими задачами. В летнее время около ДК и филиалов были установлены карты и вывешивались сводки информбюро. Выпущено за 1942 год 11 номеров фотохроники по оборонной тематике. Изготовлено за этот период 10 выпусков тематических световых фото-кино газет: «Крылатая юность», «Народное ополчение», «Работа домохозяек в дни Отечественной войны», «На призыв вождя» и т.д. [17]
За годы войны в культурно-просветительских учреждениях города прочитано огромное количество лекций и докладов. Только за 1942 год было прочитано 585 лекций в госпиталях, общежитиях, во Дворце культуры, Доме культуры, в школах, на заводах, проведены выезды с художественной самодеятельностью – 29, шефских концертов – 20, специальных мероприятий во Дворце культуры – 11 (спектаклей, концертов, киносеансов). Перед широкой публикой выступили стахановцы заводов, двухсотники, трехсотники, представители отдела культуры, военкомата, медицинские работники и другие. Несмотря на трудности военного времени, граждане постоянно посещали библиотеку, ходили в кино. За 1942 год кино посетило 253690 тысяч граждан из них 45555 тысяч детей.
Так же активно в городе развивалась и периодическая печать. С 1942 года местная газета перестраивается на рельсы военного времени. Начинают освещаться вопросы патриотизма, самоотверженности труда стахановцев, также освещается животрепещущая тема о замене ушедших мужчин на фронт женщинами. В газете «Чапаевский рабочий» постоянно освещается жизнь города и деятельность предприятий. «Стахановцы – верные помощники Красной Армии», «Теплые вещи Красной Армии», «Лучшие люди на производстве» и много других тем. Типография располагалась в одноэтажном здании на привокзальной площади. Работало в ней человек 30. Выпускали этикетки для военной продукции заводов, а также печатали заводские многотиражные газеты «Коллективный организатор» (завод №102), ответственный редактор В. Камаровская, «Стахановец» (завод №309) и «Рабочая трибуна» (завод №15), выходившие раз в неделю. но основной задачей был выпуск городской газеты «Чапаевский работник». Газета выходила пять раз в неделю: вторник, среда, пятница, суббота и воскресенье. Часто были перебои с поставкой бумаги. Тогда из горкома партии обзванивали все заводы и привозили все, что осталось, даже оберточную бумагу. Порой один тираж газеты выходил на бумаге разного цвета. Выработка в военные годы по сравнению с 1937 г достигла отметки 117,7 % на человека. [45; 9]
Оттиск номера газеты сначала читал редактор, который чаще всего сидел в типографии, а не в редакции на ул. Пионерской 12. Он подписывал номер только после утверждения цензором. Нередко за блестящую работу работники редакции получали материальное поощрение. В 1944 году редактора газеты «Чапаевский рабочий» перевели в Москву за выдающийся труд.
Огромное значение в городе отводилось физическому воспитанию. За 1943 год проведено 10 спортивно-массовых мероприятий. Только в лыжном кроссе участвовало 4471 человек. Также проведены соревнования по метанию гранат и штыковому бою. Задействовано было 4937. В летний период 1943 года сформировались 5 секций: волейбольная, гимнастика, спортивно-игровая акробатика, штанга и метания гранат, которые проработали еще долго в послевоенное время. Организовано спортивное сообщество «Смена».
За 1942 год состоялось 14 товарищеских встреч по футболу между командами г. Чапаевска и Куйбышева. Большой приоритет отводился подготовке спортивных учреждений, физкультурных баз. За 1941-43 года Чапаевским военкоматом подготовлено 441 ч. автоматчиков, 361 ч. стрелков, 100 ч. парней и 40 ч. девушек снайперов, 100 ч. истребителей танков. В 1944 г. были открыты курсы медсестер. За истекший год обучение проходило 120 девушек. [20]
Огромное значение в военные годы имели кружки. Большую работу вёл кружок при НСШ №8, которым руководил военрук А.А. Гребенкин. В программе занятий значились элементы технического черчения, вопросы физики, знакомство с расчетами и составлением проектов для изготовления возможных деталей. Кружковцы держали тесную связь со взявшим над ними шефство предприятием №9. Это позволяло разнообразить работу в кружке.
В детском доме №84 была широко развернута работа кружков, в которые с большим желанием записывались ребятишки. При Дворце Культуры в период войны работало более 10 кружков: рисования, изучения истории живописи. Участвуя в конкурсе 27 из 100 картин заняли 1 место, 16 картин послано в Москву. Огромный вклад в развитие искусства внес Булгаков А.И. Он возглавлял кружок юного натуралиста. При Доме пионеров действовал столярный кружок под руководством Глухарева А.И. В годы войны действовал кружок рукоделия, кукольный, балетный и хоровой [9; 6]. Также при общежитиях работали следующие кружки: литературный, хоровой, акробатический, драматический. В Доме пионеров работали кружки: драматический, хоровой, акробатический, ИЗО, авиамодельный и другие [37]. Драматический кружок выступал с пьесой Гайдара в ДК, госпитале, на городском активе «Тимур и его команда», «Подвиг», «Русская душа», «Таня революционерка».
Очень важное значение имела демонстрация патриотических фильмов. Например, показ фильма "Сталинград", шедший 2 недели в 1943 году, способствовал росту гражданственности среди населения.
Особое значение на заводах отводилось изучению политических трудов. В 1943 году на заводе №102 организовывалась работа по тщательному разбору книги Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза». На изучение отводился целый день – пятница. Также на заводе организовывались две группы вечерних школ для взрослых по повышению своего образования. Одна группа с 5 по 7 класс, другая с 8 по 11 класс.
Радио играло огромную роль в жизни людей, так как оно являлось источником информации. Радиоузел транслировал передачи из Москвы и Куйбышева с 7 до 23 часов ночи. До войны в городе было 4100 радиоточек, а во время войны увеличилось на 400. По радио освещалась работа лучших агитаторов, вопросы о народном ополчении и т.д. В городе работало 25 радиокорреспондентов [27].
Таким образом, вся образовательная и культурная жизнь города была направлена на формирование единой цели – победить захватчиков, искоренить фашистскую идеологию во всех её проявлениях. Труд работников образования и культуры имел важное значение в деле Великой победы. Многие учителя за свое самоотверженное служение делу просвещения были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Глава II. Медицинская и социальная работа тружеников тыла в период войны
Вероломно начатая фашистами война, которая вошла в историю как самая ожесточенная и кровопролитная, не позволила завершить намеченные планы. Основное внимание руководства медицинской службы было направлено на осуществление быстрейшего развертывания медицинских частей. В годы Великой Отечественной войны медицинские учреждения города Чапаевска развернули большую помощь по лечению раненых бойцов, прибывших с фронта. Для них было открыто два госпиталя. Нужна была медицинская помощь и работникам промышленных предприятий. Были открыты две медико-санитарные части, одна на улице Железнодорожной, другая на улице Ленина.
К началу войны отмечался значительный недокомплект медицинского состава, особенно таких категорий, как врачи-специалисты, и, в первую очередь, хирурги, операционные сестры, санитары, санитарные инструкторы [12].
В 1943 году в городе было 4 больницы с общим количеством коек – 410. За год в больницы поступило 11082 человека. Как и на производстве, люди трудились от заката до рассвета, только ответственность была намного больше, так как работали не с машинами, а с живыми людьми.
За 1943 год вызовов врачей на дому было 8140 из них 3238 детских. Скорая помощь выезжала 2163 раза. За этот же год принято родов – 943, сделано абортов – 641, из них 30 криминального характера, на которые завели уголовные дела. За 1944 год родов принято – 938, из них преждевременных – 65, 20 родились мертвыми, 21 ребенок умер, абортов – 714, разрешено врачами – 75, 639 – вне медицинского учреждения, на 62 женщин заведены уголовные дела. Большое количество абортов еще раз подтверждает тяжелую обстановку военного времени в городе [13].
В октябре 1943 года в городе работала бригада Горьковского института гигиены труда и профзаболеваний под руководством научного руководителя института и главного токсиколога управления Наркомздрава РСФСР, профессора Марцинковского. Она проводила обследование работы медико-санитарных частей заводов Чапаевска особенно завода №102, где производились боевые отравляющие вещества. В заключительном акте было отмечено, что «медсанчасть каждого из заводов живет своей жизнью. При наличии в городе трех заводских стационаров с литерными отделениями, завод №102 более силен по линии окулистической и лабораторной помощи, №15 – по линии рентгенологической и терапевтической помощи, завод № 309 – по линии хирургической помощи». Медсанчасть завода №102 возглавлял толковый и вдумчивый врач Мещерякова, но, как врач выпуска 1943 года, она лишена была соответствующего опыта в вопросах токсикологии и организации здравоохранения.
В заключении бригады Горьковского института под руководством врача С.М. Айзенберга и химика М.А. Плаксиной с марта по май 1944 года была отмечена положительная тенденция в работе с профессиональными заболеваниями на заводах Чапаевска.
На протяжении всей войны активно действовал Всесоюзный комитет помощи по обслуживанию больных и раненых бойцов и командиров Красной Армии, оказавший медицинской службе огромную помощь. Широкое развитие получило донорство. Доноры Куйбышевской области своей крови для раненных бойцов в 1941 – 750 литров, в 1942 – 4355 литров, а в 1943 – 8483 литра. В городе Чапаевске М.В. Засухина за годы войны сдала 14 литров крови.
Основная и подавляющая специальность наших госпиталей была хирургическая, тем не менее, во всех госпиталях врачи при лечении раненых при активном оперативном вмешательстве никогда не забывали про сопутствующие травме терапевтические заболевания, которые подвергались лечению одновременно с ранениями.
В городе Чапаевске было 3 госпиталя (№1860, 3726, 5910), имеющих важное значение. Лечебное заведение №3276 имело 400 коек, шефство над ним было возложено на завод №15 и Хворостянский район, медицинское учреждение №5910 обладало большой вместимостью и располагало 850 койками. Помощь в снабжении возлагалась на заводы №309 и 102 [39; 390].
В госпиталях широко практиковалось проведение встреч учащихся школ с ранеными бойцами. Учащиеся школы №1 и классный руководитель 8-А класса М.Б. Кульчинская часто рассказывали бойцам о великих полководцах, о героях Отечественной войны 1812 года. Также большую помощь оказывали госпиталям предприятия. В дни празднования 27 годовщины Красной Армии сотни трудящихся нашего города посетили госпитали, где находились фронтовики. От всего сердца благодарили раненые бойцы своих шефов, «они принесли нам много радости и веселья, заботу о нас мы не забудем никогда и, вылечившись, пойдем и разгромим ненасытного врага».
В 1942 году все госпитали обеспечены газетами из расчета по 1 экземпляру на 10 человек. Каждый госпиталь имел свою библиотеку, но так как книжный фонд был ограничен, то через органы народного образования был организован сбор книг. Собрано свыше 400 книг [45; 5].
Огромное значение имел наш город в обеспечении инвалидов протезами. За 1942 год в городе обеспечено протезами 250 человек. Выявлено по госпиталям подлежащих протезированию в течение января 257 человек, которые еще лечатся, и им уже подготавливаются протезы на Куйбышевском протезном заводе. Для удобства протезирования все подлежавшие протезированию раненные больные были сосредоточены в одном госпитале. Так как кадровый вопрос со специалистами стоял очень остро и здравоохранению города постоянно требовались квалифицированные кадры, непрерывно проводились во всех госпиталях плановые занятия и конференции по повышению квалификации. Предлагались курсы усовершенствования врачей по хирургии. Обучались все врачи, не имеющие хирургической подготовки. Курсовыми мероприятиями охватывался и средний медперсонал.
Большое внимание в городе отводилось ликвидации эпидемических заболеваний. Вакцинация населения проходила, но была непостоянной из-за войны. Также большое значение отводилось постройке бань в городе и дезкамер. В городе имелось 7 парикмахерских, баня на 40 мест и еще одна строилась очень медленно в поселке Титовка.
Огромное значение в городе отводилось работе Красного Креста. В городе за период войны имелось 140 первичных организаций, 62 организации созданы в 1945 году. Всего подготовлено было 72 медсестры, 270 санинструкторов. Также подготовлено 75 инструкторов-общественников и 80 председателей первичных организаций Красного Креста. Также в течение всей войны краснокрестовским активом проводилась огромная работа по обследованию санитарного состояния жилых дворов, учреждений и детских садов. [28]
Работа выдающихся медиков города была отмечена 15 февраля 1944 года грамотами и премиями. Награждены: П.Т. Задиранов – заведующий хирургическим отделением санчасти №5. Также огромное значение в хирургическом деле в годы Великой Отечественной войны проявил А.Я. Голомидов, который оперировал одновременно до 5 человек. За самоотверженный труд был награжден доктор медицины М.М. Иванов, проводивший сложнейшие операции, длившиеся по 18 часов. Большой вклад в развитие здравоохранения внесла врач-токсиколог Бояршинова Е.А., которая работала непрерывно 36 часов в течение 3 дней. Огромный вклад самоотверженностью своего труда внесла старшая медсестра Патрищева Т.А. [40; 112]
Неоценимый вклад в развитие городского здравоохранения внес хирург высшей квалификационной категории Исаева А.Н. В тяжелейших условиях работал и врач Пешехонов А.Ф. На протяжении всей войны его отделение обслуживало 200 больных. В организации бесперебойной работы транспорта скорой помощи посодействовал фельдшер Палькова Л.В. Врач Запруднова, хорошая общественница, проводила конференцию со средним медицинским персоналом. [41]
В годы войны медсанчасти сформировались как органическая, составная часть предприятия, своеобразный «цех здоровья». Во многом благодаря деятельности медсанчастей с середины 1942 г. заболеваемость рабочих на крупнейших предприятиях города стала снижаться. В городе Чапаевск этой работой заведовали медсестры Шевцова, Котельникова, Шелкова. [34]
Многие чапаевские медики были призваны на фронт, где самоотверженно, нередко под огнем противника, спасали жизнь раненым и контуженым воинам, проявляя мужество, свято исполняя врачебный долг. Об одном из них стоит рассказать подробнее. Василий Сергеевич Целых, окончивший в 1938 г. Куйбышевский медицинский институт, несколько месяцев проработал в городской больнице и был призван в ряды Красной Армии. Служить начал в Латвии в составе 67-й стрелковой дивизии, а закончил в Праге. На родину вернулся в конце 1945 г. За храбрость и мужество удостоен орденов Отечественной войны IIстепени, Красной Звезды, медали «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», юбилейных медалей. В общей сложности Василий Сергеевич отдал делу здравоохранения 48 лет [31].
Также наряду с медицинским обслуживанием в городе было развито социальное обеспечение граждан. За семь месяцев 1944 года Чапаевский отдел социального обеспечения выдал инвалидам войны 55000 единовременного пособия. Им выдано также 8177 метров различной мануфактуры, 309 пар кожаной обуви, 207 пар резиновых галош, 63 пары валенок, около 100 метров сукна и 143 хлопчато-бумажных костюма. За тот же период выдано 1096 м³ дров, отремонтировано и предоставлено вновь 100 квартир [1].
Инвалидам отечественной войны предоставлялось право овладеть профессиями по швейному и сапожному делу, курсы шоферов, пчеловодства и счетоводов. Также многие обучались профессиям бухгалтеров и юристов.
На протяжении всей войны постоянно оказывалась помощь семьям военнослужащих. За 1943 год семьи получили 81 га земли под индивидуальные огороды. Было выдано семян картофеля в размере 900 кг, 600 кг фасоли, 183 кг проса. Также проведены воскресники, а заработанные деньги вносились в фонд помощи семьям в размере 121928 руб. Проведены мероприятия по подготовке к зиме. Отремонтировано 517 квартир, выделено 1480 м³ дров [10].
Большой проблемой, которую поставила война перед социальными службами города, была детская беспризорность и безнадзорность. За 2-ю половину 1941 года в Чапаевске было задержано 82 человека безнадзорных и 14 беспризорных ребят. Такая обстановка в городе еще раз подтверждает тяжелое положение семей в начале войны.
Проанализировав роль тружеников медицины и социальной работы в городе, пришли к выводу: мы должны гордиться тем, что в годы Великой Отечественной войны и в её самый тяжелый начальный период медицинская служба оказалась на высоте своего призвания и в лечении раненных, и непосредственных боях с фашистами.
Заключение
Труд работников образования и культуры имел важное значение в деле Великой Победы. Учащимся надо было давать не только прочные знания, но и окружать их подлинно материнской заботой, так как у многих родители были призваны в Красную Армию. Они целиком отдавали себя детям, вместе с ними делили все лишения и скупые радости. Многие учителя за свое самоотверженное служение делу просвещения были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» В период Отечественной войны работа культурных учреждений играла огромное значение в помощи фронту. Сотни тысяч советских работников культуры своим искусством мобилизовывали бойцов фронта, тружеников тыла на быстрейший разгром врага.
Медицинские работники в городе блестяще выполняли свой долг по восстановлению и лечению больных. Помимо работы в госпиталях и больницах тружениками здравоохранения была организована большая работа по сбору денег и вещей для фронта.
Также наряду с медицинским обслуживанием, в городе было развито социальное обеспечение граждан. Неустанную заботу проявляло советское общество об инвалидах Отечественной войны. В городе для них были открыты специальные магазины и столовые, где отоваривали хлебом при предъявлении специальных социальных карточек. Несмотря на тяжелое военное время, работа оздоровительных лагерей в городе не прекращалась ни на минуту. В 1943 году детские оздоровительные учреждения посетили 1685 человек. Санаторий за тот же промежуток времени посетило 340 ребят.
Таким образом, в борьбе с фашизмом за свободу и независимость Отечества трудящиеся здравоохранения, культуры и образования проявили огромную творческую силу, профессионализм и бескорыстность в отважном служении своему народу.
Список использованных источников и литературы
Источники
1.Авдюшева А. В лагере детского дома// Чапаевский рабочий. 1944. 16 июля.
2.Будущие медики// Чапаевский рабочий. 1943. 6 марта.
3.Важнейшая задача средней школы// Чапаевский рабочий. 1945. 7 февраля.
4.Воспитанники учителя Бабушкина// Чапаевский рабочий. 1944. 23 декабря.
5.Дрынина Н. Начались проверочные испытания в школе// Чапаевский рабочий. 1943. 21 мая.
6.Весенние каникулы в школе// Чапаевский рабочий. 1943. 28 марта.
7.Киршина К. Жизнь-подвиг// Волжская коммуна. 1944. 24 декабря.
8.Лаписова С. Высокое призвание// Комсомольская правда. 1944. 17 августа.
9.Суслов А. Школа перед севом// Чапаевский рабочий. 1943. 25 апреля.
10.Савельева Л. Школьники на полях// Чапаевский рабочий. 1944. 16 июля.
11.Савельева Л. Замечательный педагог// Чапаевский рабочий. 1944. 20 декабря.
12.СОГАСПИ. Ф.1871. Оп.1. Д.14. Л.40
13.СОГАСПИ. Ф.3533. Оп.1. Д.4а. Л.2-7.
14.СОГАСПИ. Ф.3074. Оп.1. Д.2. Л.2.
15.СОГАСПИ. Ф.448. Оп.1. Д.77. Л.96.
16.СОГАСПИ. Ф.448. Оп.1. Д.57. Л.4.
17.СОГАСПИ. Ф.46. Оп.1. Д.193. Л.4.
18.СОГАСПИ. Ф.46. Оп.1. Д.129. Л.44.
19.СОГАСПИ. Ф.46. Оп.1. Д.143. Л.5.
20.СОГАСПИ. Ф.46. Оп.1. Д.143. Л.4.
21.СОГАСПИ. Ф.2761. Оп.2. Д.8. Л.57.
22.СОГАСПИ. Ф.46. Оп.1. Д.129; Д.143; Д.193; Ф. 2761. Оп.2. Д.8.
23.СОГАСПИ. Ф.46. Оп.1. Д.193. Л.1.
24.СОГАСПИ. Ф.46. Оп.1. Д.129. Л.28.
25.ЦГАСО. Ф.Р-54. Оп.8. Д.33; Д.34; Ф.Р-1260. Оп.18. Д.6. Л.5.
26.ЦГАСО. Ф.Р-54. Оп.8. Д.34. Л.70.
27.ЦГАСО. Ф.1260. Оп.18. Д.6. Л.5.
28.ЦГАСО. Ф.3681. Оп.2. Д.7. Л.1-3.
Литература
29.Взрывчатые вещества, пиротехника, средства инициирования в послевоенный период. Люди, наука, производство. М.-СПб: Гуманистика, 2002.
30.Военно-промышленный комплекс Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Сб. док. и мат./ Сост.: В.В. Алексеев, Г.В. Галыгина, О.В. Зубова, К.А. Катренко, Н.А. Локтева; науч. ред. Л.В. Храмков. Самара: ФГУП «Самарский дом печати», 2005.
31.Великой Победы. О Чапаевском заводе №309 в годы Великой Отечественной войны/ М. Белова. Чапаевск. 2005; Чапаевский опытный завод измерительных приборов (1934-1999). Чапаевск, 1999.
32.Город Чапаевск. Историко-экономический очерк. Куйбышев, 1988.
33.Есть у биографии начало, нет у биографии конца. (История Сергиевского завода взрывчатых веществ). Историко-экономический очерк. – Чапаевск, 2001.
34.Здесь тыл был фронтом (1941-1945 гг.) Сб. док. и матер./ сост. Ю.Е. Рыбалко, А.А. Буданова. А.Г. Удинцев, А.Ф. Ярыш, А.Н. Завальный. – Самара: Парус, 2000.
35.Из справки областного управления НКВД о борьбе с детской безнадзорностью в IVквартале 1941 г.// Самарское Поволжье в XXвеке. Документы и материалы. Изд-во Самарского научного центра РАН; 2000. С.414
36.Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Документы и материалы/ сост. Ф.П. Захарова, П.И. Калашникова и др., - Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1966; Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Документы и материалы/ сост. Ю.Е. Рыбалко, А.А. Буданова. – Самара: Изд-во «Самарский дом печати». 1995.
37.Пономаренко И.В. Маленький город для великой победы// Чапаевский рабочий. 2010. 28 мая.
38.Резников А.И. Учитель физики – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1950. С.50
39.Самарское Поволжье в XXвеке. Документы и материалы/ сост. Л.В. Храмков. Изд-во Самарского научного центра РАН; 2000 г.
40.Сыркин В.А. Детские дома Поволжья в годы Великой Отечественной войны// Патриотический подвиг трудящихся Поволжья в годы Великой Отечественной войны. – Куйбышев, 1985. С.112
41.Храмкова Н.П. Куйбышевская область в первый период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Хроники событий// Патриотический подвиг трудящихся Поволжья в годы Великой Отечественной войны. – Куйбышев, 1985. С.3-25.
42.Храмков Л.В. Самарский край в истории России. Учебное пособие по Самарскому краеведению для средних общеобразовательных учебных заведений. Самара, 2005. С.244-245
43.Храмков Л.В. Край Самарский/ Л.В. Храмков, Н.П. Храмкова – Куйбышев: Кн. изд-во, 1988.
44.Учитель И.И. Бабушкин// Чапаевский рабочий. 1948. 10 декабря.
- Назад
- В начало страницы
- В начало выставки
- На главную
- Далее